А
Алексей К.
Гость
Здравствуйте. Лично мне кажется, что духовная жизнь для меня совершенно невозможна.
Я читал разнообразную духовную литературу. Везде пишут примерно одно и тоже. Из этого я сделал следующие выводы. Чтобы спастись (стяжать благодать, получить духовный опыт, увидеть Бога и т.д.), нужно: 1) Полностью отказаться от всех мирских удовольствий, интересов, пожеланий, проявлений своей воли, от мирского благополучия. 2) Всегда быть в скорбном настроении от своей греховности. 3) Постоянно читать про себя молитву Иисусову. 4) Человеку надо постоянно замечать, чем именно он согрешает в данный конкретный момент. Грехи нужно подробно записывать для исповеди. 5) Если человеку в этой жизни хорошо – то он не спасётся. 6) Всё, от чего человеку плохо – это его крест. Всякая попытка улучшить положение является слезанием с креста, то есть – грехом. 7) Если человек болеет – это за грехи. Даже если покаешься, всё равно найдётся причина, по которой болезнь останется. Ибо человек как был, так и остался после исповеди грешным ничтожеством. 8) Все эмоции – это страсти. Если человек тянется к положительным эмоциям – это грех. 9) Общение с людьми обычно является грехом пустословия. 10) Какие-либо образы в голове в любое время – это страсть и грех. 11) Чтобы стать духовным нужно отказаться от всего душевного. Иначе будет грех. 12) Если что-то мирское умиротворяет и успокаивает душу – то это грех. 13) Морально-нравственный идеал – это полностью сосредоточится на удовлетворении потребностей ближних. Или уйти в монастырь. 14) Удовлетворять свои потребности, кроме самых необходимых (немного поспать, немного поесть), - нельзя, будет грех. 15) Всё, что человек делает по своей воле, – грех. 16) Всё вышеописанное нужно стараться выполнять (или стремиться к вышеописанному состоянию) добровольно и с радостью. Это смысл жизни и в результате в душе иногда будет благодать.
Почти на каждый пункт можно привести цитату. Обычно такие наставления предлагаются для всех. Они представляются как безусловные и абсолютные истины. Если человек всё это не выполняет – ему грех. Он - враг Божий и не спасётся.
Некоторые из этих (и других) требований противоречат логике, здравому смыслу, моему личному опыту, да и другой духовной литературе. Многое вызывает отторжение. Я эти требования, как они написаны, выполнять не собираюсь. Неважно, сейчас или потом, сразу или постепенно. Следовательно, я – враг Божий; в этой жизни я не могу рассчитывать на помощь Божию; после смерти я попаду в ад. Следовательно, на исповедь мне идти особого смысла нет, к Причащению приступать – совершенно недопустимо. Логика безупречная.
Напишу, как я пришёл к этому.
Семь лет назад я заболел (физически). Это была косвенная причина прийти в храм. Я почти не надеялся на чудо исцеления, но надеялся на помощь Божию в исцелении. Со стороны священника систематического руководства не было, я лишь несколько раз кое-что спрашивал у него. Несколько раз исповедовался и Причащался, (наверно, недостойно). В конце 2009 г. я последний раз Причащался, в марте 2010 г. – в последний раз исповедовался (без Причастия). Потом было много житейских проблем и забот, вызванных разными обстоятельствами, затем усилились проблемы со здоровьем. Одновременно я искал ответы на некоторые свои вопросы о духовной жизни (в некоторых церковных книгах и в интернете). Мне хотелось, чтобы была полная ясность во всех вопросах, только тогда я мог бы спокойно приступить к исповеди и Причастию. На некоторые вопросы ответов так и не нашёл, а из того, что прочитал, я сделал те выводы, которые описаны выше.
Почему я не отошёл от веры? Есть в духовной литературе и положительные, оптимистичные отрывки. Они оказывают на меня противоположное воздействие по сравнению с тем, что я описал выше. Но негативных больше и они сильнее воздействуют на меня.
Опишу моё нынешнее состояние.
Уныние от духовных причин, от выводов, описанных выше. Кажется, что теперь это всегда будет висеть надо мною и угнетать меня. Ведь даже если я не читаю духовную литературу, мне всегда может вспомниться что угодно тяжёлое. А если вспомнится, то я могу неделю от этого отходить. Уныние от проблем с физическим здоровьем и безработности. Состояние можно назвать богопротивным: очень мало, почти нет желания молиться и ходить в храм, нет желания духовной жизни, нет желания делать даже то, что могу сделать; нет желания читать хоть что-нибудь духовное; почти нет надежды на благополучие в земной жизни и на вечное спасение, почти нет доверия Богу (и вообще у меня вера слабая). Разочарованность во всей духовной жизни. Ощущение бессмысленности моего существования и тоска по прошлому. Эмоциональная нестабильность. Озлобление.
Для меня также характерны некоторые психологические проблемы.
1) С раннего детства я плохо слышу. Человека с плохим слухом часто воспринимают как умственно неполноценного. Мне часто приходилось переспрашивать у людей, что они мне сказали. Часто люди отвечали раздражённо, слишком громко, крикливо. Это воспринималось мной, как агрессия против меня. В результате я обижался. Я мог сам проявить агрессию. Я стал бояться общения с людьми и часто воспринимаю их, как потенциальных врагов. Боюсь чего-нибудь недослышать и попасть в глупое положение (так было неоднократно в моей жизни). Есть страх любого эмоционального ущерба. Стремление замкнуться в себе и погрузиться в виртуальность. Потребность в защите. Это всё формировалось во мне постепенно и незаметно долгие годы.
2) У меня слишком развиты мнительность, стремление к совершенству, неспособность принимать риски. Эти качества во многом способствовали развитию с начала 2013 г. невроза навязчивых состояний. Я стал бояться видимой грязи и нечистоты. В обычной жизни я с этим справляюсь, но во всём, что касается религии, невроз может сильно мешать мне. Например, могу прийти в храм на службу. Если я решу, что мои руки по какой-либо причине (обычно пустяковой) не достаточно чисты, чтобы касаться святыни, то я не буду брать и ставить свечи. Я не приму риск того, что мне будет грех за то, что я касался святыни нечистыми руками.
Можно ли мне что-то посоветовать для улучшения духовного состояния?
Я читал разнообразную духовную литературу. Везде пишут примерно одно и тоже. Из этого я сделал следующие выводы. Чтобы спастись (стяжать благодать, получить духовный опыт, увидеть Бога и т.д.), нужно: 1) Полностью отказаться от всех мирских удовольствий, интересов, пожеланий, проявлений своей воли, от мирского благополучия. 2) Всегда быть в скорбном настроении от своей греховности. 3) Постоянно читать про себя молитву Иисусову. 4) Человеку надо постоянно замечать, чем именно он согрешает в данный конкретный момент. Грехи нужно подробно записывать для исповеди. 5) Если человеку в этой жизни хорошо – то он не спасётся. 6) Всё, от чего человеку плохо – это его крест. Всякая попытка улучшить положение является слезанием с креста, то есть – грехом. 7) Если человек болеет – это за грехи. Даже если покаешься, всё равно найдётся причина, по которой болезнь останется. Ибо человек как был, так и остался после исповеди грешным ничтожеством. 8) Все эмоции – это страсти. Если человек тянется к положительным эмоциям – это грех. 9) Общение с людьми обычно является грехом пустословия. 10) Какие-либо образы в голове в любое время – это страсть и грех. 11) Чтобы стать духовным нужно отказаться от всего душевного. Иначе будет грех. 12) Если что-то мирское умиротворяет и успокаивает душу – то это грех. 13) Морально-нравственный идеал – это полностью сосредоточится на удовлетворении потребностей ближних. Или уйти в монастырь. 14) Удовлетворять свои потребности, кроме самых необходимых (немного поспать, немного поесть), - нельзя, будет грех. 15) Всё, что человек делает по своей воле, – грех. 16) Всё вышеописанное нужно стараться выполнять (или стремиться к вышеописанному состоянию) добровольно и с радостью. Это смысл жизни и в результате в душе иногда будет благодать.
Почти на каждый пункт можно привести цитату. Обычно такие наставления предлагаются для всех. Они представляются как безусловные и абсолютные истины. Если человек всё это не выполняет – ему грех. Он - враг Божий и не спасётся.
Некоторые из этих (и других) требований противоречат логике, здравому смыслу, моему личному опыту, да и другой духовной литературе. Многое вызывает отторжение. Я эти требования, как они написаны, выполнять не собираюсь. Неважно, сейчас или потом, сразу или постепенно. Следовательно, я – враг Божий; в этой жизни я не могу рассчитывать на помощь Божию; после смерти я попаду в ад. Следовательно, на исповедь мне идти особого смысла нет, к Причащению приступать – совершенно недопустимо. Логика безупречная.
Напишу, как я пришёл к этому.
Семь лет назад я заболел (физически). Это была косвенная причина прийти в храм. Я почти не надеялся на чудо исцеления, но надеялся на помощь Божию в исцелении. Со стороны священника систематического руководства не было, я лишь несколько раз кое-что спрашивал у него. Несколько раз исповедовался и Причащался, (наверно, недостойно). В конце 2009 г. я последний раз Причащался, в марте 2010 г. – в последний раз исповедовался (без Причастия). Потом было много житейских проблем и забот, вызванных разными обстоятельствами, затем усилились проблемы со здоровьем. Одновременно я искал ответы на некоторые свои вопросы о духовной жизни (в некоторых церковных книгах и в интернете). Мне хотелось, чтобы была полная ясность во всех вопросах, только тогда я мог бы спокойно приступить к исповеди и Причастию. На некоторые вопросы ответов так и не нашёл, а из того, что прочитал, я сделал те выводы, которые описаны выше.
Почему я не отошёл от веры? Есть в духовной литературе и положительные, оптимистичные отрывки. Они оказывают на меня противоположное воздействие по сравнению с тем, что я описал выше. Но негативных больше и они сильнее воздействуют на меня.
Опишу моё нынешнее состояние.
Уныние от духовных причин, от выводов, описанных выше. Кажется, что теперь это всегда будет висеть надо мною и угнетать меня. Ведь даже если я не читаю духовную литературу, мне всегда может вспомниться что угодно тяжёлое. А если вспомнится, то я могу неделю от этого отходить. Уныние от проблем с физическим здоровьем и безработности. Состояние можно назвать богопротивным: очень мало, почти нет желания молиться и ходить в храм, нет желания духовной жизни, нет желания делать даже то, что могу сделать; нет желания читать хоть что-нибудь духовное; почти нет надежды на благополучие в земной жизни и на вечное спасение, почти нет доверия Богу (и вообще у меня вера слабая). Разочарованность во всей духовной жизни. Ощущение бессмысленности моего существования и тоска по прошлому. Эмоциональная нестабильность. Озлобление.
Для меня также характерны некоторые психологические проблемы.
1) С раннего детства я плохо слышу. Человека с плохим слухом часто воспринимают как умственно неполноценного. Мне часто приходилось переспрашивать у людей, что они мне сказали. Часто люди отвечали раздражённо, слишком громко, крикливо. Это воспринималось мной, как агрессия против меня. В результате я обижался. Я мог сам проявить агрессию. Я стал бояться общения с людьми и часто воспринимаю их, как потенциальных врагов. Боюсь чего-нибудь недослышать и попасть в глупое положение (так было неоднократно в моей жизни). Есть страх любого эмоционального ущерба. Стремление замкнуться в себе и погрузиться в виртуальность. Потребность в защите. Это всё формировалось во мне постепенно и незаметно долгие годы.
2) У меня слишком развиты мнительность, стремление к совершенству, неспособность принимать риски. Эти качества во многом способствовали развитию с начала 2013 г. невроза навязчивых состояний. Я стал бояться видимой грязи и нечистоты. В обычной жизни я с этим справляюсь, но во всём, что касается религии, невроз может сильно мешать мне. Например, могу прийти в храм на службу. Если я решу, что мои руки по какой-либо причине (обычно пустяковой) не достаточно чисты, чтобы касаться святыни, то я не буду брать и ставить свечи. Я не приму риск того, что мне будет грех за то, что я касался святыни нечистыми руками.
Можно ли мне что-то посоветовать для улучшения духовного состояния?