Вопрос о том, возможна ли для меня хоть какая-то духовная жизнь.

  • Автор темы Алексей К.
  • Дата начала
А

Алексей К.

Гость
Здравствуйте. Лично мне кажется, что духовная жизнь для меня совершенно невозможна.

Я читал разнообразную духовную литературу. Везде пишут примерно одно и тоже. Из этого я сделал следующие выводы. Чтобы спастись (стяжать благодать, получить духовный опыт, увидеть Бога и т.д.), нужно: 1) Полностью отказаться от всех мирских удовольствий, интересов, пожеланий, проявлений своей воли, от мирского благополучия. 2) Всегда быть в скорбном настроении от своей греховности. 3) Постоянно читать про себя молитву Иисусову. 4) Человеку надо постоянно замечать, чем именно он согрешает в данный конкретный момент. Грехи нужно подробно записывать для исповеди. 5) Если человеку в этой жизни хорошо – то он не спасётся. 6) Всё, от чего человеку плохо – это его крест. Всякая попытка улучшить положение является слезанием с креста, то есть – грехом. 7) Если человек болеет – это за грехи. Даже если покаешься, всё равно найдётся причина, по которой болезнь останется. Ибо человек как был, так и остался после исповеди грешным ничтожеством. 8) Все эмоции – это страсти. Если человек тянется к положительным эмоциям – это грех. 9) Общение с людьми обычно является грехом пустословия. 10) Какие-либо образы в голове в любое время – это страсть и грех. 11) Чтобы стать духовным нужно отказаться от всего душевного. Иначе будет грех. 12) Если что-то мирское умиротворяет и успокаивает душу – то это грех. 13) Морально-нравственный идеал – это полностью сосредоточится на удовлетворении потребностей ближних. Или уйти в монастырь. 14) Удовлетворять свои потребности, кроме самых необходимых (немного поспать, немного поесть), - нельзя, будет грех. 15) Всё, что человек делает по своей воле, – грех. 16) Всё вышеописанное нужно стараться выполнять (или стремиться к вышеописанному состоянию) добровольно и с радостью. Это смысл жизни и в результате в душе иногда будет благодать.

Почти на каждый пункт можно привести цитату. Обычно такие наставления предлагаются для всех. Они представляются как безусловные и абсолютные истины. Если человек всё это не выполняет – ему грех. Он - враг Божий и не спасётся.

Некоторые из этих (и других) требований противоречат логике, здравому смыслу, моему личному опыту, да и другой духовной литературе. Многое вызывает отторжение. Я эти требования, как они написаны, выполнять не собираюсь. Неважно, сейчас или потом, сразу или постепенно. Следовательно, я – враг Божий; в этой жизни я не могу рассчитывать на помощь Божию; после смерти я попаду в ад. Следовательно, на исповедь мне идти особого смысла нет, к Причащению приступать – совершенно недопустимо. Логика безупречная.

Напишу, как я пришёл к этому.

Семь лет назад я заболел (физически). Это была косвенная причина прийти в храм. Я почти не надеялся на чудо исцеления, но надеялся на помощь Божию в исцелении. Со стороны священника систематического руководства не было, я лишь несколько раз кое-что спрашивал у него. Несколько раз исповедовался и Причащался, (наверно, недостойно). В конце 2009 г. я последний раз Причащался, в марте 2010 г. – в последний раз исповедовался (без Причастия). Потом было много житейских проблем и забот, вызванных разными обстоятельствами, затем усилились проблемы со здоровьем. Одновременно я искал ответы на некоторые свои вопросы о духовной жизни (в некоторых церковных книгах и в интернете). Мне хотелось, чтобы была полная ясность во всех вопросах, только тогда я мог бы спокойно приступить к исповеди и Причастию. На некоторые вопросы ответов так и не нашёл, а из того, что прочитал, я сделал те выводы, которые описаны выше.

Почему я не отошёл от веры? Есть в духовной литературе и положительные, оптимистичные отрывки. Они оказывают на меня противоположное воздействие по сравнению с тем, что я описал выше. Но негативных больше и они сильнее воздействуют на меня.


Опишу моё нынешнее состояние.

Уныние от духовных причин, от выводов, описанных выше. Кажется, что теперь это всегда будет висеть надо мною и угнетать меня. Ведь даже если я не читаю духовную литературу, мне всегда может вспомниться что угодно тяжёлое. А если вспомнится, то я могу неделю от этого отходить. Уныние от проблем с физическим здоровьем и безработности. Состояние можно назвать богопротивным: очень мало, почти нет желания молиться и ходить в храм, нет желания духовной жизни, нет желания делать даже то, что могу сделать; нет желания читать хоть что-нибудь духовное; почти нет надежды на благополучие в земной жизни и на вечное спасение, почти нет доверия Богу (и вообще у меня вера слабая). Разочарованность во всей духовной жизни. Ощущение бессмысленности моего существования и тоска по прошлому. Эмоциональная нестабильность. Озлобление.

Для меня также характерны некоторые психологические проблемы.

1) С раннего детства я плохо слышу. Человека с плохим слухом часто воспринимают как умственно неполноценного. Мне часто приходилось переспрашивать у людей, что они мне сказали. Часто люди отвечали раздражённо, слишком громко, крикливо. Это воспринималось мной, как агрессия против меня. В результате я обижался. Я мог сам проявить агрессию. Я стал бояться общения с людьми и часто воспринимаю их, как потенциальных врагов. Боюсь чего-нибудь недослышать и попасть в глупое положение (так было неоднократно в моей жизни). Есть страх любого эмоционального ущерба. Стремление замкнуться в себе и погрузиться в виртуальность. Потребность в защите. Это всё формировалось во мне постепенно и незаметно долгие годы.

2) У меня слишком развиты мнительность, стремление к совершенству, неспособность принимать риски. Эти качества во многом способствовали развитию с начала 2013 г. невроза навязчивых состояний. Я стал бояться видимой грязи и нечистоты. В обычной жизни я с этим справляюсь, но во всём, что касается религии, невроз может сильно мешать мне. Например, могу прийти в храм на службу. Если я решу, что мои руки по какой-либо причине (обычно пустяковой) не достаточно чисты, чтобы касаться святыни, то я не буду брать и ставить свечи. Я не приму риск того, что мне будет грех за то, что я касался святыни нечистыми руками.

Можно ли мне что-то посоветовать для улучшения духовного состояния?
 
Добрый день Алексей!
В психологии есть такое понятие - перфекционизм. Если просто, то оно обозначает невротическое стремление к совершенству. Т.е., когда человек, не осознавая своих реальных возможностей, пытается стать тем, кем пока не может стать в силу того, что не проделана определенная работа, не развиты навыки, не наработаны необходимые ресурсы.
После прочтения вашего письма, у меня сложилось впечатление, что вы как раз на этом пути. (Да вы и сами пишете о том, что вам свойственно стремление к совершенству). В данном случае, все это выглядит примерно так: честолюбивый второклассник заглянул в учебник по высшей математике и увидел там какие-то странные для него знаки. После этого он решил, что никогда не сможет понять математику и отказался изучать таблицу умножения. Понятно, что такое сравнение условно. Всем ясно (и даже второкласснику), что процесс освоения какой-то дисциплины - это процесс постепенный. И развитие духовной жизни в человеке - это тоже постепенный процесс. Его сравнивают с восхождением по лестнице. И тут не получиться перескакивать через ступени и даже лестничные пролеты.
С учетом всего сказанного выше, я бы сказала, что первым шагом будет признать свою немощь и слабость. Признать смиренно и спокойно: вот это моя такая реальность. Если вам удастся это сделать, то непременно вы почувствуете облегчение. Это та точка отсчета, которая есть и начало и конец. И тогда вы спокойно начнете читать и усваивать, что на данный момент вами принимается, и спокойно (без сожаления и уныния) отпускать то, что не понимаете и не усваиваете. И ведь об этом тоже есть и в святоотеческой литературе, и у митрополита Антония Сурожского.
Есть еще такая вещь: иногда человек стремиться к высоким духовным сферам, но при этом у него не проработаны психологические проблемы. Это некая форма защиты. Он пытается как бы укрыться в церкви от того, чтобы личностно развиваться. Но это далеко не всегда получается. Так или иначе, нам следует осознавать, что свои психологические проблемы все равно придется разрешать.
Исходя из того, что вы написали выше, я думаю, что одна из причин, почему вы решили про себя, что духовная жизнь вам не по силам - это именно потому, что свои психологические проблемы решили компенсировать в церкви.
 
Здравствуйте Алексей.
Я хочу немного помочь Вам пересмотреть Ваши утверждения.
1) Полностью отказаться от всех мирских удовольствий, интересов, пожеланий, проявлений своей воли, от мирского благополучия.
Здесь собраны немного разные вещи. Господь говорит: Ищите прежде Царствия Божьего, а остальное приложится.
Вся беда в том, что мирские удовольствия и благополучие это вещи, которые не имеют границ по насыщаемости. Человеку всегда мало того, что он имеет, если он не готов радоваться тому, что у него есть. Интересы и пожелания могут быть, но опять же весь вопрос в том, куда они направлены. А проявления нашей воли заключаются в том, что мы постоянно выбираем с кем мы.
2) Всегда быть в скорбном настроении от своей греховности.
Дело в том, что знание о своей греховности не должна нас сильно расстраивать. Это просто понимание реальности в которой мы живем и поле для работы.
3) Постоянно читать про себя молитву Иисусову.
Иисусова молитва читается обычно по благословению духовника. И благословляется это делать только тогда, когда человек готов к этому. И это в этот момент уже не доставляет никакого отторжения.
4) Человеку надо постоянно замечать, чем именно он согрешает в данный конкретный момент. Грехи нужно подробно записывать для исповеди.
Дело в том, что наши грехи имеют свойство повторяться. Поэтому человек наблюдающий за собой знает свои грехи и проблемы донести их до исповеди нет.
5) Если человеку в этой жизни хорошо – то он не спасётся.
Опять нужно поговорить о терминах – что такое хорошо? У каждого свое наполнение этого понятия. И часто полный дом – чаша не является критерием счастья.
6) Всё, от чего человеку плохо – это его крест. Всякая попытка улучшить положение является слезанием с креста, то есть – грехом.
Вот снова. Что такое плохо? Я знаю людей, которым плохо, хотя у них все есть. Чаще всего человеку плохо, когда его страсти начинают его побеждать. Согласен, Крест неудобен для человека. Ведь он заставляет его делать те вещи, которые не очень хочется. Но как показывает практика, если не «сползаешь» с Креста то наступает улучшение.
7) Если человек болеет – это за грехи. Даже если покаешься, всё равно найдётся причина, по которой болезнь останется. Ибо человек как был, так и остался после исповеди грешным ничтожеством.
Исповедь должна быть итогом определенной работы. Ведь исповедь это элемент покаяния – момент, когда человек осознав свой грех и решив больше его не повторять, приходит к Господу. Т.е. если человек не изменился в процессе покаяния, он конечно не получит прощения. В принципе процесс покаяния это путь от греха к святости. Болезнь может уйти и человек выздоровеет, а может остаться как напоминание. Это наверно зависит от самого человека и как он воспринимает болезнь.
8) Все эмоции – это страсти. Если человек тянется к положительным эмоциям – это грех.
Эмоции и страсти это не одно и то же. Положительные эмоции это не грех. Грех получение положительных эмоций в греховных ситуациях.
9) Общение с людьми обычно является грехом пустословия.
Ну почему. Ведь если мы говорим о вещах нужных и полезных это одно. А если пустословим или кого-то осуждаем это другое.
10) Какие-либо образы в голове в любое время – это страсть и грех.
Опять. Смотря какие образы.
11) Чтобы стать духовным нужно отказаться от всего душевного. Иначе будет грех.
Если мы не будем душевными, мы никогда не станем духовные. Ведь мы должны полюбить ближнего. А как это сделать, если мы не душевные?
12) Если что-то мирское умиротворяет и успокаивает душу – то это грех.
Все святые смотрели на мир как на творение Божие. И восхищались им.
13) Морально-нравственный идеал – это полностью сосредоточится на удовлетворении потребностей ближних. Или уйти в монастырь.
Мы должны возлюбить ближнего как самого себя. Поэтому учитывая, что наше тело является храмом Духа Святого, мы должны заниматься и собой. Ну и есть такое понятие – в монастырь не уходят а приходят.
14) Удовлетворять свои потребности, кроме самых необходимых (немного поспать, немного поесть), - нельзя, будет грех.
Удовлетворять свои потребности нужно в меру. Тело должно работать, голова думать. А не падать от голода. В православии есть понятие – Царского пути (Золотая середина) это говорит о том, что все должно делать в меру. Не голодать и не объедаться. Не бодрствовать через меру и не спать сутками.
15) Всё, что человек делает по своей воле, – грех.
Человек все делает по своей воле. Вопрос в том, на что она направлена.
16) Всё вышеописанное нужно стараться выполнять (или стремиться к вышеописанному состоянию) добровольно и с радостью. Это смысл жизни и в результате в душе иногда будет благодать.
Господь ведет каждого к спасению своим путем. И каждый человек вправе принимать или не принимать это путь. Господь проводит нас через ситуации и встречи с людьми. И наше дело в этих ситуациях выбрать правильное решение. А людей услышать. Вот это и есть смысл жизни. И если идешь этим путем, то могут быть и скорби и благодать. В зависимости что нужнее в данный момент для конкретного человека.
 
А

Алексей К.

Гость
Благодарю вас, Марина и Андрей, за внимание к моему вопросу. Попробуем прояснить ещё некоторые моменты.

1) «В данном случае, все это выглядит примерно так: честолюбивый второклассник заглянул в учебник по высшей математике и увидел там какие-то странные для него знаки. После этого он решил, что никогда не сможет понять математику и отказался изучать таблицу умножения.» Немного не так. В духовном плане никакой тяги к совершенству нет. Я прекрасно вижу, что я могу сделать в своём нынешнем состоянии. Если есть возможность, то я это исполняю. Большего я делать не собираюсь. А в духовной литературе пишется, что этого совершенно недостаточно. Поэтому она и вызывает отторжение. Я читал, что если у щенка над ухом выстрелить из ружья, то он уже не станет охотничьей собакой. Он всегда будет бояться выстрелов. Я - как тот щенок.

А психологические проблемы мне кажутся неистребимыми. Мне не хватает чувства защиты, уверенности и самоутверждения. Часто ищу, чем бы это восполнить. Я не могу понять, желание самоутверждения допустимо для христианина, или это сплошное тщеславие и гордыня? Мне кажется, тут что-то другое. Я всегда чувствовал себя ущербным (из-за слуха). А в последнее время и другие мои болезни и неустроенность особенно гнетут меня.

Непонятно, как это решать? Я не искал решения в Церкви. Наоборот, чтобы зайти в храм, мне пришлось совершить усилие. Там незнакомое место, чужие люди, непонятно чем занимаются. Долгое время мне почти не было слышно, что поют или читают. Относительно недавно появился в одном из храмов новый батюшка, его голос я лучше слышу. Кроме того, я послушал литургию по плееру. Кое-что стало понятнее.

2) «Опять нужно поговорить о терминах – что такое хорошо? У каждого свое наполнение этого понятия. И часто полный дом – чаша не является критерием счастья.» Понятие «счастье» ещё нуждается в уточнении. Буду говорить «благо». Например, я хочу вылечиться и найти хорошую работу. Это благо. Я постараюсь сделать всё, что способен сделать чисто по-человечески, для достижения этого. На этом моя душа успокоится, ибо я сделаю всё, что в моих силах. Бог может помочь мне, может не помогать – это Его воля, я её приму (куда я денусь-то?). Но я сделаю всё, что смогу для достижения блага, как я его понимаю для себя, при любых обстоятельствах. Это плохо или нет?

3) «Болезнь может уйти и человек выздоровеет, а может остаться как напоминание. Это наверно зависит от самого человека и как он воспринимает болезнь.» Я любую болезнь воспринимаю как злую аномалию. Я сделаю всё, что смогу, для её устранения. Это плохой подход или нет? Какой-то глубинный смысл болезней мне не понятен. Надо постараться покаяться, насколько возможно, исповедовать всё, что возможно вспомнить греховного. Может, будет помощь Божия. Это всё, что я могу сделать в духовном плане вообще.

4) «Положительные эмоции это не грех. Грех получение положительных эмоций в греховных ситуациях.» Если я смотрю кино – это греховная ситуация? Или это опять зависит от того, что смотреть?

5) «Общение с людьми обычно является грехом пустословия.
Ну почему. Ведь если мы говорим о вещах нужных и полезных это одно. А если пустословим или кого-то осуждаем это другое.» Расскажите, пожалуйста, подробнее. Какие вещи понимать под нужными и полезными? На духовные темы я ничего хорошего сказать не могу, да и мало кому это надо. Когда-то давно у меня были друзья, я общался с ними, несмотря на плохой слух. Но это было ещё до болезни и до попыток жить хоть как-то духовно. Сейчас я даже не представляю, о чём говорить с людьми. Десоциализация.

6) «Если что-то мирское умиротворяет и успокаивает душу – то это грех.
Все святые смотрели на мир как на творение Божие. И восхищались им.» Я имел в виду музыку (или что-то другое из светского искусства). Например, я часто вспоминаю одну мелодию, которая успокаивает и гармонизирует мою душу, уменьшает навязчивости; напоминает мне то время, когда не было этих злых болезней, гнетущих меня, не было этого тяжёлого духовного чтения, не было разочарованности во всём на свете. Тогда я смотрел на мир другими глазами. Также можно и про книги сказать. Это грех или нет?
 
По первому пункту отвечаю: человек не щенок. И сравнивать себя с животным – это означает не признавать в себе возможностей духовных. Если щенок, действительно, не сможет потом привыкнуть к выстрелам, то ведь ему не дана такая возможность как нам – исцеляться духовно. Когда я говорю духовно, то имею в виду использовать тот ресурс, который заложен именно в человеке – возможность преодоления своих ограничений благодатью Духа Святого. И это уже наш выбор: считать себя животным, а значит поверить в свои ограничения, или считать себя человеком, а значит увидеть иные возможности и предпринимать все возможное, что в наших человеческих силах, но уповать при этом на Бога.

Психологические проблемы вам кажутся «неистребимыми»…. Это как понять? Вы какое-то время работали с психологом, решая свои проблемы? Я не думаю, что свои психологические (как и духовные) проблемы мы можем разрешить чисто интеллектуально на форумах, или читая психологическую литературу. Они разрешаются опытно. Какую бы дискуссию мы сейчас с вами не открыли на тему допустимости самоутверждения, этого не достаточно, чтобы разобраться в этом вопросе. В психологии есть понятие психологической защиты, имеющей вполне определенное название - интеллектуализация. И мне представляется, что это для вас одна из самых распространенных форм защиты от соприкосновения с самим собой, со своим глубинным "я", с выстраивание близких отношений с людьми, с выстраиванием отношений с Богом. Удается ли вам видеть, как вы прячетесь за эту защиту? Как именно она стоит стеной между вами и людьми, вами и жизнью, вами и Богом?
Если бы мы с вами какое-то время работали психологически, то довольно скоро вышли бы на связь между психологическими защитами и гордыней. Поскольку защиты служат нам именно для того, чтобы защитить наше эго, защитить наше самолюбие, оградить нас от духовного роста.
Есть еще одна распространенная защита - рационализация. Вы тоже умело ей пользуетесь и пытаетесь рационализировать там, где в этом нет необходимости. Собственно говоря это пункты вашего письма:2, 3, 4, 5. Тем самым вы как бы уходите от главного в сторону, полагая, что рассуждая по этому поводу, вы для себя откроете что-то, что еще не знали. Это не так. Словами, к сожалению, можно заболтать все, даже очень важные вещи. Но ими нельзя подменить опыт.

Пока вы опытно не начнете себя познавать; что есть именно для вас в каждом конкретном случае: смирение, терпение, покаяние, христианская любовь, многое не будет вам даваться. Но это уже духовные вопросы.
 
Последнее редактирование:
Алексей.
Основное что надо понять когда мы говорим о грехе это то, что само по себе любое действие не приближает и не удаляет нас от Господа.
Неважно что мы делаем : читаем книги, слушаем музыку, гуляем или общаемся. Главное наше желание быть с Богом в этом действии. Господь всегда с нами рядом и желает нашего спасения и делает все что бы это произошло. Вопрос в том хотим ли мы этого.
По поводу болезней это отдельный разговор. В православном понимании болезнь можно рассматривать с одной стороны как наказание за совершение греха - любая страсть отражается на телесном уровне. С другой стороны как ограждение от греха - и рад бы согрешить да сил нет.
И опять хочется повторить Евангельские слова - ищите прежде Царствия Божьего а остальное приложится.
Пытаясь организовать свою жизнь только своей волей можно нажить не один невроз.
А построить правильное миропонимание и найти свое место в мире действительно очень сложно. Но если этого хотеть, то это получится. Правда не очень быстро.
 
А

Алексей К.

Гость
1) Можно и с человеком аналогию провести. Одна женщина купалась в детстве и тонула. Её спасли. Но она после того случая глубже, чем по колено, в воду не заходила и не плавала.

2) «Удается ли вам видеть, как вы прячетесь за эту защиту? Как именно она стоит стеной между вами и людьми, вами и жизнью, вами и Богом?» Нет. А как это увидеть?

3) «Поскольку защиты служат нам именно для того, чтобы защитить наше эго, защитить наше самолюбие, оградить нас от духовного роста.» Не обязательно, смотря какие защиты. Вот, я писал выше про проблемы со слухом. Защита нужна против какого-либо эмоционального ущерба, это потребность в самосохранении.

4) «Есть еще одна распространенная защита - рационализация. Вы тоже умело ей пользуетесь и пытаетесь рационализировать там, где в этом нет необходимости. Собственно говоря это пункты вашего письма:2, 3, 4, 5» Не понятно, в чём тут рационализация. В пунктах 2 и 3 я просто объяснил моё отношение к затронутым вопросам.

5) «Неважно что мы делаем : читаем книги, слушаем музыку, гуляем или общаемся. Главное наше желание быть с Богом в этом действии.» Как можно быть с Богом в этих действиях? Единственное что приходит на ум, это поблагодарить Бога после чтения или слушания музыки (если не думать, что это – греховные занятия).
 
А

Алексей К.

Гость
"Психологические проблемы вам кажутся «неистребимыми»…. Это как понять? Вы какое-то время работали с психологом, решая свои проблемы? Я не думаю, что свои психологические (как и духовные) проблемы мы можем разрешить чисто интеллектуально на форумах, или читая психологическую литературу. Они разрешаются опытно." Я имел ввиду, что психологические проблемы в значительной степени являются следствием физических болезней. Физические болезни или неустранимы, или почти неустранимы, поэтому психология у меня наверно всегда будет ненормальной.
 
5) «Неважно что мы делаем : читаем книги, слушаем музыку, гуляем или общаемся. Главное наше желание быть с Богом в этом действии.» Как можно быть с Богом в этих действиях? Единственное что приходит на ум, это поблагодарить Бога после чтения или слушания музыки (если не думать, что это – греховные занятия).

Любое наше действие может нас приближать к Богу или удалять от него.
А мерилом этого является наша совесть.

А благодарить Его мы можем, да и должны всегда.
 
А

Алексей К.

Гость
Спасибо всем ответившим за советы и поддержку.
 
Сверху