Духовная музыка — это не только древние роспевы. Много богослужебной и духовной музыки создано в 20 веке и в настоящем, 21. В общем-то, часто регенту приходится делать переложение тех или иных хоров, роспевов, подстраивая под свой хор. Но бывает, случается (даже не знаю какой глагол тут точнее применить) звучит в голове новая, оригинальная музыка, которая сначала материализуется в виде нот, а после оживает голосами певчих.
Что хочу прикрепить. В первую очередь, «Херувимскую песню» П. Чеснокова.
Немного слов о самом авторе. Он был регентом ещё при Николае II. Был талантливым руководителем и знатоком русской церковной традиции пения. Начал писать монографию «Хор и управление им», основываясь на опыте регентства. Но случилась революция и рукопись не напечатали. Через десятилетия она все-таки вышла в свет, но без каких-либо отсылок к церковной музыке. Вот такую книгу я читала в годы учебы. И только совершенно недавно (в прошлом году, кажется) вышел полный текст монографии.
Архимандрит Матфей (Мормыль) знаком многим по хору семинаристов МДАиС. В 60-е годы он, ползая по чердакам и подвалам ТСЛ, искал ноты. Находил, переписывал, делал переложения, разучивал с хором. И благодаря его стараниям, русская православная музыка не исчезла. Прикреплю его оригинальное сочинение в исполнении семинаристов МДПУ.
Монахиня Иулиания (Денисова) — профессионал своего дела. Не знаю, кто пришел ей на смену, но, думаю, её заслуги будут помнить многие.
О Татьяне Метелёвой узнала благодаря конкурсу композиторов духовной музыки. Она живет в Москве, служит регентом.