… Господь, говорит: "Придите и ядите - сие есть Тело мое, пейте, сие -есть Кровь Моя, изливаемая за вас во оставление грехов". Христос говорит: "Кто ест Тело Его и пьет Кровь Eго, тот наследует Царствие Небесное и будет находиться со Христом". С другой стороны, наша Церковь говорит о причащение во осуждение. Как такое возможно? Такое утверждение, на мой взгляд, противоречит словам Христа.
Дорогой Алексий!
Таинство Святого Причастия - не лекарство для плоти или даже для духа, а вполне конкретное действие, которым руководит Сам Христос, это Его взаимодействие с нами. Поэтому Он и заповедал нам:
«Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» (Ин. 6:53-56)
Как в таинстве брака без физической близости супругов Бог не будет создавать новую жизнь, так и в причастии нет никакой магии, которая бы соединяла людей с Богом помимо их воли. В этом тайнодействии мы должны приходить именно к Нему, как в дом к родному Отцу, как к ближайшему Другу, а не просто как к врачу за таблеткой. От нас зависит, сможем либо находиться в Его доме, либо отвернёмся и уйдём обратно в мир. В любом случае Любящий Отец встретит блудных Своих детей, и поможет, и насытит и исцелит, но это будет Его слава, Его благодать, а не магическое зачатие иной высокодуховной жизни от кусочка просфоры и глотка вина. Но если мы пребываем в Его доме, то причащаясь, мы как бы прививаем свою неокрепшую почку к Его могучему Стволу, по Которому течет животворящий сок Его Крови. А если по-прежнему остаемся сердцем в мире, то невозможно привить мертвую плоть к Вечной Жизни. И, приступая к к этой целебной "прививке", то есть дерзая причащаться, мы, подобно доброму садовнику, обязательно должны приплюсовывать собственное волевое усилие по борьбе с греховным отторжением – поэтому и дано нам предупреждение:
«Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны, и немало умирает» (1Кор.11:29,30). Прп. Серафим Саровский про таких говорил:
«На земле причастился, а на небе остался непричащенным», подчеркивая не магический характер Таинства, а встречу двух личностей: человека и Господа Бога.
А свт. Иоанн Златоуст так пишет о недостойном Причастии:
«Никто пусть не приступает коварным, никто — исполненным злобы, никто — имеющим яд в мыслях, чтобы не причащаться во осуждение. Вот в Иуду вошел дьявол, презрев не тело Господне, но презрев Иуду за его бесстыдство, дабы ты знал, что на тех, которые недостойно причащаются божественных тайн, особенно нападает и постоянно входит дьявол, как и тогда в Иуду. Так почести приносят пользу достойным, а недостойно пользующихся ими подвергают большему наказанию. Говорю это не для того, чтобы устрашить, но чтобы предостеречь». То есть если в таинстве исповеди мы очищаемся от греха, то в таинстве причастия получаем силы для борьбы с ним. Так что можно часто причащаться - и погибать душой, и можно редко подходить ко Святой Чаше, но оставаться с Богом. Вот, например, афонские монахи причащаются весьма редко, мотивируя тем, что
«нужно возможно дольше сохранять память причастия». Им, отрешенным от мирской суеты, это удается... А мы, к сожалению, зачастую вспоминаем о Христе только в момент причащения, и , едва выйдя из храма, вновь погружаемся в жизнь рядовых грешников. Увы, и такое возможно - причащаясь, оставаться Иудой...
Почему же мы так скоро забываем о Христе? Ведь ясно сказано Им:
«…сие творите в Мое воспоминание»(1Кор.11:24,25). Воспоминание о Нем – это активное соединение со Христом, приготовление к будущей жизни с Богом - но почему же эту Встречу мы превращаем в пассивные поминки? Причащение – таинство Вечной Жизни, которое созидает нас едиными с Богом, но делается это не на “автопилоте” – для того, чтобы достойно причащаться, надо реально рулить "штурвалом"своего христианского корабля, направляя его к путеводному Свету Христова маяка, непрестанно и в полноте благодатных даров тайнодейственной Божией "картографии" точно следуя Евангельским координатам...