Давать ли деньги просящему?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Крещён в Православии
Учит ли Православие, что надо давать деньги буквально всякому просящему их, в том числе попрошайничающим жуликам, которые обманывают дающих и живут в достатке?
 
Учит ли Православие, что надо давать деньги буквально всякому просящему их, в том числе попрошайничающим жуликам, которые обманывают дающих и живут в достатке?
Дорогой Василий!

Милостыня совершается в первую очередь для себя, для умягчения собственного сердца, для развития доброты дыши - "милостыня действует на сердце, как масло на ржавый замок" (старец Паисий Святогорец". Святой Марк Подвижник говорил: "Одна страсть препятсвует нам творить добро - нерадение. Страсть эта врачуется молитвой и милостыней"

Способов помочь человеку множество, и не только деньгами - можно помочь материально, физически, советом, но лучший способ помочь - это взрастить в своей душе любовь. Относитесь к любому просящему. пусть даже это профессиональный попрошайка или явный алкоголик, с хорошими, светлыми мыслями о них, тем самым накапливая любовь и радость в своей душе, и делясь этими чувствами с окружающими. Это и есть любовь к людям. которая исцеляет в первую очередь собственную душу. А когда от вашей души произойдет сияние, то и все вокруг будут обретать божественную радость в его лучах.

Однако при совершении конкретного акта милосердия существуют опасности навредить своей душе - об этом нужно помнить и следить. Так, подавая нищему, человек может получать формальное подкрепление "я выполнил положенный ритуал - пожалел и главное, накормил слабого". Также к подаянию зачастую примешивается горделивое самолюбование: "Я накормил слабого, значит, я - сильный и могу себе это позволить". Бывает, что иные (обычно богатые криминальные дельцы) подают "мимоходом и абы кому", как бы в самооправдание "теперь моя совесть может быть спокойна". Такие люди часто руководствуются не только бессознательным, но еще и своекорыстным "конструктивным" разумом, когда посчитают, например, что вымогатель способен вместо благодарности оскорбить, если получит мало.
Почему попрошайкам подают значительно чаще, чем, например, детским приютам или домам престарелых? Так проще и быстрее - это еще одна форма фарисейского "успокоения совести". А некоторые любят вообще "подавать" всегда (а не помогать человеку самому встать на ноги): им доставляет удовольствие, когда проситель постоянно привязан к нему - роль благодетеля их самоублажает.

То, что заставляет человека проявлять милосердие, должно быть мило сердцу его, идти из глубины его души, и осознаваясь разумом, ничего не требовать взамен. Поэтому всегда старайтесь делать нравственный выбор в пользу акта бескорыстного дарения, памятуя от том что такое дарение должно быть истинно конструктивным., т.е. и с любовью, и с разумением.

Что это значит? Вот, например, человек стоит на паперти и страдает - у него нет денег и хочется кушать…Можно проявить к такому деструктивную жалость: "Бедненький! На вот тебе десять рублей (больше - жалко самому), иди, купи себе пирожок и поешь". Конструктивное же милосердие иное: "Вот тебе 1000 рублей - тебе хватит не только на сегодняшний пирожок, но еще и на то, чтобы найти работу на бирже труда. Когда заработаешь - вернешь". Некоторые просящие с благодарностью принимают подъемную "тысячу", и возвращают в качестве признательности чуть ли не с процентами. А другие, "профессиональные страдальцы" обычно говорят: "Мне хватит десяти, но без возврата - и желательно каждый день". На самом деле такому ваша помощь не нужна - помощь может лишить его источника страдания, которое ему только и нужно…
 
Крещён в Православии
Уважаемый отец протодиакон!

Относитесь к любому просящему. пусть даже это профессиональный попрошайка или явный алкоголик, с хорошими, светлыми мыслями о них, тем самым накапливая любовь и радость в своей душе

Не самовнушение ли Вы предлагаете? Если я думаю о человеке плохо, то я могу быть не прав, но если я думаю о человеке хорошо, то я тоже могу быть не прав. Не лучше ли вообще не думать на эти темы, потому что по св. Серафиму Саровскому дар Св. Духа приносит дело, выполняемое ради Христа, а не ради того человека, на пользу которому оно обращено. Делать же что-то ради Христа можно независимо от того, плох человек или хорош.

То, что заставляет человека проявлять милосердие, должно быть мило сердцу его, идти из глубины его души, и осознаваясь разумом, ничего не требовать взамен.

Добрый человек из сердца своего выносит доброе, а злой человек из сердца своего выносит злое. У злого человека и сердце злое, а всякий грех - от злого сердца. Писание же говорит о том, что изменить сердце человека может только Бог. Потому как несовершенный человек может делать добрые дела так, чтобы они были милы его сердцу? Его сердце к этому не готово.

Однако при совершении конкретного акта милосердия существуют опасности навредить своей душе - об этом нужно помнить и следить. Так, подавая нищему, человек может получать формальное подкрепление "я выполнил положенный ритуал - пожалел и главное, накормил слабого". Также к подаянию зачастую примешивается горделивое самолюбование: "Я накормил слабого, значит, я - сильный и могу себе это позволить".

Изменение сердца возможно только от стяжания Св. Духа, а где есть Его стяжание, там не может быть опасности навредить своей душе. Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом, и если Вы утверждаете, что такой человек может подвергнуться самолюбованию и т.п., то должны согласиться с тем, что самолюбование и т.п. возможны и для Бога, потому что Он такой же.

Если я понимаю православную веру неправильно, поясните пожалуйста.
 
...
Не самовнушение ли Вы предлагаете? Если я думаю о человеке плохо, то я могу быть не прав, но если я думаю о человеке хорошо, то я тоже могу быть не прав. Не лучше ли вообще не думать на эти темы, потому что по св. Серафиму Саровскому дар Св. Духа приносит дело, выполняемое ради Христа, а не ради того человека, на пользу которому оно обращено. Делать же что-то ради Христа можно независимо от того, плох человек или хорош....
Добрый человек из сердца своего выносит доброе, а злой человек из сердца своего выносит злое. У злого человека и сердце злое, а всякий грех - от злого сердца. Писание же говорит о том, что изменить сердце человека может только Бог. Потому как несовершенный человек может делать добрые дела так, чтобы они были милы его сердцу? Его сердце к этому не готово...
Изменение сердца возможно только от стяжания Св. Духа, а где есть Его стяжание, там не может быть опасности навредить своей душе. Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом, и если Вы утверждаете, что такой человек может подвергнуться самолюбованию и т.п., то должны согласиться с тем, что самолюбование и т.п. возможны и для Бога, ... .
Дорогой Василий!

Цель жизни христианина - непрестанная духовная работа над собой. Она действительно есть постоянное «самовнушение», что я могу стать совершенным, как Господь наш Иисус Христос - если буду принуждать себя к этой великой цели. И дело, творимое «ради Христа», означает, что имя Христа должно быть целью, а не ширмой для прикрытия, что творить надо только в продолжение начатого Христом дела, в согласии с Его учением и заповедями. Христос указал нам величайший идеал: Люби всех – и ты будешь радоваться. Будешь ненавидеть – будешь страдать. Для христианина не должно существовать различий в проявлении любви – не просто как чувства, а как желания блага, желания добра.
Бог есть идеал любви. Православие утверждает, что более высокого идеала и более высокой цели для человека, чем приобретение этой любви, быть не может.«Достигайте любви» – говорит Апостол (1Кор. 14:1). Да, сами по себе мы, конечно же, не сможем иметь такую великую любовь в своем сердце. Но соединяясь с Богом, Который есть Любовь, это возможно. И где же ещё достичь ее, как не в том Величайшем Таинстве, в котором Сам Господь соединяет нас в Своей любви? И вся суть христианской жизни, то есть жизни с Богом, сводится к одному – постепенному приближению к этому Идеалу через очищение своего сердца евангельской жизнью, молитвой и церковными таинствами. Правильная христианская жизнь как раз и приводит человека к состоянию, когда его сердце преисполняется истинной любовью. Т.е. тогда любовь может стать органическим свойством человеческой души, и больше этого для человека ничего быть не может! Этого действительно достигали многие подвижники: не сразу они стали совершенными, проходя через многие искушения и падения, и они об этом писали…

Но как же возможно исполнение этой заповеди? Как полюбить тех, кого не любишь – не только врагов в прямом смысле слова, но и просто чужих, далеких, жадных, злых, грязных, хитрых, ленивых? Печально, но именно любовь к людям для нас труднее всего. А все потому, что мы, занятые исключительно собой, ослепленные своим благоденствием и самолюбованием, даже не пытаемся увидеть Бога в других людях. Но ведь в каждом человеке свет соседствует с тьмой, добро со злом - как Достоевский определил: "здесь Бог с дьяволом борются, а поле битвы - сердца людей". Только от нас зависит, какой стороной откроется нам душа ближнего – ангельской сенью иль адской тенью. Поэтому нам надо, забывая о себе, искать в людях Бога и в Боге спасаемых Им людей, стараясь изначально разглядеть в любом человеке доброе начало - не должно ни одного человека почитать скверным, или нечистым: "Ум, движимый любовью к ближнему, непрестанно доброе о нем помышляет" (св.Фалласий)Это и есть наш жертвенный путь крестоношения - "…видеть в брате своем - Бога своего" (преп. Симеон Новый Богослов).

«Отнюдь никого и ни в чем не обвиняй, но во всем старайся угодить ближнему. И ни о ком не помышляй зла; ибо чрез это сам делаешься злым, так как всякое злое помышляет злой, а доброе добрый. Когда приходит к тебе мысль: "они про меня говорят", - знай, что это враг нашептывает тебе. Не имей никогда таких подозрений. Терпи же все, радуясь и веселясь, ибо велика награда за терпение» (преп. Варсонофий Великий)

Однако "помышлять доброе" о человеке вовсе не означает, не видеть в нем уродства греха. Это означает только, чтобы, видя это уродство, прозревать за ним божественную первооснову. И это не детская наивность, а великое дерзновение!
Исполняя обязанность долга любви к ближним материальной помощью или реальными услугами можно быстро впасть в искушение. Люди легко поддаются фарисейскому самолюбованию – вот, какой мол я, добрый и праведный! Часто помогают из жалости, которая вовсе не тождественна Любви. Чтобы не ошибиться, старец Паисий Святогорец учит так сдавать духовный экзамен на совершенство любви в полноте стяжания Святого Духа:

"Если человек имеет достаток и подает милостыню, то невозможно понять есть у него любовь или нет, потому что он может давать не от любви, а для того чтобы избавиться от каких-то вещей.... Если я имею настоящую любовь, то отдаю бедняку хорошие часы. Но когда ты даешь старое, в тебе еще живет ветхий человек, а когда ты даешь новое, то ты человек возрожденный. Состояние же, когда ты оставляешь у себя и старые, и новые и не даешь вообще ничего является адским...
Если тебе больно за кого-либо и помогаешь ему, то подумай на какую бы ты пошел жертву, если бы на его месте был Христос. В лице своего ближнего мы должны видеть Христа... …
Человеку для того чтобы понять, верно ли он преуспевает в отношении духовном, должно прежде всего испытать себя - радуется ли он отдавая, а не принимая...
Любовь должна быть для всех одна, невзирая на чины, звания и награды, все должны занимать в сердце человека одинаковое место..."

Если мы будем постоянно испытывать себя этими мудрыми критериями, тогда искренность видения нашего несовершенства станет живой правдой забвения себя в любви к Богу и людям...
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Но как же возможно исполнение этой заповеди? Как полюбить тех, кого не любишь – не только врагов в прямом смысле слова, но и просто чужих, далеких, жадных, злых, грязных, хитрых, ленивых? Печально, но именно любовь к людям для нас труднее всего. А все потому, что мы, занятые исключительно собой, ослепленные своим благоденствием и самолюбованием, даже не пытаемся увидеть Бога в других людях. Но ведь в каждом человеке свет соседствует с тьмой, добро со злом - как Достоевский определил: "здесь Бог с дьяволом борются, а поле битвы - сердца людей". Только от нас зависит, какой стороной откроется нам душа ближнего – ангельской сенью иль адской тенью. Поэтому нам надо, забывая о себе, искать в людях Бога и в Боге спасаемых Им людей, стараясь изначально разглядеть в любом человеке доброе начало

У меня есть по этому поводу два недоумения:

1. Если бесы могут притворяться ангелами, то как человеку неопытному понять, что в другом человеке от Бога, а что от дьявола? Ведь приятное не значит божественное, светящееся тоже не значит божественное, и теплое не значит божественное, и др., и люди могут быть весьма искусны в обмане. Вплоть до трудно осознаваемой наглости, когда один человек врет другому в глаза, да еще с радостной улыбкой. По-моему, сама способность правильно понимать то, что видно в других людях, до стяжания Св. Духа у человека отсутствует.

2. Сама любовь есть высшее христианское совершенство, и ее приобретение требует трудов; поэтому даже если один человек увидит Бога в другом, что с того, если этот человек еще не дошел до такого уровня, когда он любит Бога? Увидит и останется равнодушным; и сможет любить опять-таки только после стяжания Св. Духа.
 
У меня есть по этому поводу два недоумения...

Доверьтесь Богу - живите праведной евангельской жизнью. Не отсноситесь с предубеждением к конкретным людям, не судите свысока, даже если перед вами плут и обманщик - делайте земное добро всем людям, щедро раздавая им свою любовь! Не оценивайте все явления жизни только с циничной точки зрения рыночной целесообразности. И помните, что исправить душу другого человека без его встречного движения невозможно. Поэтому сначала измените себя так, чтобы люди тянулсь к вам. Совершите геркулесов подвиг личного покаяния, живите иной, прекрасной, яркой жизнью - и вы почувствуете чудесную силу соединённых в молитве подвижников благочестия! Да, невозможно не видеть и не понимать, что люди грубы и завистливы, что они, походя, оскорбляют и обманывают друг друга. Надо быть святым, чтобы зловонные каверны жизни не заразили лихорадкой злости, недоверием к людям, презрением к ним. Поэтому приходится идти долгим и трудным путем самопознания и самоограничения, чтобы, очищая духовные очи от налипшей скверны, выпрямить свою совесть пред Божьим Престолом. Сколько же духовных сил нужно приложить, чтобы освободиться от всей мерзости и лжи нашей жизни, чтобы подобно Отцу заключить в любящие отчие объятья всех заблудших, падших и смердящих! Но не отчаивайтесь - невозможное человеку возможно Господу - поэтому верьте в Божье чудо и сугубо молитесь, чтобы Господь сделал вас горящим подвижником любви - именно такие люди делаются светильниками Света.
Желаю вам, дорогой Василий, научиться любоваться человеком, как самым красивым и чудным Божьим явлением на планете нашей..:)
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху