Духовные наслаждения

Петрозаводск
Православный христианин
Здравствуйте! Мне бы хотелось узнать подробно о духовных наслаждениях во время молитвы. Иногда во время молитвы я начинаю испытывать какие-то ощущения. Они похожи на тепло, сладость, на чувство любви. Иногда я чувствую любовь в своем сердце. Иногда эти ощущения приходят и днем, когда я не молюсь. Долгое время я полагал, что это все от Бога, что это благодать Божья, т.е. нетварная Божественная энергия, так проявляет себя в моей душе. Именно на этих ощущениях долгое время держалась моя вера в Бога. Когда я переставал испытывать их при молитвах, меня начинало одолевать неверие. Может быть это все и ничего, но в творениях святителя Игнатия (Брянчанинова) сказано, что такие ощущения могут быть признаком прелести. Прельщенный начинает думать, что он находится под благодатью, а на самом деле он является марионеткой в руках падших духов. Также там сказано, что доверяя этим чувствам, можно сойти с ума и стать бесноватым.
Я хотел бы спросить верующих людей: "испытываете ли вы тоже самое, что и я"? И как по-вашему можно отличить духовные наслаждения, приходящие от Бога, от дьявольского прельщения? Действительно ли это все от Бога?
 
Северный Кавказ
Православный христианин
Может быть это Вам поможет и Вы сами все поймете.

Если после духовного состояния, воспринятого как богосозерцание и богообщение, нет любви к врагам, а следовательно и всей твари, то это верный показатель, что созерцание было не подлинным, т. е. не в Боге истинном.

Восхищение в созерцание может придти к человеку прежде, чем он даст себе в этом отчет. В состоянии самого восхищения, даже когда оно не от Бога, человек может не уразуметь, что с ним произошло. И если плодом созерцания «по возвращении» явилась гордость и безразличие к судьбам мира и человека, то, несомненно, таковое было ложным. Итак, истинность или обман созерцания познается по плодам его.

Если не ошибаюсь, это сказал прп. Силуан Афонский.
 
оренбург
Православный христианин
... как по-вашему можно отличить духовные наслаждения, приходящие от Бога, от дьявольского прельщения? Действительно ли это все от Бога?
Апостол Павел дал на этот вопрос достаточно определённый ответ: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
Гал.5:22;23
И конечно смотреть к чему такие состояния побуждают, если к жизни по духу(к делам веры), то от Бога.

А печалиться о том что теперь при той же молитве нет такого результата не нужно(хотя и без внимания оставлять не должно). Это лишь свидетельство того что нужно переходить от малых дел веры к большим.
Потому что христианин призван пребывать в благодати всегда, и потеряв, снова изыскивать её.
 
Киев
Православный христианин
Здравствуйте! Мне бы хотелось узнать подробно о духовных наслаждениях во время молитвы. Иногда во время молитвы я начинаю испытывать какие-то ощущения. Они похожи на тепло, сладость, на чувство любви. Иногда я чувствую любовь в своем сердце. Иногда эти ощущения приходят и днем, когда я не молюсь. Долгое время я полагал, что это все от Бога, что это благодать Божья, т.е. нетварная Божественная энергия, так проявляет себя в моей душе. Именно на этих ощущениях долгое время держалась моя вера в Бога. Когда я переставал испытывать их при молитвах, меня начинало одолевать неверие. Может быть это все и ничего, но в творениях святителя Игнатия (Брянчанинова) сказано, что такие ощущения могут быть признаком прелести. Прельщенный начинает думать, что он находится под благодатью, а на самом деле он является марионеткой в руках падших духов. Также там сказано, что доверяя этим чувствам, можно сойти с ума и стать бесноватым.
Я хотел бы спросить верующих людей: "испытываете ли вы тоже самое, что и я"? И как по-вашему можно отличить духовные наслаждения, приходящие от Бога, от дьявольского прельщения? Действительно ли это все от Бога?

Уважаемый Дмитрий. Что хотелось бы Вам сказать, святитель Игнатий - прав. И не только он. Об этом виде искушения "прелести" говорят все святые отцы.
Себя надо испытывать, подвергать свое состояние тщательному исследованию. ВОзможно ли подобное состояние по Благодати? - возможно, но оно всегда несет в себе тихую радость и плач о своих грехах. Оно не может отвлекать, вводить в неверие, мешать молитве. Если хоть что то подобное происходит - это явно искушение диавольское. Самый классический пример - католические монахи. Есть масса описаний подобных случаев, которые даже при не пристальном рассмотрении оказываются состоянием прелести. Когда монахини испытывают просто таки нечеловеческую страсть и истому и в "Боге" видят своего мужа, своего возлюбленного и т.д.
Бойтесь подобных состояний и старайтесь каждый раз очень внимательно исследовать свои чувства, мысли, состояние. Господь не гневается, если верующий не спешит принять в себя благодать, но предварительно исследует ее - от кого она. Наоборот, он одобряет подобное разумное поведение. Но без раздумий принимать нечто... врядли это разумно...
Надеюсь, что смог Вам разъяснить.




Спаси Господи
 
Петрозаводск
Православный христианин
Сергей, Дмитрий, Алексей, спасибо за ответы на мой вопрос.
Если после духовного состояния, воспринятого как богосозерцание и богообщение, нет любви к врагам, а следовательно и всей твари, то это верный показатель, что созерцание было не подлинным, т. е. не в Боге истинном.
Ну любовь вообще-то может быть разной степени. Об этом еще Господь и Бог наш Иисус Христос говорил в Писании о том, что кому много прощается, тот любит много, а кому мало прощается, тот и любит мало. Конечно, любви к врагам у меня нет.
Апостол Павел дал на этот вопрос достаточно определённый ответ: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
Гал.5:22;23
Да, я читал об этом. Другой вопрос, как определить, что это за состояния духа? Человеку, который никогда все это не испытывал, трудно определить, посетила ли его радость или кротость или что-то еще другое.
И конечно смотреть к чему такие состояния побуждают, если к жизни по духу(к делам веры), то от Бога.
Эти духовные состояния пытаются общаться со мной. Они реагируют на мои мысли! Например, если я подумаю о чем-нибудь, то начинаю чувствовать в своей груди какую-ту волну или же уменьшение силы благодатных ощущений. Этим они показывают, что это не так. Если же подумаю что-то правильное с их точки зрения, то они усиливаются. Такое вот происходит общение с благодатью. Я склоняюсь к мысли, что это возможно вражеская прелесть, недаром ведь знающие люди говорят: "если человек разговаривает с Богом - это молитва, а если Бог разговаривает с человеком, то уже шизофрения". Было время, когда я пытался задавать вопросы Богу и по этим ощущениям пытался определить "да" или "нет". Насколько я помню, тогда ничего у меня с этим не получилось.
Оно не может отвлекать, вводить в неверие, мешать молитве.
В неверие эти ощущения не вводят. Они усиливаются, если я читаю молитвы внимательно.
Бойтесь подобных состояний и старайтесь каждый раз очень внимательно исследовать свои чувства, мысли, состояние.
Я стараюсь не обращать на них внимания, внушаю себе мысль, что это все от дьявола, но когда они приходят, у меня появляется уверенность, что это действительно все от Бога и начинаю наслаждаться ими.
 
Киев
Православный христианин
...Я стараюсь не обращать на них внимания, внушаю себе мысль, что это все от дьявола, но когда они приходят, у меня появляется уверенность, что это действительно все от Бога и начинаю наслаждаться ими.

Это правильно. Скажу Вам более, это уже из собственного опыта, чем больше старался я погрузится в молитву и не обращать на подобные вещи внимания, тем сложнее было молится. А дальше, так и вообще в голове было несть знает что, но только не молитва. Очень сложно молится... Господь никогда не станет вредить или мешать Вам. Не будет навязчивых положительных ощущений.
Идите в церковь, исповедуйтесь, расскажите о своем состоянии. Конечно, было бы весьма хорошо попасть к игумену монастыря или епископу или священнику с огромным опытом. Думаю, они бы точно могли бы Вам помочь и разъяснить.
Они много мудрее меня. И то, что тут пытаюсь лепетать, они знают в совершенстве и могут дать правильный совет.



Спаси Господи
 
Чебоксары
Православный христианин
Здравствуйте! Мне бы хотелось узнать подробно о духовных наслаждениях во время молитвы. Иногда во время молитвы я начинаю испытывать какие-то ощущения. Они похожи на тепло, сладость, на чувство любви. Иногда я чувствую любовь в своем сердце. Иногда эти ощущения приходят и днем, когда я не молюсь. Долгое время я полагал, что это все от Бога, что это благодать Божья, т.е. нетварная Божественная энергия, так проявляет себя в моей душе. Именно на этих ощущениях долгое время держалась моя вера в Бога. Когда я переставал испытывать их при молитвах, меня начинало одолевать неверие. Может быть это все и ничего, но в творениях святителя Игнатия (Брянчанинова) сказано, что такие ощущения могут быть признаком прелести. Прельщенный начинает думать, что он находится под благодатью, а на самом деле он является марионеткой в руках падших духов. Также там сказано, что доверяя этим чувствам, можно сойти с ума и стать бесноватым.
Я хотел бы спросить верующих людей: "испытываете ли вы тоже самое, что и я"? И как по-вашему можно отличить духовные наслаждения, приходящие от Бога, от дьявольского прельщения? Действительно ли это все от Бога?

Здравствуйте, Дмитрий. Я тоже знаком с этими ощущениями, они посещают иногда, благодаря молитвам и настрою, в зависимости от интенсивности последних. Ничего плохого в них, как таковых, не вижу. Могут ли они причинить вред, зависит от отношения к ним. Да, они приносят в душу покой, умиротворение и приятны христианину. Но и к ним надо принимать меры предосторожности:

Может прийти мысль, что ты святой, из этого - развиться мысль, что ты подвижник, что может привести к неправильной самооценке, лишить смирения.
Может также возникнуть стремление держаться в этом состоянии постоянно, как в неком идеале. А когда оно уходит, наступает печаль, уныние (или неверие, как вы пишите в вашем случае) - опять же духовный разлад.

Поэтому духовное наслаждение, если оно приходит, надо принимать со смирением, относиться к нему, как чему-то в порядке вещей, потому что так оно и есть; не паниковать, если оно пропадает. Мало ли что нас может прельстить, где только не претыкаешься. Смирение, если им вооружился человек, защитит от прелести, всегда таящейся рядом, во многих подобных случаях, которые могут быть ещё незнакомыми, и при этом отсутствует должный опыт защиты от сомнительных помыслов.

Спаси Господи.
 
Последнее редактирование:
оренбург
Православный христианин
... вопрос, как определить, что это за состояния духа? Человеку, который никогда все это не испытывал, трудно определить, посетила ли его радость или кротость или что-то еще другое.
К каким делам эти состояния подвигают? Если к тому чтобы помогать ближним, исполнять Евангелие, то от Бога.
Апостол Иоанн говорит: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога...
 
Петрозаводск
Православный христианин
Всем спасибо за ответы! Впрочем я уже давно знал ответ на эти вопросы. Недавно вот вспомнил про это. В книге грехов об этих ощущениях говорится следующее:

Духовный эгоизм, духовное сластолюбие. Молитва, участие в церковных Таинствах только ради получения духовных удовольствий, утешений, эстетических переживаний. Здесь ради приятных внешних чувств и эмоций теряется самое главное, суть молитвы - беседа человека с Богом. Это богообщение требует не только предельной внимательности и собранности, но и покаянного осознания своей греховности, неспособности творить без помощи Божией ничего доброго. Чувство живого Бога, устремление к Нему всем своим существом, делает нашу молитву действенной и эффективной. При этом совершенно не обязательно человек должен испытывать какие-то духовные утешения или возвышенные состояния. Если Господь ниспослал нам их, - слава Богу, если нет, -тоже, слава Богу! Святые отцы строго предупреждают об опасности поисков приятных духовных ощущений при молитве, так как это может привести к погибельной прелести. Вместо Бога с прельщенным может начать беседовать нечистый дух, который будет посылать ему сладостные (сладострастные) ощущения, и несчастный будет воспринимать их за благодать Божию, что приведет его к сильнейшему душевному повреждению.
 
Сверху