QUOTE="Павел А.М., post: 300301, member: 19533"].. в древности на Руси существовал обычай братания, при котором было положено меняться с побратимом нательными крестами. …Не знаете ли вы откуда пошел этот обычай и является ли он только нашим или был заимствован? Есть ли какие-то реальные исторические примеры этого обычая?[/QUOTE]
Различные формы ритуального родства существовали у славян еще с языческих времен, как, например, побратимство, кумовство, молочное родство, куначество и др. Причем их социально- юридическая значимость была достаточно велика, поскольку если не устраняла полностью, то в значительной мере снижала стихийную конфликтность, упорядочивая отношения людей в родо-племенной иерархии. Некоторые древнейшие ритуалы заключения побратимства, известные в народной традиции всех славян, сохранились на Балканах, у части казачества, у горских народностей. А с возникновением государственности у восточных славян и Крещением Руси древний ритуал братания трансформировался в обычай обмена с побратимом нательными крестами. Хотя официального церковного чинопоследования не существовало, но по сведениям В.И.Даля обряд побратимства чаще всего совершался на второй день Пасхи и поэтому считался братством во Христе. Он воспринимался как связь, опосредованная Богом и потому как более сильная, сакральная взаимозависимость в отличие от кровного родства, которое имеет не божественную, а «человеческую» природу. Ссориться и ругаться с крестовым побратимом было грехом. Дети и сестры побратимов считались родными, и браки между ними были невозможны. Согласно обычаю, каждый побратим был обязан положить за своего крестного брата жизнь, если это понадобится. Даже считается, что в древности между брачующимися обмен крестами был тождественен обмену обручальными кольцами.
В русском фольклоре тема побратимства особенно характерна для былин: былинные герои братаются с боевым противником или соперником, чтобы завершить миром поединок, в котором оба проявили доблесть и отвагу. Кстати, примером являются отношения между Добрыней и Ильей Муромцем, которые сначала друг друга недолюбливали, а потом стали названными братьями. У Достоевского тоже Рогожин и князь Мышкин крестами меняются...
Нет ничего предосудительного и в обмене нательными крестами и сегодня, при условии, если совершается не легкомысленно за кружкой пива, но от чистого сердца – когда люди понимают, что они очень близки по духу, даже ближе, чем кровные родственники. Серьезность этого акта должна восприниматься, как своеобразная клятва в верности, когда нужно пройти вместе какие-то испытания, организовать взаимную помощь и защиту, преодолеть смертельную опасность. Он как бы символизирует пожелание спасения в Вечной Жизни во Христе.