Причащались ли апостолы на Тайной Вечери или это был только прообраз причащения?

Санкт Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Алексей Михайлович!
Иногда говорят, что на Евхаристии каждый раз совершается Тайная Вечеря. Но разве можно так говорить, если апостолы тогда еще не имели тех чувств, рассуждений и духовного опыта, которые они приобрели впоследствии после Жертвы и Воскресения Христа? Поэтому я думаю, что Тайная Вечеря и причащение учеников на трапезе есть только прообразы Евхаристии и причащения Телом и Кровью Христа. Евхаристия это нечто большее и глубинное, чем трапеза на Тайной Вечере.

В статье Вы пишите: - «Святые (Евхаристические) Дары суть ничто иное как то Самое Тело Господне, которое страдало, приняло искупительную смерть и воскресло».
Воскресшее Тело Христа отличалось от смертного Тела Его, которое у Него было на Тайной Вечери. «Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий» (1Кор.15:44-45). Воскресшее духовное Тело Христа могло проходить через преграды, нередко было неузнаваемо. Оно вдруг появлялось внезапно и становилось узнаваемым. Если воскресшее Тело Христа могло присутствовать где-то, но быть невидимым или представляться с измененными внешними признаками, то понятно, почему при преложении хлеба в Тело Христово мы не видим внешних изменений, происходящих с хлебом. Воскресшее Тело Христа либо неузнаваемо в преобразованном в Тело Христа хлебе, либо невидимо проникает и содержится во всем веществе хлеба, не соединяясь с ним сущностно.

В связи с этим возник вопрос этой темы.
Как могли ученики Христа причащаться Телом Христа на Тайной вечере, если Он еще не пострадал и не воскрес, а Тело Его на тот момент было обычным смертным Телом, как у всех людей? Ведь не обладало на тот момент Тело Христа чудесными свойствами воскресшего Его Тела. Это безумие относить слова «ядите, сие есть Тело Мое» к тому Телу Христа, которое ученики видели перед собой. Я думаю, что нельзя приобщиться Святых Тайн от того Человеческого Тела, которое Христос имел до Своей смерти и которое видели апостолы. Поэтому, наверное, можно сказать, что ученики на Тайной Вечере принимали обычный хлеб и вино, а не то Тело Христа, в котором Он пребывал перед ними и которое еще не воскресло.

Я понимаю так, что на Тайной Вечере было не такое причащение, каким мы причащаемся теперь, а просто научение учеников тому, как после ухода Христа христианам надо будет приобщаться к Нему. Он же сказал - «сие творите в Мое воспоминание». А на Тайной вечере еще не принесена Жертва, еще нет Воскресения и нет воспоминания об этом. Значит, истинное Святое Причастие будет только после Жертвы Его. А пока хлеб и вино на Тайной Вечери есть только прообраз, а трапеза учеников с Христом есть только научение и предуготовление Евхаристии. Первое же причащение апостолов Телом и Кровью Христа состоялись только после сошествия Святого Духа на них.
Прот. Владимир Воробьев (в Лекции. Евхаристия) говорит: - «Господь предуготовил создание Евхаристии на Тайной Вечери».

Можно ли так понимать трапезу на Тайной вечере - как только научение, прообраз и предуготовление Евхаристии?

В дополнение к этому скажу, что по этому вопросу я нашел два ответа, но оба меня не устроили.
1. Первый ответ Ваш. Отвечая на вопрос о Тайной Вечере, Вы пишите, что «как до Своих Крестных Страданий, так и после, Господь обладал не какими-то там различными Телами, а одною и тою же человеческой Плотью» и «человеческая природа Христа обожилась…в момент воплощения». «Несмотря на то, что Господь установил Таинство Святой Евхаристии до Своего Воскресения, то есть до прославления (Своего) человеческого естества, Тело и Кровь Его были обожены и обожены сполна». Как я понял Вас, свойства Тела Христа якобы были одними и теми же, как до Его Крестных Страданий, так и после Воскресения Его. Поэтому Вы объясняете, что апостолы причащались на Тайной Вечере тем же Телом Христа, что и после Его Воскресения.

Однако если допустить, что Тело Христа до смерти могло в любой момент принимать свойства воскресшего Тела или проявлять божественные свойства, то страдания Христа и слова «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» есть просто спектакль. Ведь в любой момент, и во время страданий также, Он мог принять и проявить свойства воскресшего Тела или божественные свойства Тела, которым не присущи ни страсти, ни страдания, ни тление. Такое понимание о неизменности свойств Тела Христа приходит в противоречие с принесением Жертвы Христа и несовместимо со страданиями Христа на Кресте.

Протоиерей Владимир Воробьев говорит о разных Телах Христа: «Это таинство соединяет небесное с земным, воплощает Сына Божия на Земле, и он приходит к нам снова и снова, а точнее, остается с нами, являясь нам во плоти. Не в той, которую имел 2000 лет назад, родившись от Девы Марии. Теперь Господь избирает иную плоть — истинную брашну и истинное питие. Мы не смогли бы иначе приобщиться Св. Таин, если бы Тело и Кровь его были подлинными человеческими телом и кровью».

Может быть в Вашем ответе я что-то не так понял. Если Вас не затруднит, поясните, пожалуйста, более подробно в связи с моими сомнениями.

2. Второй ответ святителя Григория Нисского. В «Слове на Святую Пасху» он так пытается решить эту проблему: - «Когда предложив ядомое тело Свое в пищу, ясно показал, что жертвоприношение агнца уже совершилось. Ибо жертвенное тело не было бы пригодно к ядению, если бы было еще одушевлено. Итак когда (Господь) преподал ученикам тело для ядения и кровь для пития, то свободною властию Домостроителя таинства тело Его неизреченно и невидимо уже было принесено в жертву, а душа была в тех местах, куда пренесла ее власть Домостроительствующего».
Здесь не могу согласиться с Григорием Нисским, так для причащения нужна не только Жертва и разделение души и тела, но и Воскресение Тела Христа.

Извините за такой пространный вопрос.
С уважением Юрий Шокин.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
P.S. Дополнение. Хотелось бы подробней пояснить мое понимание о божественных свойствах Тела Христова, высказанное Вами, Алексей Михайлович, в теме «Вопрос о Тайной Вечере»: - «Человеческая природа Христа обожилась не в момент Его смерти, и не в момент Воскресения, а в момент восприятия человеческого естества в Ипостась Бога Слова, то есть в момент воплощения (или, что то же, в момент зачатия)».

По моему мнению, следует разделять Тело Христа и божественные свойства Его Личности. Если Телу Христа Сына Человеческого придать божественные свойства, то Тело и божественность сольются в единое и нераздельное и тогда это Тело не сможет страдать. При слиянии божественное неизбежно преобладает над человеческим.

По-видимому, надо говорить не о обоженном Теле, а о том, что Иисус, как Личность, имел одновременно как человеческие, так и божественные свойства. Нельзя, как я думаю, говорить, что божественные свойства присущи воплощенному Телу Христова. Личности Христа свойственны совместно, но отдельно человеческое и отдельно божественное. Человеческие свойства присущи воплощенному Телу, а божественные свойства - Духу Его. Человеческие свойства Тела Иисуса не сливаются с божественными свойствами, хотя и существуют совместно в одной Личности Христа.

Тогда становится понятным, что в Гефсиманском саду Иисус Христос, сказав Отцу - «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мар.14:36), отказался от проявления Своих божественных свойств при распятии на Кресте и совершил этим величайшую Жертву, потому что уже там Он обрек Себя ради спасения грешников на мучения, которые не испытал ни один человек на Земле. Он отдал всю Свою волю Отцу, зная, что Отец лишит Его благодати при распятии – той благодати, которую Бог дает святым мученикам, облегчая их страдания и делая порой их мучения даже блаженными. Эта благодать, про которую Петр сказал при Преображении Христа - «Господи! хорошо нам здесь быть»!

Возопил Иисус громким голосом: – «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?». Наверное, такие мучения испытают только те грешники, которые отвергнут Христа ради своего самоутверждения и будут пребывать в огненном озере вместе с дьяволом, лишенные общения с Богом. В этом и состоял Великий подвиг и Жертва Христа, что Он знал, что будет лишен благодати, но временно передал все Свои божественные свойства Отцу, чтобы исполнить всякую правду о любви Бога к нам грешным и о воскресении людей для вечной жизни с Богом. Только те, кто признает эти безмерные страдания Христа ради их спасения, могут быть спасены.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Юрий!

Ваше недоумение относительно деталей причащения апостолов на Тайной Вечери понятно. Однако в вашем сопроводительном комментарии содержится много неясностей.

Вас почему-то удивили слова: «Человеческая природа Христа обожилась не в момент Его смерти, и не в момент Воскресения, а в момент восприятия человеческого естества в Ипостась Бога Слова, то есть в момент воплощения (или, что то же, в момент зачатия)». И Вы поспешили исправить несуществующую ошибку. Но напрасно (см. по этому поводу статью: Был ли подвержен Христос первородному греху?). Разумеется, состояние Тела Христа после Воскресения отличались от состояния до Воскресения. Однако эту разницу Церковь видит не в том, что-де до Воскресения оно не было обоженным, а обожилось лишь в результате победы над смертью. Разница заключается в том, что Тело воскресшего Господа стало прославленным, перестало быть тленным и смертным.

Вы также пишите: «Я понимаю так, что на Тайной Вечере было не такое причащение, каким мы причащаемся теперь, а просто научение учеников тому, как после ухода Христа христианам надо будет приобщаться к Нему. Он же сказал - «сие творите в Мое воспоминание». А на Тайной вечере еще не принесена Жертва, еще нет Воскресения и нет воспоминания об этом. Значит, истинное Святое Причастие будет только после Жертвы Его. А пока хлеб и вино на Тайной Вечери есть только прообраз, а трапеза учеников с Христом есть только научение и предуготовление Евхаристии. Первое же причащение апостолов Телом и Кровью Христа состоялись только после сошествия Святого Духа на них».

Ваша ошибка заключается в том, что Вы, вместо того, чтобы опереться на богословие духоносных отцов, на Предание Церкви, стремитесь изъяснить эту Тайну, в полной мере понятную лишь Богу, при помощи упрощенных логических конструкций.
Вот, например, что пишет о Тайной Вечери преподобный Ефрем Сирин: «Как истинно и верно то, что Господь, раздавая хлеб Своим ученикам, дал им Таинство Тела Своего, так должно верить также и в то, что хлеб, данный Господом убийце Своему, дан был в Таинство умерщвления Тела Своего» [1, т. 4, с. 419].

Благодарю за вопрос!

1.Святой преподобный Ефрем Сирин. Творения. Изд. Московский Патриархат, Молдавская митрополия, Единецко-Бричанская Епархия, 2003.
 
Сверху