- Православный христианин
Здравствуйте, Алексей Михайлович!
Иногда говорят, что на Евхаристии каждый раз совершается Тайная Вечеря. Но разве можно так говорить, если апостолы тогда еще не имели тех чувств, рассуждений и духовного опыта, которые они приобрели впоследствии после Жертвы и Воскресения Христа? Поэтому я думаю, что Тайная Вечеря и причащение учеников на трапезе есть только прообразы Евхаристии и причащения Телом и Кровью Христа. Евхаристия это нечто большее и глубинное, чем трапеза на Тайной Вечере.
В статье Вы пишите: - «Святые (Евхаристические) Дары суть ничто иное как то Самое Тело Господне, которое страдало, приняло искупительную смерть и воскресло».
Воскресшее Тело Христа отличалось от смертного Тела Его, которое у Него было на Тайной Вечери. «Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий» (1Кор.15:44-45). Воскресшее духовное Тело Христа могло проходить через преграды, нередко было неузнаваемо. Оно вдруг появлялось внезапно и становилось узнаваемым. Если воскресшее Тело Христа могло присутствовать где-то, но быть невидимым или представляться с измененными внешними признаками, то понятно, почему при преложении хлеба в Тело Христово мы не видим внешних изменений, происходящих с хлебом. Воскресшее Тело Христа либо неузнаваемо в преобразованном в Тело Христа хлебе, либо невидимо проникает и содержится во всем веществе хлеба, не соединяясь с ним сущностно.
В связи с этим возник вопрос этой темы.
Как могли ученики Христа причащаться Телом Христа на Тайной вечере, если Он еще не пострадал и не воскрес, а Тело Его на тот момент было обычным смертным Телом, как у всех людей? Ведь не обладало на тот момент Тело Христа чудесными свойствами воскресшего Его Тела. Это безумие относить слова «ядите, сие есть Тело Мое» к тому Телу Христа, которое ученики видели перед собой. Я думаю, что нельзя приобщиться Святых Тайн от того Человеческого Тела, которое Христос имел до Своей смерти и которое видели апостолы. Поэтому, наверное, можно сказать, что ученики на Тайной Вечере принимали обычный хлеб и вино, а не то Тело Христа, в котором Он пребывал перед ними и которое еще не воскресло.
Я понимаю так, что на Тайной Вечере было не такое причащение, каким мы причащаемся теперь, а просто научение учеников тому, как после ухода Христа христианам надо будет приобщаться к Нему. Он же сказал - «сие творите в Мое воспоминание». А на Тайной вечере еще не принесена Жертва, еще нет Воскресения и нет воспоминания об этом. Значит, истинное Святое Причастие будет только после Жертвы Его. А пока хлеб и вино на Тайной Вечери есть только прообраз, а трапеза учеников с Христом есть только научение и предуготовление Евхаристии. Первое же причащение апостолов Телом и Кровью Христа состоялись только после сошествия Святого Духа на них.
Прот. Владимир Воробьев (в Лекции. Евхаристия) говорит: - «Господь предуготовил создание Евхаристии на Тайной Вечери».
Можно ли так понимать трапезу на Тайной вечере - как только научение, прообраз и предуготовление Евхаристии?
В дополнение к этому скажу, что по этому вопросу я нашел два ответа, но оба меня не устроили.
1. Первый ответ Ваш. Отвечая на вопрос о Тайной Вечере, Вы пишите, что «как до Своих Крестных Страданий, так и после, Господь обладал не какими-то там различными Телами, а одною и тою же человеческой Плотью» и «человеческая природа Христа обожилась…в момент воплощения». «Несмотря на то, что Господь установил Таинство Святой Евхаристии до Своего Воскресения, то есть до прославления (Своего) человеческого естества, Тело и Кровь Его были обожены и обожены сполна». Как я понял Вас, свойства Тела Христа якобы были одними и теми же, как до Его Крестных Страданий, так и после Воскресения Его. Поэтому Вы объясняете, что апостолы причащались на Тайной Вечере тем же Телом Христа, что и после Его Воскресения.
Однако если допустить, что Тело Христа до смерти могло в любой момент принимать свойства воскресшего Тела или проявлять божественные свойства, то страдания Христа и слова «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» есть просто спектакль. Ведь в любой момент, и во время страданий также, Он мог принять и проявить свойства воскресшего Тела или божественные свойства Тела, которым не присущи ни страсти, ни страдания, ни тление. Такое понимание о неизменности свойств Тела Христа приходит в противоречие с принесением Жертвы Христа и несовместимо со страданиями Христа на Кресте.
Протоиерей Владимир Воробьев говорит о разных Телах Христа: «Это таинство соединяет небесное с земным, воплощает Сына Божия на Земле, и он приходит к нам снова и снова, а точнее, остается с нами, являясь нам во плоти. Не в той, которую имел 2000 лет назад, родившись от Девы Марии. Теперь Господь избирает иную плоть — истинную брашну и истинное питие. Мы не смогли бы иначе приобщиться Св. Таин, если бы Тело и Кровь его были подлинными человеческими телом и кровью».
Может быть в Вашем ответе я что-то не так понял. Если Вас не затруднит, поясните, пожалуйста, более подробно в связи с моими сомнениями.
2. Второй ответ святителя Григория Нисского. В «Слове на Святую Пасху» он так пытается решить эту проблему: - «Когда предложив ядомое тело Свое в пищу, ясно показал, что жертвоприношение агнца уже совершилось. Ибо жертвенное тело не было бы пригодно к ядению, если бы было еще одушевлено. Итак когда (Господь) преподал ученикам тело для ядения и кровь для пития, то свободною властию Домостроителя таинства тело Его неизреченно и невидимо уже было принесено в жертву, а душа была в тех местах, куда пренесла ее власть Домостроительствующего».
Здесь не могу согласиться с Григорием Нисским, так для причащения нужна не только Жертва и разделение души и тела, но и Воскресение Тела Христа.
Извините за такой пространный вопрос.
С уважением Юрий Шокин.
Иногда говорят, что на Евхаристии каждый раз совершается Тайная Вечеря. Но разве можно так говорить, если апостолы тогда еще не имели тех чувств, рассуждений и духовного опыта, которые они приобрели впоследствии после Жертвы и Воскресения Христа? Поэтому я думаю, что Тайная Вечеря и причащение учеников на трапезе есть только прообразы Евхаристии и причащения Телом и Кровью Христа. Евхаристия это нечто большее и глубинное, чем трапеза на Тайной Вечере.
В статье Вы пишите: - «Святые (Евхаристические) Дары суть ничто иное как то Самое Тело Господне, которое страдало, приняло искупительную смерть и воскресло».
Воскресшее Тело Христа отличалось от смертного Тела Его, которое у Него было на Тайной Вечери. «Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий» (1Кор.15:44-45). Воскресшее духовное Тело Христа могло проходить через преграды, нередко было неузнаваемо. Оно вдруг появлялось внезапно и становилось узнаваемым. Если воскресшее Тело Христа могло присутствовать где-то, но быть невидимым или представляться с измененными внешними признаками, то понятно, почему при преложении хлеба в Тело Христово мы не видим внешних изменений, происходящих с хлебом. Воскресшее Тело Христа либо неузнаваемо в преобразованном в Тело Христа хлебе, либо невидимо проникает и содержится во всем веществе хлеба, не соединяясь с ним сущностно.
В связи с этим возник вопрос этой темы.
Как могли ученики Христа причащаться Телом Христа на Тайной вечере, если Он еще не пострадал и не воскрес, а Тело Его на тот момент было обычным смертным Телом, как у всех людей? Ведь не обладало на тот момент Тело Христа чудесными свойствами воскресшего Его Тела. Это безумие относить слова «ядите, сие есть Тело Мое» к тому Телу Христа, которое ученики видели перед собой. Я думаю, что нельзя приобщиться Святых Тайн от того Человеческого Тела, которое Христос имел до Своей смерти и которое видели апостолы. Поэтому, наверное, можно сказать, что ученики на Тайной Вечере принимали обычный хлеб и вино, а не то Тело Христа, в котором Он пребывал перед ними и которое еще не воскресло.
Я понимаю так, что на Тайной Вечере было не такое причащение, каким мы причащаемся теперь, а просто научение учеников тому, как после ухода Христа христианам надо будет приобщаться к Нему. Он же сказал - «сие творите в Мое воспоминание». А на Тайной вечере еще не принесена Жертва, еще нет Воскресения и нет воспоминания об этом. Значит, истинное Святое Причастие будет только после Жертвы Его. А пока хлеб и вино на Тайной Вечери есть только прообраз, а трапеза учеников с Христом есть только научение и предуготовление Евхаристии. Первое же причащение апостолов Телом и Кровью Христа состоялись только после сошествия Святого Духа на них.
Прот. Владимир Воробьев (в Лекции. Евхаристия) говорит: - «Господь предуготовил создание Евхаристии на Тайной Вечери».
Можно ли так понимать трапезу на Тайной вечере - как только научение, прообраз и предуготовление Евхаристии?
В дополнение к этому скажу, что по этому вопросу я нашел два ответа, но оба меня не устроили.
1. Первый ответ Ваш. Отвечая на вопрос о Тайной Вечере, Вы пишите, что «как до Своих Крестных Страданий, так и после, Господь обладал не какими-то там различными Телами, а одною и тою же человеческой Плотью» и «человеческая природа Христа обожилась…в момент воплощения». «Несмотря на то, что Господь установил Таинство Святой Евхаристии до Своего Воскресения, то есть до прославления (Своего) человеческого естества, Тело и Кровь Его были обожены и обожены сполна». Как я понял Вас, свойства Тела Христа якобы были одними и теми же, как до Его Крестных Страданий, так и после Воскресения Его. Поэтому Вы объясняете, что апостолы причащались на Тайной Вечере тем же Телом Христа, что и после Его Воскресения.
Однако если допустить, что Тело Христа до смерти могло в любой момент принимать свойства воскресшего Тела или проявлять божественные свойства, то страдания Христа и слова «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» есть просто спектакль. Ведь в любой момент, и во время страданий также, Он мог принять и проявить свойства воскресшего Тела или божественные свойства Тела, которым не присущи ни страсти, ни страдания, ни тление. Такое понимание о неизменности свойств Тела Христа приходит в противоречие с принесением Жертвы Христа и несовместимо со страданиями Христа на Кресте.
Протоиерей Владимир Воробьев говорит о разных Телах Христа: «Это таинство соединяет небесное с земным, воплощает Сына Божия на Земле, и он приходит к нам снова и снова, а точнее, остается с нами, являясь нам во плоти. Не в той, которую имел 2000 лет назад, родившись от Девы Марии. Теперь Господь избирает иную плоть — истинную брашну и истинное питие. Мы не смогли бы иначе приобщиться Св. Таин, если бы Тело и Кровь его были подлинными человеческими телом и кровью».
Может быть в Вашем ответе я что-то не так понял. Если Вас не затруднит, поясните, пожалуйста, более подробно в связи с моими сомнениями.
2. Второй ответ святителя Григория Нисского. В «Слове на Святую Пасху» он так пытается решить эту проблему: - «Когда предложив ядомое тело Свое в пищу, ясно показал, что жертвоприношение агнца уже совершилось. Ибо жертвенное тело не было бы пригодно к ядению, если бы было еще одушевлено. Итак когда (Господь) преподал ученикам тело для ядения и кровь для пития, то свободною властию Домостроителя таинства тело Его неизреченно и невидимо уже было принесено в жертву, а душа была в тех местах, куда пренесла ее власть Домостроительствующего».
Здесь не могу согласиться с Григорием Нисским, так для причащения нужна не только Жертва и разделение души и тела, но и Воскресение Тела Христа.
Извините за такой пространный вопрос.
С уважением Юрий Шокин.