Дорогая Татьяна Анатольевна! Вы желаете услышать «грамотное богословское толкование» тринадцатого и четырнадцатого стихов седьмой главы Книги пророка Даниила. Предлагаю обратиться для этого к мнению святоотеческому. Согласно толкованию Отцов, интересующий вас отрывок может быть осмыслен, как минимум, двояко.
Скажем, преподобный
Ефрем Сирин видел в провозвестии, заключенном в тринадцатом стихе, «пророчество о судьбе Иудеев, которые одолевали Греков и всех окрестных царей» [1, т. 3, с. 375].
С другой стороны, он же сам и утверждает, что «пророчество увенчалось вполне на Господе нашем. Ибо Ему дана власть над всеми народами, племенами и языками, как Сам Он сказал:
Дадеся Ми Отцем Моим всяка власть на небеси и на земли (Мф. 28, 18) [1, т. 3, с. 375].
Блаженный Августин также относит данное пророчество ко Христу. В частности, он высказывает это в следующих словах: «...Даниил определил числом лет само время, в которое имел прийти и пострадать Христос... О власти же Его и славе пророк говорил так: ''Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится''
(Дан. 7, 13-14)» [2, с. 951 - 952].
Вы можете спросить, мол зачем, если Христос - Бог, Ему дается власть? Разве было время, когда «народы, племена и языки» были не подвластны, не подконтрольны Ему ( как Вседержителю )? Если «да», то Какой же Он Бог? Что же, давайте разберем этот вопрос. Христос, конечно же, - Бог, но не только Бог, а и Человек. Как Бог Он имел власть над миром столько, сколько существует мир. Человеком же Он стал однажды, в конкретный исторический период. В конкретный же исторический период Он и получил власть как человек. Евангелие от Матфея сообщает об этом в следующих выражениях: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле»
(Мф. 28, 18). Напомню, что эти слова Спаситель озвучил апостолам перед Вознесением на Небо. Известный толкователь Евангелий
Феофилакт, архиепископ Болгарский (ХI – XII вв.) усматривает в исследуемом отрывке и другой смысл. Вот как он расшифровывает слова Христа: «как Бог и Творец, Я всегда имел власть над всем, но добровольной покорности со стороны людей не имел; теперь же приму и ее, теперь покорится Мне все; потому что крестом Своим Я победил уже имеющего державу смерти. Подчинение бывает двоякое: одно невольное, по которому все мы рабы у Бога и поневоле, не исключая и демонов; другое подчинение - произвольное; в таком смысле, например, Павел был раб Христов. Прежде, когда все оказывали одно только непроизвольное подчинение, Спаситель имел власть над всем только как бы наполовину; но после креста, когда богопознание стало доступно для всех и когда все покорились добровольно, Христу прилично было сказать: ныне Я получил всякую власть». Несколько ниже святитель дополняет свою мысль: «слова: ''дана Мне всякая власть'' разумей так: собственными Моими подвигами и борьбою Я спас людей, и вследствие сего они сделались Моим уделом, собственным Моим народом. Значит, на земле Господь имеет власть в том смысле, что вся земля познала Его; а на небе - в том, что награда и жительство верующих в Него находится на небесах» [3. с. 393 - 394].
Такое объяснение нисколько не противоречит сказанному выше об уместности приложения рассматриваемых слов Спасителя не к Божескому, а к человеческому естеству ( а дополняет его ). Сам же блаженный Феофилакт об этом говорит, что «и человеческая природа, прежде служебная, теперь во Христе сама властвует над всем» [3, с. 394].
О том, что царство Христа пребудет вечно, свидетельствует, помимо Даниила, Благовестник Гавриил. Вспомните, что он поведал Деве Марии: «и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца»
(Лк. 1, 31-33). Под образом «Ветхого днями» следует понимать Бога, существующего от вечности, в вечности.
Наконец, Татьяна Анатольевна, вас может озадачить и такое недоумение: как можно прилагать одно и то же пророчество к двум различным историческим событиям ( вспомним святого Ефрема, высказывания которого упомянуты в начале )? Ответ, в настоящем случае, будет таков. В Библии нередко одни и те же провозвестия прилагают к событиям, отстоящим друг от друга по времени на годы, века и даже тысячелетия. Сопоставление нескольких событий в одном откровении возможны, если описываемые в нем события имеют схожую духовно-религиозную подоплеку. В частности, указанную схожесть можно обнаружить и в интересующем вас пророчестве: победы иудеев над врагами, «Греками и всеми окрестными царями», и победа Духовного Израиля, Церкви Божией, Главою которой является Христос, над диаволом, грехом, тлением и смертью.
По любому из представленных толкований, порочество с точностью исполнилось (исполняется).
1.
Преподобный Ефрем Сирин. Изд. Московского Патриархата; Молдавской митрополии, Единецко-Бричанской Епархии, 2003.
2.
Блаженный Августин.
О граде Божием. Мн.: Изд. Харвест; М.: Изд. АСТ, 2000.
3. Блаженный Феофилакт.
Толкование на Евангелие от Матфея. М.: Изд. Лепта-Пресс; АТЛАС-ПРЕСС, 2004.