Время начала и окончания постного дня

Доброго здоровья, отец Георгий.
Согласно суточному кругу богослужения новые сутки начинаются с вечера, т.е. с вечерни (приблизительно с 18:00 часов).
А как это распространяется на постные дни в течение седмицы? Следует ли из этого, что постная среда начинается в 18:00 часов вторника, а заканчивается в 18:00 часов среды? А постная пятница начинается, соответственно, в 18:00 четверга и заканчивается в 18:00 пятницы? Или же началом постного дня следует считать не богослужебные, а календарные сутки (например, с 00:00 часов среды до 00:00 часов четверга)???
Что-то я, кажется, замудрствовался.:) Прошу Ваших разъяснений.
 

Священник Георгий Христич

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Христос воскресе! Добрый день!
Вопрос актуальный, сам нередко с ним сталкиваюсь, иногда он предполагает и некоторую казуистическую направленность. Обычно люди вспоминают, что настал новый день, по вечерам среды и пятницы:) а вот во вторник и четверг поститься еще не начинают...
Проблема в том, что невозможно упорядочение богослужения по времени суток: служим утреню вечером, вечерню иногда утром и т.п. А поскольку вечером во вторник служится утреня среды, то и возникает ощущение, что среда уже настала:) и тем паче после Всенощного бдения ощущается наступление воскресенья.
На мой взгляд, самое простое разрешение этого вопроса - вспомнить, что христиане обычно вечером постились, а на следующий день причащались. Поэтому оптимально соблюдать пост в положенное время, в т.ч. и вечером после службы (например, в рождественский или крещенский сочельник - мы же не разговляемся после вечерней службы!), а на следующий день уже не поститься...
 
Воистину воскресе Христос!
Благодарю Вас, отец Георгий, за отклик на мой вопрос.

Обычно люди вспоминают, что настал новый день, по вечерам среды и пятницы:) а вот во вторник и четверг поститься еще не начинают...

Так вот поэтому и хочется упорядоченности и однозначности в данном направлении.:)
Хотя, возможно, кто-то из участников форума может возразить мне, дескать: "Не беспокойся, не перепостишься!" или-де "Пост излишним не бывает". Но тем не менее?..

А поскольку вечером во вторник служится утреня среды, то и возникает ощущение, что среда уже настала:) и тем паче после Всенощного бдения ощущается наступление воскресенья.

В том-то и дело! Т.е. как-то не по себе после участия в церковном богослужении на утрени среды (вечером во вторник) приходить домой и вкушать на ужин скоромное, уповая, что календарная (мирская) среда, а с нею и пост наступят "завтра".

На мой взгляд, самое простое разрешение этого вопроса - вспомнить, что христиане обычно вечером постились, а на следующий день причащались. Поэтому оптимально соблюдать пост в положенное время, в т.ч. и вечером после службы (например, в рождественский или крещенский сочельник - мы же не разговляемся после вечерней службы!), а на следующий день уже не поститься...

Т.е. не будет нарушением начинать постный день вечером после службы во вторник (и, соответственно, в четверг) и прекращать поститься после вечерней службы в среду (и соответственно, в пятницу)???

Отец Георгий, а какая существует церковная практика по вопросу времени начала и окончания постных дней седмицы? Как это было поставлено, например, в духовной семинарии в период Вашего обучения? Что об этом гласит монастырский Устав (т.е. как исчисляет время постных дней среди седмицы монашеская братия)?

Вы уж простите меня за дотошность и назойливость... Спаси Вас Господь!
 

Священник Георгий Христич

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Добрый день.
"не будет нарушением начинать постный день вечером после службы во вторник (и, соответственно, в четверг) и прекращать поститься после вечерней службы в среду"
было бы верно, если на следующий день не причащаться. а так нужно поститься накануне, даже и после праздничной вечерней службы.
В Духовных школах и на приходах обычно соблюдается календарный режим: пост по средам и пятницам как утром, так и вечером. Но, на мой взгляд, Ваш режим тоже уместен, если его согласовать с духовником.
 
Еще раз благодарю за разъяснения. Постоянного духовника у меня пока, увы, нет. Но, тем не менее, попробую согласовать этот вопрос с исповедующим иереем.
Спаси, Господи, честный отче Георгий.
 
Сверху