«Исполним утреннюю молитву»… вечером?

ДРЕВНЯЯ АГРИПНИЯ И СОВРЕМЕННАЯ «ВСЕНОЩНАЯ»

Ю. И.! Почему в конце вечерней службы перед воскресеньем и праздниками из алтаря выходят голосистые дьяконы и, размахивая лентами, кричат: "Исполним утреннюю молитву..."? А на часах ещё около 9 часов вечера, и летом у нас вовсю вечернее солнышко светит. На какой часовой пояс они ориентируются? Быть может, по серости своей, я чего-то не понимаю. Простите.
Анастасия


Дорогая Анастасия!
Самоуничижение здесь неуместно. Вы не должны разбираться в тонкостях православного богослужения (это – весьма специальная область знаний), но стремление уяснить логику происходящего во время богослужения – в высшей степени похвально. Боюсь, мало кто из прихожан задумывается над древними богослужебными традициями, изначальный смысл которых давно уже противоречит их месту в современном суточном цикле богослужений. Это – далеко не единичный пример. В данном случае Вы имеете в виду происходящее во время богослужения, именуемого у греков Агрипния (букв. «бессонное», «бодрствование»), а у нас – Всенощное бдение (или просто Всенощная). Его история интересна и поучительна.

Причина возникновения Агрипнии

93988.p.jpg

В 484/5 году святой Савва Освященный основал на западном склоне реки Кедрон – в Иудейской пустыне – монастырь, ставший впоследствии знаменитой Лаврой Святого Саввы, существующей доныне. Монахи жили поодиночке в пещерах, лепившихся по крутым берегам как ласточкины гнёзда (кстати, одно из древнейших значений греческого слова лаура, лавра – «проход в лощине», «ущелье»).

Под воскресенье они собирались в монастырском храме и проводили там всю ночь, потому что расходиться по кельям после вечернего богослужения было смертельно опасно: дорожки не были ограждены и обозначены ни электрическими лампочками, ни хотя бы керосиновыми фонарями; к тому же и львы в те времена в Палестине водились (вспомним авву Герасима и его верного льва).
11737-5730881591_bd3d464910_b.jpeg

Посетивший Лавру в начале XII века русский паломник игумен Даниил так писал о ней: «Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь Лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тёк некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии – прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келии по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь Святой Богородицы» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Лавра_Саввы_Освященного).

В конце Вечерни монахи шли в расположенную недалеко трапезную. (Отсюда наш обычай совершать литию – символический ужин! – в притворе, как бы уже вне храма; знаменательно, что синонимом литии в древнерусских богослужебных книгах служит термин «исхожение»). Они благословляли дарованные Богом нехитрые традиционные продукты и ужинали: подкреплялись хлебом, вином и оливковым маслом, которым, кроме того, в гигиенических целях натирали своё тело (монахи никогда не мылись). В память этого у нас на Всенощной раздают кусочки хлеба, пропитанные вином, и совершается елеопомазание, разумеется, не всего тела: кисточкой ставится знак креста на лбу. Затем в чтении Псалтири и духовных беседах, именовавшихся кафизмата, в переводе «седальные» (ныне смысл этого термина иной), дожидались утра. Во время этих импровизированных бесед о смысле прочитанных псалмов можно было и немного подремать. (Ещё раз отмечаю: во время бесед дозволялось сидеть, отсюда и термин кафизмата; а вот Псалтирь слушали стоя – это же Священное Писание!) Так вечерняя служба перетекала у них в утреннюю. Когда же над горами начинал алеть Восток, то возглавляющий богослужение «игумен» (кстати, то же, что и «гегемон»: в древности не священник, а буквально «предводитель», «начальствующий» над монахами) торжественно возглашал «Хваление Зари (Laudatio aurorae)»: «Слава Тебе, показавшему нам свет!». Монахи окончательно просыпались и благодарили Бога за то, что Он даровал им возможность встретить ещё один новый день земной жизни.
0_bdb30_8a094ee2_orig.jpg

Через какое-то время приходил из города священник и служил Литургию; все причащались и расходились по своим кельям-пещерам до следующего воскресенья или праздника. Понятно, что такое продолжительное богослужение было вызвано местными специфическими жизненными условиями.

(Вероятно, не все знают, что древние, «классические», монахи-анахореты и киновийные ("общежительные") монахи, жившие в пустынях, не принимали священный сан, считая его делом «мирским» и признаком гордыни, несовместимым с идеалами отшельничества. «Монахам, – говорил преподобный Пахомий Великий (290–346), – полезно не искать чести и начальства, особенно же живущим в киновиях, чтобы из этого не зародились среди единодушных братий зависть и ревность и не расстроили общего согласия. Ибо как малая искра огня, падшая на гумно, если вскоре не будет погашена, в один час истребляет труды целого лета, так помысл любовластия и желание священнического сана, впадши в среду иноков, если вскоре не будут изъяты, все многолетние труды их и все духовные плоды обратят перед Богом в ничто» (Феофан, еп. Древние иноческие уставы. С. 22). Цит. по: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_...na-pravoslavnom-vostoke-i-v-russkoj-tserkvi/1).


Дальнейшая история Агрипнии

Постепенно на Востоке сформировался так называемый Иерусалимский (иначе Палестинский, или Савваитский) богослужебный Устав (греч. Типикон), обнимающий все стороны церковной жизни (своего рода "церковная Конституция"), и Агрипния вошла в него в качестве первой статьи как отличительная особенность славной Лавры Святого Саввы. К XIV веку авторитетный Иерусалимский устав вытеснил другие уставы Православного Востока (и материковой Греции), а в России стал доминировать в XV веке. До этого наши предки жили по Студийскому уставу (принятому вместе с крещением Руси), который сформировался в городском Студийском монастыре Константинополя. Всенощного бдения этот Устав не знает: городские монахи безопасно расходились по кельям после вечерней службы и возвращались в храм к утренней. Проводить в церкви всю ночь не было никакой необходимости. Помню замечательную лекцию об этом нашего профессора Николая Дмитриевича Успенского, который и диссертацию по Всенощному бдению защитил. Рекомендую всем любознательным. Здесь же найдёте материал о богослужебных традициях (прежде всего иерусалимского храма Воскресения, или Гроба Господня), повлиявших на дальнейшее формирование Агрипнии в полном виде. (См.: Успенский Н. Д. Чин Всенощного бдения (῾Η ἀγρυπνία) на православном Востоке и в Русской Церкви // Богословские труды. М., 1978. Сб. 18. С. 5–117; Сб. 19. С. 3–69; лучшее комментированное переиздание – в первом томе избранных трудов литургиста: Успенский Н. Д. Православная Вечерня; Чин Всенощного бдения (῾Η ἀγρυπνία) на православном Востоке и в Русской Церкви. М., 2004; а также воспроизведения в интернете.)
uspenskij-portret.jpg

Авторитет Иерусалимского устава был таков, что стал определять и богослужение в приходских храмах, хотя, разумеется, сокращение «идеального» богослужебного строя для мирян было неизбежным. (В XIX веке в Греции был создан особый богослужебный Устав для приходских храмов – то есть для мирян, а у нас его – увы! – нет до сих пор. Но это – особая тема.) Ясно, что ситуация со Всенощным бдением принципиально неразрешима. Согласно предписанию Устава, это богослужение начинается во время захода Солнца, а оканчивается при его восходе (посмотрите любое современное издание Типикона). Но на широте Санкт-Петербурга, например, самая продолжительная ночь – 17 часов (возможно ли даже самым ревностным молитвенникам соблюсти Устав?), а за полярным кругом, если понимать предписание Устава буквально, Всенощное бдение вообще не может совершаться: нельзя же восклицать «Слава Тебе, показавшему нам свет!» во время полярной ночи (впрочем, как и полярного дня).

Наша современная «Всенощная» (именно в кавычках) состоит из Вечерни (как правило), Утрени (начинается с Шестопсалмия) и краткого Первого Часа (читается псаломщиком на клиросе, духовенство в это время разоблачается в алтаре) и длится в среднем около трёх часов (с 18 до 21 часа). Несколько дольше продолжается Всенощное бдение в большинстве монастырей, учитывающих и силы многочисленных паломников, приезжающих для разумной молитвы, но не для умерщвления плоти (не имею в виду опыты отдельных обителей, в основном скитов, это их частное дело).

Понятно, что совершать Утреню и «утренний» же по смыслу Первый Час вечером – значит профанировать тему содержащихся в них молитв и песнопений, строго соотнесённых с конкретными часами (древними стражами) суток: не зря же эти службы именуются как «Богослужения суточного цикла», а содержащая их книга – «Часослов»! Можно пытаться совершить пятилетку в четыре года, но нельзя «отмолиться наперёд», заранее возблагодарив Бога вечером за ещё не дарованную Им утреннюю зарю. У нас во время возгласа «Слава Тебе, показавшему нам свет!» зажигают яркие паникадила, что наивно и смешно: в этом случае благодарность показавшему нам свет относится не к Богу, а к изобретателю электричества, главному энергетику или инженеру подстанции, к которой подключён храм... Столь же странно (мягко говоря) звучат призывы исполнить вечером утренние молитвы, о которых Вы пишете. Этим мы словно бы «припираем Бога к стенке» – «заставляем» Его непременно продлить все наши жизни до утра, когда утренние молитвы обретут законную силу, но что если у Него другие намерения, и кто-то из нас не проснётся?...

Благоразумные греки совершают Агрипнию в исключительных случаях: как на приходах, так и в монастырях Вечерня служится вечером, а Утреня – утром, в соответствии с названием и смыслом богослужений. Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918 годов обсуждал это и другие несоответствия между реальной жизнью и уставными нормами (см.: Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. М., 2001). Были намечены широкие реформы в области Устава (предлагалось, в частности, вернуться к Студийскому уставу), но конкретные решения не были приняты из-за преждевременного роспуска Собора в условиях «красного террора».

Современная практика

Свою работу «Чин Всенощного бдения…» Н. Д. Успенский завершает словами нашего знаменитого учёного и церковного деятеля, многолетнего начальника Русской Духовной миссии в Святой Земле архимандрита Антонина (Капустина) (1817–1894), хорошо знавшего богослужение Православного Востока.
%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BD_%28%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%29.jpg

По поводу сокращённых Всенощных бдений он пишет: «Всенощных бдений на Синае теперь не бывает, точно так же и в Палестинской лавре св. Саввы (! – Ю. Р.). Круглый год Вечерня правится ранним вечером, а Утреня – ранним утром, так что в промежуток между ними всегда бывает возможность подкрепить себя сном, и даже с избытком. В этом отношении Афон остался более верен древнему уставу, чем древнейшие его обители Востока. Ублажаю за это "Святоименную гору", но, конечно, не смею рекомендовать её неподражаемый ум обителям, у которых она училась жить в Боге. Могий вместити да вместит. Хорошо одно, хорошо и другое. Но едва ли хорошо третье, а именно когда не могий вместити вмещает или воображает, по крайней мере бессознательно говорит, что вмещает. Разумею то утреннее богослужение, которое в иных обителях православных, а за ними и в приходских церквах, совершается вечером и, продолжаясь от одного до трех часов, именуется "всенощной". Было бы несправедливо назвать такое именование лицемерием и жестоко – самообольщением, но как не подумать, что в нём есть доля безыменного «служения Богу и мамоне"? Не было ли бы сообразнее с достоинством общественной молитвы разделить две службы и представить себе обе их могущему, а одну которую-нибудь не могущему вместити?» (Антонин (Капустин), архим. Записки синайского богомольца // Труды Киевской Духовной академии. 1873. № 3. С. 380–381; цит. по: Успенский Н. Д. Православная Вечерня; Чин Всенощного бдения… С. 381–382; а также: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_...slavnom-vostoke-i-v-russkoj-tserkvi/7#note909).

Резюмируя историю Агрипнии, авторы статьи в Православной энциклопедии констатируют: «В современной практике РПЦ Всенощное бдение обычно бывает в те дни, когда это предписано уставом, но значительно сокращается. Всенощное бдение, как правило, совершается от 16.00–18.00 до 19.00–21.00 по современному счёту времени. Уставные чтения, включая великое чтение, обычно опускаются. Лития и благословение хлебов совершаются только по праздникам. Малая вечерня служится крайне редко. Помазание елеем бывает, кроме некоторых дней года, не в конце, а в середине Утрени. Большинство элементов, составляющих бденные Вечерню и Утреню, исполняются в той или иной степени сокращёнными.

В современной греческой приходской практике Всенощное бдение совершается только в особых случаях; нормой является раздельное пение на Вечерне и Утрене в своё время.

В монастырях Афона принята такая практика, когда Всенощное бдение по полному чину (продолжающееся более 10-ти часов) совершается лишь несколько раз в году в важнейшие праздники; в некоторые другие праздники и в воскресные дни периода Великого поста совершается бдение от захода солнца и примерно до середины (! – Ю. Р.) ночи; в остальные праздники и в воскресные дни Вечерня и Утреня служатся раздельно (см. статью "Афон", раздел "Богослужение")» (http://www.pravenc.ru/text/155522.html).

Подробно об истории Всенощного бдения смотрите: Всенощное бдение // Православная энциклопедия. Том IX. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — С. 668–680 (электронный адрес см. выше). Приведена основная библиография. Пишите, если возникнут другие исторические вопросы, связанные с этой или иной темой.

Примечание.
Первый известный опыт совершения полной («уставной») Всенощной после XVII века в России был предпринят в Киевской Духовной академии в начале минувшего столетия по инициативе профессоров священника В. Д. Прилуцкого и М. Н. Скабаллановича. Поучительный пример, имевший целью доказать практическую осуществимость всего устава Всенощной, красочно описан последним. Эту «историческую Всенощную» предполагалось повторить, но, скорее всего, опыт так и остался для того времени в буквальном смысле «уникальным». См.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. II. Киев, 1913 (репр.: М., 1995). С. 330 –336. А также: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaballanovich/tolkovyj-tipikon/22.

Лишь несколько лет тому назад давно забытая традиция уставного богослужения возродилась в храме Санкт-Петербургской Духовной академии. Такие службы совершаются два раза в году. Один из дней — Неделя всех Святых, в Земле Российской просиявших (второе воскресенье по Троице). Возможно, подобные "поучительные" богослужения, помогающие студентам и всем любознательным христианам лучше осознать логику древнего православного литургического наследия, совершаются и в некоторых других храмах РПЦ.
http://spbda.ru/news/v-akademii-pro...ku-vseh-svyatyh-v-zemle-russkoy-prosiyavshih/

http://spbda.ru/news/mater-dobrodet...ame-proshlo-9-chasovoe-ustavnoe-bogoslujenie/

http://spbda.ru/news/v-akademii-soversheno-ustavnoe-vsenoschnoe-bdenie-v-sootvetstvie-s-tipikonom/

http://spbda.ru/news/v-den-pamyati-...akademii-proshlo-ustavnoe-bdenie-s-liturgiey/

http://spbda.ru/news/v-duhovnoy-aka...senoschnoe-bdenie-v-sootvetstvie-s-tipikonom/

Ю. Р.
  • Like
Реакции: 5 человек

Комментарии

Спасибо за замечательную статью! "...в некоторые другие праздники и в воскресные дни периода Великого поста совершается бдение от захода солнца и примерно до середины (! – Ю. Р.) ночи..." - была один раз на монастырской праздничной всенощной (был юбилей игумена обители) - с 17.00 до 2 или 4 часов ночи. Было очень красиво, но потом мы в темноте чуть ли не наощупь пытались найти ночлег недалеко от храма.
 
Друзья! Спасибо! В нашем историческом наследии находим много интересного и предельно необходимого для понимания окружающих нас реалий. Историк в своей работе определяется замечательным афоризмом Рудольфа Зома: "Современность непонятна сама из себя...". (Кстати, перевод на русский язык его работы "Церковный строй в первые века христианства" осуществил со своим другом тогда ещё студент Московской духовной академии Павел Флоренский. Это показатель!) Прочитав школьником "Машину времени" Герберта Уэллса, хотел собрать подобный аппарат - всё-таки вырос в инженерно-технической семье... Вероятно, потому и стал историком: древние тексты помогают нам до известной степени окунуться в прошлое. Но критика источников (фундамент исторического здания) - сложнейшая научная работа, требующая профессиональной подготовки. Без этого человек строит дом на песке. Что из этого получается - хорошо иллюстрируют многочисленные псевдоисторические опусы, стремящиеся "вытащить" из прошлого доступную массовому сознанию "клубничку". Важно хотя бы попытаться, отбросив обывательскую самоуверенность, стать благодарным соучастником древних событий, мысленно присоединившись к их вершителям. К сожалению (?), подавляющее большинство людей живёт во внеисторическом ("мифологическом") пространстве. Здесь древняя максима historia magistra vitae est "не работает". Убедился в этом ещё студентом, стоя в очереди у Зимней канавки на выставку сокровищ гробницы Тутанхамона, привезённых в Эрмитаж, и невольно подслушав разговор идущих впереди интеллигентных по виду обывателей... Насколько помню, задерживаться у предметов нельзя было, и посетители, не ломая строй, медленно двигались по заранее очерченному маршруту. Резким контрастом блистающему украшениями древнеегипетскому оружию были чёрные автоматы в руках неподвижных - почти как мумии - охранников, очерчивавших собой коридор для прохода. Угадайте, какой древностью наделяли сокровища Тутанхамона мои невольные попутчики?
 
Последнее редактирование:
Юрий Иванович, Вы молодец, великое дело делаете, что разъясняете смысл и значение православного богослужения. Просто порой мне показывают Интернет-публикации православных авторов, так там и смех, и грех. Я часто говорю, что каждому верующему человеку, безусловно, стоит вникать в смысл наших служб. Конечно же, все не могут быть маститыми литургистами (как например Вы), но знания хотя бы некоторых азов просто необходимы всем христианам. С этими знаниями пребывание в храме для нас будет представлять собой не просто «отстаивание служб», а это будет самое настоящее богообщение, которое нас просветляет, воспитывает, возвышает и освящает.
 
Последнее редактирование:
Дорогая Ната! Спасибо за интерес! Приятно работать с "хотящими учитися" читателями. Позволю себе только исправить Вашу характерную оговорку: в статье нет "мудрых мыслей", но присутствуют интересные факты. Вероятно, Вы привыкли читать рассуждения "философического" характера, основанные на субъективных "остроумных мыслях", не имеющих подтверждения. Данная научно-популярная статья даёт краткую историю Агрипнии и основывается на источниках, давно введённых в научный оборот и прошедших апробацию. Исторические факты интересны и восхитительны сами по себе: здесь ничего придумывать и приукрашивать не нужно. Моей заслуги здесь нет: Ваш покорный слуга - профессиональный историк и источниковед и это его работа. Историк стремится показать, "как было на самом деле" (Леопольд Ранке), по возможности руководствуясь девизом великого систематизатора св. Иоанна Дамаскина: "я не скажу ничего от себя". О важности именно строго исторического знания смотрите выше в моем комментарии от 11 июля. Не стал уснащать свой этюд многочисленными ссылками на источники - это был бы уже другой жанр. Сослался лишь на основные научные работы, содержащие справочный аппарат и подробную библиографию по нашей теме. При желании Вы можете к ним обратиться. Если же у Вас возникли вопросы ко мне, то с удовольствием на них отвечу, если они будут в рамках моей скромной компетенции. Не стесняйтесь!
 
Последнее редактирование:
Дорогой отец Александр! Недавно обратил внимание на то, что текст Вашего комментария под 18 июля здесь существенно изменился, точнее, стал другим. А ведь в своей следующей статье – "Вера от слышания" (https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/vera-ot-slyshanija.2341/) – я апеллировал к первоначальному Вашему комментарию. Тот свой текст – критический и даже «мизантропический» – Вы заменили другим – нейтральным. И хорошо, не будем смущать "слабых", как говорит ап. Павел. Потому и внёс в статью некоторые поправки, не меняя её кардинально (что оговорил с самого начала). Читатель должен это учитывать. Впрочем, мы с Вами и архим. Антонином (Капустиным) обозначили главные вопросы, которые должны возникать у интеллигентного человека во время современной "Всенощной". Dictum sapienti sat. Коснулись и некоторых других тем, входящих в образовательный минимум проходящего катехизацию человека. Буду рад, если поделитесь своими конструктивными соображениями, исходя из опыта.
 
Последнее редактирование:
Сверху