Откровение Божие в момент Крещения Иисуса

Откровение Божие в момент Крещения Иисуса
Мы помним, что в момент Крещения Иисуса произошло некое откровение: разверзлись небеса, оттуда спустился, подобно голубю, Дух Божий, раздался голос Бога... Несомненно, что что-то действительно произошло, но кто, в таком случае, поведал об этом? В Евангелии от Иоанна сказано, что видел это Иоанн Креститель: И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем (Ин. 1:32). Однако мы знаем, что Евангелие от Иоанна – самое позднее, и надо признать, что в этом Евангелии, в описаниях служения Иоанна Крестителя, мы очень часто встречаемся не с подлинной историей, а с полемической раннехристианской интерпретацией служения Крестителя, задача которой – показать подчиненность Иоанна Крестителя Иисусу. Вот и это видение Иоанна, в котором тот удостоверяется, что Иисус – истинный Мессия, назначенный на служение (Дух Божий в Ветхом Завете сходил на людей, назначенных на высокое Божье служение), может быть элементом христианской интерпретации происшедшего.
Другая традиция – у Синоптиков (так называются Матфей, Марк и Лука), согласно которым Откровение и голос с Небес были даны Иисусу. В Синодальном переводе, которым мы обычно пользуемся, можно прочитать: И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий… (Мф. 3:16-17). Переводчики немного слукавили, вставив имя Иоанн (хотя и в скобках). На самом деле видение и голос были не Иоанну, а Иисусу. Это легко понять, прочитав текст без того, что стоит в скобках.
Почему наши переводчики исказили мысль Священного текста? Видимо, чтобы согласовать противоречие между Синоптиками и автором четвертого Евангелия.
Итак, некое откровение было, скорее всего, все-таки Иисусу, а не Иоанну Крестителю.

Что вообще тогда произошло? Разберемся с этим.

Иордан 1881.jpg
Иордан. Фото 1881 года.


Разверзшиеся небеса
Об этом сообщают два Евангелиста – Матфей и Марк:
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса… (Мф. 3:16).
И когда выходил из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса… (Мк. 1:10).

Я поставил тексты в традиционной последовательности, потому что у нас Евангелие от Матфея идет первым, но всегда нужно помнить, что первым писал Марк и Матфей, при создании своего Евангелия, на него опирался. Вот и здесь, чтобы понять тексты правильно, нужно и прочитать их в правильной последовательности: сначала от Марка, потом от Матфея.
Если мы это сделаем, мы увидим вот какую вещь: Марк употребляет слово разверзлись, Матфей – отверзлись. Это не одно и то же. Наши переводчики деликатно обошли проблему, не погрешив против текста. Дело в том, что Марк упоминает очень резкий глагол схизоменис (отсюда знакомое нам слово схизма), который дословно можно перевести как разорвались, разодрались.
Матфей, как это он делает часто, сглаживает экспрессию Марка. Он не считает, что в отношении Иисуса можно употреблять такие резкие выражения, и ставит слово инеохфисан, которое переводится как сделались открыты.

Что это значит? Понять это можно, только узнав, что означали небеса для людей Библейского времени.
Для них небеса – место пребывания Бога:
Поистине, лишь Бог – Живущий на небесах (Пс. 2:4)!
Так говорит Господь: небо – престол Мой (Ис. 66:1);
Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя (3 Цар. 8:27)…
Удел человека – земля, и люди воздыхают о времени, когда Бог каким-то образом сделает небо доступным для них: О, если бы Ты расторг небеса и сошел! (Ис. 64:1)

И эта молитва оказалась услышана! Благодаря Пришествию Христа эта преграда оказалась преодолена. В момент Крещения Иисуса, когда с неба звучат слова Божии, подтверждающие Его Мессианские полномочия, небеса разорвались, открылись.
Теперь человек может общаться с Богом и разделить с Ним бессмертие.

Голубь с неба
Практически на любой иконе или благочестивой картине, изображающей Крещение Иисуса, можно увидеть маленького голубя, слетающего на Христа или парящего над Ним. Этот сюжет заимствован из рассказов Евангелистов. Но был ли голубь?
Как мы знаем, сначала Евангелие писал Марк, и у него читаем:
И когда (Иисус) выходил из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него (Мк. 1:10).
Нетрудно увидеть, что никакого голубя здесь нет. Есть Дух Божий, который, подобно голубю, спускался на Него.
То же читаем у Матфея. В нашем переводе акцент сделан на том, что как будто бы голубь был, но в греческом тексте, как и у Марка, голубя нет.
Вот русский текст:
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него (Мф. 3:16).
А вот дословный перевод с греческого:
Крещеный же Иисус тотчас взошел от воды, и вот сделались открыты Ему небеса и Он увидел Духа Божия, сходящего, будто голубя, и приходящего на Него.
Итак, и Марк, и Матфей сравнивают Духа Божия с голубем, но ни про какого голубя не сообщают.

Впервые голубь появляется у Луки. Вот как раз Евангелист Лука делает акцент на зримом образе голубя: и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь (Лк. 3:22).
Несмотря на такое твердое свидетельство Евангелиста Луки, все-таки его рассказ, как доказали исследования, опирается на Марка, а не на какие-то иные независимые источники. Лука берет за основу рассказ Марка, одновременно комментируя этот рассказ, как он сам его понимает, и в соответствии со своими богословскими предпочтениями. Так, нетрудно заметить, что у Луки Дух Божий практически всегда проявляется видимым и осязаемым образом (вспомним огонь и ветер в рассказе о Пятидесятнице и многие другие моменты). В этом же ключе, вероятней всего, следует относиться к упоминанию Луки о зримом явлении голубя в момент Крещения Иисуса.

Итак, главный персонаж здесь – не голубь, а Дух Святой. Почему же Он сходил, как голубь? Какой имеется в виду голубь?
Часто под голубем подразумевали голубя, принесшего оливковую веточку в клюве Ною, находившемуся в ковчеге во время потопа. Веточка в клюве голубя символизировала, что потоп закончился, Бог примиряется с людьми. Может быть, имеется в виду, что Дух – это вестник о том, что Бог Отец примиряется во Иисусе с человечеством?
Может быть, но, скорее всего, имеется в виду другое. Просто если бы речь шла о символе голубь потопа, то следовало бы акцент сделать не на Духе, Который в этой истории был бы не совсем и нужен, а на реальном явлении голубя.
Но здесь голубь упомянут как бы между прочим, а главное действующее Лицо – Дух Божий.
Скорее всего, здесь есть параллель с рассказом первой книги Библии о Творении мира. Книга Бытие начинается так: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт. 1:1-2). В древнееврейском оригинале слово мерохефет (носился) означает оберегание и высиживание птицей своего гнезда.
При Творении мира Дух Божий согревал и гармонизировал мироздание. Так, хотят сообщить нам Евангелисты, и Дух Божий почил на Иисусе как на родоначальнике и первенце Нового Творения.
«Святой Дух – это сила, это энергия Бога, которую Бог даровал прежде отдельным личностям, поручая им совершить некую важную миссию. Он даровался пророкам, священникам и царям, потому что они были Божьими слугами. Благодаря Духу человек способен исполнить веление Бога. И если на вопрос, почему же Иисус пришел к Иоанну, ответить трудно, то объяснить, что происходит после омовения, легко: Бог возлагает на Иисуса миссию и, ниспослав на Него Дух, дает Ему способность ее исполнить. Иисус призван, избран и предназначен» (В.Кузнецова).

Глас с небес
Теперь, что означали слова, прозвучавшие в момент Крещения Иисуса с небес?
В этих словах, прогрохотавших от Престола Божьего, слух человека, знакомого с ветхозаветными текстами, уловил бы указание на некоторые очень важные моменты богословия о Христе.

А) Сей есть Сын Мой. Здесь мы слышим мотивы 2-го псалма (7-й стих). Царь Давид говорит: возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя. За тысячу лет до Рождества Христова Господь нарек сыном царя Давида. Конечно, Давид был условным сыном Божиим. Вообще, библейское выражение сын Божий не означает того, что мы вкладываем в это понятие, говоря о тайне взаимоотношений Иисуса с Отцом Небесным. Библейское сын Божий означало тесную связь человека с Богом, то, что человек действовал по воле Божией или был избран на какое-то особое служение. Сынами Божиими в Библии называются Ангелы[1], Израильский народ[2], цари[3].
То, что к Иисусу обращены эти слова от Бога, говорит о том, что Он избран для особого Служения, что благодать Божия почиет на Нем, что Он действует от имени и по поручению Отца Небесного.

Б) Возлюбленный. Это простое и нежное слово, прозвучавшее в момент Крещения Иисуса, отсылает нас к пророку Исаии: Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, возлюбленный[4] Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам Суд (Ис. 42:1).
У Исаии этот Отрок Господень (он же в другом месте Раб Господень) пришел в мир для исполнения великой и трагичной задачи: путем страданий спасти народы земли.
Это слово, прозвучавшее при Крещении, указывает на грядущий путь Христа, Который пришел, чтобы через Свою Смерть даровать людям прощение грехов и жизнь вечную.

В) В Котором Мое благоволение.Слово благоволение (греч.: евдокиса) дословно можно перевести как быть довольным.
Это слово встречается в греческом переводе Ветхого Завета, и оно означает радость Господа о Своем народе. Приведем примеры употребления этого слова:
Ты рукою Твоею истребил народы, а их насадил; поразил племена и изгнал их; ибо они не мечом своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца и свет лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним (Пс. 43:3-4);
Благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением (Пс. 149:4);
Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его – как горящий светильник. И увидят народы правду твою и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего. Не будут уже называть тебя "оставленным", и землю твою не будут более называть "пустынею", но будут называть тебя: "Мое благоволение к нему", а землю твою – "замужнею", ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается (Ис. 62:1-4).

Теперь мы можем понять, почему Бог так выразился по отношению к Иисусу. Слова Господа означают, что Иисус – радует Отца Небесного и что Он – Спаситель и освободитель народа Божьего.
Кстати, то, что к Иисусу обращены слова, обращенные в Ветхом Завете к Израилю, заставляет нас вспомнить, что мы говорили в предыдущем очерке о корпоративной личности. В Крещении Иисус олицетворяет Собою ищущий спасения и верный Богу Израиль.

Иордан. Крещение 1900.jpg
Крещение на Иордане. Фото 1900 года.

………..


Итак, подведем итоги величественного события, описанного нам Евангелистами.
Иисус приходит на Иордан к Иоанну.
Тот, по откровению Божию, узнает, что перед ним – долгожданный Мессия, и взволнованно говорит, что не Иисус должен креститься от него, а он сам от Иисуса.
Иисус отвечает просто и безыскусно: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Он имеет в виду, что крещения, которые совершает Иоанн, – от Бога, это знак наступления Мессианского времени. Иисус Своим Схождением в мир становится как один из людей и должен разделить с людьми все их обязанности по отношению к Богу и к Его замыслам.
Он был обрезан, как все еврейские мальчики, над ним были совершены другие законы и заповеди. Так и тут, Иисус подчиняется призыву креститься, чтобы исполнить «всякую правду», всю человеческую праведность без остатка.
С другой стороны, Иисус Своим Крещением символизирует, что в Самом Себе содержит весь народ. Он, собственно, для того и пришел, чтобы спасти всех, и в каком-то смысле Собою всех олицетворяет.
Иоанн подчиняется – и Иисус крестится. И после этого Иисусу открываются некие горизонты, дотоле прикровенные. И для Иисуса, и, возможно, для Иоанна становится очевидным, что небеса распахиваются, непреодолимая преграда между Богом и людьми уничтожается. На Иисуса сходит и с Ним остается Дух Божий, Который подтверждает, что благодать, сила и власть Отца Небесного будут с Ним и в Его Служении неотлучно.
Глас Божий, который, вообще-то, не говорил с людьми со времени угасшего пророческого служения, вновь звучит. И это слова дивные и важные:

Ты – Сын Мой! Подобно Твоему предку царю Давиду, Я помазываю Тебя и призываю на великое Служение!
Ты пришел не для того, чтобы спасти людей словом, но для того, чтобы спасти их делом. Это дело мученического подвига.
Я – радуюсь на Небесах, потому что долгожданное Спасение, обещанное Моему народу, – пришло в Тебе, Мой возлюбленный Сын.

Произошедшее наполнило Иисуса радостью и бодростью, явилось опытом, который никогда не гас в Его сердце и поддерживал Его в трудные минуты. С этого момента Иисус, получив окончательное и абсолютное подтверждение Своей Миссии, выступает на Служение.

[1] См.: Быт. 6:2; Иов 1:6; Дан. 3:25.
[2] См.: Исх. 4:22-23; Ос. 11:1; Мал. 2:10.
[3] 2 Цар. 7:14; Пс. 2:7; Пс. 88:26-27.
[4] В Синодальном переводе неправильно: избранный.

Комментарии

Получил письмо:

Отец К. Вы пишете в конце статьи: "С этого момента Иисус, получив окончательное и абсолютное подтверждение Своей Миссии, выступает на Служение"...

Прочитав это Ваше исследование, как то начинают донимать сомнения: получается, что Иисус до Крещения не знал, Кто Он, доколе не получил о Себе Свидетельство свыше?

Аника


Дорогая Аника. Спасибо за хороший вопрос.

Многие люди делают невольно ошибку, когда смешивают библейское богословие и догматическое богословие. Это разные вещи. Библейское богословие – изучает, как учит о Христе Священное Писание. Догматическое богословие изучает Бога (и Христа, в том числе), в контексте Учения Церкви (в Учение Церкви входят Писание и Предание).

Чувствуете разницу? В библейском - как учит о Христе только Писание, в догматическом - как учит о Христе весь комплекс данных, куда входят святоотеческие сочинения, литургический опыт, богословские исследования и проч.

Что касается библейского взгляда на Иисуса Христа, то здесь исследования выявляют не совсем то, что потом стало нашим догматическим взглядом на Христа. Например, для некоторых авторов Нового Завета совсем не очевидно, что Иисус с самого начала ощущал Себя Сыном Божиим. Более того, в Новом Завете мы можем найти мысли, что божественность Христа была не изначальной, не предустановленной, но явилась даром Отца Небесного в ответ на Служение Иисуса.
Вот, например, Ап. Павел цитирует раннехристианское исповедание веры (созданное еще до него): Иисус «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос» (Фил. 2:8-10). Смысл этого текста в том, что за смирение Бог превозносит Иисуса и дает Ему самое высокое имя. Что это за имя? Это имя – Господь. Последнюю фразу процитированного мною текста правильно (у нас коряво перевели) читать так: «…и всякий язык исповедал, что Иисус Христос - Господь».
Сам Ап. Павел, кстати, не считал, что Иисус стал Господом за Свое послушание. Но Павел все-таки считал, что Божественность Христа проявилась после Его Воскресения: «…открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых» (Рим. 1:4).

Чувствуете разницу с нашими традиционными богословскими представлениями?

Итак, мы видим, что зрелое богословие не явилось само собой, не было «спущено с неба», а стало результатом серьезной мыслительной и духовной работы авторов Нового Завета и христиан следующих поколений. Чтобы мог появиться наш Символ Веры, который лаконично и четко определяет, Кто есть Иисус Христос, должны были пройти десятилетия постижения Тайны Иисуса Христа.


Возвращаясь к Вашему вопросу.
Не совсем понятно, для чего Крестится Иисус Христос. Он крестится и это факт.
Первый из Евангелистов – Марк, который писал Евангелие в начале 70-х гг. 1-го века, считает, что Крещение было очень важным для Иисуса. После этого Он получает полномочия от Бога Отца. Ученые склоняются к тому, что Марк считал, что Иисус не знал о Своей Миссии до момента Крещения и до момента Откровения от Бога (Ты Сын Мой возлюбленный…). Только в Крещении Иисусу открывается Его путь и Он понимает, как следует действовать.
Через десять лет пишет Матфей, и он знает Ев. от Марка, но не согласен с Марком в этом вопросе. Поэтому Матфей начинает Евангелие с рассказа о Рождестве Иисуса, который должен показать, что Он с момента Рождения был предназначен для особой миссии. Описывая Крещение, Матфей не считает, что оно для Иисуса важно.
Лука, который Ев. от Марка знал, а Ев. от Матфея не знал и который пишет в то же время, что и Матфей, тоже не согласен с Марком. Он начинает Евангелие даже с более раннего времени, чем Матфей, с момента зачатия. Он хочет показать, что с момента зачатия Иисус был Сыном Божиим и был предназначен для особого Служения. Крещение Иисуса для Луки настолько не принципиально, что он упоминает о нем вскользь: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо…» (Лк. 3:21) Для Луки важно не Крещение, а Откровение и Дух Святой, сошедшие на Иисуса.
Кстати, интересно, что в Ев. от Иоанна, которое было написано еще через десятилетие после Матфея и Луки, вообще о Крещении Иисуса не сказано. Вся первая глава, где упоминается Иоанн Креститель, посвящена тому, как Иоанн Креститель прославляет Иисуса.

Теперь давайте попытаемся понять: так для чего было нужно Крещение Иисусу? Может быть оно действительно открыло Ему Кто Он Такой? Ну, или, во всяком случае, открыло Его путь?
Так считал Евангелист Марк, а он, между прочим, написал Евангелие со слов Ап. Петра и был выразителем церковной традиции своего времени.
Или не примем мнение Марка как слишком радикальное? Тогда для чего было нужно Иисусу Крещение? И что оно Ему дало? Может быть, правы другие Евангелисты, которые вообще не видели смысла в Крещении Иисуса?

Видите, как все непросто… Учитывая все это и многое другое, о чем я не хочу говорить, потому что это огромная тема, можно предположить, что Крещение все же имело смысл для Иисуса. Едва ли Он до этого не знал о Своей Божественности и о Своем пути. Ученые-библеисты дискутируют о том, что Он мог знать и насколько знал последующее развитие событий. Но одно несомненно что голос с Небес все же поддержал Его и подтвердил Его Сыновство. А также намекнул Ему на Крестный путь.
 
В статье идея полностью корректна,
Крещение дало некие силы Иисусу, как-то Его реорганизовало,
(хотя Он с рождения готовился, возрастал)

(Ин.3:5) если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие
- (δύναμαι) не имеет сил (умения, способности)

Иисус жил человеческой жизнью и имел дар единства с Богом.
Бог не подавлял в Иисусе ничего человеческого, а даровал.
Нельзя отрицать человеческой сущности в Иисусе.
Постепенное овладение даром не противоречит, Его предназначению с момента рождения.
 
Благодарю за разъяснение, о. Константин.
О разнице между библейским и догматическим богословием. Теперь яснее стало, почему Писание является частью Предания. )

Вот именно этот ложный посыл, на который Вы обратили внимание:
"... Иисус стал Господом за Свое послушание" обретается при поверхностном чтении Писания.

Есть немало мечтателей, которые читая Священное Писание вне толкований святоотеческих, тщатся самостоятельно стать Богочеловеками, и есть те, кто на этом невежестве зарабатывает.

Но есть и другие, которые намеренно игнорируют Святое Предание, считая, что оно искажает Писание.

P.S. ещё раз благодарю. Ваш блог очень интересен и содержателен. )
 
Почему непонятно, зачем Христос крестится (погружается)? А как же ритуальное омовение иудеев в специальном помещении - микве? Христос до времени живёт как иудей, пройдя Обрезание, уча в синагоге. Наверняка Он совершал и такие омовения, имеющие в иудаизме отношение вроде бы только к телесной чистоте, без которой кощунственно общение с Богом и невозможен вход в Храм. Но вот приходит св. Иоанн Креститель, придающий новое значение покаяния (душевной чистоты) погружению в воду, и Христос как бы "закрепляет" этот новый смысл, выделяя его среди остальных учений того времени, пройдя через него. Разве не связывается Крещение Иисуса с историческими реалиями, с обычаями, посредством которых люди имеют возможность понимать высший смысл на своём языке?
 
Мария свет Владимировна написал(а):
Почему непонятно, зачем Христос крестится (погружается)? ...
да, Мария, догадок очень много, поэтому и не совсем понятно,
а то что это нужно было - факт без каких-либо сомнений.
 
Тело омывается водой. Этот процесс можно увидеть физическим зрением. Но водой омыть душу невозможно, потому что они принадлежат к разным сущностям. Душа может омыться, окунувшись в покаяние. Но этот процесс увидеть физическим зрением не возможно, поэтому он называется таинством, хотя каждый человек понимает его реальность. Покаяние может происходить только при существовании какого-либо эталона, по которому осуществляется критическая оценка своих действий. Эталоном может быть только то, с чем человек согласен. Без согласия эталон не существует. Правда - соответствие слова и дела, т.е. их согласованность. Если человек не согласен с Богом, то покаянию места нет. Поэтому необходимым условием покаяния является согласие с Богом, образом которого является вода. (славянское написание - "въда") Но согласиться можно не только с Богом. Тогда вода будет мёртвая. Форма без содержания никакого смысла не имеет. Корпус радиоприёмника без внутренностей звук издавать не будет, а внутреннее устройство без корпуса работать будет. Формальный подход к чему-либо является просто ритуалом.
 
Отец Константин, добрый день, не разобрался, как Вам личное сообщение отправить, оставлю здесь под этой прекрасной статьей. Скажите, пожалуйста, я тут читал в каком - то из толкований, что есть предположение о невошедшей в Книгу Бытия главе, где Господь сражается с Техом (Теомат), побеждает ее и дальше уже из нее творит землю. Откуда такие мысли, ведь получается языческая космогония. Спасибо!
 
Здравствуйте о. Константин. Сегодня прекрасная притча дня. Пишу вам на эту страницу, потому что скоро умру. У меня болит печень так, что кожа стала как бы сожённая от хим продукта в правом боку. Уши заложило, в левом ухе воспаление, в правый провалился тампон. Грешный я человек и живу как дрянь. Меня крестили именем прп Димитрия Прилуцкого. Если хочете помолитесь за меня, грешника Димитрия, расскажите всем как бывает с тем, кто оставил Церковь Святую. Не пил, не курил, помогал о. Игорю в церкви ППБ с. Атарка Татарстан, ходил туда за семь км каждое воскресение. Перебрался в город Нижнекамск, не понравилось, перестал ходить в церковь и в 2014 г начал употреблять пиво, потом водку и закурил. Быстро настигла меня кара Господня, весь стал больной. Если хотите помолитесь за меня, но главное, чтоб горький урок был примером православным христианам, как бывает с предателями и кто оставит Христа своего. Храни вас Бог и Ангел Хранитель. Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, Слава Богу за всё. Не совершайте друзья надменных и скверных поступков. Исповедую Символ Веры, но не с искал смирения, послушания и покаяния в деле веры, проклят я. Даст Бог, желаю исповедаться в это воскресение и причаститься. На всё Воля Божья, спаси и сохрани вас Бог по Великой Милости Своей. Не плачьте, если кто и заплачет, в этом постараюсь смириться Воле Божьей, Его пути неисповедимы. Будьте братолюбивы друг к другу. Аминь.
 
Ввиду того что мой комментарий выше невозможно отредактироть, дублирую его с изменениями:

'Дух Святой. Почему же Он сходил, как голубь?
Часто под голубем подразумевали голубя, принесшего оливковую веточку в клюве Ною, находившемуся в ковчеге во время потопа'.

Как же это верно! Вот только, возможно, даже скорее всего, да ясно точно, речь идёт ни о голубе, а о голубице, как и записано в церковно-славянском переводе (Бытие 8:11 https://azbyka.ru/biblia/?Gen.8:11&c). Именно в этом случае подходит то, что Вы пишите далее:

'Скорее всего, здесь есть параллель с рассказом первой книги Библии о Творении мира. Книга Бытие начинается так: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт. 1:1-2). В древнееврейском оригинале слово мерохефет (носился) означает оберегание и высиживание птицей своего гнезда',

ведь птенцов высиживает голубица, а ни голубь, верно? И, скорее всего, именно Дух Божий, как голубица, явилась Иисусу Христу, как к птенцу своему, в женском естестве, как мать к сыну. И по этому, возможно, что Дух Божий является женским воплощением, а точнее Великой Силой Рождения. Ведь именно от Девы Марии, от Жены, родился Иисус Христос. Дух Святой нашёл на Марию и сила Вышнего осенила её (Евангелие по Луке 1:35 https://azbyka.ru/biblia/?Lk.1:35&c). И Вы же понимаете, что являет собой Триптих? Пресвятая Тройца Слава Тебе!
Здесь же вернёмся к книге Бытие 8:12 и вспомним, что Ной выпустил голубицу в третий раз, и она к нему невозвратилась (Бытие 8:8-12 https://azbyka.ru/biblia/?Gen.8:8-12&c). Так вот та голубица, которую узрел Иисус Христос, возможно, та самая голубица, которая невернулась к Ною, им выпущенная, но явилась от Бога Иисусу Христу, как благодать Божья, которая передалась Иисусу Христу от Ноя, символизируя то, что человечество обрело твердыню в Его лице, мир Бога и Человека в лице Спасителя Иисуса Христа! Слава Вышнему, Слава!
Если обратиться к Евангелию по Марку 1:10, то мы прочтём, что Иисус узрел разводѧ̑щасѧ небеса, возможно, как разливающаяся вода, разверзлись небеса, как очистительный потоп, и Дух Божий, как голубица, которая мерохефет над Иисусом Христом, над Его учением (водой истинной, изначальной, Божьей), над Его предназначением (Евангелие по Марку 1:10 https://azbyka.ru/biblia/?Mk.1:10&utfcs).
 
Сверху