Золото Евангельской мудрости: Притчи Христовы
О сокровище, спрятанном в поле
Один священник, который устал от разговоров своих прихожан, какие, де, плохие монахи, однажды сказал на проповеди: «Вот вы осуждаете монахов. А знаете, чем любой монах лучше любого из вас?» Прихожане притихли.
«Тем, что монах всем в своей жизни рискнул ради Господа и Его Царства, от всего отказался. Он может потом быть не очень хорошим монахом, может падать, но он нашел в себе силы принять это решение».
…Слушателями Христа преимущественно были обычные люди: рыбаки, крестьяне, домохозяйки... Люди, которые умели выживать в тогдашнем сложном мире, люди, которым палец в рот не клади, люди смекалистые и плутоватые.
Поэтому учение Свое Спаситель облекал в слова и примеры, понятные и близкие Своим слушателям. Читая многие Его притчи, понимаешь: это их примеры, их ситуации, они словно выхвачены из их жизни.
Вот и эта, самая короткая, притча – такого же рода.
«Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Мф. 13, 44).
Представьте себе человека, который не от хорошей жизни нанялся вскопать поле. Под палящим палестинским солнцем он копает сухую, каменистую землю… Это тяжелый труд. Но вот его мотыга обо что-то звякнула. Батрак опустился на колени, разгреб руками землю – и остолбенел. Кувшин с золотыми монетами! В Палестине вообще было принято прятать деньги в земле. Это безопасней в отношении воров, кроме того, нередки были войны и захват территорий иноземцами. Убегающие от неприятеля люди предпочитали схоронить золото в земле: пусть полежит до их возвращения. Но многие так и не возвращались за кладом. Золото могло лежать многие столетия, а могло быть отрыто спустя десятилетия новым хозяином поля.
И вот тут как раз такая история. Найден клад. По закону он принадлежит тому, на чьей земле был найден. Значит, работнику, нанятому вспахивать поле, не светит ничего получить.
Но можно поступить иначе. Можно… выкупить это поле, пусть втридорога, если хозяин заартачится и не захочет продавать. Клад – сокровище, неизмеримо более ценное, чем те деньги, которые крестьянин заплатит за поле.
Договорившись с хозяином, крестьянин продает все, что имеет. Свой дом, свое имущество. Оправдан его риск? А вдруг клад нашли другие? Но слишком велика ставка в случае успеха.
И вот ему удается купить это поле, и бедный работник становится богатым по-настоящему.
Вот какая притча, которая говорит о том, что то, к чему зовет Иисус, что Он обещает, – неизмеримо предпочтительней того, что мы имеем. Не думай, всем жертвуй, все отдавай, чтобы приобрести многоценное сокровище Царства Небесного!
Притча не ставит этических вопросов: хорошо ли обманывать хозяина поля, которому принадлежал клад? Это было жестокое время, и можно с большой долей вероятности предполагать, что, если бы нанятый работник рассказал о кладе, хозяин выгреб из земли бы все до последней монеты, а нашедшему ничего не дал.
Притча о другом: А) о том, что есть ценности, ради которых можно всем рискнуть, от всего отказаться и Б) о смекалке обычного человека.
Несколько слов об А и Б.
А. Что такое Царство Божие (или, что то же самое, – Царство Небесное)? Это время, когда начинает править Бог. Когда человек оказывается не слепой игрушкой в руках случайностей судьбы или бесов, а сыном/дочерью Богу. Христианин уже сегодня, в нашем мире, в котором присутствует зло и грех, уже чувствует, что его в жизни направляет любящей рукой Бог. Христианину уже сегодня приоткрывается блаженство этого Царства, которое некогда наступит в полноте. Христианин живет между уже и еще не Царства Божьего. Оно уже присутствует и приоткрывается, но еще не наступило в полноте.
Жить причастным к этому Царству Божьему, жить с обещанием, что ты войдешь в полноту радости, – неизмеримо предпочтительней, чем продолжать пресмыкаться в прежней жизни, вращаться в кругу прогорклых безбожных идей и мнимых тленных ценностей. Ради Царства нужно отказаться от прежнего и не только не жалеть – даже не думать об этом.
Б. И еще одна тема – то, что Христос как-то точно выразил словами: «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лк. 16, 8).
Этот работник, чтобы обогатиться, проявил недюжинную смекалку. Почему же мирские люди так сообразительны в том, что касается временной жизни, а мы, называющие себя «духовными», христианами, так нерадивы в отношении вечного?
P.S. Выписки, которые я поместил ниже, не касаются прямого смысла Христовой притчи. Однако то, что нам подсказывает Уильям Баркли, тоже, несомненно, можно в этой притче прочитать и увидеть, если подойти к ней внимательно:
«Урок этой притчи заключается в том, что человек нашел сокровище не столько случайно, сколько в ходе своей дневной работы. Справедливо будет сказать, что он наткнулся на него совершенно неожиданно, но сделал он это при выполнении своего каждодневного дела. И справедливо будет заключить, что он прилежно и тщательно выполнял свою каждодневную работу, потому, чтобы наткнуться на сокровище, он должен был копать глубоко, а не только царапать землю по поверхности. Печально было бы, если бы мы находили Бога и чувствовали себя близко к Нему лишь в церквах, в так называемых священных местах и в связи с так называемыми религиозными обстоятельствами».
Баркли напоминает, что в одном высказывании Христа, которое не попало в Новый Завет, но, тем не менее, считается Ему принадлежащим, есть слова: «"Подними камень, и ты найдешь Меня, расколи дерево, и там Я". Когда каменщик обрабатывает камень, когда плотник обтесывает дерево – с ними Иисус Христос. Подлинное счастье, подлинное удовлетворение, ощущение Бога, Присутствие Христа – все это нужно находить в дневной работе, если эта работа выполнена честно и сознательно. Брат Лоренс, великий святой и мистик, провел большую часть своей трудовой жизни в монастырской кухне, среди грязной посуды, и мог сказать: "Я чувствовал Иисуса Христа так же близко в кухне, как во время святого причастия"».

О сокровище, спрятанном в поле
Один священник, который устал от разговоров своих прихожан, какие, де, плохие монахи, однажды сказал на проповеди: «Вот вы осуждаете монахов. А знаете, чем любой монах лучше любого из вас?» Прихожане притихли.
«Тем, что монах всем в своей жизни рискнул ради Господа и Его Царства, от всего отказался. Он может потом быть не очень хорошим монахом, может падать, но он нашел в себе силы принять это решение».
…Слушателями Христа преимущественно были обычные люди: рыбаки, крестьяне, домохозяйки... Люди, которые умели выживать в тогдашнем сложном мире, люди, которым палец в рот не клади, люди смекалистые и плутоватые.
Поэтому учение Свое Спаситель облекал в слова и примеры, понятные и близкие Своим слушателям. Читая многие Его притчи, понимаешь: это их примеры, их ситуации, они словно выхвачены из их жизни.
Вот и эта, самая короткая, притча – такого же рода.
«Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Мф. 13, 44).
Представьте себе человека, который не от хорошей жизни нанялся вскопать поле. Под палящим палестинским солнцем он копает сухую, каменистую землю… Это тяжелый труд. Но вот его мотыга обо что-то звякнула. Батрак опустился на колени, разгреб руками землю – и остолбенел. Кувшин с золотыми монетами! В Палестине вообще было принято прятать деньги в земле. Это безопасней в отношении воров, кроме того, нередки были войны и захват территорий иноземцами. Убегающие от неприятеля люди предпочитали схоронить золото в земле: пусть полежит до их возвращения. Но многие так и не возвращались за кладом. Золото могло лежать многие столетия, а могло быть отрыто спустя десятилетия новым хозяином поля.
И вот тут как раз такая история. Найден клад. По закону он принадлежит тому, на чьей земле был найден. Значит, работнику, нанятому вспахивать поле, не светит ничего получить.
Но можно поступить иначе. Можно… выкупить это поле, пусть втридорога, если хозяин заартачится и не захочет продавать. Клад – сокровище, неизмеримо более ценное, чем те деньги, которые крестьянин заплатит за поле.
Договорившись с хозяином, крестьянин продает все, что имеет. Свой дом, свое имущество. Оправдан его риск? А вдруг клад нашли другие? Но слишком велика ставка в случае успеха.
И вот ему удается купить это поле, и бедный работник становится богатым по-настоящему.
Вот какая притча, которая говорит о том, что то, к чему зовет Иисус, что Он обещает, – неизмеримо предпочтительней того, что мы имеем. Не думай, всем жертвуй, все отдавай, чтобы приобрести многоценное сокровище Царства Небесного!
Притча не ставит этических вопросов: хорошо ли обманывать хозяина поля, которому принадлежал клад? Это было жестокое время, и можно с большой долей вероятности предполагать, что, если бы нанятый работник рассказал о кладе, хозяин выгреб из земли бы все до последней монеты, а нашедшему ничего не дал.
Притча о другом: А) о том, что есть ценности, ради которых можно всем рискнуть, от всего отказаться и Б) о смекалке обычного человека.
Несколько слов об А и Б.
А. Что такое Царство Божие (или, что то же самое, – Царство Небесное)? Это время, когда начинает править Бог. Когда человек оказывается не слепой игрушкой в руках случайностей судьбы или бесов, а сыном/дочерью Богу. Христианин уже сегодня, в нашем мире, в котором присутствует зло и грех, уже чувствует, что его в жизни направляет любящей рукой Бог. Христианину уже сегодня приоткрывается блаженство этого Царства, которое некогда наступит в полноте. Христианин живет между уже и еще не Царства Божьего. Оно уже присутствует и приоткрывается, но еще не наступило в полноте.
Жить причастным к этому Царству Божьему, жить с обещанием, что ты войдешь в полноту радости, – неизмеримо предпочтительней, чем продолжать пресмыкаться в прежней жизни, вращаться в кругу прогорклых безбожных идей и мнимых тленных ценностей. Ради Царства нужно отказаться от прежнего и не только не жалеть – даже не думать об этом.
Б. И еще одна тема – то, что Христос как-то точно выразил словами: «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лк. 16, 8).
Этот работник, чтобы обогатиться, проявил недюжинную смекалку. Почему же мирские люди так сообразительны в том, что касается временной жизни, а мы, называющие себя «духовными», христианами, так нерадивы в отношении вечного?
P.S. Выписки, которые я поместил ниже, не касаются прямого смысла Христовой притчи. Однако то, что нам подсказывает Уильям Баркли, тоже, несомненно, можно в этой притче прочитать и увидеть, если подойти к ней внимательно:
«Урок этой притчи заключается в том, что человек нашел сокровище не столько случайно, сколько в ходе своей дневной работы. Справедливо будет сказать, что он наткнулся на него совершенно неожиданно, но сделал он это при выполнении своего каждодневного дела. И справедливо будет заключить, что он прилежно и тщательно выполнял свою каждодневную работу, потому, чтобы наткнуться на сокровище, он должен был копать глубоко, а не только царапать землю по поверхности. Печально было бы, если бы мы находили Бога и чувствовали себя близко к Нему лишь в церквах, в так называемых священных местах и в связи с так называемыми религиозными обстоятельствами».
Баркли напоминает, что в одном высказывании Христа, которое не попало в Новый Завет, но, тем не менее, считается Ему принадлежащим, есть слова: «"Подними камень, и ты найдешь Меня, расколи дерево, и там Я". Когда каменщик обрабатывает камень, когда плотник обтесывает дерево – с ними Иисус Христос. Подлинное счастье, подлинное удовлетворение, ощущение Бога, Присутствие Христа – все это нужно находить в дневной работе, если эта работа выполнена честно и сознательно. Брат Лоренс, великий святой и мистик, провел большую часть своей трудовой жизни в монастырской кухне, среди грязной посуды, и мог сказать: "Я чувствовал Иисуса Христа так же близко в кухне, как во время святого причастия"».

- Перейти к следующей записи Притчи Христовы: О блудном сыне
- Перейти к предыдущей записи Притчи Христовы: Богач и нищий