Удивительная икона

Удивительная икона

На днях мне подарили очень необычную икону святителя Филарета Московского (Дроздова). Этот «Филарет Мудрейший», как называли его современники, является колоссальной фигурой Русской Церкви 19-го века. Автор знаменитого Катехизиса, то есть учебника о православной вере, в котором просто и ясно излагаются догматы нашей веры, инициатор перевода Библии на русский язык — знаменитый Синодальный перевод был осуществлен благодаря именно митрополиту Филарету. Активный сторонник отмены крепостного права, которая и была осуществлена во многом благодаря митрополиту Филарету…
Блестящий церковный деятель и вместе с тем — молитвенник и чудотворец.

Двадцать лет назад митрополит Филарет был прославлен в лике святых. Но почему на иконе изображен Пушкин?..

филарет.JPG

Эта необычная икона опирается на одну интересную историю, о которой не все знают.

В 1828 году Александр Пушкин пишет стихотворение:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
26 мая 1828

Это стихотворение гениального поэта прочитал митрополит Филарет и, взволновавшись, написал поэту ответ:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.

По воспоминаниям современников, Пушкин был поражен этим стихотворным ответом церковного иерарха. Именно с этого времени начался процесс воцерковления Пушкина. Он по-настоящему пришел к вере, и его стихи последующих лет однозначно свидетельствуют о духовной эволюции поэта.

В знак благодарности митрополиту Филарету Пушкин пишет вот какое стихотворение:

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

(Впоследствии, чтобы не было привязки именно к митрополиту Филарету, Пушкин для печати предложил другую концовку:
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.)
19 января 1830

Вот об этом эпизоде из жизни великого святителя Филарета и повествует икона.

Комментарии

Очень интересно и просто необходимо знать! Мы говорим о том, что Пушкин примирился с Богом, одни "Отцы-пустынники" чего стоят. После этого стихотворения сомнений быть не может, верил ли А. С. в Бога. Но все-таки такое конкретное знание, да еще подкрепленое иконой, просто необходимо!
Спасибо!
 
Да,и правда,я не обратила внимания.
Спасибо за ответ. Только почему жизнь богобоязненного человека,служащего Богу ассоциируется со скорбями и страданиями!?Оттого,что чем ближе человек к Богу,тем лучше видит наше несоответствие с замыслом Творца?Или по закону равновесия в природе - чем тяжелее ему живётся на земле,тем больше благ ему уготовано в Царствии Божием?
Ведь чем благополучнее человек,тем меньше в нём злости и зависти,он спокойнее и меньше повода ко греху.Знаю по себе и часто замечаю в людях - злословят,завидуют и прочее тогда,когда в своей жизни складывается не так,как хотелось бы.
 
Это правда,что чем больше страстей в человеке,тем ближе он к Богу!?Как быстро произошёл этот переворот в жизни Пушкина?
Я посещаю Церковь,читаю Евангелие,может мало,что понимаю....Вот сейчас читаю статьи,всё ясно,просто и понятно,НО... завтра выйду из дома и опять всё пойдёт по привычному "сценарию". Страшно измениться,в настоящем состоянии не слишком хорошо,но знакомо.
 
Митрополит Филарет не просто активный сторонник отмены крепостного права. Именно ему Александр II поручил составление Манифеста об освобождении крестьян. Митрополит Филарет сделал всё возможное, чтобы не только сделать понятным и доступным текст манифеста простому народу, но и наполнить его идеалами Православия. Знаменательны финальные слова этого исторического документа: «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного».
 
Кстати, «Дар напрасный, дар случайный…» и ответ митрополита Филарета читали на уроках литературы даже в советское время. Читают и сейчас.
Интересно, что стихотворение написано Пушкиным в день своего рождения – 26 мая 1828 года.
Отголоски этой переписки можно увидеть в стихотворении «В часы забав и праздной скуки...» (1830).
 
Святитель Филарет и Пушкин

Единственная икона, на которой изображён Пушкин, это миниатюра работы известного современного изографа Зенона...

...Филарет спас Пушкина. В первый раз это было в 1830 году, когда он озарил душу поэта своим посланием. Второй раз — после смерти, когда он настоял на христианском погребении гения русской словесности...

Далее здесь:
http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/svatitel_filaret_i_pushkin_2010-12-02.htm
 
"Мы говорим о том, что Пушкин примирился с Богом, одни "Отцы-пустынники" чего стоят. После этого стихотворения сомнений быть не может, верил ли А. С. в Бога".
Неужели были сомнения?
Мало кто сомневается в том, что Пушкин христианин (основа его жизни и мировоззрение). Об этом догадывались и советские читатели, знакомые с его творчеством (без предубеждений). Большинство произведений Александра Сергеевича пронизаны христианским (православным) духом.

Однажды, по воспоминаниям А.О. Смирновой-Россет, Глинка застал Пушкина с Евангелием в руках:
– Вот единственная книга в мире; в ней всё есть, – сказал Пушкин.
– Но утверждают, что вы неверующий.
Пушкин расхохотался:
– Значит, они меня считают совершенным кретином.

А. С. ПУШКИН: ПУТЬ К ПРАВОСЛАВИЮ
http://www.wco.ru/biblio/books/pushkin1/Main.htm
Сборник этот - первая попытка собрать воедино литературные работы известных иерархов Православной Церкви, церковных публицистов, отечественных филологов и мыслителей, потрудившихся над прояснением религиозного облика поэта.

Л. А. Боброва. ПУШКИН И ПРАВОСЛАВИЕ
http://www.durov.com/literature2/bobrova-98.htm
 
Настойчивые комментарии по поводу записи "Удивительная икона" вызвали ряд вопросов. Особенно ссылка на то, что "даже в советское время" в школе "проходили" переписку Пушкина с митр. Филаретом. "Проходили" и "Пророка". Но ЧТО МОГЛИ ПОНЯТЬ в этих стихах сами-то учителя, не говоря уж об учениках, не зная глубокой Библейской подоплеки этих стихов?.. Если даже такие исследователи Пушкина, как Модзалевский и Вересаев, не разобрались в них (см. интереснейшую статью: http://crusoe.livejournal.com/52795.html)?
Автор комментария - судя по всему, филолог, и, имея хотя бы как профессионал право рассуждать о терминологической "путанице" в статье о. Константина о духовном мире древних славян, в ДАННЫХ комментариях вторгается в не столь хорошо ему знакомую область: Православие. Дело в том, что никто и не отрицает сам факт того, что Пушкин был христианином, однако надо знать, что понятия "христианин" и "воцерковленный христианин" не во всем совпадают. Ведь что пишет о. Константин?
"По воспоминаниям современников, Пушкин был поражен этим стихотворным ответом церковного иерарха. Именно с этого времени начался процесс воцерковления Пушкина. Он по-настоящему пришел к вере". Для человека воцерковленного абсолютно невозможно написать: "Цели нет передо мною". Одна-единственная, главная и не подлежащая сомнению у него цель: Царство Небесное. Знает он и о том, что жизнь дана нам Творцом и потому не может быть "даром напрасным и случайным". И т. д.
Любой "практикующий" христианин поймет, что именно так взволновало свт. Филарета и почему его стихотворное послание Пушкину вызвало в душе поэта настоящую "метанойю", о чем, кстати, свидетельствует и Болдинская осень, явившая нам совершенно иного Пушкина.

И еще: иконописца архимандрита Зенона лучше так и называть, а не "изограофм Зеноном".
 
«Но ЧТО МОГЛИ ПОНЯТЬ в этих стихах сами-то учителя, не говоря уж об учениках, не зная глубокой Библейской подоплеки этих стихов?»

Словесники, в большинстве своем, понимали и доносили до учеников Библейский смысл. Именно такие учителя и становились невольными проводниками в мир ВЕРЫ.
Кстати, в советское время мы учили наизусть и это стихотворение Пушкина, и ответ митрополита Филарета.

«…"даже в советское время" в школе "проходили"…»

А ведь написано иначе: «…ЧИТАЛИ на уроках литературы даже в советское время. ЧИТАЮТ и сейчас».


«…однако надо знать, что понятия "христианин" и "воцерковленный христианин" не во всем совпадают…»

Слова «воцерковленный» не было во времена Пушкина.
Было воцерковление (в узком богослужебном смысле). Это молитвословия и священнодействия, которые произносятся и совершаются священником над вступающими в Церковь, крещаемыми людьми. Например, «Чин воцерковления отрочати». Чин этот есть и сейчас.
Слово «воцерковленный» не включает в себя ответа на вопрос о главном в жизни каждого из нас: о нашей личной вере.

«Именно с этого времени начался процесс воцерковления Пушкина. Он по-настоящему пришел к вере…»

Это личное мнение очень уважаемого мною отца Константина.
Кто может знать чужую душу! В чужой душе – не вода в ковше: не разглядишь сразу.

«Для человека воцерковленного абсолютно невозможно написать: "Цели нет передо мною"».

Даже святые люди иногда впадали в уныние и даже отчаяние. Об этом можно почитать в Житиях или у святых отцов. Что уж говорить о нас, грешных! Всякое бывает. Враг-то не спит!
Святитель Лука: «В уныние могут впадать даже люди святые. Почему, откуда? Уже не от сатаны, не от духов тьмы. Уныние возникает, когда временно бывают они оставлены Божьей благодатью. Это бывало со всеми святыми, это необходимое испытание каждого подвизающегося в благочестии».

«Любой "практикующий" христианин поймет…»

А кто такой «практикующий» христианин?
Есть практикующий врач. Бывают даже «христиане», практикующие буддизм…

«…иконописца архимандрита Зенона лучше так и называть, а не "изографом Зеноном"…»

В данном случае это цитата. Ссылка на нее есть в моем комментарии.
Кстати, «изографами» на Руси называли иконописцев.
 
«Чужая душа – потемки». Чужая душа – тайна. Проникнуть в жизнь, в переживания другого человека абсолютно невыполнимо. Человек может судить о другом человеке лишь по кое-каким признакам – словам, жестам, мимике и т.п., даже по написанному (например, поэзия, живопись, музыка и т.п.), по делам...
Мы в своей-то душе блуждаем… Что говорить о чужой!
Чужая душа, можно и так сказать, уравнение с неизвестными…

«Помыслы в сердце человека – глубокие воды» (Притчи Соломона. Глава 20. Стих 5).

Мне кажется, митрополиту Филарету – как человеку высочайшей духовности – душа поэта приоткрылась через его прекрасные произведения (христианские по сути).
 
Помилуй Бог, но кто же претендует на познание души Пушкина (как и любого другого человека)! Странно, но в своих комментариях Вы говорите какие-то очевидные вещи, спорить с которыми и в голову не придет (как, например, о том, что во времена Пушкина понятия "воцерковление" не существовало; тем не менее, мы же не можем не говорить о воцерковлении, например, Гоголя и полном перевороте в его душе). Речь идет только о ГЛУБИНЕ (на уровне метанойи) воздействия послания свт. Филарета на душу поэта, и Боже меня упаси в ней копаться.

"Практикующий христианин"
(Кстати, этот "термин" любит употреблять, в кавычках, разумеется, один очень известный в городе священник.)

А за прекрасные цитаты и источники, которые Вы приводите, - СПАСИБО!
 
Возвращаясь к напечатанному...
Возможно, так повезло Незарегистрированному пользователю с учителем литературы или он сам является таким тонким преподавателем, что еще в советские годы проводил параллель между двумя стихотворениями, Пушкина и св. Филарета. Но в моей обычной школе с обычной учительницей и речи быть об этом не могло. "Пророка" вызубрили, но открывали только верхний пласт. А тут - "Дар напрасный"...Конечно, только разочарование поэта в политике крепостнической России. Отсюда и уныние и как-бы бессмысленность существования. А"В нашей буче- боевой и кипучей" - это невозможно. У нас у всех есть цель - коммунизм! (Это я о советском времени). О цели как о Царствии Небесном никто(!) в школе не говорил из учителей, если только какой подвижник не попался.На моем пути, к сожалению, таких преподавателей не было. Пушкин подавался как поэт анти-религиозный и борющийся с царским режимом. Как и Некрасов, кстати. Действительно, о Гоголе в этом плане речи вообще не было.Только как борец с крепостничеством- "Мертвые души".
Поэтому то, что масса заинтересованных читателей узнала или вспомнила о громадной роли, которую сыграл св. Филарет в жизни Пушкина, в его творчестве (никто же не может отрицать, что направленность его произведений изменилась после 1830 г.)и, особенно, посмертной судьбе, что он сделал для души поэта, это заслуга о. Константина. За что ему низкий поклон.
 
Кстати, а почему ополчились на понятие "практикующий" христианин? Ну да, не просто декларирующий свою принадлежность к Церкви, но и действующий, т.е. молящийся, кающийся, исповедающийся, причащающийся. И врач тоже практикующий- лечащий, оперирующий и пр. А не просто положивший диплом об образовании в карман, называющий себя врачом, но не живущий по врачебной этике и не работающий с больными. А то, что у врачей, у настоящих, есть врачебная этика и практика, конечно, - это очевидно.
 
«Кстати, а почему ополчились на понятие "практикующий" христианин? Ну да, не просто декларирующий свою принадлежность к Церкви, но и действующий, т.е. молящийся, кающийся, исповедующийся, причащающийся».

Замечательно о «практикующих» христианах здесь:
http://www.aosipov.ru/video/01_video_lektsii_a_i_osipova_obschestvennye_lektsii.html
(Православное понимание святости).

Только называются «практикующие» христиане иначе.
ПРОСТИТЕ!
 
В ОТВЕТЫ@MAIL.Ru недавно поступил вопрос: "А есть ли такое понятие - практикующий христианин?" Лучшим был признан ответ одной девушки: "Христианин постоянно работает над собой, практикуется)) Практикует, закаляет Дух свой, а плоть учится контролировать. Так что да, можно назвать и практикующим)". Суть отражена очень точно, а о "каноничности" или "неканоничности" этого термина можно говорить до посинения.
 
Ну вот оно, то самое, единственное объяснение! Суть схвачена верно. А цепляться к форме, как она, эта суть, выражена, светски или канонически, право, не стоит.
Спасибо!
 
Сверху