Великопостный концерт: Рахманинов

Рахманинов. «Всенощное бдение»

Пожалуй, я погорячилась, когда безапелляционно заявляла в маленькой рецензии на «Конька-Горбунка», что мне туда не надо, в Новый зал Мариинского театра. Уже несколько раз за это время слушали там музыку, и это было здорово. Зал теплеет на глазах, и желтоватый оникс с уникальной подсветкой превращается в теплый янтарь. Свет стекает по стенам, как тающий воск свечи.
Сцена оделась в занавес первой сцены Мариинского театра, и ты ощущаешь себя дома. И звук. Фантастический звук примиряет тебя со всей оставшейся холодностью современного зала.

Вчера мы слушали Музыку. Рахманинов. «Всенощное бдение». Хор Мариинского театра, дирижер Андрей Петренко.

Написано это произведение в 1915 г., уже идет Первая мировая война. Сместились ценности мирной жизни, на сцену выходит Смерть, и вблизи нее человек задумывается о Боге.

«Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу» – так не начиналось ни одно «Всенощное бдение» ни у кого из русских композиторов: ни у Чайковского, ни у Гречанинова, ни у Чеснокова.

Сергей Рахманинов



Всенощное бдение — двухчастная композиция, состоящая из вечерни (№2—6) и утрени (№7—15), предваряемых прологом. В основе песнопений — подлинные темы Обихода, суровые, аскетичные знаменные роспевы, которые композитор обогатил всеми современными средствами. Использование хора богато и разнообразно: Рахманинов прибегает к разделению партий, пению с закрытым ртом, создает своеобразные тембровые эффекты. Общий спокойный эпический тон сочетается с богатством красок — лирических, нежных мелодий, зычных возгласов, колокольных переливов.
№1, «Приидите, поклонимся», начинается двумя тихими аккордами, возглашающими «Аминь». Это величественный хоровой портал, открывающий композицию. В №3, «Блажен муж», слышатся интонации колыбельной. Ее же отзвуки распространяются и далее, в «Свете тихий святыя славы Бессмертнаго Отца Небесного» и «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему» киевского роспева, причем в последнем они проявлены лишь в тихих аккордах, сопровождающих пение солиста-тенора. Оба эти номера отличаются тончайшей звукописью. Завершает часть спокойная и нежная молитва «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою». «Шестопсалмие» «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» открывает вторую часть Всенощной. №8, «Хвалите имя Господне», знаменного роспева, основано на сопоставлении темы-шествия в нижних голосах и подражания серебристому колокольному звону в верхних. №9 — «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», основанный на знаменном роспеве, — один из смысловых центров произведения. Этот рассказ о чуде Воскресения выдержан в торжественных тонах с колоссальной напряженностью и наполненностью звучания. Аккордовый хоровой рефрен «Благословен еси» создает эффект присутствия общины, ее сопричастности происходящему. №11, «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Спасе моем», — монументальное песнопение Богородицы, отмеченное подлинно симфоническим развитием. Следующий номер, «Славословие великое» знаменного роспева «Слава в вышних Богу и на земли мир и в человецах благоволение», — второй композиционный центр утрени, монументальная хоровая фреска. Последние три номера — тропари «Днесь спасение миру бысть, поем Воскресшему из гроба и Начальнику жизни нашея» и «Воскрес из гроба и узы растерзал еси ада» (оба знаменного роспева) и «Взбранной воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице» — финал грандиозного цикла. В нем слышатся отзвуки Второй и Третьей симфоний, Третьего концерта для фортепиано с оркестром.

Л. Михеева



Блестящий анализ профессионала. Я же могу говорить только об ощущениях. Меня эта музыка потрясла. Эти тихие аккорды, это пение без слов, когда звук тянется и замирает на губах. И басы, басы звучат в невообразимом пьяниссимо. А тенор, ведущий свою партию, свое моление... Серебряный соловьиный голос летит ко Господу и бьется где-то там, высоко, в невообразимых высотах. И вдруг нарастает мощь всех голосов, сила и слава, торжество Православия...Это прекрасно, и мороз по коже.

А зал полон. Публика молода, энергична, амбициозна. И она , затаив дыхание, слушает Молитву.


  1. 1:05:16Рахманинов - Всенощное бдение - Видео@Mail.Ru
    11.02.2013

    1:05:16Всенощное бдение Sergei Rachmaninoff Russian Easter Vespers
    02.04.2012

    54:35Сергей Рахманинов - Всенощное бдение / Хор / Россия (2009) SATRip...
    05.04.2013
  • Like
Реакции: 1 человек

Комментарии

"...основано на сопоставлении темы-шествия в нижних голосах и подражания серебристому колокольному звону в верхних."
Это из анализа профессионала. А вот "непрофессионал" - о том же самом (если не ошибаюсь):
"И басы, басы звучат в невообразимом пьяниссимо. А тенор, ведущий свою партию, свое моление... Серебряный соловьиный голос летит ко Господу и бьется где-то там, высоко, в невообразимых высотах".
Как говорится, почувствуйте разницу:). Спасибо Вам, Елена, за то, что хотя бы так, виртуально, приобщили к прекрасному!
 
Последнее редактирование модератором:
Спасибо Вам, дорогая Людмила, за такие добрые слова! Мне очень хотелось, чтобы читатель услышал эту музыку голосов, эту соборную молитву.
 
Дорогая Елена, спасибо Вам за замечательные ссылки. А день размещения статьи неслучаен? ( день смерти С.В.Рахманинова - 28 марта 1943)
 
А все не случайно в нашем мире. Концерт состоялся 26 марта. Рядом и день смерти, 28 марта, и день рождения -1 апреля.
 
Сверху