Знаменное пение

Секреты церковного пения
Знаменное пение


Дорогие друзья. Мы продолжаем публикации, посвященные церковному пению, которые для нас готовят Виктория Голубкова и Наталья Никольская.
Сегодня разговор о знаменном пении. Все мы слышали, что такое пение существовало в Древней Руси. А что это такое? Сохранились ли древние распевы? Расшифрованы ли пресловутые "крюки" по которым пели?.. Об этом сегодняшняя беседа.

– Человеку, который только начинает знакомиться с миром православных песнопений, почти сразу бросается в глаза его особый стиль – знаменный распев[1]. Заметно, что к этому виду пения верующие относятся с особым благоговением. Интересно, почему?
– Особое благоговение объясняется тем, что знаменный распев – это русский духовный и музыкальный фундамент, ориентир, высокая планка, до которой нужно дотянуться. Знаменные песнопения обладают правильной продолжительностью, правильной расстановкой акцентов в драматургии службы, а также правильным эмоциональным содержанием – мелодия как бы вырастает из самого текста. Кроме того, в знаменном распеве богослужение не дробится на отдельные «номера»-песнопения, а представляет собой монолитное полотно, в котором один текст непрерывно перетекает в другой, создаётся непрерывный музыкально-текстовый поток, чего невозможно достичь в других системах распевов.

– А откуда произошло такое название – «знаменный»?
– Название связано с тем, что мелодии знаменного распева записывались особой системой знаков, по-древнерусски называемых знАмения, или знамёна. Эти знаки писались прямо над словами, то есть, никогда не было отдельной «знаменной музыки» – знаменных мелодий, записанных без текста. По своему внешнему виду знамения в просторечии получили название «крюки» – из-за того, что многие из них имеют угловатую, крюкообразную форму.

1 - Крюки.jpg
Образец записи знаменной мелодии крюками. Нотация 17-го века – с красными
(киноварными, как их называли в древности) пометами, позволяющими фиксировать точную высоту звучания.
До XVII века этих помет не было, и такие записи нотной расшифровке не подлежат.

Существует выражение – «петь по крюкам», что значит исполнять знаменные песнопения не по современным нотам, а по древнерусским знамениям.
Знаменная нотация пережила несколько этапов развития, а в конце XVII века стала постепенно вытесняться пятилинейной нотной системой, пришедшей с запада. Но, например, старообрядцы, протестовавшие против обновления церковных традиций, до сего дня сохраняют в своей богослужебной практике пение по древнерусским крюкам.

– Только старообрядцы сохранили традицию знаменного пения? А что же остальные? Добровольно отказались от такого богатства?..
– Наверное, правильнее было бы сказать – не отказались, а подчинились неумолимому историческому процессу, закону цивилизации. История взаимоотношений России и Запада такова, что и в церковном пении пришлось перейти на «международный» музыкальный язык – европейское многоголосие и линейную нотацию. Оставаться навсегда страной знаменного распева Россия не могла – у неё, наверное, какая-то другая миссия в мире.
Происходил этот процесс постепенно. Во-первых, на Русской земле набирала силу уния[2], и униатское сладкозвучное многоголосное пение в сопровождении органа представляло собой сильный эстетический соблазн для православного человека. Пришлось создать свой новый стиль пения – своеобразную альтернативу, русский партес[3], пришедший на смену знаменному одноголосию.
Во-вторых, сама знаменная система записи со временем так видоизменилась, что оставался один шаг для перехода на более удобную, логичную, совершенную систему – западные линейные ноты. Господствующая церковь перешла на новый стиль, и крюки со знаменным распевом ушли под спуд. Ну, а вслед за новой системой записи пришла и новая многоголосная система распева.
В-третьих, как ни печально это констатировать, изменились эстетические запросы «слушателей»: знаменное пение перестало удовлетворять их, оно вдруг будто бы исчерпало себя для русского человека, перестало быть интересным, ценным, единственным. Изменилось содержание жизни, изменилась и форма. Новый жизненный ритм – новый распев в храме. Например, Иоанн Кронштадтский, чтобы успеть совершать свой святой подвиг, служил, как пишут о нём, быстро, пламенно, спешил, стремился, и знаменного пения не любил поэтому. Слишком медленно. Не для нас.

2 - Иоанн Кронштадский.jpg
Св. Иоанн Кронштадтский у входа в Андреевский собор (1900 г.)

– Однако знаменный распев не умер. Сейчас даже заговорили о его возрождении! Как думаете, почему в этом возникла потребность? Оценили величину утраты и поняли, что отказ от знаменной традиции был ошибкой?
– Был ли этот «отказ» ошибкой или нет – кто теперь скажет, ведь интерпретация исторического процесса – что дышло… Мне близка концепция русских философов[4], которые считают, что Россия – это поле, на котором западное и восточное сталкиваются, адаптируются друг к другу, переплавляются в нечто единое, и рождаются новые прекрасные формы – и это касается не только церковного пения, но и искусства в целом.
Конечно, знаменный распев не умер, он светит нам сквозь толщу веков, освещает и освящает русское церковное пение. На знаменных мелодических оборотах, мотивах, интонациях стоит всё здание русского церковного пения. Ведь за всю историю церковного пения не было создано ничего более глубокого, молитвенного, соответствующего духу и смыслу православного богослужения, чем знаменный распев. Знаменная служба в храме меняет человека, очищает, возвышает, обоживает, заставляет трудиться, не даёт разнежиться. Да, действительно, оценили величину утраты… Хотя, сегодня, на мой взгляд, практически невозможно по-настоящему научиться петь по крюкам, как это делали древние: профессиональный музыкант поёт по крюкам, а в голове у него идёт мысленная нотолинейная расшифровка. Получается реконструкция традиции, а не абсолютное возрождение.

– И всё-таки непонятно, почему в сегодняшних храмах возрождающийся знаменный распев не звучит – пусть даже и в реконструированном виде. Ведь крюки наверняка можно перевести в привычную всем нотацию и распространить по епархиальным хорам…
– Перевод знаменных крюков на современную нотацию успешно осуществляется. Всплеск интереса к древнерусскому певческому искусству произошёл ещё в конце XIX столетия, тогда появились первые научные исследования, расшифровки знаменных песнопений. После 1917 года изучение знаменного распева стало достоянием крайне узкого круга заинтересованных лиц – ученых и любителей древности. И только в 80-е – 90-е годы XX века, после многолетнего перерыва, стало возможным широкомасштабное практическое изучение знаменного распева благодаря усилиям ученых и певчих, внедряющих в богослужебную практику знаменное пение.
На сегодняшний день имеются опубликованные расшифровки всего богослужебного круга, бери да пой. Но, как видите, наличие расшифровок не решает главную трудность знаменного распева. Здесь, кроме философско-психологических проблем (современный ритм жизни, другая музыкальная эстетика, другой тип восприятия), есть некоторые чисто технические сложности.

– А можете пояснить, о каких именно сложностях идёт речь?
– Попытаюсь. Современные ноты имеют математически выверенную длительность и абсолютно точную высоту. В знаменном распеве один и тот же знак в зависимости от контекста может петься более длинно или более коротко, ритмические соотношения знаков не такие симметричные, как в нотах: невозможно в нотах отобразить «чуть-чуть длиннее» или «чуть-чуть короче», в нотах всё строго пропорционально – если короче, то в 2-4-8-16 раз. Геометрический принцип. В знаменном распеве некоторые моменты подчиняются только интуитивному чутью, чувству стиля, а не математическому расчету. Когда знаменный распев исполняется в строгом ритме расшифровки, он обретает некоторую механистичность звучания, становится сухим, теряет свойственное ему живое дыхание. Каждому знаку знаменной нотации предписан свой характер исполнения – мягко, твёрдо, протяжно или скандированно, и так далее. При переводе на пятилинейную нотацию невозможно учесть и зафиксировать все эти характеристики.

– А у тех хоров, которые записывают аудиодиски со знаменным пением, эта проблема решена? То, что продаётся и распространяется по Интернету под именем знаменного распева, – это настоящий знаменный распев?
– Сомневаюсь, что эта проблема будет когда-нибудь решена. Трудно сказать, где сегодня знаменный распев поют так, что, услышав, каждый бы понял: «вот она, истина!». Ведутся жаркие споры о том, как правильно петь знаменный распев: в фольклорной манере или в академической. Существует множество исполнительских версий.
Какова была тогда исполнительская манера – доподлинно неизвестно, поскольку памятники музыкальной письменности, дошедшие до нас из Древней Руси, не могли сопровождаться аудиоматериалами. В соответствии с сегодняшним представлением о красоте пения голос должен быть льющимся, «округлым», обладать певческим вибрато. Такая исполнительская эстетика пришла на Русь вместе с западноевропейской музыкальной культурой, в частности, с итальянской вокальной школой – так называемым bel canto («прекрасное пение»). В эпоху знаменного распева, вероятнее всего, пели в народной манере – ведь понятия о вокальном мастерстве были тогда иными, чем сегодня. Если бы мы могли переместиться в эпоху знаменного распева и попасть там в храм на службу, то услышанное нами пение, вероятнее всего, показалось бы нам довольно грубым и фальшивым.
Нужно учесть ещё одно существенное обстоятельство: знаменное пение существовало с 12-го по 17-й век – 500 лет, и только в самом конце знаменной эпохи – в середине 17-го века (!) – появились особые пометы в крюках, позволяющие расшифровать знаменные песнопения. То есть, то, что мы так успешно расшифровываем и поём, – это уже последний вздох великой культуры! А ведь за полтысячелетия своего существования знаменный распев претерпевал многие внутренние реформы, менялся, развивался – об этом говорят древнерусские нотные рукописи. Но все эти рукописи для нас немы, они молчат. И их расшифровки могут быть только гипотетическими.
Если вы видите на аудиодиске «Знаменный распев 16-го (15-го, 14-го, 13-го) века» – знайте, что это не может быть правдой. Никто никогда не узнает, как пели до 17-го века. И только когда к крюкам стали приписывать красненькие маленькие буковки «н» – «низко», «п» – «повыше», и так далее, и когда киевские мастера пения, используя эти пометки, взяли и почти весь корпус знаменного распева переписали пятилинейными нотами, у нас появилась возможность понять принцип расшифровки. А ведь это только крошечный хвостик гигантской рыбины!

3 - Хвост рыбины.jpg

А 50–100–200 лет назад от 17-го века – и там мы видим другие знамёна, другую систему. Значит, и пели иначе.
Есть среди учёных мнение, что, раз самим мастерам пения понадобилось к крюкам приписывать пометы, указывающие на высоту звука и характер звучания, то, значит, истинное мастерство к этому времени уже было утрачено, культура вырождалась, и то, что мы расшифровываем, – это период упадка.
А период взлёта нам не озвучить никогда, потому что в то время (примерно 15-й век) процветал принцип передачи мастерства от учителя к ученику, и на бумаге фиксировался минимум информации.

– Ясно теперь, что настоящего знаменного пения мы никогда не слышали. Но всё-таки хочется задать Вам следующий «больной» вопрос. Почему, когда звучит распев, называемый сейчас знаменным, слушать его и тяжело, и неинтересно? Быть может, это только у меня так, и я чего-то не понимаю в красоте древних мелодий?..
– Именно потому, что современного человека отделяют от знаменного распева столетия бурных исторических событий, глобальных перемен, он и непонятен нам до конца, и не звучит сегодня повсеместно, а только в некоторых храмах или так, для экзотики, на концертной площадке. Ведь знаменный распев – это образ жизни – медленный, вдумчивый, спокойный, молчаливый, тихий. Кроме того, это непонятная для нас звуковая атмосфера – унисон, «скучная» «медитативная» мелодика, однообразный затемнённо-углублённый эмоциональный строй…
Мы сейчас живём в сложнейшем звуковом поле электронных синтетических звуков, бешеных ритмов, эмоционального накала и головокружительного разнообразия современных музык. Современная музыкальная эстетика и знаменное пение находятся на таких разных полюсах восприятия, что для знаменного возрождения требуется буквально переродиться, перестроить своё мышление, свои требования к музыкальному языку. А точнее, перестать воспринимать церковное пение как музыку. Знаменный распев в строгом смысле слова – это не музыка.
Знаменные мелодии сложны: они витиеваты, несимметричны. Услышав впервые в жизни знаменную мелодию, можно подумать, что это не поддающаяся повторению импровизация. Но на самом деле в песнопениях знаменного распева нет ничего стихийного, в них действуют строгие логические законы формы. Несимметричность, нерегулярность, изломанность мелодической линии знаменного распева сопоставима с «неправильностью» линий, непропорциональностью, обратной перспективой старинной иконы.

4 - Положение во гроб.jpg
Обратная перспектива и ее свойства ярко выражены на иконе «Положение во гроб» (конец XV в.).
Иконописцы и иллюстраторы древних рукописных христианских книг были убеждены в несовершенстве человеческого зрения, которому нельзя доверять из-за его плотской природы, и потому считали для себя обязательным пытаться изобразить мир не таким, каким они его видят, а таким, каков он есть на самом деле.

Ощущение скуки происходит еще и от того, что мы не умеем правильно петь одноголосье. Некоторые находят выход в присоединении к знаменной мелодии úсона (например, так поют в Петербурге на подворье Валаамского монастыря). Исон – это выдержанный на одном звуке голос, который исполняется одной группой хора, в то время как другая группа хора или солист поет мелодию распева. Традиция пения с исоном исторически не свойственна знаменному распеву, заимствована из греческой, сербской, болгарской церковно-певческих практик и не является исконно русской. Исон создаёт эффект объёма, слушать одноголосную мелодию с исоном современному человеку интереснее, легче. Получается своеобразный костыль для знаменной монодии, чтобы она, древняя, могла удержаться на современных клиросах наряду с песнопениями поздних распевов.
Так что, для знаменного возрождения современному миру нужно переродиться духом…

– А если много слушать знаменный распев в исполнении профессионалов, то можно научиться чувствовать, понимать и любить знаменный распев?
– Мне трудно ответить на вопрос – что будет, если много слушать… Наверное, да – если слушать, то начнёшь его чувствовать и понимать. Просто, как мне кажется, знаменный распев – не та «музыка», которую можно слушать, как Моцарта или Чайковского. Он ведь не создавался для эстетического наслаждения. Знаменный распев – это труд, это вещь чисто практическая, в отрыве от службы он не так интересен. Мне не приходилось идти путём одного лишь слушания, я сразу попала и на клирос, и в научную лабораторию… Так что для того, чтобы «сродниться» со знаменным распевом, советую идти сразу на знаменную службу.
А в качестве материала для слушания могу порекомендовать такие контрастные интерпретации:
Ансамбль «Ключ разумения»[5] под руководством преподавателя консерватории Натальи Мосягиной. Это клиросный хор, пение древнерусских песнопений для них, прежде всего – молитвенное делание, что отличает их исполнение от чисто концертных коллективов. Этот коллектив исполняет знаменный распев в мягкой фольклорной манере. На мой вкус (исключительно на мой! не значит, что так это и есть), они нашли убедительную исполнительскую версию для раннего русского многоголосия. Но я не согласна с тем, как у них поются одноголосные стили. Мне кажется, что знаменный распев любит сильный, смелый, свободный, полнозвучный голос (мой личный вкус! вовсе не истина в последней инстанции), а в версии «Ключа» звучит несколько закрепощенно.

Посмотреть вложение 1 - Ансамбль Ключ разумения - Кресту Твоему поклоняемся, Владыко (знаменный распев).mp3
Мужской хор Спасского собора Андроникова монастыря под управлением Бориса Кутузова – преимущества этого коллектива перед другими в том, что это хор, поющий за богослужением. И в их пении нет концертного лоска. На мой взгляд, это наиболее аутентичная исполнительская версия. К тому же, этот хор исполняет только знаменное одноголосие – главный древнерусский стиль пения.
Посмотреть вложение 2 - Хор Андроникова монастыря - Богородице, Дево, радуйся (знаменный распев).mp3
Мужской хор Московского Патриархата «Древнерусский распев» под управлением Анатолия Гринденко. Лично мне кажется, что это лучшая из всех версий. Смело, свободно, естественно. И многоголосие, и монодия – всё звучит убедительно. На мой вкус, в современном храме нужно петь именно так.
Посмотреть вложение 3 - Хор Древнерусский распев - Богородице, Дево, радуйся (знаменный распев).mp3

– А в каких храмах можно услышать это пение сегодня?
– В Санкт-Петербурге на сегодняшний день есть ряд храмов, в которых богослужение исполняется знаменным распевом в том или ином виде:
Подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Нарвский пр., д. 1.– пение знаменного распева с исоном, поют по линейным нотам. Мужской хор.
Храм Державной иконы Божией Матери: пр. Луначарского, 45 – действуют два хора, один из которых исполняет обиход, другой хор – женский – поёт знаменным распевом по крюкам. Хоры чередуются через выходные.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы при СПб. Гос. Консерватории, Театральная площадь, д. 3 – женский хор, поют по крюкам. Службы совершаются по внутреннему нерегулярному расписанию.
Храм Равноапостольной Марии Магдалины при Детской городской больнице № 2, В.О. 2-я л., д. 47. Женский хор, поют преимущественно по крюкам.
Храм иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» при подворье бывшего Леушинского монастыря, ул. Некрасова 31. Действует любительский женский хор, поют преимущественно по крюкам.
Если Вам интересно моё личное мнение, то я наиболее комфортно себя ощущаю за богослужением в храме Валаамского подворья. Несмотря на исон, лишающий распев его аутентичности. Несмотря на то, что там знаменный распев подан в специфической валаамской переработке, исполняется специфическим валаамским (немного гундосым, что ли) тембром. Считаю, что валаамцы нашли свою манеру, они срослись со знаменным распевом, и получился новый знаменный росток – сочетание греко-византийского, древнерусского и современного. Очень удачная смесь!

Посмотреть вложение 4a - Хор Валаамского подворья - Кресту Твоему поклоняемся, Владыко (знаменный распев) .mp3
Посмотреть вложение 4b - Хор Валаамского подворья - Богородице, Дево, радуйся (знаменный распев) .mp3

– И последний вопрос. Желающие обучиться сегодня знаменному пению – где могут это сделать?
– Можно прийти на один из знаменных клиросов и учиться там. Более основательный путь – обучение в специальных учебных заведениях. В Петербурге это – Консерватория, в которой с 1993 года открыто первое в России и за рубежом отделение древнерусского певческого искусства: там изучается история, теория и практика знаменного распева. Образовательная программа этого отделения не имеет аналогов среди вузов России. Но туда поступить может только тот, кто уже имеет среднее музыкальное образование. Там заинтересованные люди изучают изнутри знаменные мелодические законы, знаменную нотацию, много его исполняют и в результате… некоторые немногие представители этого консерваторского отделения способны петь и жить в храме по-знаменному. Некоторые! Не все могут так перестроиться, для большинства знаменный распев остаётся предметом археологических раскопок и богатым материалом для научных исследований.
Второе учебное заведение – это православный Институт религиоведения и церковных искусств, находящийся на территории подворья ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь. Там, на отделении церковного пения, изучается знаменный распев, и поступить туда может любой заинтересованный человек.

[1] В научной литературе принято писать «рОспев», через «о». Если же мы выходим за рамки научных кругов и оказываемся среди широкой читательской публики, то всем привычнее будет распев – через «а». Даже программа Word не признаёт буквы «о» в этом слове. Ну, и мы останемся вместе с народом и будем писать рАспев.

[2] Имеется в виду церковная уния, представляющая собой объединение православной и католической церквей. Ни одному папе римскому не удалось склонить к унии русское государство, но зато в польско-литовском государстве в 1596 году была создана так называемая Брестская уния, что впоследствии привело к созданию униатских церквей на Украине и в Белой Руси. Униатские братства с юго-запада Руси и из Речи Посполитой хлынули на Русь, что и повлияло на развитие церковного искусства в 17-м веке.

[3] О партесном пении речь пойдёт в отдельной главе.

[4] Ф. Достоевский «Дневник писателя»: «Европа нам мать, как и Россия, вторая мать наша; мы много взяли от нее и опять возьмем и не захотим быть перед нею неблагодарными».
Прот. А. Шмеман «Исторический путь православия»: «Все лучшее, что создала Россия, было результатом внутреннего примирения «восточного» и «западного», то есть всего истинного и неумирающего, что вырастало в ней из византийских семян, но что прорасти могло, только включившись снова в общую историю христианского человечества».

[5] Название и символ коллектива заимствованы из музыкально-теоретического руководства второй половины 17-го века, созданного монахом Тихоном Макарьевским: «Ключ разумения отверзaет двeрь Божеcтвеннаго пения».

Комментарии

Красиво очень. Такого типа мелодии я слышала иногда - но не знала ничего уж, конечно, про знаменное пение.
 
Спасибо,Наталья и Виктория! Прочитала и прослушала с огромным интересом.
Очень удачная идея "Вопрос-ответ". Жду продолжения!:)
 
Физика процесса естественных колебаний упругого тела (струны, голосовых связок и т.п.) основывается на суперпозиции (наложении) возникающих в колебательной системе множественных вибраций, формально описываемым особым красивым математическим выражением (ряд Фурье). Согласно ему ступени естественного (натурального) музыкального звукоряда формируются от звуковой высоты основного колебания (гармоники 1-го порядка) и накладывающихся на него колебаний более высоких частот (гармоник 2-го, 3-го и т.д. порядков). Таково научное обоснование основного закона музыкальной гармонии, еще раз свидетельствующее о разумной красоте тварного мира и величии Творца.

В древности, используемые для звуковедения музыкальные инструменты, не имели подобно человеческому голосу фиксированной настройки звучания, и в них использовался именно такой натуральный музыкальный строй, т.е интервалы строились на основе устроенных замыслом Божьим естественных колебательных гармоник (где, условно говоря, Фа-диез немного отличался от Соль-бемоль).

В европейской же музыке приблизительно с XVIII века появились клавишные инструменты с фиксированным звучанием, под которые пришлось адаптировать весь музыкальный строй, чтобы было возможно транспонировать и модулировать мелодию в большое количество тональностей без возникновения диссонансов. Так возник подправленный человеком "равномерно темперированный музыкальный строй", (где Фа-диез точно совпадает с Соль-бемоль), и который господствует вплоть до нашего времени. Поэтому древнюю музыку, к которой относится и крюковое знаменное пение, в принципе невозможно точно отобразить в общепринятой европейской нотации. А будучи искаженной она теряет свои лучшие свойства, да и ухо наше стало грубым, привыкнув к классическому европейскому звукоряду - может быть, еще поэтому, многие ее сегодня не воспринимают...
 
Знаменное пение насаждалось у нас не без труда (погуглите, если не верите). Пели знаменным распевом во многих храмах вплоть до начала 20 века, только теперь это было пение простое, пение дьячков левого клироса.
Откуда информация, что о. Иоанн Кронштадский знаменного пения не любил? И почему все считают, что знаменное - это долго? Можно всю службу петь малым знаменным, "напевкой", выйдет еще короче партесной. Длительность обусловлена или любовью поющих к более полному соблюдению Устава или малограмотностью певчих, которые, кроме синодальных сборников больше ничего не поют.
Петь в настоящее время по крюкам возможно и без расшифровки в голове, у профессиональных музыкантов расшифровка в голове только на начальном уровне, дальше - человек видит попевку целиком и поет, если песнопение знакомо, оно поется почти наизусть, зачем тут расшифровка?
Совет авторам - пообщаться с профессиональными музыкантами, с той же Мосягиной. И обратить внимание на московские храмы. Сейчас все певчие, серьезно занимающиеся знаменным распевом, изучают старообрядческое пение, традиции не утеряны, имеются аудиозаписи 60-х гг ХХ века, и они очень мало отличаются от аудиозаписей старообрядцев ХХI века.
Знаменное пение в современных храмах звучит редко ТОЛЬКО из-за косности мышления настоятелей и епископов, которые не хотят утруждать себя, менять свои привычки. Практика показывает, если настоятелю нужно знаменное пение, то у него сколачивается община, которой нравится такое пение, под которое удобно молиться, подпевать.
Аудиозаписей 13-15 века нет! В 15 веке была реформа нотации и рукописи до 15 века никто не поет. Беспометную нотацию 16 века прочитать сложно, но возможно, конечно, существует вариативность расшифровки некоторых мест, но большая часть песнопений совпадает с пометными.
"Ведь знаменный распев – это образ жизни – медленный, вдумчивый, спокойный, молчаливый, тихий." - Неправда, послушайте старообрядцев! Разве что вдумчивый - это правда, а остальное зависит от исполнителей.
"Современная музыкальная эстетика и знаменное пение находятся на таких разных полюсах восприятия" - Неправда. Современной молодежи, воспитанной на рок и поп-культуре, а не на классике, легче воспринять ритмичный знаменный распев.
"мы не умеем правильно петь одноголосье" - а вот это правда, только почему-то не указано, почему. Потому что привыкли, что унисон - это что-то очень сложное, в него практически невозможно попасть. А попадать не надо - надо просто петь, голоса постепенно сами начнут сливаться, одноголосье будет не выхолощенным а расцвеченным разными тембрами, естественным.
"для знаменного возрождения современному миру нужно переродиться духом…" - бред, высказанный Борисом Николаевым и подхваченный партесниками. Только с духовным пением можно молиться, а набор концертов можно только слушать, молиться под навороченный партес можно только святым, которым уже ничего не мешает молиться. К тому же даже в простеньком обиходе многоголосье мешает ясности восприятия.
 
Анна, спасибо за развёрнутый комментарий. Видно, что Вы - опытный практик знаменного распева и хорошо разбираетесь в этой теме. Ваши пожелания, сомнения и несогласия мы учтём, спасибо за критику и ценную информацию к размышлению. Если не сочтёте мой вопрос некорректным, то расскажите пожалуйста, где Вы практикуете знаменное пение? В каком городе и в каком храме? И как поёте - по каким изданиям? И Кто Ваш регент? Спасибо за интересное общение.
 
Наталья, спасибо за доброжелательный ответ. Вчера отправила комментарий, потом переживала, что очень резко. Конечно, о. Борис Николаев, когда писал свои слова просто призывал к правильной жизни, а не имел ввиду, что невозможно в наше время петь знаменным распевом, просто обычно его фразу извращают... Очень часто используют как отговорку.
Я пою знаменным распевом с 1992 года в разных храмах с перерывами. В настоящее время в Спасо-Андрониковом монастыре, мы поем кое-что по крюкам, остальное - по нотам, но обиходные песнопения поются почти наизусть, так что можно было бы уже и крюки поставить. Только по крюкам пела в храме Покрова в Рубцове, это тоже в Москве, старообрядный приход, там поют специалисты пения по крюкам. Там я точно уверилась, что есть люди, которые поют "без расшифровки в голове". :)
Если Вам интересно пообщаться со специалистами-знаменщиками и получить информацию кто, где и как поет, то приходите в группу "Знаменный распев" ВКонтакте. Знаменной картой занимается Вячеслав Валентинов, он Питерский, у него еще есть сайт http://kryloshanin.narod.ru/, может слышали. Есть еще форум http://talk.canto.ru/ только он почти неживой, когда были проблемы с серевером, все знаменщики перешли ВКонтакт. Группа довольно многочисленная, там Вам ответят на все вопросы. :)
Насчет "настоящести" современного исполнения, конечно, идут споры, есть разные мнения. Мы сами уже другие, у нас другое тональное мышление, есть люди, считающие, что нужно "уходить в лес", чтобы не слышать гармоническую музыку, общаться только с древними староверами, чтобы перенять их звукоряд, манеру... Мнения можно иметь разные, но возможности для изучения "настоящести" в наше время есть, все-таки для многих практиков прошло уже 20 лет. Накоплен и собственный опыт и полно аудиозаписей и литературы в интернете. Мое мнение, что у тех, кто давно поет, пение все-равно становится "живое": если пение "впето" и если есть настройка не петь уныло, псевдо-монашески... Конечно, без аудиозаписей не обойтись, все надо слушать, изучать...
Простите, если чем обидела, просто задел общий настрой статьи, о невозможности в наше время петь высокодуховным пением. К сожалению это не только Ваше мнение, но и очень многих. Мой же личный опыт показывает, все с точностью наоборот. :)
 
Живой опыт в вопросе знаменного пения ценнее всех научных трудов и исследований. У меня тоже имеется некоторый опыт, исходя из которого и родилась моя пессимистическая концепция... Но я и не претендую на то, что излагаю истину. Спасибо за замечание по поводу Иоанна Кронштадского. Действительно, некорректно вышло без ссылок. Уточню для всех: в беседах с игуменьей Таисией Леушинской отец Иоанн называл песнопения, которые он предпочитал слышать за богослужением, и среди них - образцы "махрового" партесного стиля, если можно так выразиться :) И ещё есть множество свидетельств о том, что служил он эмоционально и крайне быстро. На основании этих фактов появилось расхожее мнение о том, что о.Иоанн и знаменный распе - вещи не совместные. Это, конечно, всего-лишь интерпретация, а не личное свидетельство великого пастыря. И прошу меня простить за то, что так вольно воспользовалась в своём очерке этим расхожим мнением, ничего не объяснив.
Вопрос о скорости - довольно тонкий. Ведь,например, если исполнять всенощное бдение только уставным знаменным распевом - то есть, распевать все стихиры на гласы, а не "гнать" их погласицей, то отслужить быстро не получится, сами понимаете. Именно так было в моей знаменной практике. За замечание опять же благодарю - надо будет в дальнейшем всё это объяснить и не высказываться так категорично.

В Москве с практикой знаменного пения, кажется, дело обстоит по-лучше, чем у нас в Питере, так что за вас можно только порадоваться.

Обо всём, что Вы написали, буду думать.
 
Кстати, в моей практике тоже такое было, я пела в хоре, который вообще не пел самогласные стихиры-тропари, и все время получали нагоняи от священника, обижались. Потом пришлось выучить. Мы тоже считали тогда Синодальные сборники - уставным знаменным распевом и думали, что петь напевкой - это какое-то отступление от правильности. На самом деле пение на самогласен - такое же уставное пение, а может даже более уставное, если брать за пример традиции старообрядцев, в наше время все старообрядцы, и поповцы, и беспоповцы поют столповым распевом ограниченное количество песнопений, чаще всего используют "напевку". На л.1об на Малой вечерне указывается петь воскресные стихиры на Господи Воззвах на глас, а Богородичен по знамени, на л.7 на Великой вечерне 7 стихир воскресных по знамени, а святому из Минеи 3 стиха на глас или на подобен. Догматик всегда по знамени.
В нашем Типиконе не говорится, что петь "на глас", а что "по знамени", но в истории наших русских уставов встречаются уставы, которые четко фиксируют, что и как надо петь. Подобные указания писались по образцу Соловецкого устава XVII в., там было больше пения "по знамени", на "славу" и на "и ныне" могли исполнять путевой распев. Это пример того, что исходя из литургической необходимости, можно петь песнопения или "нА глас" или "по знамени", ориентируясь на торжественность службы и волю настоятеля, а не на принцип "что есть, то и поем".
Мне тоже кажется, что в целом по Москве, те, кто поют, поют лучше, чем в Питере, (я была на Мироносицкой встрече в 2010 г). Может как-то так сложилось, что у нас больше практиков с опытом... Зато у вас есть учебное заведение, в котором учат петь знаменным распевом, и пусть единицы, но все-таки выходят из него желающие петь, организовывать клирос. А у нас с этим застой, что обидно, т.к. есть кадры, которые могли бы обучать именно практическому воплощению. Пока только ВКонтакте. :)
 
программу word можно "научить" любить слова, которые она любить не желает - все церковнославянские слова полюбила))

очень люблю знаменный распев. Он душевный. К сожалению, некоторые большие храмы используют партесное пение, пренебрегают знаменным распевом.
Утешительны слова митрополита Илариона: в 2007 или в 2008 году он прогнозировал, что постепенно из певческой практики Русской Православной Церкви партесно пение вытеснится и уступит законное место знаменному распеву.
 
Спасибо огромное ! очеь познавательная статья! читаешь и ловишь на себя на мысли, что многое совпадает с тем, как наш клирос учится петь знаменно!!!
 
Спасибо за интересную статью и не менее интересные комментарии.

В нашем храме в будни Литургию поют знаменным роспевом вот уже 8 лет. Как правило, на клиросе 1 человек. Певчие поют по нотам, над которыми есть строка знамён (т.н.двоезнаменник) Служба идёт ничуть не дольше, чем в соседних храмах, где пение партесное.
В первые месяцы появления в храме знаменного роспева прихожане роптали, потом привыкли, теперь подпевают даже "витиеватые" причастные стихи. :)
 
Нижегородское Православное женское духовное училище приглашает всех, желающих получить регентское образование в традиции ЗНАМЕННОГО пения, ПОСТУПАТЬ К НАМ на очное отделение.
В учебной программе этого среднего профессионального учебного заведения (кстати дающего параллельно с церковным еще и государственный диплом) имеются среди других такие дисциплины. как: "Знаменное хоровое пение", "Знаменная-крюковая нотация", "Знаменный обиход", "Практика знаменного клироса" (Знаменная Литургия и Всенощная), "Руководитель знаменного хора" - индивидуальное занятие. Ежегодно хор знаменного пения отчитывается о своей работе в форме отчетного концерта.
Кроме того в программы дисциплин "Сольфеджио", "Вокал" как обязательный включен знаменный материал.
ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ: ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ К НАМ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Научим!!!
 
Знаменный распев только слушая, невозможно до конца понять - нужно видеть(!) знамена, знать их богословское толкование, почему при одинаковом их разводе пишутся именно те, а не другие, нужно понимать идею осмогласия, что она построена не на ладах, а на догматической идее текста песнопений. Знаменный распев это специально созданный мелодический богослужебный язык, как и все наше изобразительное богословие - это икона в звуке. От него нельзя отказаться в православном богослужении так же, как нельзя отказаться от церковно-славянского языка, но, внимание, знаменный распев без знамен записанный пятилинейкой -это церковно-славянский текст, записанный латиницей. Нам нужно обучать не столько регентов для управления богослужением, сколько уставщиков и обязательной дисциплиной должен быт знаменный распев и его богословская сущность -он основа нашего священнословия на богослужении и равно как обучают священников священнодействовать, певчих нужно обучать священнословить, а не просто петь!
 
При знаменном пении бывает . что не понимаеш где находишся на небе или на земле.Просто "вливаешся" в службу. Но где его найти в Киеве? Не знаю. А вам спасибо.
 
Спасибо за статью и комментарии! Очень люблю знаменное пение, особенно мужское. Очень настраивает на молитвенный лад. Однажды у нас в храме в праздник пел приезжий хор из Лавры - пел партесно и очень "оперно", и это так отвлекало! Служба превратилась в концерт. Хотя голоса отличные и пели - старались. Но " не в кассу" это!!
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
43.921
Комментарии
25
Последнее обновление

Загрузки

  • 1 - Ансамбль Ключ разумения - Кресту Твоему поклоняемся, Владыко (знаменный распев).mp3
    1,2 MB · Просмотры: 3.968
  • 2 - Хор Андроникова монастыря - Богородице, Дево, радуйся (знаменный распев).mp3
    5,1 MB · Просмотры: 3.869
  • 3 - Хор Древнерусский распев - Богородице, Дево, радуйся (знаменный распев).mp3
    688 KB · Просмотры: 3.303
  • 4a - Хор Валаамского подворья - Кресту Твоему поклоняемся, Владыко (знаменный распев) .mp3
    2,4 MB · Просмотры: 2.779
  • 4b - Хор Валаамского подворья - Богородице, Дево, радуйся (знаменный распев) .mp3
    4,8 MB · Просмотры: 2.522
Сверху