Источник

Погибающие и спасаемые. Поучение на день всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста

Слово крестное погибающим убо юродство есть,

а спасаемым нам сила Божия есть (1Кор.1:18)

Проповедь, слово о кресте, говорит Апостол, не на всех одинаково действуют: иным, погибающим она кажется юродством, безумием, а для других, спасаемых, тоже слово о кресте есть сила и – сила Божия. Так говорит Апостол, так и по свидетельству опыта. У Апостолов для всего мира было одно главное слово: веруйте во Христа распятого и спасетесь. Но действие сего слова, как известно, было далеко не одинаково. Одни из их слушателей, видим, чуть не с первого слова увлекались их проповедью и потом, приняв крещение, становились сразу иными людьми; а другие, слыша слово о кресте, только смеялись над проповедниками, говоря: что хощет суесловный сей гламлати? (Деян.17:18). И так– поднес. Ибо и ныне, к стыду современного нам христианства, скажем, в редкость ли люди, для которых проповедь о Христе распятом тоже кажется чистым безумием? И не еще ли более таких, которые хотя и веруют в Распятого, по словам о крестных страданиях Христовых бывают очень мало заняты, не интересуются им, предпочитая крестному слову пустые беседы, чтение соблазнительных повестей и т. п.? Вздумывались ли вы когда, бр., от чего это? От чего одно и тоже слово о кресте и о нашем чрез него спасении неодинаковое производит на людей действие? По Апостолу, причиной тому сами люди: для погибающих слово крестное юродство есть, а для спасаемых тоже слово – сила Божественная. К какому разряду принадлежит человек – к спасаемым, или погибающим, такое и действие производит оно. Причина простая, но с другой стороны в высшей степени знаменательная; невольно наводящая на вопрос: что же, от Бога наперед, значит, всякому определено: кому спастись и кому погибнуть, и кому определено погибнуть, тому и погибнуть, а кому спастись, тому и спастись, и что Бог так и ведет – кого ко спасению, кого к погибели? Есть такое мнение, и жизнь, по-видимому, не только не опровергает его, а еще как бы подтвержает. В жизни действительно нередки примеры, что иного так точно и влечет какая судьба или рок к погибели, а другой – от утробы матерней – чадо благоволения Божия, каковы: Предтеча Господень, Николай Чудотворец, Сергий преподобный. Отсюда и присловие народное: «каждому на роду написана судьба его». – Не так ли многие из вас, братие, думают и говорят? А между тем, если бы вы знали, как богопротивно такое мнение и как оно вредно дли нас самих во всех отношениях! Первее всего, скажите: за кого же мы считаем, после этого, Господа, если Он на роду каждому назначает – кому спастись, а кому, и большинству, погибнуть? Где же тут правда Его? Где благость? Или, по вашему, не Бог, а судьба тут виновата? Но другой судьбы, кроме Божией, христианская вера не знает. Да и Бог причем тогда был бы!? Нет, други мои, не так и не тому учит нас Слово Божию. Бог всем человеком хощет спастися (1Тим.2:4). И погибающие и спасаемые, о которых идет речь у Апостола, это отнюдь не безусловно обреченные на погибель или предопределенные ко спасению, а – идущие произвольно путем погибели и спасения. «Если же грешники бывают отвержены Богом, говорит один из отцев Церкви, прежде нежели родятся, то не потому, чтобы Бог от вечности восхотел отвергнуть их, но поскольку знал от вечности, что они сами отвергнут и соделают бесполезными все Его попечения об них» (Богосл. пр. Макария § 192). Вот учение Церкви! Внимай ему, человек грешник, – ты, который жалуешься, что видно на роду так написано тебе быть закоснелым грешником и пропащим человеком. Лжешь ты на Господа Бога. – «Но от чего жe, скажешь, в таком случае я никак управиться с собой не могу, хотя и желаю и пытаюсь? Как же, следовательно, что не судьба моя такая?» – Что жe? Пожалуй, и судьба, – скажем. Но только от кого она? не сам ли ты создал ее? не сам ли ты довел себя до того, что стал и глух и нем ко всем внушениям веры и разума, и то направление, которое ты дал своей жизни и которого держишься, стало наконец для тебя какой-то роковой силой, – судьбой, влекущей к погибели? Зачем ты доводил себя до этого? А главное, чем бы бороться с своей судьбой, а ты еще на Бога вину слагаешь, – не самого себя, а Бога винишь, что попал в число погибающих! – «На роду знать так написано мне». Кто сказал тебе это? – Твоя леность. Лень тебе бороться с греховными навыками, а в глазах знаемых хочется оправиться, вот и вопишь: судьба моя такая! Само собою, не без участия тут и враг нашего спасения – диавол. Ему приятно, если кто отчается в своем спасении и вместо себя начинает винить других – Бога и судьбу свою: вот он и поддерживает среди людей такое убеждение, что «судьба каждого на роду написана», и что если ты грешен, так это тебе От Бога предназначено. Грубое заблуждение! «Но другой, скажешь, все-таки безо всякой борьбы и без особых усилий, с младенчества, живет свято. От чего же мне не судил того Бог?» – От чего? От того, что Бог предвидел, что тебе ни в каком случае не быть тем чем был, наприм., преподобный Сергий: потому и не дал тебе чрезвычайных сил и дарований. А с другой стороны, с чего ты взял, что без борьбы спасся, например, преп. Серий и прочие? Ты читай жития святых, и не то увидишь. Увидишь, каких трудов, самоотвержения и терпения стоило и им преодолеть греховные искушения. Наконец, если уж и винить нам кого, бр., в том, что мы от природы не таковы, как другие, то опять никак уж не Бога, а разве отчасти родителей своих, что они не заботились с самых же минут зачатия нашего приобрести плоду чрева своего благословение Божие подобно родителям Сергия препод, и других избранников Божиих. Но, скажу, и родителей своих нам ли слишком винить? Мы сами-то заботимся ли о том, чтобы открыть детям своим возможность к восприятию свыше благословений Божиих с самого их зачатия во чреве матернем? Нет? Чего же нам искать и на своих родителях?

Так, други мои, чем жаловаться попусту на судьбу, да на то и другое, постараемся лучше об этом вот, чтобы отселе род каждого из нас, – мы сами и наши дети, внуки и правнуки, принадлежали не к числу погибающих, а к числу спасаемых, – что если и не вполне, то много от нас зависит. – Доброе дерево и плоды добрые, хорошие произращает; а от дурного дерева и плоды дурные. А тем паче – собирают ли виноград с терновника или смоквы с репейника! (Мф.7:16–17). Увы! жестоко придется отвечать нам, родителям, на суде страшном и за себя и за потомство свое! Аминь.


Источник: Круг поучений (110) на все воскресные и праздничные дни в году и на седмицы: Пасхальную, первую поста и Страстную : С биогр. и с приложением к ним особо семи слов и поучений, не относящихся к сему кругу / [Соч.] Прот. [Алексея] Белоцветова. - Владимир : Тип. П.Ф. Новгородского, 1879. - XX, 339 с.

Комментарии для сайта Cackle