Источник

Слово по освящении церкви в Горыгорецком Земледельческом Институте (30 августа 1852 г.)

Да будут очи Твои отверсты на храм сей день нощь. (3Цар. 8:29).

Так молился Богу Соломон, премудрый Царь Израильский, по окончании и освящении воздвигнутого им во Иерусалиме храма: да будут, взывал он, очи Твои, Господи, отверсты на храм сей день и нощь. Наш Соломон, деятельно промышляя о том, чтобы храмы, посвящаемые имени Божию, повсеместно устроялись на всем пространстве России, где только обитают сыновья ее, тем самым проявляет отеческое желание сердца своего: да призирает Господь благоволением своим на царство Его; да почиет благословение Божие на всей России; да не престанут изливаться на нее милость и щедроты Божии во все веки! Вместе с сим, относя к великим заботам своим о устроении нашего благоденствия отеческую попечительность свою о воспитании возрастающего юношества соответственно общему и собственному благу юношей, Благочестивейший Отец земли Русские законоположил, чтобы в основании всякого их воспитания полагаемы были вера и упование на Бога, благочестие и любовь к отечеству; почему и в сей обители полезных учений благопромыслительно повелел устроить храм, коего освящение совершилось ныне таинственными священнодействиями Св. Церкви. Благословен Бог, тако благоволивый, во веки веков! Буди благословен день и час, в который промысл Божий даровал России Благочестивейшаго ее Самодержца! Да благословит благость Божия сыну и Первенца Его, и весь Дом Царев! Но чувство благодарности за толикое примышление о нашем благосостоянии требует от нас всеусильно стараться соответствовать высоким целям отеческой о нас попечительности Августейшего Царя нашего, а совершившееся ныне освящение сего храма останавливает наше внимание на мысли о том: с какой целью устроен и посвящен имени Божию храм сей?

Как вообще все храмы, посвящаемые имени Божию, так и настоящий храм есть отныне дом молитвы, устроен для совершения в нем общественного Богослужения во времена, определенные Св. Церковью. Но как в зданиях, прилежащих сему храму, учреждена обитель таких наук, коих непосредственным, или ближайшим применением к земледелию мудрое Правительство предположило образовать таких людей, которые умели бы благоуспешнее, из данной Всевышним в удел жителям России земли, извлекать многоценные дары и сокровища ее, особенно хлеб, питающий человека: то и с устроением настоящего храма Правительство без со- мнения предначертало дать здешним воспитанникам частнейший, постоянный урок, что если всякая наука только тогда получает высшую степень достоинства, когда проникнута Евангельским учением, а всякое дело приобретает желанный успех молитвой: то особенно изучающие способы добывать хлеб непосредственно из земли, требуют благодатного озарения в изучении своихъ предметов и благословения Божия на труды свои, следовательно, имеют нужду постоянно обращаться с молитвой к Богу!

Спасительный урок! Ибо молитва вообще для успеха в наших занятиях необходимее, чем воздух для продолжения настоящей жизни: потому что человек в такой состоит зависимости от Бога, что только по его милости движется, живет и существует (Деян. 17:28). А для желающих извлекать из земли многоразличные ее произведения, молитва тем необходимее, чем прискорбнее напрасные труды, тогда как нет состояния, которое более земледельческого требовало бы трудов, опасений, терпения: потому что, с одной стороны, наша земля нередко исхищается, не дает своей силы, не приносит всего обилия плодов, для награждения земледельца; с другой, мерзость грехов наших, умножение беззакония часто низводит на нас с небес то засуху, пожигающую растения будто пожаром, то беспрерывную сырость, истребляющую гниением плоды земные. Все это побуждает придумывать новые способы и орудия к удобрению и возделанию земли, а лучше сказать, по премудрому о нас промышлению Божию, требует самых усильных трудов, и, таким образом невольно заставляет человека обращаться к Богу с покаянием во грехах, искать одушевления своих надежд в молитве. И можно ли занимающемуся возделыванием земли обойтись без молитвы, когда нет состояния тревожнее земледельческого: потому что над головой человека во всякое время висят в воздушных областях громы, молнии и опустошительные грады, бушуют бури и тлетворные ветры, а на земле тысячи полчищ многоразличных насекомых готовы во всякое мгновение истребить хлебные посевы. Как же посвятившим себя земледелию не молиться, как не притекать с молитвой о помиловании к алтарю Того, кто первым изрек и доселе один повелевает: да произрастит земля былие травное, сеющее семя породу и по подобию (Быт. 1:11)?

Ho молиться можно на всяком месте: за чем же еще устраивать молитвенные храмы и притекать к ним на молитву? Охотника до подобных вопросов можно бы спросить: зачем учреждать училища земледелия, следить за его успехами и безуспешностью, открывать их причины, изучать свойства земли, придумывать новые приемы, способы и орудия к удобрению и возделанию земли: когда нет искусства общее земледелия; когда ему удобно изучиться на всяком месте: потому что большая часть людей занимается землепашеством? Таков, обыкновенно, язык невежества, между тем как умные люди убеждены в необходимости и пользе особенных учреждений, в которых можно было бы и скорее, и вернее, и без напрасных попыток изучить способы, коими благонадежнее утучняется земля и приуготовляется к произведению плодов. Но если для возведения на степень науки земледелия, в котором едва не все народы, целые тысячелетия, упражнялись и упражняются, требовалось собрать рассеянные об нем сведения, подвести под умственный взгляд многообразные опыты, – признано полезным соединить и как бы сосредоточить их в различных местах, призвать в пособие собранным сведениям другие науки естествознания, избрать мудрых наставников, которые умели бы и собранные сведения, и хозяйственные опыты, и способствующие им науки сообразить, применить к искомой цели и употребить на общую пользу: то не имеем ли мы нужды в таких зданиях, в которых бы все предметы и действия, и особенно благолепие, и молитвословие, и песнопения действительные возбуждали, располагали и настраивали дух наш к молитве, нежели обыкновенные жилища и места житейских наших занятий?

Так точно, можно и должно молиться на всяком месте, благодарить Всевышнего во всякое время за изливаемые на нас Его благодеяния, испрашивать благословения Божия на дела и занятия наши. Этот долг с такой неусыпностью внушает нам Св. Церковь, что о нем имеют понятие и те, кои не имеют понятия о других истинах Христианства. Но не сознаешь ли ты необходимости в таких местах, в которых удобнее мог бы собирать свои мысли, рассеянные по суетным предметам мира сего, окрыляться духом своим и возносить сердце свое к престолу Предвечного? А когда мы бываем в столь тяжких обстоятельствах, которые одно милосердие Божие может расположить и устроить ко благу нашему; когда очевидно, что только чрезвычайная помощь сильна устранить угрожающее нам бедствие, улучшить наше положение, усладить наши горести: то куда обращаться нам, к кому прибегать, как не к Богу? Ho обращение к Богу есть приближение к Нему: как же нам, немощным и недостойным, приблизиться к Богу, предстать перед Ним, когда во глубине души сознаем, что наша греховность, что мерзость наших беззаконий как бы отвергают нас и удаляют от лица Божия? С другой стороны, молитва есть изложение наших нужд, наших желаний, наших жалоб перед Богом, следовательно, как бы беседа с Ним. Как же тебе, или мне – червю земному, беседовать со всевышним Существом; какое мы, сами по себе, можем иметь право на то, чтобы молитва наша была услышана, исполнена?

Правда, человек во глубине души чувствует, что он не для того существует в сем мире, чтобы только, подобно червю земному, некоторое время рыться в гноище, и потом на всегда истлевать в земле. Если растения, в которых едва начинается лествица живущих существ, живут земною и воздушною жизнью, пихаясь в земле корнями, а листьями вдыхая воздух и всасывая в себя росу небесную: то человек, коего мысль, в одно мгновение обтекая вселенную, возносится в области небесные, нетщетно томится желанием лучшей доли, нежели та, которой он пользуется в настоящем, нетщетно сгорает жаждой какого-то безмятежного, неизведанного на земле блаженства. Но при всех таких способностях и желаниях, ум человеческий, блуждая в неисходных дебрях предположений о цели бытия нашего на земле, сознавая немощь, бессилие и греховность нашу, сам по себе, никогда не оживотворит сердца нашего полной надеждой на сближение с Богом, не одушевит нас дерзновением именовать Отцом Того, кого беспрерывно оскорбляем мыслью, словом и делом.

Для приобретения такой надежды и такого дерзновения, необходима для грешника кабы новая матерь, которая, возродив его духом, усыновила бы его Богу, сообщила бы человеку новые силы для Богоугодной жизни, наставляла бы, питала сверхъестественной пищей и врачевала его душевные недуги. И Господь учредил для сего Св. Церковь и, открыв ей в животворном слове своем волю свою, наделил сверхъестественными дарами, посредством коих Св. Церковь, возродив человека Св. крещением в жизнь вечную, усыновляет его Отцу небесному, сообщает возрожденному благодатные силы, питает Божественным брашном тела и крови Христовой, врачует душевные язвы, и посредством пастырей своих, как бы пестунов, руководствует его прямым путем к цели вечного его назначения. Вот для каких целей устрояются храмы, посвящаемые имени Божию, с освящением коих, по вере нашей, нисходит в них благодатное присутствие Божие. По бессилию и греховности нашей мы не в состоянии сами по себе приблизиться к Богу. Он нисходит к нам в храмах своей благодатью, чтобы мы с полной надеждой притекали в них к Его милосердию. Пристрастие к земным благам, занятие обыкновенными делами, житейские суеты как бы закрывают от нас вездеприсутствие Божие. Бог чрез чувственные образы благоволил в храмах проявлять свое присутствие, так что каждый из них есть, как отныне и настоящий храм будет, домом молитвы, врачебницей душ, училищем благочестия, святилищем таинств, сокровищницей даров благодатных, источником благословения Божия, надежным пристанищем в скорбях и горестях!

К прискорбию, одних застарелые предубеждения, других развращенное сердце не допускают пользоваться бесценными благодеяниями, изливаемыми благодатью Божией в храмах нашей Церкви. Блажен, кто притекает к алтарям ее изливать в молитве душу свою пред Богом, прибегает к ним в скорби, освящается таинствами Св. Церкви, руководствуется ее учением, обогащается благодатными ее дарами, износят из храмов ее благословение на дела и занятия свои ! Блажен, чьи воздыхания сливаются с молитвами Св. Церкви: молитва его несомненно проникает небо, восходить к престолу Божию!

Господи! услыши молитву Церкви Твоей! Возвесели силой Твоей Благочестивейшего Отца отечества нашего; даруй Ему все, чего желает сердце Его! Призри с небес, и посещай выну благоволением Твоим виноград сей, его же насади десница Твоя. Аминь.


Источник: Слова и беседы Анатолия, архиепископа Могилевского и Мстиславского : в 2-х част. / Ч. 2. Слова и беседы на воскресные дни и по особым случаям. - Санкт-Петербург : Тип. Я. Йонсона, 1854. - 552, III с.

Комментарии для сайта Cackle