Осуждение ап. Павла на казнь
Действительно предчувствие ап. Павла и Тимофея не обмануло их. Все предвещало апостолу скорый конец и его судебному процессу и его земной жизни. – Гелий и Поликлет, управлявшие Римом во время отсутствия императора Нерона, запустившие много дел, преследуя свои личные интересы, теперь готовились отдать свою власть имеющему вскоре прибыть в Италию императору. Им важно было, чтобы к этому его возвращению римское управление и судопроизводство не представляло ни упущений, ни нерешенных дел, ни не разобранных жалоб. К числу таких принадлежало и дело ап. Павла. Жалоба на него была подана уже давно, и его обвинители с нетерпением ждали, чтобы назначен был день вторичного судебного разбирательства. А так как, кроме того, они особенно настаивали на обвинении ап. Павла в оскорблении величества, то Гелию и Поликлету нужно было скорее отделаться от этого судебного процесса. Иначе обвинители могли жаловаться самому императору и Гелий и Поликлет оказались-бы виновными за мнимое покровительство личному врагу императора. Но это было более чем нежелательно для них. Потому они, получив жалобу обвинителей Павла на медленность судопроизводства, взяли это дело на собственное усмотрение.
Гелий и Поликлет, отличавшиеся по свидетельству историков жестокостью и презрением к правосудию и справедливости, отдали приказание казнить ап. Павла без всякого предварительного судопроизводства; а свое внимание к его римскому гражданству выразили в назначении ему смертной казни через усечение мечом, а не через распятие пли растерзание зверьми. – 29 июня 68 г., Гелием и Поликлетом было отдано приказание префектам Мегисту и Лонгику и центуриону Ацесту отвести ап. Павла на остийскую дорогу и там обезглавить его, – так повествуют об этом, так называемые «Акты Павла». Воины вывели узника из преторианской тюрьмы, в которой так долго пришлось пробыть ему. В продолжении длинного пути около апостола, шедшего в сопровождении значительной стражи воинов, собралась большая толпа любопытных, которые шли из-за предстоящего зрелища смертной казни, нисколько не интересуясь ни самим ап. Павлом, ни тем делом, за которое его влекли на казнь. Но были здесь и христиане, которые шли по сочувствию к ап. Павлу. К числу таких принадлежала одна женщина Плавтилия, у которой ап. Павел просил себе платок, чтобы закрыть им себе глаза пред своей казнью. Видя вокруг себя большую толпу народа, а среди нее некоторых знакомых христиан, и считая это время весьма удобным для преподания наставления христианам и для произведения глубокого впечатления на сердца язычников, ап. Павел начал возвышенную боговдохновенную проповедь о распятом и воскресшем Господе. Он говорил о царстве Христовом, о царстве небесном, говорил о воскресении мертвых и о суде над всеми людьми. Эта проповедь была произнесена с таким воодушевлением и силой, что многие из толпы уверовали в И. Христа и предлагали апостолу вырвать его из рук стражи и дать возможность спастись бегством. Но апостол не согласился на это предложение. Он знал, что теперь именно настал час его смерти, и, зная, радовался. Он говорил провожавшим его начальникам, что он не убежит уже по одному тому, что считает себя честными воином своего Господа, и надеется получить от Него венец за свою верность ему до конца.
Между тем не получая долго известия о совершившейся казни, управители, Гелий и Поликлет, послали, воинов, Парасния и Ферита, узнать, что за причина такого замедления. Эти пришли и потребовали от сопровождавшей апостола стражи поспешить исполнением приказания. Тогда, остановившийся было во время своей проповеди апостол должен был тронуться далее и уже несколько скорее пройти остальной путь. Достигши назначенного места казни, ап. Павел обратился лицом к востоку, произнес по-еврейски молитву, благословил толпившихся около него христиан, завязал и глаза платком Плавтилии, преклонил колена и подставил голову под меч. Палач обезглавил его. Голова, отделенная от туловища, произнесла еще довольно ясно имя И. Христа, а из перерубленной шеи, по свидетельству И. Златоуста, Амвросия и «Актов Павла», потекла сначала молочная струя, а потом и кровь. Когда хотели снять с глаз апостола повязку, то она внезапно исчезла; и после ее видели у той же Плавтилии, которая уверяла, что сам апостол, явившись ей в сопровождении ангелов, возвратил ей ее платок. – Так рассказывают нам «Акты Павла» о последних минутах жизни св. ап. Павла.
Последующее церковное предание также подтверждает факт обезглавления апостола на остийской дороге. Церковный писатель Кай, живший при римском епископе Зефирине, говорил: «я могу показать тебе трофеи апостолов, – приди только на Остийскую дорогу» (Истор. Евс. 2, 25). Впоследствии место казни ап. Павла стало называться «водами спасения», так как многие получали здесь исцеления недугов; а иногда называлось «тремя источниками», каковое название произошло, как говорят, вследствие того, что эти источники возникли из троекратного скачка отрубленной головы ап. Павла.