Источник

42. Поздравление и благожелание покаявшемуся и причастившемуся Святых Христовых Тайн. Вступившему на путь истинной жизни требуется непрестанное памятование о Боге

Теперь, наверное, вы уж исповедались и причастились. Поздравляю! Даруй, Господи, чтобы сие было вам в окрыление духа, в прилепление сердца к Господу, в льготу и отраду на пути жизни, в нравственную крепость на дела богоугодные.

Но паче всего желаю вам ощутить радость спасения во Господе. Ибо Господь в вас, а где Господь, там и спасение. Один языческий царь, когда буря застала его на море и корабельники в страхе не знали, что делать, по свойственной ему заносчивости сказал: «Чего боитесь? Вы везете такого царя». То была пустая речь. Но Господь, когда однажды буря ветреная подвергала опасности корабль, на котором Он плыл с учениками чрез озеро Геннисаретское, и последние, не зная, что делать, воззвали к Нему: «Господи, спаси ны, погибаем!» – прежде «запретил ветру и волнению водному» и, когда уже улеглись волны и «бысть тишина», сказал: «Где есть вера ваша?» (Лк. 8,23–25). Таким образом, только в отношении ко Господу можно поистине говорить: «Чего боитесь? Господь с вами». Сие и говорю вам: ни внутренних, ни внешних волн не бойтесь, ибо Господь с вами. Не теряйте живой веры в сие, и сердце ваше будет исповедать: «Аще... и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси» (Пс. 22, 4). И всем причастникам прилично петь: «Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль» (Пс. 45, 8).

Теперь, обновленная, и благодатию Божиею укрепленная, и присутствием Господа воодушевляемая, исходите на дело Божие, вами с таким усердием воспринятое, чтобы делать его до вечера жизни вашей. В пособие вам помяну об одном секрете достодолжной жизни о Господе – именно, о непрестанном памятовании о Боге. В сем памятовании надо всячески укрепиться до того, чтобы оно было неотходно от внимания. Бог везде есть и всегда с нами, при нас и в нас есть. Но мы не всегда с Ним бываем, ибо не помним о Нем и потому, что не помним, позволяем себе много такого, чего не позволили бы, если бы помнили. Возьмите на себя труд навыкать этой памяти. Тут ничего особенного не требуется, только намерение принять и напрягаться – помнить, что Господь в вас есть, и близ есть, и смотрит на вас и в вас так же зорко, как кто смотрел бы вам в глаза. Что бы вы ни делали, все помните, что Господь близ и смотрит. Станете трудиться навыкать сему – и привыкнете, и, как только привыкнете или еще только мало-мало навыкать станете, увидите, какое спасительное действие происходит от этого в душе. Не забывайте только, что память о Боге надо иметь не как о всякой другой вещи, но соединять ее со страхом Божиим и благоговеинством. Благоговейными люди все от этого бывают.

Чтобы удобнее навыкнуть памятованию о Боге, для этого у христиан ревностных есть особый прием – именно, непрестанно повторять коротенькую, слова в два-три молитовку. Большей частью это есть: «Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешную!» Если вы этого еще не слышали, так вот слышьте, и если так не делали, так начните делать с этих пор. Ходите ли, сидите ли, работаете ли, кушаете, ложитесь спать – все твердите: «Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешную!» От долгого упражнения в этом слова эти так навязнут на языке, что сами собой будут повторяться. А это очень остепеняет парение и блуждание мыслей. Но опять не забудьте соединять со словом сим благоговеинство.

Что еще пригоже было бы вам сказать теперь, я уже написал вам, как только вы изъявили решение взяться за дело как следует. Извольте снова то просмотреть. А что кроме того надо напомнить вам, о сем речь впереди.

Будьте благодушны и радуйтесь, что вступаете на путь искреннего служения Господу, путь верный, имеющий привести вас в наследие Царства Небесного. Да поможет вам Господь и Пречистая Владычица!


Источник: Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? : письма / свт. Феофан Затворник. - Москва : Отчий дом, 2012. - 301 с. ISBN 5-87301-120-6

Комментарии для сайта Cackle