архим. Мефодий (Алексиу)

Источник

Проповедь о святых

Святые люди, борясь за очищение от страстей и самолюбия, достигают глубокого смирения и удостаиваются того, что изгоняют дух тьмы. По мере сил своих, они сосредотачивают душевные силы и, трезвясь, хранят движения сердца. В борьбе своей они приобретают душевные очи и ум Христов. Тогда, став чистыми сердцем, благодатью совершающегося у них внутри Божественного явления, они познают, что Бог существует и что Он подобен Свету, или, лучше сказать, Он Сам Источник умного и невещественного Света. Таинственным образом они видят то, что «око не видело», как проповедует об этом великий Павел (l Кор. 2:9), который духом созерцал невидимый Свет. За это они благодарят не себя, а Того, Кто их просвещает. Все святые видят невидимое и разумеют неуразумеваемое. Все они имеют единый образ мыслей, потому и мы должны бескомпромиссно следовать их стопам.

В своём преуспеянии святые не останавливаются на достигнутом, но двигаются всё дальше и дальше, поскольку их огромное устремление к Богу не останавливается, а благодать укрепляет их для больших откровений. Иисус, отдающий каждому верующему Самого Себя, Безграничен. Он приносит Себя щедро и не скупясь, дабы сыны будущего века не останавливаясь двигались к богосозерцанию. Они воспринимают благодать к благодати и благоугодно восходят по неутомительному пути к Небу.

Господь приходит и поселяется в людях разнообразными способами, в соответствии с достоинством и внутренним расположением тех, кто к Нему стремится. Одним способом Он приходит к человеку, упражняющемуся в деятельной добродетели, другим – к тому, кто ведёт трезвенную и созерцательную жизнь. И в состояние божественного видения Господь приводил людей по-разному. Например, кому-то из пророков Бог являлся во сне (Числ. 12:6; 3Цар. 3:5), другому в видении (Дан. 8:2), а Моисею «лицом к лицу, а не посредством намёков» (См. Втор. 34:10). В нетленном же веке святые, созерцая Свет невидимой и превосходящей всякое определение славы, становятся преемниками блаженной чистоты вместе с небесными силами.

Святые превосходят пределы своего «я» и достигают непостижимой простоты, они неким простым и смиренным способом общаются с Богом. Те, кто достиг Бога и обожения, видят не так, как мы. Чудесным образом они видят духовным чувством то, что превосходит чувства, а посредством ума зрят то, что лежит за пределами ума. В человеческих способностях становится укоренённой сила Духа, посредством которой святые видят то, что выше их чувств и разума. В вечном Царстве Бога святые премирным соединением соединяются с Единым Святым Богом и Царём всех. Святые вознесли свой ум к божественным и бессмертным лучам Бога Отца. Они возродились по благодати и носят в себе полное уподобление Богу, Который их возродил. Так они приобрели божественные и блаженные свойства, которые преобразили их существование.


Источник: Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы / Сост. архим. Мефодий (Алексиу). – Москва : Орфограф, 2018. – 224 с.

Комментарии для сайта Cackle