Источник

Ноябрь 1878 года

1 ноября. Благодарю Господа, принявшего покаяние мое в огорчении на свояченицу Анну за ее ропот на ходьбу мою по залу утром и даровавшего мне благодать победы над своею и ее злобою, ибо я мучился в душе, негодуя на ее неблагодарность за всё добро от Бога, чрез меня недостойного ей подаваемое, и готов бы был ее прогнать от себя. Даруй мне, Господи, всегда отвечать на зло не злом, а беззлобием, благодушием, кротостию, снисхождением, прощением. Буди, буди!

Десять с половиной часов утра. День сей начался для меня после утрени, с момента воркотни свояченицы Анны, еще бывшей в постели, крайне неблагоприятно: за огорчение на нее объяла меня злоба диавольская, и я мучился ею несколько часов при сильном с нею борении (то есть злобою) пред молебном в четвертом служебном флигеле (в экипаже Бурачка). Я бился с нею дома, каясь и моля Господа о помиловании и избавлении; потом в церкви припадал к престолу благодати о том же, пред самым молебном в экипаже тоже в тесноте вражией молился о избавлении; во время молебна была сильная борьба, большого труда стоило мне совершить молебен, враг давил меня, и после молебна не совсем я был свободен от врага и его злобы. Отчего такая борьба? Такая немощь? Такое озлобление? – От невоздержания в пище и питии (особенно от пития вина в гостях) и от несообщения с Господом в Тайне причащения: я три дня не служил обедни: грех чревоугодия [осиротил] меня от Господа, отвратил от меня помощь Его. Каюсь Господу от всего сердца. Да не будет покаяние мое бесплодно, да ревную о воздержании, незлобии, простоте, смирении, терпении.

Девять часов вечера. Благодарю Тебя, благопослушливе и благопременителю Господи, яко в час сей, в минуты сии совершил Ты чудную, благую перемену во мне, и в жене моей, и в свояченице моей, отъяв от сердца моего зло, мучившее меня, и их сделав необыкновенно мягкими и ласковыми. Жена сама подошла ко мне, поправив лампадку, и преласково, прелюбезно говорила со мною и несколько раз поцеловала у меня руку. Слава Богу, благодателю нашему, благопременителю нашему!

Да царствует в сердце моем всегда правда, а не зло, да побеждаю всегда благим злое и в себе, и в людях. Если мы всмотримся тщательно в свое сердце, то найдем, что в нас царствует ежедневно многоразличное зло: самолюбие, неприязнь, ненависть, гордость, честолюбие, тщеславие и суетность, зависть, алчность и ненасытимость сердца, сребролюбие, сластолюбие, блуд, леность, нерадение, отчаяние, своенравие, упрямство, объядение и пьянство, неверие, хуление. Да приидет Царствие Твое. Истинный христианин сгорает желанием всякий день, чтобы царствовала в нем всякая правда и ни на мгновение не царствовал бы грех, ибо и минутное царство в сердце греха и беззакония порождает смерть.

Отвечай на ворчание молчанием, на гордость – смирением, на злобу – беззлобием и ласкою, на дерзость – приветливостию, на холодность – искренностию, на пренебрежение – уважением. Научитесь от Меня, говорит Господь, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим [Мф.11:29]. Истинное и всегдашнее спокойствие души происходит от кротости и смирения, незлобия. Целый день вчера дух злобы водил меня, окаянного, за нос, возбуждая и поддерживая во мне зло на свояченицу за несколько ворчливых слов поутру. Вечером Господь спас по усиленной молитве покаяния.

Тела наши – члены Христовы (1Кор.6:15). Свято будем жить. Будем милосердовать о телах нищих, подавая им нужное для еды, одеяния.

Богослужение есть олицетворение, или осуществление всей веры христианской православной, ее учения, ее обетований, повелений, ее святости, спасительности, силы, величия, ее блаженства; оно поучает, утешает, укрепляет, возбуждает к вере и благочестию.

Богослужение прославляет ежедневно дела благости, премудрости и бесконечной силы Божией: сотворение мира видимого и невидимого из ничего единым хотением; промышление о мире непрестанное, премудрое, благое, всемощное; особенно же величайшее чудо воплощения [Господа], жития с человеками на земле, божественного учения и знамений, Его страданий, смерти и воскресения за род человеческий и вознесения на небо; прославляет и виновницу воплощения, Матерь Божию, в стихирах и канонах, также святых Ангелов и святых угодников Божиих, доказавших жизнию и делами своими истину и спасительность веры христианской. К прославлению Церковь присоединяет часто прошения о всех членах Церкви, о всех нуждах, телесных и духовных, и благодарение за все блага; к прошениям присоединяет славословия.

2 ноября. Благодарю и превозношу Господа за превеликую помощь, явленную мне в единоличном, без диакона, служении ранней литургии в Успенской церкви сего числа о здравии раба Божия Алексея Митрофановича Быкова и за животворное причащение пречистых и животворящих Его Таин.

В будущее воскресение 5 ноября (неделя 22-я) Евангелие о [богаче] и Лазаре [Лк.16:19–31]. Под богатым можно разуметь многих из нас, а под Лазарем всех беспомощных, бедных и больных, просящих нашей помощи. Все мы виноваты в том, чтобы получше, понаряднее одеться и чрез то отнять у нищих принадлежащее им от избытков наших; все мы виновны, по крайней мере по временам, в лакомстве и чревоугодии и иногда в пировании, отнимающих у нас нередко большие деньги, которые должны бы, по христианской любви, быть отданы на нужды бедных. Мы виноваты в том, что Лазари тайные лежат пред вратами нашими, виноваты в том, что допустили их нашим жестокосердием до такого жалкого состояния, да еще и не хотим помогать [им] в таком горестном положении. Псы, псы сострадательнее к человеку, нежели человек к человеку! Что наша милостыня, как не одна крупица сравнительно с нашим состоянием! И нам жаль даже крупицу бедному!

3 ноября. Пятница. Десять часов вечера. Благодарю Господа за бездну милости Его ко мне. Впадал я неоднократно сегодня вечером в гнев и ярость на нищих, подходивших ко мне непрестанно при каждом выходе моем на улицу для прогулки и молитвы; раз одного я ударил слегка по голове, другого за волосы выдрал, в другой раз кричал в сердцах на них, и за это я всякий раз подвергался праведному гневу Божию, скорби, и тесноте, и смерти сердечной, но чрез усиленное покаяние, искреннее, глубокое, проникнутое верою и упованием, я всякий раз получал от Господа прощение, избавление и спасение, ощущал дивный переход от смерти к жизни, вместо потоков смерти живые струи благодати Божией, дыхания Духа животворящего и утешающего. Я восхищался богатством неистощимой благодати Божией, так явно, ощутительно изливавшейся в мое сердце. Слава милосердию Божию! Но дивлюсь и своей злобе неисцельной, своему самолюбию, плотоугодию.

Человек некий бе богат, и облачашеся в порфиру и виссон, веселяся на вся дни светло [Лк.16:19]. Не без причины упомянуты эти подробности в жизни богатого: он был нерассудителен, неблагодарен пред Богом и людьми, суетен, прилепившись всем сердцем к тленному: к роскоши, пышной одежде и к роскошным одеяниям вместе с своими льстецами. Пристрастие к земным вещам, к миру есть вражда на Бога [Иак.4:4; Рим.8:7], есть бич любви к Богу и ближнему, изгоняет ее из сердца, убивает ее. Беда, если кто прилепится к нарядной и роскошной одежде и к роскошной трапезе, равно как к деньгам, богатой обстановке жилища, к веселостям: для него будут все врагами, которые будут иметь в нем нужду и прибегать к его помощи; чрез самоугождение плотское он делается самоистуканом, человеком без сердца.

Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный [Мф.5:48]. Кто исполнил эту заповедь Господа Иисуса Христа в совершенстве? – Пресвятая Дева Богородица. Слава Господу! Слава Пречистой Богородице. А после Нее – Предтеча Христов Иоанн, святые апостолы, мученики, иерархи, преподобные.

Когда мы привыкаем во всем угождать своей многострастной плоти, тогда мы приходим часто в раздражение, и иногда очень сильное, при всех противных обстоятельствах, например, когда встречаем запах неприятный, пищу неприятную или препятствие на пути, в действиях и вообще в бесчисленных случаях жизни. Но этого идола домашнего – плоть свою надо распинать со страстьми и похотьми её, ибо она вводит в непрестанный грех душу нашу бессмертную и отлучает ее от Бога.

4 ноября. Что представляет созерцанию благочестивого христианина ежедневное, суточное и годичное богослужение? – Бога Творца и Спасителя человеков с Его бесконечною благостию и милосердием, с Его вечностию, с Его премудростию и всемогуществом, с Его неизменною, вечною правдою, с Его преславным откровением о начале мира и человека, о образе и подобии Божием в человеке, о его первобытном совершенстве и блаженстве, о его падении плачевном со всеми горестными последствиями, с Его обетованием о спасении погибавшего человечества и о Спасителе с Его спасительным детоводительством рода человеческого, особенно избранного народа, из которого должно было произойти обетованное семя, с Его пророчествами и святыми пророками; видим осуществление и исполнение всех древних пророчеств: явление Бога во плоти, всю Его земную жизнь с человеками, Его учение, чудеса, страдания, смерть на кресте, погребение, воскресение и вознесение на небеса, ниспослание Святого Духа Утешителя, Просветителя, Совершителя спасения, спасительные Таинства, дивное обновление и освящение апостолов, а чрез них и всех людей верующих; видим в богослужении в стихирах, канонах, жизнеописаниях дивное обновление человечества в лице прочих святых мучеников, святителей, священников, преподобных и всех святых, видим в них носителей этого спасения и обновления и благодатию Божиею и молитвами Пречистой Богородицы и всех святых уповаем и сами посредством всегдашнего служения Богу и чрез Святые Таинства Спасителя нашего Бога достигнуть совершенного освящения и вечного блаженства. Вот что, в общих чертах, представляет нам богослужение Православной Церкви!

4. Вечер. Благодарю Господа, укрепившего сердце мое совершить панихиду с дерзновением в квартире Евграфа Васильевича Козлянинова, когда сердце мое многоядением было не готово к молитве открытой и нечисто, робко и малодушно. Я помолился Господу в покаянии и получил просимое, и успокоилась душа моя, и во время всенощной в Думской церкви я чувствовал себя во благодати и умиление прошибало.

Благодарю Господа, избавившего меня от скорби и тесноты, постигших меня за озлобление и клич на нищих, просивших милостыни на пароход и на сапоги (опорки), и за огорчение дома на жену свою за неисполнение пожеланию моему (не затворила двери ко мне в кабинет). Я покаялся, прослезился и получил помилование.

7. Видех, Господи, видех Твое Божественное спасение во время всенощной в Успенской церкви и во время домашней всенощной у купца Николая Михайловича Семенова, когда меня взяло негодование и зло на дьячка Владимира М. Зрелова за неприбытие его в Успенскую церковь и замену себя дьячком Никитиным: во мне была крайняя теснота, скорбь, смущение, но когда я во смирении принес Господу внутреннее покаяние в своем безумии, в своем безрассудном гневе, то Господь помиловал меня, даровал мне мир и непреткновенное служение. Я неправедно гневался на дьячка, который в действиях своих был в зависимости от отца протоиерея благочинного.

Какой святыни, какой светлости мы сподоблены от Господа в крещении и потом в причащении Святых Таин и как мы дорожим этой святыней, светлостию! Помним ли мы, что мы члены Церкви Христовой, члены Христовы, храмы Духа Святого? О, благородство! О, величайшее, несказанное дарование Божие! О, вечная жизнь!

8 ноября. Большую погрешность я вчера сделал, покушав по предложению жены в одиннадцать часов дня (кильки, похлебки (борщу), мяса), а в три часа опять севши обедать; из-за этого сердце мое стало бессильным в борьбе с противными бесовскими силами во время всенощной и была сильная зевота и сильный позыв ко сну; отпуст на всенощной не мог выговорить и Христе, Свете истинный. На всенощной у Семенова рассердился на дьячка Зрелова за неявку в Думскую церковь, хотя потом я смирился и покаялся пред Господом тайно и сподобился милости Его. Евангелие на всенощной у Семенова с трудом читал от действа бесовского, а потом всё добре благодатию Христовою выговорил.

Слово из слов: место, на немже ты стоиши, земля свята есть... изуй сапоги от ног твоих... [Исх.3:5]. Я часто стою на месте святе, во святая святых – у престола Господня; всё земное, все житейские помышления, пристрастия должен отрясти от мысленных стоп душевных. Всякое житейское отложим попечение166. Да молчит всякая плоть человеча и ничтоже земное в себе да помышляет!167

Потеря зонтика, взятого в Кудрявцевском флигеле в Песочной улице: я отдал его при всех одной женщине, которой отдал и образок. Вперед наука знать хорошо, кому отдаешь, или самому отдавать лично в руки того, у кого взял. Обрящи, Господи, искомое, даруй обрести ищущим. Да не посрамлюся я, утративший нечаянно.

8 ноября, после обедни. Великую победу одержал я Господом над невидимыми врагами моими, люто терзавшими меня во время обедни, подавлявшими меня унынием, срамотою, боязнию, отчаянием. Я призвал Господа, напряг силы и сломил врагов многократно: на великом входе, выговорив все имена, во время и после причащения Святых Таин, когда взяло огорчение на дьячка (зачем он не пел причастен праздничный: Творяй ангелы Своя духи) и при отпусте обеденном и молебенном (царский молебен). Великая победа после упорной борьбы. Дух видимо во мне укрепился борьбою и очистился.

9 ноября. Пять часов утра. Вчера вечером дважды я запят и подавлен был врагами бесплотными: идучи на панихиду к чиновнику Тимофееву и идучи от него, и – о, милосердие бесконечное! о, скоропослушливость и благопременительность Владыки и Бога моего! – когда я в покаянии искреннем со всем усердием призвал имя Его, то скоро был избавлен, спасен, очищен, освящен, умиротворен, водерзновлен, просвещен Его благодатию; и пришел я к купцу М.О. Бритневу на именины святым человеком, благовидным, светлым, мирным. Но на именинах я выпил вина более надлежащего – согрешил пред Богом, смеялся, подпевал даже при пении светской песни, впрочем, доброго содержания.

Господи! Избавь меня от нелепостей вражиих в мысли, в чувстве, в слове и в деле, от хульных, скверных помышлений, от капризов вражиих и всего лукавства и коварства его.

Господи! Ты среди смерти жизнь моя, среди тесноты – пространство мое, среди смятения – мир мой, среди немощи – сила моя, среди малодушия – дерзновение, среди срамоты – слава моя, в бедствии – избавление мое, среди нищеты – богатство мое, среди скудоумия – богатство мудрости духовной. Ты – чудное Сокровище мое, Ты – чудный камень жизни.

10. Благодарю Господа, явившего мне великую и скорую помощь свою при венчании Онисифора Шастика и Анны Краюшкиной в Успенской церкви и за многократное избавление от теснот сердечных вне службы.

11. Евангелие в воскресение будет о изгнании Господом легиона бесов из бесноватого [Лк.8:26–39]. И в нас этот легион бесов бывает или некоторые из легиона, именно: и в нас живут и действуют бес прелести, бес лукавства, бес лихоимства, бес лжи и обмана, всякой блудной нечистоты, дух неприязни и злобы и зависти, дух сластолюбия и разных прихотей, чревоугодия, дух праздности и лености, дух тщеславия, суетности, дух хулы, ругательств, сквернословия и всякой нелепости в мыслях, чувствах, словах и делах, дух осуждения, недоброжелательства и зложелательства ближним, дух жестокосердия, сребролюбия и скупости, дух боязни и малодушия, дух отчаяния, дух смехотворства, дух рассеянности и легкомыслия, дух непокорности и своенравия, дух буйства и крамолы, дух пьянства, дух неверия и сомнения, дух зломыслия и клеветы на ближних, дух мнительности и подозрительности. Если всмотреться тщательно и беспристрастно в свою душу, в ее помыслы, страсти, слабости, привычки, вообще во всё течение своей внутренней и внешней жизни, то все найдем, что в нас живут и действуют множество бесов и мы все и всячески стали делатилещем, или работною храминою бесов, по выражению одного святого отца. Дух отвращения от молитвы и славословия Божия, и вообще от богослужения, от духовного чтения и, напротив, дух пристрастия к чтению книг суетных, пустых, бесполезных, питающих одно суетное любопытство, страсти.

Богослужение по духу и составу своему есть жертва любви, хвалы и благодарения Господу. Старайся же всегда обращать его в жертву любви к Богу и ближним, желай всем спасения и всякого добра столько же, сколько и себе, и молись о всех и за всех, как за себя, горячо и глубоко. Дивный дух богослужения нашей Церкви! Широкий и высокий полет дает оно душам христианским.

11. Неискренно, холодно, раздвоенным сердцем, иногда в смятении и тесноте молимся мы на панихидах и на самой литургии, и всё из-за пристрастий житейских, из-за пристрастий к плоти, к деньгам, к различным вещам мира сего и оттого, что мирское пристрастие, самолюбие, злоба наша искоренили из сердец любовь Божию, любовь к ближним и поставили в нашем сердце кумир, называемый я, или всё для плоти моей, для сластолюбия и ничего для бессмертной души. Так грех, или самолюбие плотское и мирское пристрастие, всё извратили в нас, поставили всё вверх дном, наизнанку.

Десять часов вечера. Благодарю Господа, многократно меня избавившего от смерти сердечной по молитве покаяния моего, особенно на панихиде (или пред нею в доме Прокофьева). Слава правде и святыне Твоей, Господи, слава святой ревности Твоей о нас, яко ревниво исправляеши нас, не попуская царствовать в нас грехам и порокам.

12. Воскресение. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить добре благодатию Его всенощное и раннюю обедню и сказать слово, Им же мне данное, и причаститься Святых Таин неосужденно, хотя и при внутренней борьбе от супостатов. Благодарю Господа, помиловавшего меня в квартире вдовы Фредерики Христофоровны Ивановой, избавившего от тесноты и даровавшего с дерзновением совершить молебен.

Благодарю Господа, даровавшего мне победу в великой и тяжкой борьбе по случаю приезда с свояченицею Анною К. гувернантки для ее детей. Да будет так – пусть живет у меня: мир Божий назначен не для меня одного. Но смири, Господи, свояченицу мою и возложи на нее дело и труд, да не живет столько дней без дела, питаясь от моей трапезы (паче же Твоей) туне.

13. Благодарю Господа за пренебесный, животворящий дар – служение мною литургии и причащение Святых, пречистых, животворящих Таин. По причине значительного количества белого виноградного вина, выпитого мною вчера вечером, и запивки сегодня красным вином по причащении, чувствовал себя сегодня тяжело, вечером с трех часов разболелась сильно голова, а после яблок и чаю вечернего в семь часов боль сдалась очень слабая, малая. Благодарю Господа за исцеление. Боль была от того, что закрепило сильно живот действием вина и вино било нервы.

14 ноября. Ночью с 13-го на 14 ноября сильно болела голова (стрельба и боль); я места не мог найти и ходил и приседал, держа голову от нестерпимой боли обеими руками; потом вышел на улицу во двор и гулял усиленно целый час; был позыв на рвоту, но рвоты не было; в груди тоска, жжение, ощущение чего-то лишнего, вредного. После прогулки несколько прослабило на низ, стало полегче, заснул; спал не очень покойно, проснувшись, чувствовал боль в голове, хотя поменьше. Думал, что болит голова пред большим снегом или градом или дождем, и не обманулся: утром посмотрел в окно – и вот множество снега выпало, побелело всё.

14 ноября. Восемь часов вечера. Благодарю Господа, прекратившего тяжкую болезнь головы моей утром сегодня, особенно во время служения утрени и окончательно во время литургии. Благодарю Господа за доброе служение литургии и за причащение животворное Святых Таин Тела и Крови Своих. Благодарю Господа за избавление от лютого искушения диавольского по поводу огорчения и гнева моего на одну бедную погоревшую женщину, которой я подал тридцать пять копеек, но которая осталась тем недовольна и ждала меня еще целый час у церковного дома и, когда я вышел, просила у меня еще, и я с гневом прибавил ей пять копеек. Жестокосерд я, плотоугодлив, сластолюбив, сребролюбив, скуп, самолюбив, алчен, завистлив, горд, надменен, гневлив, нетерпелив, ленив, небрежен, тщеславен. Но когда же буду исправляться? Одного сознания грехов недостаточно для угождения Богу и спасения души.

15. Благодарю Господа, принявшего мое покаяние в десятом часу вечера, когда я разгневался на нищих молодых людей, часто ко мне приходящих за милостыней и припрашивающих после подачи им; когда я покаялся от всей души, Господь избавил меня от смятения, огня и тесноты и даровал мир, свободу, росу духовную.

16. Когда видишь брата согрешающего, молись за него, да просветит Господь его сердечные очи, да увидит он, брат, пагубу и нелепость своего греха и красоту и славу, пользу добродетели, да даст ему Господь силу преодолеть грех и да исправится он благодатию Христовою. От слепоты сердечной и от слабости воли происходят все грехи наши. Но сердиться, озлобляться на согрешающего, осуждать его, смеяться над ним есть безумие. Много согрешаем все, по Апостолу [Иак.3:2] и как свидетельствует ежедневный опыт.

17. Благодарю Господа, многократно избавлявшего меня от возникавшей во мне злобы на [домашних] моих поутру (тут была Анна Константиновна, свояченица моя), когда я воззрел ко Господу в покаянии, сидя за утренним чаем, которого мне не надо пить поутру. Потом, когда я шел к капитану Михаилу Максимову в Песочную улицу.

Николая Шляпникова послать к доктору Доброхотову. Матери его дать двадцать рублей. Благопоспеши им, Господи!

Тебе же творящу милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя [Мф.6:3]. Шуйца означает ветхого человека, находящегося в нас. Ведает шуйца, что творит десница тогда, когда я подаю милостыню без веры, скупо, неохотно, с гневом и неудовольствием, или с презорством, или с тщеславием, или когда думаю, что я очень одолжаю милостынею принимающих ее, а не сам принимаю от них одолжение, когда думаю, что подаю свое, а не Божие, когда подаю не усердно, а с небрежением, когда не считаю милостыню своим священным и неотъемлемым долгом. Таким образом, почти всякий раз я творю милостыню не так, как должно, как хочет Господь, всякий раз шуйца моя ведает, что творит десница; всякая правда моя яко руб168 поверженный жены нечистой. Увы мне, грешнику, творящему дело Божие с небрежением, без веры, без усердия, неохотно, с укоризною, с поруганием, скупо, с завистию к принимающему, с неуважением к лицам принимающим, не сознавая, что они члены Христовы и члены мои.

Служа всенощную у госпожи адмиральши Боиль (вчера 16-го числа) и детей ее, я отчего-то испытывал смущение и боязнь, особенно при обращении лицом к предстоящим на молитве (при чтении Евангелия). Надо всему быть в Боге и как бы не видеть предстоящих.

18-го числа вечером. Сегодня, идучи к вчерне, я тяжко согрешил, разъярившись на нищих, во множестве собравшихся к церковному забору, то есть ко мне, и хотя я подал всем, но сильно кричал на них, почти скрежеща зубами! Вот безумие! Вот неблагодарность пред Богом! За двадцать минут я благодарил Господа (как и жена моя со мною) за кружку – двадцать один рубль в неделю, а как пришлось на деле показать благодарное сердце – я забыл благодарность и явился крайне неблагодарным, пожалев дать небольшую сумму (один рубль) нищим, в лице коих Сам Господь приемлет подаяние. О, сколько противоречий в человеке почти в одно и то же время! И благодарность – и неблагодарность! Тяжко я уязвил душу свою гневом, смутился, воспалился от геенны, впал в тесноту и срамоту. Но милостиво и скоро Господь принял мое покаяние и даровал мне прощение и мир. Не победило Его милосердия множество беззаконий моих. Замечаю, что чем более я нарушаю пост и воздержание, тем я делаюсь яростнее, грубее, жестокосердее, а я сегодня нарушил пост, да и вчера, евши скоромный суп, молоко.

Во время всенощной было со мною странное и прискорбное явление: кашель и икота, лишившая меня голоса; во-первых, как думаю, от дурной погоды, во-вторых, от пресыщения, в-третьих, от смешения постной пищи – рыбы на постном масле со скоромной, скоромным супом и молоком, и, в-четвертых, от пакости дьявольской. Тяжелое было положение мое. Народу в церкви множество, служить почти не могу.

19. Воскресение. Как ураган нашел на меня вчера (когда я шел к вечерне) сильный-пресильный гнев на нищих, коих я не ожидал встретить во множестве в другой или третий раз; разразился я на них бранью в великой досаде и крепко уязвил душу свою грешную и Господа прогневал, огорчил человеколюбную Его утробу и Духа Святого, живущего в нас, опечалил, а всё из-за плотоугодия, сластолюбия и сребролюбия! О, как плоть грешная препятствует любви Божией и исполнению заповедей Божиих: истинно, в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих [Рим.7:23]. Должно быть, глубоким покаянием я не избавился от этого греха (гнева) пред всенощной, и потому во время ее враг вертел мной, смущал, теснил, посрамлял, лишил голоса, сделал кашель, икоту.

Обедню служил в тесноте, скорби и немощи, впрочем, видел и избавление Божие; на великом входе имен царской фамилии не выговорил по смущению от врага; причастился животворно. Благодарю Господа, оживившего меня, умерщвленного грехом.

Милостыня моя не имеет характера теплоты, сострадания, уважения и любви к лицам просящих, кротости, смирения, незлобия, усердия, а напротив, она подается часто с неудовольствием, досадою и негодованием, с яростию, скупо, неохотно. Шуйца одолевает десницу. Господи! Исправи дело рук моих.

Пастор немецкий делает вид, что он раздает свое, и потому православных отталкивает, а немцев награждает щедро: у меня, говорит, своих много, а вы, русские, идите к своим, русским священникам. А царские-то деньги?.. А сборы с русских?

20. После утрени. Дважды помиловал меня Господь величайшею милостию: раз в церкви после утрени, когда я, рассердившись на сторожа Прокопия за неподачу тарелочки после молебна и получив сильное смущение и язву сердечную, покаялся от души у престола Божия и получил росу небесную в душу, мир, прощение, избавление, свободу; и в другой раз, когда, идучи домой, рассердился на нищих, сошедшихся для прошения милостыни, людей молодых, живущих без дела, и, когда покаялся дома со слезами, опять получил милость мира, прощения, избавления, возрождения, обновления, пакибытия духовного. Слава бездне щедрот Господа моего Иисуса Христа. Воистину, Он всякий день есть для меня и для всех Бог милости, щедрот и человеколюбия.

При служении панихиды Денисовой Господь державно помог мне, когда враг хотел и усиливался вырвать из сердца и из уст моих слова молений.

20. Благодарю Господа, милостиво спасшего меня от гибельного блудного яда, который сообщился душе моей от воззрения на женщину видную, красивую, благородную, приветствовавшую меня любезно, когда я шел из гимназии домой. Чудное спасение, явное Господь соделал во мне и дал мне восторжествовать над неправдою. Был я у госпожи Шауман и молился о ней, болящей, вместе с мужем и детьми. Веру имел и упование, яко даст ей Господь здравие ради имени Своего.

21. Часто и весьма часто употребляется имя Святой Троицы в Церкви потому, что оно для нее пресладко и досточестно; она желает, чтобы и чада ее также славили Святую Троицу и дышали именем Ее животворящим и вечнославным.

Злые духи и злые люди погибают сами, и да явится на них бесконечная правда Божия, иначе на чем бы она открылась? И да явится величайший дар Божий – свобода разумных существ, любовь и заслуги их, благодарность, благоделание их пред неизмеримо благим Творцом, и Богом, и Спасителем.

Истинно верующий не знает другого страха, кроме страха Божия, и я да не знаю другого страха (демонского или человеческого).

21. Поздно вечером. Благодать Божия соделала меня многократно победителем над невидимыми врагами, смущавшими, теснившими и леденившими меня во время утрени и обедни ранней; она совершила во мне великие чудеса силы и милости Божией и чудно оживила меня, помогла мне; я видел, как она меня оживотворила, умерщвленного грехом, особенно после причащения Святых Таин. Слово сказал свое краткое.

22. Всякое чревоугодие, плотоугодие, человекоугодие, всякое пристрастие мирское человека отвращает его от любви Божией, погашает в нем любовь к Богу и ближнему, а с тем вместе и жизнь духовную, изгоняет из сердца мир Божий, истинную свободу Духа, пространство и широту сердечную, свет душевный, дерзновение и делает человека земным вместо небесного, низким рабом людей и земных вещей. А между тем все мы – чревоугодники, плотоугодники, человекоугодники. Разве не замечаем мы в себе на всякий час охлаждение к Богу, к Его святым заповедям, к истинной добродетели: к любви, милосердию, кротости, смирению, незлобию, терпению, чистоте и целомудрию, покорности и прочим добродетелям? Не увлеклись ли мы яствами и питьем, сребролюбием, честолюбием, тщеславием, суетностию и вообще пустотою жизни, погонею за удовольствиями, за женщинами, за нарядами, за роскошью, за играми, за наживой? Не измельчала ли жизнь христиан до крайности? О ты, гоняющийся за женщинами! Ужели ты не замечаешь, что у тебя совсем погасла в сердце и вера и любовь к Богу, и святая любовь к ближнему и вместо нее стоит в сердце кумир и мерзкий идол сладострастия? Тебя прельщает тленная красота и забыл ты о бесконечной, нетленной, святейшей красоте Божией и красоте души человеческой, созданной по образу и подобию Божию? Ты, гоняющийся за яствами и напитками, – забыл о бесконечной сладости Божией, о сладости жизни духовной, добродетельной, нетленной сладости будущей бесконечной жизни, возлюбив сладость временную, минутную, притворную? Ты, честолюбец, забыл о почести во Христе, о почести горнего звания, о почести сыноположения Богу, сонаследничества Христу и гоняешься за суетными почестями и наградами? Все вы, все мы стоим на ложном пути. Будем искать единого на потребу.

22. Вечер. Во время обедни чувствовал себя мертвым по прегрешениям своим и по причине питья вина (пять рюмок крепкого хересу у Петра К. Несвицкого) и ядения вечером; боролся с грехом, воздыхал, плакал, но после причащения Святых Таин какая благодать и жизнь воссияли во мне, какой мир – и сказать не могу, так велико благодеяние Владыки Господа Иисуса Христа! Голова болела до ночи после съеденного пирога у офицера и выпитых двух рюмочек хересу. После причастия вина пить не надо – вредно. Рогом169 [после] нехорош, или крайне мало надо его употреблять. Пред вечерней в церкви и во время вечерни Господь опять явился мне скоропослушником и спасительным врачом грешной души моей, согрешившей гневом на нищих и корыстолюбием. Покаялся, припал с сокрушением и верою к святому престолу – и помилован! О, щедроты! О, правда Божия!

24. Вчера во время поздней обедни при внутренней моей немощи и нервной раздражительности враг бесплотный напал на меня в неприязни и зависти к дьячку Зрелову и детищу его Саше, которого принесла свояченица к причастию, и едва-едва только при глубоком покаянии с помощию Божиею мог я сломить эту неприязнь и зависть, которая убивала и уничтожала душу мою. После победы почувствовал я великое дерзновение пред всеми в служении до конца.

Благодарю Господа, чудно пременившего по молитве моей сердце немецкого пастора Э.И. Боссе, с которым я разошелся после крупных слов в гневе и неудовольствии, как и он разошелся в гневе же на меня из-за недоразумения некоторого по комитету. Благодарю Господа, миротворца нашего, действующего вся во всех по величию творческой и промыслительной державы Своей.

Был на именинах у Ал. Васильевича Мурашева, обедал. Благодарю Господа за обед из избранных яств и питий, умеренно употребил всё во славу Божию.

23 ноября, во время утрени я читал канон святому Александру Невскому торжественно, восторженно, но когда преткнулся от бесовского страха при чтении молитвы Христе, Свете истинный, крайне уязвился от врагов бесплотных и целый час бился, избавляясь от их угрызения у престола Божия.

24. Литургию раннюю служил благодатию Божиею хорошо, как и утреню, без преткновения языком и сердцем; причастился животворно, на радость и великое избавление. В гимназии, когда неосторожно посмотрел на соблазнительную картину (в объявлении, [присланном] преподавателю Вознесенскому), получил в душе смертельную язву, от которой Господь скоро исцелил за всесердечное покаяние. Слава Господу!

25. И сегодня служил вместо поздней раннюю непреткновенно, благодатию Божиею и причастил других и сам причастился животворно. В начале утрени подвергся сильной скорби и тесноте из-за суровости к нищим, но за покаяние искреннее простил Господь, даровав мир. Днем также Господь избавил меня неоднократно от нелепостей и пакостей врага. Слава Господу благопослушливому!

26. Божиею милостию и содействием победил я сегодня великие напасти во время всенощной и ранней обедни в Успенской церкви и совершил обе службы непреткновенно, прекрасным голосом. Пришедши в собор к поздней обедне, я крайне искусился небрежным, поспешным пением певчих, по наказу протоиерея Павла; кипел негодованием и согрешил пред Богом неприязнию к настоятелю, совершавшему литургию. Но и молил Бога, чтобы правое дело делать право и не ретиться170, не сердиться, не яриться на согрешающего брата и настоятеля. Сознал свою гордость, смирился, осудил себя за чувство неприязни, и вдруг помиловал Господь, дав мир. Дома разгневался крайне на домашних из-за неготовности обеда в половине второго часа, но потом раскаялся, осудил себя и получил мир.

Десятый час вечера. Сейчас совершилось во мне действие милосердия Божия: Господь простил мне грех огорчения на нищих и поношения их (прощелыги), когда я, подавляемый огнем и теснотою, обратился ко Господу с молитвою о избавлении и помощи, в покаянии искреннем, глубоком, разумном. Благодарю и славлю Господа.

27. Маловер! Подавай бедным, не жалея денег, ибо, по мере того как будешь раздавать их, Бог будет наполнять ими твои руки, и ты никогда не оскудеешь. Верен Обетовавший: не имам тебе оставити, ниже имам от Тебе отступити (не оставлю тебя и не покину тебя) [Евр.13:5].

Вечер. Господь явил во мне великие чудеса спасения и оживотворения: во-первых, пред ранней обедней в Думе Господь отъял от сердца моего вражду на дьячка Зрелова, а с нею и смерть духовную и даровал любовь, мир, свободу; во-вторых, во время обедни сломил и уничтожил во мне страсть алчности к просфирам, которые были очень малы, и неприязнь и зависть к просфирнице, собирающей себе большие чрез меру доходы от просфир. Удивительная алчность, землеретность! Сам я был пресыщен – и алкал больших просфор, коих я не ем.

Вот как посмевается чрез нас диавол служению небесному, духовному, Божественному, бессмертному, разумею литургию Божественную. Не надо помышлять ни о чем земном в такое время, а я делаюсь весь земля, весь – пристрастие, тьма.

30 ноября. Святого апостола Андрея Первозванного. У Господа милость, и многое у Него избавление [Пс.129:6] всем, в покаянии нелицемерном прибегающим к Нему и с несомненною верою и упованием; и мне сегодня за утреней ниспослано от Господа многое избавление, великое и скорое. Я был связан мрежами вражиими еще вчера по причине моего чревоугодия, нарушения поста, пресыщения, а сегодня поутру к этим грехам я присоединил еще грех – жестокосердие к нищим и озлобление на них (особенно на одного молодого [...] стоящего у дверей церковных), хотя и подал им на потребу; и за это жестокосердие и озлобление, за свое плотоугодие и сребролюбие я впал в смерть душевную, в скорбь, тесноту, срамоту, малодушие, исчезновение (исчезает дух мой). Но вот в сердечном покаянии, с верою и надеждою великою, дерзновенною, несомненною припал я несколько раз к престолу милосердия и суда, как к Самому Господу (ибо Он действительно невидимо восседит на престоле святом Своем, как испытал я многократно), и вдруг расторглись узы смертные, в душе водворилась тишина, мир, спокойствие, свобода, дерзновение, сила, достоинство, умиление, священная некоторая важность, и я спокойно и с достоинством занимал в богослужении место настоятеля – молитвы читал тепло, спокойно, громко, без пропусков (только пропустил слово и освящаяй на благословении хлебов); канон Божией Матери и святому апостолу Андрею Первозванному читал с великим дерзновением и ревностию; дьячка, спешившего по понуждению священника Клепачевского и диакона Полетаева, остановил от борзости в пении и начинании пения. Живая вода в сердце. Слава многомилостивому Господу, благоуветливому и благопромыслительному! Благодатию Его я сегодня воскрес из мертвых, истинно воскрес!

* * *

166

См. сноску 45.

167

Песнопение на литургии святителя Василия Великого в Великую Субботу.

168

Руб (церк.-слав.) – тряпка, лохмотья. См.: молитва 5-я из последования Таинства Елеосвящения.

169

Марка французского кагора.

170

Ретитися (церк.-слав.) – горячиться, воспаляться, храбриться; горячо и смело браться за что.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 21: 1877-1879. - 2017. - 559, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle