Лествица

Аннотация Источник

Аннотация АВ

Знаменитое произведение прп. Иоанна Лествичника «Лествица или Скрижали духовные» написано в конце VI в. по просьбе прп. Иоанна Раифского, игумена Раифского монастыря. Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят и нисходят ангелы (Быт.28:12).

Сочинение относится к разряду духовной аскетической литературы и состоит из 30 глав, представляющих собой «ступени» добродетелей, по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству. Количество ступеней имеет символическое значение, которое раскрывается в предисловии: 30 лет – это возраст, в котором Иисус Христос начал свое общественное служение. Считается, что 30 ступеней символизируют духовное возрастание и достижение зрелости в вере, подобно тому, как Христос достиг Своего призвания в возрасте 30 лет.

Образ лестницы применительно к духовной жизни указывает, с одной стороны, на необходимость духовного совершенствования и возвышения к Богу, с другой – на постепенность в этом возвышении:

- ступени 1-4: борьба с мирской суетой (отречение мирского жития, беспристрастность, странничество, послушание);

- ступени 5-7: скорби на пути к истинному блаженству (покаяние, память смертная, плач);

- ступени 8-26: борьба с пороками (молчание, целомудрие, телесное бдение и др.);

- ступени 27-29: душевный мир (безмолвие души и тела, молитва, бесстрастие);

- ступень 30: вершина пути – союз трех главных добродетелей (вера, надежда и любовь).

Идеалом христианина выступает монах (подвижник), основанием жизни которого является незлобие, пост и целомудрие.

Порабощение человека страстям прп. Иоанн Лествичник называет рабством и болезнью, по мере преодоления которых приобретаются соответствующие добродетели. Он описывает процесс возникновения страсти, состоящий из 6 этапов: прилога, сочетания, согласия, пленения, борьбы и страсти. Учение прп. Иоанна достигает вершины Синайской горы: безмолвия и боговидения.

Наибольшее распространение в России получил славянский перевод «Лествицы», выполненный прп. Паисием (Величковским). Его русифицированный вариант, подготовленный к изданию Оптиной пустынью, представлен в настоящей публикации.

Пер.: братии Оптиной Пустыни. 1850 г.

См. также другой перевод: Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы «Лествица» и слово к пастырю архим. Агапита (Введенского)

Аудио

Предисловие книги сей, именуемой Скрижали духовные Краткое описание жития аввы Иоанна, игумена святой горы Синайской О том же авве Иоанне, игумене Синайской горы, то есть Лествичнике Послание святого Иоанна, игумена Раифского, к досточудному Иоанну, игумену Синайской горы Ответ Слово 1. Об отречении от жития мирского Слово 2. О беспристрастии, то есть, отложении попечений и печали о мире Слово 3. О странничестве, то есть, уклонении от мира Слово 4. О блаженном и приснопамятном послушании Слово 5. О попечительном и действительном покаянии и также о житии святых осужденников, и о темнице Слово 6. О памяти смерти Слово 7. О радостотворном плаче Слово 8. О безгневии и кротости Слово 9. О памятозлобии Слово 10. О злословии и клевете Слово 11. О многоглаголании и молчании Слово 12. О лжи Слово 13. Об унынии и лености Слово 14. О любезном для всех и лукавом владыке, чреве Слово 15. О нетленной чистоте и целомудрии, которое тленные приобретают трудами и потами Слово 16. О сребролюбии Слово 17. О нестяжании Слово 18. О нечувствии Слово 19. О сне, о молитве и псалмопении в соборе братий Слово 20. О бдении телесном: как мы чрез него достигаем духовного, и как должно оное проходить Слово 21. О малодушной боязливости, или страховании Слово 22. О многообразном тщеславии Слово 23. О безумной гордости Слово 24. О кротости, простоте и незлобии, которые не от природы происходят, но приобретаются тщанием и трудами, и о лукавстве Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве Слово 26. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей Слово 27. О священном безмолвии души и тела Слово 28. О матери добродетелей, священной и блаженной молитве, и о предстоянии в ней умом и телом Слово 29. О земном небе, или о богоподражательном бесстрастии и совершенстве, и воскресении души прежде общего воскресения Слово 30. О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви Слово 31. Слово особенное к пастырю, научающее, каков должен быть наставник словесных овец  

 

Сочинение Иоанна Лествичника состоит из 30 глав, представляющих собой «ступени» добродетелей, по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству.


ГруппаСтупени
Борьба с мирской суетой (ступени 1–4) 1. Отречение мирского жития 2. Беспристрастность (отложение попечений и печали о мире) 3. Странничество (уклонение от мира) 4. Послушание
Скорби на пути к истинному блаженству (ступени 5–7) 5. Покаяние 6. Память о смерти 7. Плач о своей греховности
Борьба с пороками (ступени 8–17) 8. Кротость и безгневие 9. Удаление памятозлобия 10. Несквернословие 11. Молчание 12. Правдивость 13. Отсутствие уныния и лености 14. Борьба с чревоугодием 15. Целомудрие 16. Борьба со сребролюбием 17. Нестяжание
Преодоление преград в аскетической жизни (ступени 18–26) 18. Искоренение нечувствия 19. Малый сон, усердие к братской молитве 20. Телесное бдение 21. Отсутствие боязливости и укрепление в вере 22. Искоренение тщеславия 23. Отсутствие гордыни 24. Кротость, простота и незлобие 25. Смиренномудрие 26. Низложение страстей и укрепление добродетелей
Душевный мир (ступени 27–29) 27. Безмолвие души и тела 28. Молитва 29. Бесстрастие
Вершина пути – союз трёх главных добродетелей (ступень 30) 30. Вера, надежда и любовь


Источник: Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. - Москва : Данилов благовестник : Данилов мужской монастырь, 2013. – 586, [1] с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle