Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Источник

Содержание

Аннотация к изданию 2000 г

Предисловие

Введение

Первая книга Псалтири. Псалмы 1–40 Псалом 1. Участь праведника и грешника Псалом 2 Псалом 3. Молитва (утренняя) человека, надеющегося иа Господа во время великой опасности Псалом 4. Вечерняя молитва человека несправедливо преследуемого, но спокойно надеющегося на Бога Псалом 5. Утренняя молитва о помощи против врагов Псалом 6. Молитва о милосердии и помощи Божией Псалом 7. Молитва невинного о наказании клеветников его Псалом 8. Величие Божие в величии человека Псалом 9. Хвалебная песнь о победе над языческими народами, соединенная с молитвою Псалом 10. Он мог быть написан в последнее время пребывания Давида при дворе Саула Псалом 11. Молитва уверенного в помощи Божией против господства лжи и обмана Псалом 12. Молитвенный вопль верующего во время оставления его Богом Псалом 13. Нечестие не остается победителем Псалом 14. Предварительные условия приближения к Богу Псалом 15. Исполненная упования молитва страждущего Спасителя Псалом 16. Молитва невинно преследуемого о помощи Божией Псалом 17. В конéц, óтроку Госпóдню Дави́ду... Псалом 18. Слава Божия в тверди небесной и в законе Псалом 19. Молитва народа о царе перед войною Псалом 20. Благодарственная песнь за дарованную царю победу и молитва о новой победе Псалом 21. Предсказание о страданиях и прославлении Мессии Псалом 22. Господь – мой пастырь и питатель Псалом 23. Песнь при перенесении кивота на Сион Псалом 24. Молитва о милостивом руководительстве и помощи в бедствиях Псалом 25. Молитва благочестивого человека о помощи Божией Псалом 26. Спокойная уверенность и настойчивая молитва в великом бедствии Псалом 27. Молитва о помощи против сильных и опасных врагов Псалом 28. Песнь величию Божию, открывающемуся в грозе Псалом 29. Благодарственная песнь Давида по прекращении язвы Псалом 30. Твердая уверенность и горячая молитва во время величайшей нужды Псалом 31. Сознание в грехах приводит к прощению в оных Псалом 32. Всемогущий, всеведущий Бог защищает Свой слабый народ Псалом 33. Кто боится Бога, того Он охраняет Псалом 34. Молитва о помощи против злобных и неблагодарных врагов Псалом 35. В союзе с Богом не страшна самая сильная злоба врагов Псалом 36. Счастие нечестивого быстро проходит, невинность остается торжествующею Псалом 37. Молитва во время тяжкой болезни и преследования от врагов. Псалом 38. Долго сдерживаемая жалоба и настоятельная молитва тяжело испытываемого праведника Псалом 39. Благодарение за великую помощь и молитва об окончательной победе Псалом 40. Благожелание тяжко страждущего сострадательным и молитва о наказании жестоких и коварных врагов Вторая книга Псалтири. Псалмы 41–71 Псалмы 41–42. Исполненное упования желание изгнанника о возвращении ко святилищу Псалом 43. Жалобная молитва Израиля во время незаслуженного наказания Божия Псалом 44. Христос славный Жених Церкви Псалом 45. Бог защищает святый город во всякой опасности Псалом 46. Царь народов с торжеством возносится на небо Псалом 47. Чудесная защита города Божия Псалом 48. Утешение угнетенного праведника ввиду неодинакового на земле жребия его и гордых его притеснителей Псалом 49. Суд Божий на приносящих жертвы без внутреннего сердечного участия Псалом 50. Покаянная молитва о прощении грехов Псалом 51. Бог не допускает торжествовать клеветникам Псалом 52 Псалом 54. Молитва Давида, вероломно оставленного народом и близким другом Псалом 55. Прилежная молитва и твердая надежда в великой опасности Псалом 56. Исполненная надежды ночная молитва в великой опасности Псалом 57. Ожесточенные враги правды и жребий их Псалом 58. Молитва невинного о помощи против злобных врагов Псалом 59. Молитва испытующего бедствия о помощи Божией Псалом 60. Молитва и твердая надежда изгнанного царя Псалом 61. В бедствиях нужно ожидать помощи от Бога, а не от людей Псалом 62. Бог – мое все, а потому и победа моя Псалом 63. Коварный клеветник посрамлен будет Псалом 64. Молитва о благословении Божием на поля и на нивы Псалом 65. Благодарственная песнь народа за чудесное спасение Псалом 66. Молитва о благословениях Мессии Псалом 67. Господь торжественно над Кивотом завета восходит на Сион Псалом 68. Преследуемый ревнитель славы Божией молится о помощи и о суде над ожесточенными своими врагами Псалом 69. Молитва о помощи против врагов Псалом 70. Молитва богобоящегося старца о помощи против врагов Псалом 71. Мирное и славное царствование Мессии Третья книга Псалтири. Псалмы 72–88 Псалом 72. Не должно соблазняться счастием грешников Псалом 73. Жалобная молитва над развалинами Иерусалима Псалом 74. Бог несомненно спасает своих верующих и осуждает их врагов Псалом 75. Благодарение Господу за величественное поражение наших врагов! Псалом 76. Размышление о событиях св. истории доставляет утешение унывающему в бедствиях Псалом 77. Зеркало грехов и предостережений из древнего времени Псалом 78. Жалобная молитва над развалинами Иерусалима Псалом 79. Молитва потрясенного народа Божия о восстановлении Псалом 80. К испытанию совести на праздник труб (новый год) Псалом 81. Увещание и угроза неправедным судиям Псалом 82. Молитва народа Божия против союзных языческих народов Псалом 83. Молитва о возвращении к дому Божию Псалом 84. Молитва о возобновлении милости народу и стране Псалом 85. Молитва о помощи против врагов Псалом 86. Иерусалим – матерь народов Псалом 87. Молитва тяжко угнетенного Псалом 88. Молитвенный вопль о глубоком упадке царства Давидова Четвертая книга Псалтири. Псалмы 89–105 Псалом 89. Молитва об отвращении наказания смертию во время перехода чрез пустыню. Псалом 90. Бог защищает праведника во всякой опасности. Псалом 91. Хвалебная песнь божественным действиям в истории святых. Псалом 92. Величие Царя вселенной. Псалом 93. Бог восстановляет права своих верующих против несправедливых единоплеменников. Псалом 94. Прославляйте Господа и внимайте Его слову в субботу. Псалом 95. Вся тварь прославляет величие Царя мира. Псалом 96. Слава Бога – Судии и действие ее. Псалом 97. Судии и Помощнику да будет слава. Псалом 98. Призыв к молитве пред могущественным Царем Богом на Сионе. Псалом 99. Призыв к благодарственности за все милости завета. Псалом 100. Идеал царской жизни и деятельности. Псалом 101. Молитва о прекращении плена. Псалом 102. Все, что может хвалить, да хвалит благого Бога. Псалом 103. Гимн Творцу и Промыслителю мира. Псалом 104. Хвалите Господа, Который согласно обетовашмм даровал семени Авраама св. землю! Псалом 105. Исповедание грехов народа и молитва о прощении и помощи. Пятая книга Псалтири. Псалмы 106–150 Псалом 106. Призыв к благодарению Господа за освобождение из вавилонского плена Псалом 107. Молитва о защищении народа. Псалом 108. Проклятие ожесточенным врагам и молитва против них Псалом 109. Мессия, как Первосвященник и Царь во веки Псалом 110. Хвалите и бойтеся Господа, Чудотворца и Законодателя Псалом 111. Счастие смиренного праведника Псалом 112. Призыв к прославлению Господа Псалом 113. Молитва Израиля о помощи против врагов Псалом 114. Бог помог мне; Ему благодарение Псалом 115. Обещание благодарения за великую помощь Псалом 116. Призыв языческих народов к прославлению Господа Псалом 117. Благодарственная песнь за освобождение от великой опасности Псалом 118. Нравственная борьба ревностного к закону пленника, его тяжелые страдания и горячая молитва Псалом 119. Молитва об избавлении от злобных и коварных врагов Псалом 120. Утешение и уверенность в Божественной помощи и покровительстве Псалом 121 Псалом 122. Обращение и молитва к Богу о скорой помощи бедствующему народу Псалом 124. Господь защищает Свой избранный народ Псалом 125. Помощник наш исполнил нас радости и веселия Псалом 126. Все зависит от Божия благословения Псалом 127. Господь благословляет боящихся Его Псалом 128. Да постыдятся наконец враги угнетенного народа Божия Псалом 129. Молитва пленников о прощении их грехов и освобождении из плена Псалом 130. Смирение и спокойное доверие Псалом 131. Молитва пленника о восстановлении богоправления ради заслуг Давида и данных ему обетовании Псалом 132. Благословение от участия в религиозных празднествах Псалом 133. Священное вечернее приветствие и благословение Псалом 134. Велик Господь, поэтому хвали Его Израиль Псалом 135. Нужно хвалить всемогущего Бога, Пастыря Израилева Псалом 136. Душевное состояние вавилонских пленников Псалом 137. Благодарение за чудесную помощь и молитва о продолжении милости Псалом 138. Всевидящий и Вездесущий, как Свидетель священной ревности Давида Псалом 139. Молитва и уверенность в помощи Божией против клеветливых врагов Псалом 140. Вечерняя молитва о помощи и спасении Псалом 141. Молитва о помощи в великой нужде Псалом 142. Молитва о скорой помощи и внутреннем просвещении Псалом 143. Молитва о победе над врагами Псалом 144. Прославление великого имени Божия Псалом 145. Призыв к прославлению Всемогущего Бога и надежде только на Него одного Псалом 146. Призыв к прославлению Господа, снова благословившего народ и страну Псалом 147. Приглашение возобновленному Иерусалиму прославлять Господа Псалом 148. Приглашение всей природы к прославлению Бога Спасителя Псалом 149. Приглашение к благодарению благого Бога словом и делом Псалом 150. Приглашение хвалить великого Бога на музыкальных инструментах  

 
Аннотация к изданию 2000 г

Во славу Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, в похвалу святым угодникам Божиим, при патриархе Московском и всея Руси Алексии II, по благословению архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, председателя миссионерского отдела Московского Патриархата в лето от сотворения мира 7508-е, в год празднования 2000-летия Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, напечатана книга сия, «Руководственное пособие к пониманию Псалтири».

Предпринимая новое издание этой книги, мы надеемся, что она будет равно нужна и полезна как учащимся Духовных учебных заведений, так и всем православным христианам, желающим углубить свое понимание псалмов царя и пророка Давида. Книга содержит богатые сведения по Священной истории и экзегетике.

Текст переведен на современную орфографию, однако сохраняет особенности синтаксиса и стиля оригинала.

Nunquam de manu et oculis tuis recedat hie liber; discatur psalterium ad verbum. Hieron. ad Rusticum.

Предисловие

«Для начинающих учение Псалтирь есть самое первое и основное наставление; для успевающих в учении – она приращение познаний; для оканчивающих его – она утверждение в приобретенных познаниях» (Зигабен). Св.Отцы Церкви называют Псалтирь садом Божиим, в котором находятся растения и деревья всех сортов, богатейшею библиотекою, в которой есть все, что нужно для нашего спасения, общедоступною лечебницею, где излечивается всякая болезнь, сокращенною Библией, самым лучшим кратким руководством к изучению Св.Писания, изданным от Св.Духа. Писатель Псалмов, по выражению одного древнего толковника, «это собственный наш Орфей», гимны которого бесконечно превосходят песни Пиндаров, Горациев и др. языческих поэтов, заучиваемых и комментируемых в тех наших школах, где, к сожалению, почти не сообщается никакого понятия о богодухновенных песнопениях и гимнах, называемых псалмами Давидовыми... В предлагаемом нами «Руководственном пособии к пониманию Псалтири» дается желающим указание к уразумению как общего смысла и содержания каждого псалма, по прочтении его в славянском переводе, так и отдельных стихов и выражений текста Псалтири. Обладающие массою печатных пособий к изучению латинских и греческих классиков и упрекающие духовную нашу литературу в том, что она де «уклоняется» давать общедоступные пособия для ищущих знания священной письменности и желающих получить всестороннее религиозное образование, побудили меня к изданию предлагаемого «Руководственного пособия», которое может познакомить всякого с тою псалмодией, гимнологией и молитвословиями, которые лежат в основании религиозных песней, гимнов и молитв всего культурного человечества и которыми сознательно или же неведомо для них самих пользовались все великие поэты и песнословцы христианского мира... Независимо от этого, специально изучающие Св. Писание в этом издании приобретают книгу для повторения классных уроков при изучении псалмов. 

При употреблении этого «пособия», нужно всегда иметь пред собою славянский текст Псалтири.

Введение

В общеупотребительном смысле Псалтирью называется священная книга Ветхого Завета, состоящая из ста пятидесяти псалмов или священных песней. Эти песни, по словам св. Златоуста, «написаны по вдохновению Духа Святаго мерною речью, свойственною еврейскому языку и распеваемы были благозвучно с разнообразием в голосе, с различными музыкальными орудиями, с ликованиями и припевами». По словам же Зигабена (греческий толковник Псалтири XII века), Псалтирью эта книга называется в несобственном значении, потому что собственно Псалтирь (или хвалебник) есть музыкальный инструмент, в виде арфы или лиры, называемый евреями навла, и получивший это название (псалтирь или хвалебник) от «хвалить» (по-гречески псалдлин, что значит разыгрывать на струнном инструменте навла псалмы или хвалебные песни, каково и было собственно назначение этого инструмента), подобно тому, как молитвенный дом (или молельня) получили свое название от слова «молиться». Псалом, по изъяснению того же толковника «значит такую песнь, которая стройно исполняется голосом с аккомпаниментом на псалтири». Евреи называют Псалтирь сефер тегеллим – книга хвалений.

Книга псалмов называется Давидовою Псалтирью в том смысле, что большая половина псалмов написана самим Давидом и все остальные написаны по образцу псалмов Давидовых. По словам св. Афанасия Великого, «Давид сподобился той чести, что все изреченное и другими певцами приписано Давиду». По надписанию в славянской Библии Давиду принадлежит 91 псалом. Из числа других писателей Сыны Кореевы написали 10 псалмов; Асаф – 12. Один псалом написан Моисеем. По надписанию в евр. Библии два псалма принадлежат Соломону. В нашей славянской Библии четыре псалма приписываются Аггею, Захарии и Иеремии Писатели же 25 псалмов неизвестны.

Весь сборник разделяется на пять книг; именно I. Пс.1–40; II. Пс.41–71; III. Пс.72–88; IV. Пс.89–105; V. Пс.106–150. Конец каждой из этих книг ясно обозначается повторяемым славословием: благословен Господь.. буди, буди; только в пятой книге нет такого заключительного славословия, без сомнения потому, что последним псалмом сам собою указывался конец книги. Такое разделение Псалтири сделано в соответствие пяти книгам Закона (Торы). Как в пяти книгах Торы Бог говорил к народу (в субботних чтениях), так в пяти книгах псалмов (употреблявшихся в богослужении) народ в свою очередь говорил с своим Законодателем и Господом. Такое разделение Псалтири приписывается Ездре и Неемии, стоявшим во главе Великой Синагоги, старанием коей образован канон священных ветхозаветных книг.

Над большею частию псалмов имеются особые надписания, указывающие на характер или род песни, на писателя или певца, на содержание или случай написания, на способ музыкального исполнения или на церковное употребление. Греческие переводчики к имевшимся еврейским надписаниям присоединили некоторые новые; славянские переводчики, удержав надписания еврейского и греческого текстов, прибавили также несколько надписаний.

Первоначальный текст псалмов, дошедший до нас в еврейских рукописях и печатных изданиях, называют масоретским. С этого текста сделан и издан, по благословению Св. Синода, перевод псалмов на русском наречии. С еврейского же текста, больше чем за 200 лет до Рождества Христова, сделан перевод псалмов на греческий язык, называемый переводом семидесяти (LXX). Употребляемая в нашей Православной Церкви Псалтирь переведена с греческого.

Псалмы написаны поэтическою речью и стихотворным языком, который у священных песнопевцов отличается особенным своеобразным ритмом, состоящим в гармоническом повышении и понижении мысли в членах стиха, или логическом грамматическом соотношении мыслей, и называется стихотворным параллелизмом. Стих еврейский требует, по крайней мере, двух соответствующих членов, в которых мысль поэта достигает полного своего выражения. Так как соотношение содержания псалмов в одном стихе может основываться или на сходстве мыслей, или на их противоположности, или наконец на их последовательном развитии и логическом соединении, то параллелизм бывает: 

1) Синонимический, основанный на сходстве или подобии мыслей, выраженных в членах стиха. Напр. Вскую шаташася язы́цы,  И людие поучишася тщетным? 

2) Антитетический, в котором мысли одного члена противополагаются мыслям другого.  Напр. Тии спяти Быша и падоша,  Мы же востахом и исправихомся. 

3) Синтетический, состоящий в последовательном развитии одной и той же мысли.  Напр. Закон Господень непорочен,  Обращали душы;  Свидетельство Господне верно,  умудряющее младенцы;  Оправдания Господня права,  веселящая сердце:  Заповедь Господня светла,  просвещающая очи; и т.д.

Как из отдельных членов составляется целый стих, так из нескольких стихов составляется строфа, которая бывает синонимическою, антитетическою, и синтетическою. Есть несколько псалмов, написанных особенною формою еврейской поэзии – алфавитною, где мысли по порядку букв азбуки еврейской; но в нашей славянской и русской Псалтири этой формы поэзии нельзя заметить.

Музыкальные инструменты, при аккомпанименте которых у евреев пелись на богослужениях псалмы, были: ударятельные (бряцательные), струнные и духовые. Из бряцательных более употребительные были: а) Тимпан – деревянный или металлический, широкий круг в локоть, на котором натянута была кожа, по которой били пальцами; по краям круга привязывались металлические кружочки, издававшие звук при движении тимпана, б) Кимвал, состоящий из двух металлических кружков (дисков, медных тарелок), которые будучи ударяемы один о другой, издают громкий звук. Из струнных инструментов более известны: а) киннор, по-гречески кинира или кифара. Это древнейший инструмент, изобретенный Иовалом. Будучи похож на наши гитары, еврейский киннор имел 10 струн. При игре на кинноре к струнам касались или прямо пальцами, или особенною металлическою или костяною палочкою, б) Небель, по-гречески навла и псалтирион. Это был инструмент в роде арфы или гуслей, в форме перевернутого основанием вверх треугольника, в 9 струн, а впоследствии в 12 и до 40, так расположенных на доске, что можно было играть обеими руками с обеих сторон.


Источник: Руководственное пособие к пониманию Псалтири / Сост. священник Х. Орда. - Москва : Лествица ; СПб. : Диоптра, 2000. - 462 с. : ил. (Библиотека клирика).

Комментарии для сайта Cackle