Руководство к изучению богослужения православной Церкви
Вечерня
С вечера начались дни мира (Быт. гл. 1), посему службою вечерни начинается церковное общественное богослужение каждых суток.
Молитвословия вечерни, которые имеют отношение к вечернему времени, содержат воспоминания о событиях, бывших вечером. Такие молитвословия находятся в службе почти каждой вечерни, к этим молитвословиям присоединяются молитвословия, принадлежащие к дню седмицы (понедельнику, вторнику и т.д.), которые содержат воспоминания, особые на каждый день седмицы, и также молитвословия, которые принадлежат к дню года и содержат воспоминания, особые на каждый день года.
Молитвословия и суточные, и седмичные, и годовые в службе вечерни следуют особому своему порядку. Но вместе с тем находятся в связи между собою.
Во всегдашних (суточных) молитвословиях вечерни воспоминается сотворение мира, пребывание прародителей в раю (предначинательный псалом), грехопадение их и раскаяние (ектения великая), времена ветхозаветные, когда для умилостивления Бога приносились жертвы («Господи воззвах»), пришествие Господа на землю для искупления людей («Свете Тихий», «Ныне отпущаеши»).
В полном своем составе молитвословия, песнопения, также чтения и священнодействия совершаются на всенощном бдении в следующем порядке:
Вечерню на бдении иерей начинает прославлением Святой Троицы: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице». Этот возглас священник произносит после того, как диакон скажет собравшейся в ожидании богослужения братии: «Востаните», и испросит от Господа благословение на служение: «Господи, благослови».
После возгласа священник возглашает: «Приидите, поклонимся», трижды34. Затем поется предначинательный псалом: «Благослови, душе моя, Господа» (Пс. 103). Псалом называется предначинательным потому, что им, собственно, начинаются молитвословия, приличные вечернему времени. Можно сказать, что этим псалмом начинается вечерня, а с нею и все службы дня. В нем воспевается создание мира и прославляется Создатель. Этот псалом невольно изливается из уст человека, который прожил день и в продолжение его созерцал красоту и великолепие мира. На бдении этот псалом положено не читать, а петь, именно на 8 глас, т.е. на тот глас, на который поется затем первый антифон 1 кафизмы – «Блажен муж»; поется же псалом с припевом «Благословен еси Господи», именно: «Благослови, душе моя, Господа, благословен еси Господи, Господи Боже мой, возвеличился еси зело, Благословен еси Господи», и так далее (Тип., гл. 2); пение предначинательного псалма оканчивается славословием: «Слава и ныне» и «Аллилуиа», трижды35.
Начало вечерни сопровождается священнодействиями. Открываются царские врата и, при пении псалма «Благослови, душе моя, Господа», священник, предшествуемый диаконом со свечею, кадит весь храм. Этими священнодействиями мысль христианина переносится ко времени сотворения мира, к блаженному состоянию прародителей. Каждением изображается сказание Бытописателя, что при творении мира Дух Божий, истинный свет и благоухание во спасаемых, носился над бездною (Быт. гл. 1). Отверстые царские двери в алтарь знаменуют, что с созданием мира человеку назначено было пребывание в раю. Но непродолжительно было блаженное состояние людей, в знак того, что люди были изгнаны из рая после их грехопадения, затворяются царские двери после каждения храма.
После предначинательного псалма радостное, торжественное богослужение переменяется в скорбное о грехах. Молитвословия, чтения иерея, диакона, пение певцов содержат прошения о том, чего лишились люди по их грехопадении.
После каждения, при пении псалма «Благослови, душе моя, Господа», иерей стоит пред затворенными царскими вратами и тайно читает светильничные молитвы, изображая Адама, кающегося пред вратами рая. В знак покаяния и смирения священник читает эти молитвы с открытою главою.
После предначинательного псалма диакон произносит великую ектению: «Миром Господу помолимся», в которой испрашивается то, чего лишились люди и в чем нуждаются по грехопадении, именно – мира с Богом, мира с ближними и мира с самими собою.
Нужды падших людей, их разнообразные чувствования, мысли особенно ясно раскрываются в псалмах. После ектении стихословится, поется по стихам, или читается Псалтирь. На вечерне иногда читается целая кафизма, иногда поется только первый антифон ее36.
Чтение кафизм бывает и на утрени, а иногда и на часах. Порядок, в каком следуют на вечерне кафизмы, находится в связи с порядком стихословия кафизм на утрени и часах.
Порядок рядового чтения кафизм в течение года | ||||||||||||
На утрени по две кафизмы | На утрени по три кафизмы | На утрени по три кафизмы и, кроме того, кафизмы на часах | ||||||||||
1. От Фоминой недели до отдания Воздвижения2. От предпразднства Р. Хр. до отдания Богоявления3. В мясопустную и сыропустную седмицы | 1. От отдания Воздвижения до предпразднства Рождества Христова. 2. От отдания Богоявления до субботы перед неделею о блудном сыне. | В 1, 2, 3, 4 и 6 седмицы Великой Четыредесятницы | В 5 седмицу Великой Четыредесятницы | |||||||||
Утреня | Вечерня | Утреня | Вечерня | Утреня | 1 час | 3, 6, 9 часы | Вечерня | Утреня | 1 час | 3, 6, 9 часы | Вечерня | |
Воскресение | 2 3 | – | 2 3 – | – | 2 3 1737 | – | – – – | – | 2 3 17 | – | – – – | – |
Понедельник | 4 5 | 6 | 4 5 6 | 18 | 4 5 6 | – | 7 8 9 | 18 | 4 5 6 | – | 7 8 9 | 10 |
Вторник | 7 8 | 9 | 7 8 9 | 18 | 10 11 12 | 13 | 14 15 16 | 18 | 11 12 13 | 14 | 15 16 18 | 19 |
Среда | 10 11 | 12 | 10 11 12 | 18 | 19 20 1 | 2 | 3 4 5 | 18 | 20 1 2 | 3 | 4 5 6 | 7 |
Четверг | 13 14 | 15 | 13 14 15 | 18 | 6 7 8 | 9 | 10 11 12 | 18 | – 8 – | – | 9 10 11 | 12 |
Пятница | 19 20 | 18 | – 19 20 | 18 | 13 14 15 | – | 19 20 – | 18 | 13 14 15 | – | 19 20 – | 18 |
Суббота | 16 17 | 1 | – 16 17 | 1 | – 16 17 | – | – – – | 1 | – 16 1738 | – | – – – | 1 |
На утрени по три кафизмы и, кроме того, кафизмы на часах | |||||||
В 5 седмицу Великой Четыредесятницы, если в четверток 5 седмицы случится Благовещение | В Страстную седмицу | ||||||
Утреня | 1 час | 3, 6, 9 часы | Вечерня | Утреня | 1 час | 3, 6, 9 часы | Вечерня |
2 3 17 | – | – – – | – | – 2 3 | – | – – – | – |
4 5 6 | 7 | 8 9 10 | 11 | 4 5 6 | – | 7 8 – | 18 |
– 12 – | – | 13 14 15 | 16 | 9 10 11 | – | 12 13 – | 18 |
19 20 1 | 2 | 3 4 5 | – | 14 15 16 | – | 19 20 – | 18 |
6 7 8 | 9 | 10 11 12 | – | – – – | – | – – – | – |
13 14 15 | – | 19 20 – | 18 | – – – | – | – – – | – |
– 16 17 | – | – – – | 1 | – 17 – | – | – – – | – |
Этой главы нет в малой Псалтири. Она находится в Псалтири с восследованием и в Типиконе (гл. 17). |
<...>39
стихиры на 4, на вседневной чаще всего – на 6, на великой же вечерне, отдельно совершаемой от утрени, – на 6 и на 840.
После стихир на «Господи воззвах» поется «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков». Такое славословие постоянно повторяется на божественных службах при всех молитвословиях и песнопениях, так как о чем бы мы ни просили угодников Божиих, кого бы ни славословили, вся слава и во всем принадлежит единосущной Троице. За этим славословием Триединому Богу опять поется песнопение (стихира) в прославление праздника или Богородицы или угодников Божиих. После «Слава и ныне» поются одна или две стихиры: если полагается петь две стихиры, – в таком случае одна поется после «Слава»41, другая – после «и ныне».
В воскресные дни и в праздники (кроме двунадесятых) поются Богородичны, называемые догматиками от греческого слова δόγμα – «учение», так как с похвалою пресвятой Богородице они содержат догматическое учение о лице Иисуса Христа, преимущественно о воплощении Господа и соединении в лице Его двух естеств – божеского и человеческого.
Во время пения Богородична пред песнью «Свете тихий» на великой вечерне, священник, в предшествии диакона с кадилом, совершает вход в алтарь чрез северные двери в царские врата.
Вход изображает в священнодействиях то самое, что выражается в песнопении «Свете тихий», т.е. что для людей воссиял тихий свет в кротком лице Спасителя, Который, ради немощи людей, умерил в Себе славу бессмертного Отца небесного, сошел с небес. Открываются царские двери в знак того, что с пришествием Господа открывается людям Царствие Божие. Из алтаря, как с неба, идет, в образе Господа, священник прост (прямо, не согнувшись), имея фелонь опущенную для изображения смирения и величия, пред ним идет как бы Предтеча, диакон, держащий в руке кадильницу. Кадильница с фимиамом изображает, что чрез ходатайство Господа наши молитвы, как фимиам, возносятся к Господу, и Святый Дух присутствует в храме. Диакону предшествует светильник, означающий собою духовный свет, принесенный Господом на землю. Когда на вечерне бывает чтение Евангелия, тогда на входе выносится диаконом Евангелие, для яснейшего представления шествия Господа на проповедь, придя к царским вратам, священник стоит прямо против них, диакон же одесную священника глаголет тихо: «Господу помолимся». Священник же произносит тайно молитву входа. Диакон орарем, держа тремя перстами, показывает на восток, где был рай, и говорит священнику: «Благослови, Владыко, святый вход». Священник крестообразно благословляет к востоку, говоря: «Благословен вход святых Твоих, Господи». Изображение креста показывает, что чрез крестный путь Господь отверз нам двери рая. Диакон входит в алтарь, возглашая: «Премудрость, прости». Словом «премудрость» дает знать предстоящим, что имеющее быть за сим пение «Свете тихий» и чтение из Св. Писания прокимна или паремий открывает премудрость Вышнего. Говоря: «Прости», т.е. стойте прямо, диакон внушает стоять с благоговением, не рассеиваться другими помышлениями. После сего, по входе лик поет «Свете тихий». Священник, поклонясь к престолу и целовав св. двери, входит в алтарь. Там, взойдя на горнее место, одесную престола, обратясь к западу, стоит, ожидая (окончания) прокимна.
Пред прокимном диакон, произнося: «Вонмем», этим воззванием приглашает предстоящих к благоговейному слушанию прокимна, иерей преподает «мир всем». Диакон как бы водворяет тишину, говоря: «Премудрость, вонмем». Чтец, стоя среди храма, сказывает прокимен, и певцы поют стихи его.
Прокимном («впереди лежащий») называется стих, предшествующий чтению Священного Писания, а именно: паремии, Апостола и Евангелия, – и служащий вместо предисловия к чтению. Прокимен большей частью словами Священного Писания выражает или содержание и силу чтения, которое имеет быть за ним, или значение настоящего дня, т.е. молитвословий, относящихся ко дню. Поэтому, когда прокимен показывает силу и содержание Апостола, он называется «прокимен Апостола». Когда же он относится к молитвословиям и песнопениям дня, тогда называется «прокимен дне». Каждый прокимен всегда имеет за собою стих, который составляет продолжение прокимна и имеет тесную связь с ним.
После пения «Свете тихий» и прокимна, в некоторые дни читаются паремии (паремия – значит «притча»). Так называются чтения из Свящ. Писания Ветхого, а иногда Нового Завета, которые или содержат в себе пророчества о воспоминаемом в тот день событии, или изъясняют силу и намерение, с какими установлен праздник, или содержат похвалу празднуемому святому.
В праздники же полагается большей частью по три паремии. Если же случаются два празднества, из коих для каждого положены паремии, то читаются те и другие, например: если в день Вознесения случится празднование св. Иоанну Богослову, то читаются паремии празднику и апостолу. На некоторые дни положено читать более трех паремий, так, например: на праздник Благовещения – 5, в навечерие Рождества христова – 8, в навечерие Богоявления – 13, в Великую субботу – 15 паремий, пред чтением каждой паремии диакон или священник говорит: «Премудрость». Чтец именует книгу Св. Писания, из которой он будет читать; он возглашает: «того-то чтение». Диакон или священник произносит: «Вонмем». После входа, прокимна, иногда и паремии верующие с особою теплотою души и с особым дерзновением усиленно просят Господа, чтобы Он, по великой милости Своей, помиловал их и всех христиан. Это моление выражается в сугубой ектении, в которой исчислены все, за кого приносится моление. Диакон, обращаясь к предстоящим, говорит: «Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем». Лик дополняет: «Господи, помилуй». После сего диакон взывает: «Господи Вседержителю, Боже Отец наших, молимтися, услыши и помилуй». Лик повторяет последние слова: «Господи, помилуй». Затем диакон произносит прошения ектении: «Помилуй нас, Боже». За каждым прошением лик трижды взывает: «Господи, помилуй». В ектении следуют прошения о членах св. Церкви, как живущих, так и умерших. Затем продолжение молитвословий сугубой ектении, в коей говорится, о ком мы молимся, составляют на великой вечерне молитва «Сподоби, Господи» и ектения «Исполним молитву нашу», в них говорится о том, чего мы просим у Бога. Молитва «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам» составляет продолжение славословия Триединому Богу, воссылаемого в песне «Свете тихий», в которой взываем: «Поем Отца, Сына и Святаго Духа». Молитва «Сподоби, Господи» оканчивается славословием: «Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь».
За молитвою «Сподоби, Господи» следует ектения: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви». Прошения этой ектении служат как бы продолжением предшествующего моления: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам» – «научи мя оправданием Твоим, вразуми мя оправданием Твоим, просвети мя оправдании Твоими»; «Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри», в ектении содержатся прошения о благах духовных – в продолжение настоящей жизни, при ее конце и за пределами ее, в жизни будущей. Таким образом, в ектении подробнее раскрываются прошения, изложенные в молитве «Сподоби, Господи». В начале ектении стоящие в храме возбуждаются к молитве: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви». Затем испрашивается у Господа благодатное содействие во всем и, разумеется, прежде всего к последующей молитве: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». Лик за тем и другим воззванием диакона поет: «Господи, помилуй». Далее, диакон просит у Господа: «Вечера всего совершенна, свята, мирна и безгрешна; ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших; прощения и оставления грехов и прегрешений наших; добрых и полезных душам нашим и мира мирови; прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати; христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на страшном судищи». И за всеми этими прошениями лик взывает: «Подай, Господи». За воззванием же: «Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим», – лик поет: «Тебе, Господи». Священник заключает ектению возгласом: «Яко благ и человеколюбец Бог еси и Тебе славу возсылаем» и пр.
За ектениею «Исполним вечернюю молитву», после возгласа, священник преподает «мир всем», благословляя рукою. Так бывает и на утрени и на литургии после этой ектении. Священник приветствует стоящих в храме тем благом, которого они испрашивали у Господа в ектении («вечера мирна, ангела мирна, мира мирови, прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, христианския кончины живота нашего мирны просим»). Служитель Церкви преподает дар сей, по заповеди Господа, Который оставил нам мир Свой (Ин. 14:27) и повелел приветствовать миром всех ищущих мира и счастия во Христе (Мф. 10:12, 13.)
После «Сподоби, Господи» и ектении «Исполним вечернюю молитву» поются стихиры на стиховне42. Таким образом, после восклицания: «Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобных» (см. «Свете тихий»); после моления: «Научи, вразуми, просвети мя оправдании Твоими» (см. «Сподоби, Господи»); после прошения: «Добраго ответа на страшнем судищи Христове» (см. ектению) – воспеваются пребывающие на небесах, оправданные святые или славится спасительное для людей событие – явление Господа на землю. Эти песнопения называются стихирами на стиховне (на стихи), потому что они имеют пред собою стихи не одного известного псалма (подобно тому как стихиры на «Господи воззвах» или стихиры на «хвалите»), а стихи, избранные из разных псалмов и других книг Священного Писания, прилично празднику или соответственно тому, к какому лику принадлежит святой. Впрочем, первая стихира на стиховне не имеет перед собою стиха, а следующие за нею стихиры имеют стихи. При пении стихов чтец читает или поет одну половину стиха, а певцы поют другую половину и затем поют стихиру.
Если на бдении бывает лития, то после ектении «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» бывает исхождение в притвор, при пении стихиры храма или праздника туда идет священник, пред которым несут подсвечник с возженною свечою, и диакон с кадильницею, в притворе диакон кадит святые иконы и настоятеля и лики по чину. Исхождение в притвор на литию бывает для стоящих в притворе кающихся; оно изображает то же, что изображает собою для стоящих в храме вход на вечерне, т.е. что Господь наш Иисус Христос – «Тихий Свет» – сошел к нам долу, что стоящие в притворе могут ожидать милости у Господа, оставления грехов; с другой стороны, исхождение верных в притвор, место оглашенных и кающихся, означает глубокое смирение верных, готовых ставить себя на место оглашенных и кающихся и молиться вместе с ними.
После стихир литии диакон произносит молитву «Спаси, Боже, люди Твоя». в ней содержатся прошения: о спасении людей, о благословении всего достояния Божия, а именно: о благочестивейшем Государе и о всем царствующем доме, о всем священном чине, о всякой душе христианской, о всяком граде, стране и верою живущих в них, о всех прежде отшедших отец и братий, об избавлении от глада, губительства (заразы), труса (землетрясения), потопа, огня, нашествия врагов и междоусобной брани. Эти прошения, читаемые диаконом, прерываются пением «Господи, помилуй», сперва 40 раз, потом 30, затем 8 и, наконец, 3 раза, дважды. Моление это на литии оканчивается молитвою «Владыко многомилостиве», читаемою иереем при главопреклонении всех. В молитве он просит Господа, чтобы Он сотворил благоприятну нашу молитву, даровал нам оставление погрешений, отогнал от нас всякого врага, помиловал и спас нас.