Источник

Краткие сведения о церковных требах

§ 57. Понятие о церковных требах и требнике

Церковными требами, называются те священнодействия и молитвословия, которые совершаются иереем по нуждам и расположению сердца или одного христианина, или целых семейств, или обществ христианских во время, определяемое обстоятельствами их жизни.

Книга, в которой содержатся чинопоследования треб, называется Требником. Требы совершаются и над лицами, и над вещами, и бывают очень разнообразны119. Более употребительные в священнической практике требы и более обязательным для совершения суть:

а) Молитва жене-родильнице. В ней священник молит Господа, чтобы Он сохранил душу и тело матери от изнеможения и от всякого зла и вреда, и сподобил новорожденного поклониться св. храму Господню.

б) Молитва при наречении имени новорожденному. В ней священник молит Господа, чтобы свет Лица Его отразился на младенце и крест Единородного Сына Божия напечатлелся в сердце и помышлениях его. Наречение имени младенцу кого-либо из святых есть знамение союза его с небесною церковью.

в) Последование крещения и миропомазания. Над готовящимся ко крещению священник сперва читает молитвы оглашения, в коих призывает страшное для демонов имя Господа Иисуса Христа; потом обращает его с восприемником лицом к западу (месту тьмы) и 3-жды вопрошает: «отрицавшилися сатаны (князя тьмы греховной) и всех дел его, и всех аггел его (служителей его), и всего служения его, и всея гордыни его?» Восприемник отвечает: «отрицаюся»... Отрекся ли еси сатаны? Восприемник: «отрекохся», и потом, по слову священника: «дуни и плюни на него (т.-е. на сатану), дует и плюет, выражая тем полное презрение к сатане и решимость не иметь ничего с ним общаго. По отречении от диавола, восприемник с крещаемым поставляется лицом к востоку (откуда свет происходить) и спрашивается: «сочетаваешилися Христу? (т.-е. обещаешься ли быть в союзе с Христом?)» и отвечает: «сочетаваюся».– «Сочетался ли еси Христу?» – Сочетахся. «Веруеши ли Ему?» – Верую Ему, отвечает восприемник, яко Царю и Богу, и читает символ веры. Вопросы сии предлагаются 3-жды и 3-жды отвечают на них. После исповедывания веры крещаемым или восприемником его, священник говорит ему: «и поклонися Ему», восприемник с крещаемым, воздавая поклонение Святой Троице, произносить: спокланяюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней».

После сего освящается вода и елей. Вода и крещаемый помазуются елеем. Помазуется елеем вода в знамение того, что вода с елеем в крещении служить явлением милости Божией к крещаемому, подобно тому как голубица, посланная Богом с масличного ветвью во время потопа, возвестила окончание потопа и явление милости Божией к человеку вместо гнева Божия. Помазуется елеем сам крещаемый в означение также милости к нему Божией и во свидетельство того, что он не крещенный, как дикая и бесплодная маслина, прививается к доброй маслине – Иисусу Христу. После помазания елеем крещаемый 3-жды погружается в воду, с произнесением слов: и крещается раб Божий (или раба Божия) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь, ныне и присно, и во веки веков, аминь». Погружение крещаемого в воду знаменует умирание его для жизни греховной и погребение со Христом, а выхождение его из воды есть возрожденье в жизнь духовную, святую, и восстание во Христе, и со Христом.

По выходе крещенного из купели, надевается на него белая одежда в знак чистоты и непорочности души его, возлагается крест для всегдашнего напоминания слов Господа: аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет (Матф. 16, 23). После сего совершается таинство миропомазания. Священник помазует чрез начертание знака креста св. миром крещенному чело, очи, уши, ноздри, уста, грудь (перси), руки и ноги. При каждом помазании говорит: «печать дара Духа Святого». Чрез помазанье св. миром сообщаются крещенному дары Св. Духа, возращающие и укрепляющие его в духовной жизни, именно: чрез и помазание чела подается освящение ума или мыслей, чрез помазанье персей – освящение сердца или желаний, помазание очей, ушей и уст – освящение чувств, чрез помазанье рук и ног – освящение дел и всего поведения христианского.

При совершении миропомазания восприемник и новокрещенный в предшествии священника обходят с возженными свечами 3-жды вокруг купели с песнью: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (т.-е. вы, которые крестились во Христа, облеклись во Христа, или, что то же, обязались жить по закону Христову)». Это обхождение знаменует радость о духовном просвещении крещенного и непрерывный (как круг) в жизни его союз с Христом и церковью. Потом, после чтения Апостола и Евангелия и окропления и омовения водою частей тела, помазанных святым миром, совершается пострижение влас крещенного, в знак того, что он обязуется быть рабом Господа, в полном послушании воле Его. Наконец произносится ектенья «Помилуй нас, Боже»,в которой поминается имя восприемника и новокрещенного, – и бывает отпуст.

г) В молитве в 40-й день по рождении младенца священник молить Господа очистить мать его от всякого греха и всякой скверны, да неосужденно причастится она Св. Таин; а о младенце молится, чтобы Господь благословил его на всякое доброе дело, возрастил его, освятил, вразумил и сопричтил его к святому Своему стаду словесных овец. После сего совершается воцерковление младенца. Священник берет его на руки, творит им образ креста (со словами: воцерковляется раб Божий...) входя в храм – пред вратами храма, среди храма, пред царскими дверями, и вносит его в алтарь к престолу Божию, и обносит вокруг престола (если младенец мужского пола, а если – женского, то до царских дверей), заключая обряд молитвою Симеона Богоприимца «ныне отпущаеши». Сим действием означается то, что отселе младенец становится особенным достоянием Божиим и делается участником таинств, священнодействий и всех церковных освящений.

д) Последование о исповедании. При совершении исповедания полагается на аналое св. крест и Евангелие, как знамение невидимого присутствия Господа, совершившего спасение людей крестною смертью и научившего их истинному пути ко спасению посредством евангельской проповеди. После так называемого начала, состоящего из молитвословий, возбуждающих в грешнике сокрушение о грехах и упование на милосердие Божие, совершается исповедание (сказывание) грешником грехов пред священником. После исповеди кающийся, ставши на колени, преклоняет свою, главу в знак виновности пред Богом, и полной преданности воле Его. Священник возлагает на главу его епитрахиль, в означение того, что он приемлется под благодатный покров церкви и присоединяется к обществу верных овец Христовых. При этом он читает молитву о разрешении грехов, в которой при последних словах: »прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», творит на главе покаявшегося рукою крест в означение того, что благодать Св. Духа, прощающая ему грехи, подается силою крестных заслуг Спасителя нашего.

е) Последование венчания. Пред венчанием во внутреннем притворе храма бывает сперва обручение: жених и невеста отдают обручальные кольца священнику; а он относит их на престол, в знамение того, что союз их благословляется самим Богом; потом в означениѳ чистоты их жизни дает в руки их зажженные свечи, и кадить крестовидно в отгнание вражеских действий диавола. После молений об обручающихся, священник, взяв кольца от престола, трижды крестообразно осеняет ими каждого из них, со словами – жениху: «обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя); а невесте: раба Божия (имя) рабу Божию (имя), во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, и затем отдает им оные. Приняв кольца, обрученные взаимно 3-жды обмениваются ими. Сим означается то, что с этого времени они должны помогать друг другу и любить друг друга. Приступая к самому венчанию, священник вводит брачующихся в самый храм, спрашивает жениха и невесту о свободном непринужденном согласии их вступить в брак; получив его, он возгласом: Благословенно царство... начинает венчание; затем, после положенных в требнике ектеньи и молитв, он возлагает на главы жениха и невесты венцы, говоря: венчается раб Божьи N рабе Божѵей N (а невесте: раба Божия N рабу Божию N) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа), а потом, трижды благословляя их, говорит: Господи Боже наш, славою и честью венчай я (их). В это время нисходить на них благодать Св. Духа, освящающая их супружеский союз. Венцы на главах означают господство их над земными тварями и собственными страстями и венчание их на звание родителей. После возложения венцов на венчающихся, читается Апостол и Евангелие, подается им пить чаша с вином – и они 3-жды обводятся вокруг аналоя, на котором лежать крест и Евангелие. Чаша с вином подается в воспоминание чуда претворения Господом воды в вино на браке в Бане Галилейской и в знак того, что у них должно быть все общее – вместе они должны делить между собою и радости, и скорби, счастье и несчастье. Троекратное обхождение венчающихся вокруг аналоя внушает им о нерасторгаемости их брачного союза до конца их жизни120.

ж) Напутствование больного. Под сим именем разумеется исповедь и причащение больного. Для сего священник берет часть от Св. Таин, хранящихся в дарохранительнице, в дароносицу, и приходит к больному. Здесь он читает три молитвы, в которых испрашивает больному прощения грехов, и молит Господа сподобить его принять святое причастие в очищение души и тела. После молитв больной исповедывается. По исповедании священник произносит молитву, в которой просить Господа принять исповедание покаявшегося, и потом причащает его. По причащении читается: Ныне отпущаеши, трисвятое, Отче наш, тропарь дня, Богородичен и бывает отпуста настоящего дня.

з) Последование елеосвящения, или соборование. Таинство елеосвящения называется соборованием, потому что по древнему чину оно должно быть совершаемо собором пресвитеров в числе семи; впрочем, по нужде и один священник от лица собора пресвитеров законно совершает его. Для совершения ѳлеосвящения полагается на столе святой крест и Евангелие, блюдо с пшеницею; в блюдо ставится сосуд с елеем, смешанным с красным вином; около елея ставится семь палочек, обвитых хлопчатою бумагою, и семь свеч. Крест и Евангелие знаменуют невидимое присутствие Господа Иисуса Христа; зерна пшеницы служат изображением восстановления и укрепления сил больного и воскресения тела его по смерти, подобно тому, как из сухого зерна произрастают свежие растения. Елей с красным вином напоминает того благодетельного самарянина, который на раны человека, избитого разбойниками, возливал масло и вино. Семь палочек, обвитых ватою, нужны для помазания елеем, которое совершается семь раз; семь свеч знаменуют семь даров Св. Духа Утешителя. Чипопоследование елеосвящения состоит из 3-х частей: 1) из молебного пения (псалмов, молитв и канона) о исцелении больного от болезней, о даровании здравия ему и прощения грехов его; 2) из освящения елея, состоящего также из молитв и тропарей во славу Господа, Божией Матери и святых, и 3) из самого помазания больного елеем. Помазание елеем совершается семь раз, и каждый раз предваряется чтением Апостола и Евангелия, ектенью: Помилуй нас, Боже... и особою молитвою о даровании больному исцеления. Помазание тела совершается всегда при чтении молитвы: «Отче святый, врачу душ и телес». Больному помазуют чело, ноздри, щеки, уста, грудь и руки с обеих сторон. В конце совершения таинства священник, раскрыв св. Евангелие письменами вниз, возлагает его на главу больного и читает молитву о прощении грехов его, в означение того, что Сам Господь прикасается к нему и по Своему человеколюбию разрешает его от грехов. По окончании совершения таинства елеосвящения больной испрашивает у всех прощения в своих согрешениях.

и) Последование исходное, или отходная. Последование это состоит из молебного канона Божией Матери и молитвы на исход души. В каноне испрашивается у Божией Матери помощь умирающему и предстательство ее в страшный час смерти; а в молитве к Отцу Небесному испрашивается прощение грехов и разрешение от всякой клятвы, да прейдет душа его в вечный покой.

i) Последование мертвенное. Таких последований в требнике три: а) над скончавшимся священником; б) над умершими – мирскими людьми и в) чин погребения младенческого.

а) Последование мертвенное над скончавшимся священником совершается с особым торжеством. После 17-й кафизмы и тропарей непорочных с припевом: Благословен ecu Господи, полагается 5-ть чтений из апостола и Евангелия с ударами в колокол по числу прочтенных евангелий. Канон поется с ирмосами великой субботы: Волною морскою. После канона поются стихиры на хвалите, «Слава в вышних Богу», стихиры стиховны всех 8 гласов. Оканчивается отпевание обычными стихирами: Приидите, последнее целование... Зряще мя безгласна...

Во время шествия к могиле поются ирмосы: Помощник и покровитель, а не "Святый Боже« как при шествии с мирским умершим.

б) Отпевание и погребение мирян. Последование это состоит из пения псалмов, канона, чтения Апостола и Евангелия и других молитвословий. Псалмы поются: 9-й «Живый в помощи» и 118-й или 17-я кафизма: «Блажени непорочни», с разделением на 3 статьи: первая статья начинается: »Непорочни в путь» – аллилуйя. «Блажени непорочнии в путь», аллилуйя и пр. стихи псалма. Вторая статья начинается: «3аповеди твоя: помилуй раба твоею» и проч. стихи с тем же припевом: «помилуй раба Твоего. После каждой статьи бывает ектенья за усопшего. Третья статья начинается: «имя Твое, аллилуйя», 121 и далее поются след. стихи с тем же припевом аллилуйя; затем поют погребальные тропари: «святых лик обреете», и канон. В каноне церковь молит Господа об оставлении умершему согрешений его и о вселении его в сладости райстей. К тропарям канона припевается: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего». В укрепление духа сетующих по умершем читается Апостол и Евангелие о блаженном воскресении верующих в Господа Иисуса Христа. Оканчивается отпевание пением стихир, во время которого бывает целование умершего, литиею и отпустом, с возглашением вечной памяти умершему.

Чин погребения младенцев короче чина погребения взрослых умерших. Псалма 118-го здесь не поют, а по благословении священником читается «Живый в помощи... и поется «аллилуйя на 8-й глас со стихами, потом: трисвятое и по «Отче наш» слава: Творца и Зиждителя... и ныне: Тебе и стену, и пристанище – псалом 50-й и канон; после канона и ектеньи поют: Святой Боже... прокимен. Апостол и Евангелие; далее – стихиры при последнем целовании, трисвятое... Со духи праведных... и отпуст с возглашением «вечная память».

Обряды бываемые при погребении умершего священника суть:

1) Умершего священника не обмывают водою, но отирают его чистым елеем – священники, потом облачают его во все священнические одежды, покрывают лицо его воздухом и полагают на перси его св. Евангелие.

2) Вместо псалтири над умершим священником читают Евангелие. При выносе из дома в церковь поют ирмосы великого канона: Помощник и покровитель; во время несения гроба несут впереди его хоругви, крест и Евангелие и производить звон.

Обряды, бываемые при погребении мирских людей, суть:

1) Тело умершего обмывают водою, и одевают в белую одежду, наз. саваном, или в одежду своего звания, и читается над ним псалтирь.

2) На чело умершего возлагается венчик с изображением Господа Иисуса Христа, Божией Матери и св. Предтечи Иоанна.

Венец есть знамение борьбы умершего с искушениями, одержанной по милосердно Господа и ходатайству Божией Матери и св. Предтечи, и есть символ венца правды, уготованного истинному христианину в вечной жизни.

3) На перси его полагается икона Спасителя или крест, в знак того, что умерший был истинным христианином и переходить чрез смерть к соединению со святыми.

4) Тело умершего вносится в храм с зажженными свечами и кадилом при пении Ангельской песни: «Святый Боже». Пение Ангельской песни «Святый Боже» напоминает о царстве светлых бесплотных духов, куда теперь переходит умерший.

5) Ветками зеленеющего растения (б. ч ельником или можжевельником) коими устилается путь, выражается та мысль, что смерть есть путь к вечной, не стареющей жизни.

6) В конце отпевания в руки умершего дается, разрешительная грамота, в знак того, что церковь отпускает умершего в вечную жизнь с миром, прощает его от всех прегрешений и разрешает от различных клятв и запрещений.

7) Целование, даваемое умершему, есть знамение нашего единения и любви к нему, не исчезающих и за гробом, после смерти его.

8) Гроб умершего посыпается священником крестовидно землею со словами: «Господня земля и исполнение ее (т.е. и все что наполняете ее), вселенная и ecu живущий на ней». Сим выражается та мысль, что смерть есть общий жребий всех живущих во вселенной и что умерший погребается с покорностью Божественному определению: «земля еси и в землю пойдеши».

к) Поминовенье умерших.

Поминовенье умерших в православной церкви бывает: общее – поминовение всех умерших, и частное – поминовение одного умершего. Общее поминовение совершается преимущественно в субботние дни, так как суббота значит покой, и особенно в так называемый субботы родительские (от поминовения родителей), а именно: а) в субботу пред мясопустным воскресеньем (преимущественно для поминовения умерших напрасною, т.-е. внезапною смертью); в это воскресенье читается Евангелие о страшном суде; б) в три субботы Великого поста 2-й, 3-й и 4-й педели, так как в будничные дни поста не полагается поминовения умерших; в) в субботу пред Троицыным днем, – да и души умерших христиан благодатью Св. Духа очистятся и явятся достойными наследия царства небесного; г) в субботу пред 26-м октября, пред днем св. Димитрия Солунского, в память Вел. Князя Дмитрия Донского и воинов, убитых на Куликовом поле в войне с татарами. Сюда же можно присоединить день поминовения, бываемый 29-го августа, установленный в 1760 году при Екатерине II после войн с турками и поляками, в память православных воинов, за веру и отечество убиенных, – и понедельник или вторник на Фоминой неделе, так как в Страстную и Светлую седмицы поминовения не совершается.

Частное поминовение по одном умершем совершается в 3-й день, 9-й и 40-й по кончине его, и каждого дню в день кончины его. В 3-й день по кончине поминают умершего с тою мыслью, чтобы Господь, воскресший в 3-й день по смерти Своей, воскресил и новопреставленного для блаженной жизни. В 9-й день молим Господа, чтобы Он, по ходатайству и молитвам девяти чинов Ангельских, сопричислил душу умершего к лику святых. В 40-й день молимся об умершем, чтобы Господь, вознесшийся в 40-й день по воскресении Своем от земли на небо, вознес и душу умершего в небесные обители. А св. Макарий Александрийский, получивший откровение от Ангела, свидетельствует, что в 40-й день по смерти умершего Господь определяет душе его до всеобщего суда место, достойное по делам его. Каждого дню в день кончины умершего совершаем поминовение с тою мыслию и верою, что день кончины умершего не есть день уничтожения его, а день второго рождения его для новой вечной жизни.

Поминовение умершего состоит из заупокойной службы (как показано в субботнем Богослужении), из служения панихиды и литии122 по умершем.

12. Панихидою (по переводу с греч. от πᾶς весь и νύξ ночь – всенощная) называется Богослужение, подобное по составу своему сокращенному всенощному бдению (начиная с шестопсалмия) с молитвословиями, направленными к молению об умершем. Порядок его следующий: По благословении священника и обычного начала чтец (вм. шестопсалмия на утрени) читает псалом: «Живый в помощи», в котором выражается мирная и безмятежная жизнь человека, живущего под кровом Всевышнего. После псалма иерей или диакон говорить великую ектенью: миром Господу помолимся, с приложением молений об умершем; потом – поется «аллилуйя» (как в пост на утрени в субботу 2-й недели) со стихами: «Блажени, яже избрал» и тропарь: «Глубиною мудрости», оканчиваемый обыкновенно вслух словами: «Творца и Зиждителя, и Бога нашего», и ныне – Богородичен: «Тебе и стену, и пристанище»... оканчиваемый словами «Богородице безневестная, верных спасение»; затем поются тропари заупокойные: «Святых лик обрете» (см. в конце часослова), с припевом. «Благословен ecu Господи». После тропарей малая ектенья заупокойная и тропарь: Покой спасе... оканчиваемый: »И вся, еже в ведении и не в ведении, Человеколюбче», и ныне – Богородичен: От Девы воссиявый, оканчиваемый словами: «сыны света Тою показавши, помилуй нас». Далее, поется канон об усопших – или 8-го гласа, положенный в конце псалтири: «Воду прошед»... или положенный при погребении усопших 6-го гласа: «Яко по суху».. Канон читается, а лик к тропарям каждой песни припевает: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего». После 3-й и 6-й песни ектения малая об усопшем, а по 6-й, кроме того, поется кондак: со святыми упокой... и икос: Сам един ecu, оканчиваемый словами: «.надгробное рыданиие творяще песнь», аллилуйя. На 8-й песни, вместо слава Отцу... возглашается: »Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа Господа». На 9-й песни, после «и ныне», священник возглашает: «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим». Лик «Дуси и души праведных восхвалять тя, Господи» – и поет ирмос 9-й песни. После канона – трисвятое Отче наш и тропари: «Со духи праведных скончавшихся»... ектенья: «помилуй нас, Боже»... иерей читает молитву: «Боже духов»... и возглас: «яко Ты еси воскресение»... Премудрость. «Честнейшую херувим»... «Слава Тебе, Христе Боже»... «Слава и ныне» – Господи помилуй 3-жды, Благослови... Иерей отпуст: «Воскресни из мертвых»... и возглашает: «Во блаженном успении»... Лик: «Вечная Память».

Лития есть краткое моление об усопшем и состоит из конца панихиды, именно: по «Благословен Бог наш», читается трисвятое, Пресв. Троице, Отче наш, и тропари: «Со духи праведных»... «В покоищи Твоем, Господи», и пр.; ектенья: «помилуй нас, Боже»... и пр., как показано на конце панихиды.

При совершении панихиды или литии в память умершего ставится на особом столике кутья, или коливо, т.-е. вареные зерна пшеницы с медом, или рис с сахаром. Зерна служат символом воскресения умершего и жизни его за гробом, а мед или сахар – символ райских наслаждений.

л). Водоосвящение

Освящение воды совершается церковью для освящения, чрез окропление ею, нас самих, наших жилищ, кладезей, стад, полей, садов и других предметов. В освященной воде церковь указывает средство против различных зол и болезней, недугов душевных и телесных, и силу, отгоняющую силы вражия и освящающую все временные потребности.

Водоосвящение бывает великое и малое: великое совершается в навечерие праздника Богоявления и в самый праздник; малое 1-го августа, в праздник Преполовения, во дни храмовых праздников, и во всех частных случаях. Чин малого водоосвящения следующий: По «Благословен Бог наш» читается 142-й псалом: Господи, услыши молитву мою... потом поются: «Бог, Господь» и тропари: к Богородице прилежно ныть притецем. Не умолчим никогда, Богородице. За ними читается псалом 50-й и поются другие тропари: Еже радуйся Ангелом приимшая... и после возгласа «яко свят еси Боже наш»: Ныне наста время, всех освещаюшее... После тропарей поется трисвятое, читается Апостол и Евангелие, произносится ектенья: «миром Господу помолимся», с приложением особых прошений об освящении воды, – читается о том же молитва, и после нее священник погружает святой крест в воду 3-жды крестообразно при пении тропаря: »Спаси, Господи, люди Твоя»... «Твоих даров достойны»... После сего совершается кропление св. водою, при пении тропарей в честь Богородицы и св. Бессребренников: «Источник исцелений»... «Призри на моления»... (Владычице, приими молитвы»... Далее произносится сокращенная ектенья: «Помилуй нас, Боже», на 1-е прошение которой лик отвечает 3-жды: Господи помилуй, а на 2-е – 40 раз. Оканчивается водоосвящение молитвою: «Владыко многомилостиво»... и отпустом.

Иногда водоосвящение соединяется с молебным пением, и тогда оно совершается после молебна, по 6-й песни и прочтения Евангелия святому, которому служится молебен.

м) Молебные пения

Молебным пением, или молебном, называется Богослужение, в котором верующие просят Господа, Его Пречистую Матерь и святых Ангелов и угодников Божиих о ниспослании желаемой милости, или благодарят их за получение благ. Молебны совершаются и в храме, и в частных домах. Есть молебны, принадлежащее к общественному Богослужению, напр., молебны – в Рождество Христово, Новый год, в храмовые праздники и высокоторжественные дни, и во время общественных бедствий, напр., в нашествие супостатов, во время бездождия, безведрия, глада, смертоносные язвы и др. Порядок обыкновенных молебнов, совершаемых по требованию христиан, таков:

После «Благословен Бог наш» чтец читает псалом: «Господи, услыша молитву мою»... и поется «Бог Господь и явися нам» во глас тропаря того лица, коему поется молебен; потом читается псалом 50-й и по псалме – канон тому лицу, коему служится молебен; к тропарям канона произносятся молитвенные воззвания: Спасителю (если Ему молебен): – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»; Божией Матери: »Пресвятая Богородице, спаси нас»; святым угодникам, смотря по чину, напр., Святителю Николаю: Святителю Отче Николае, моли Бога о нас; Св. Благоверному Князю Александру Невскому: Святый Благоверный и Великий Княже Александре, моли Бога о нас. По 3-й песни молитвенное обращение к лицу, коему совершается молебен; напр., св. Князю Александру Невскому: «Моли Бога о нас Святый Благоверный и Великий Княже Александре, яко мы усердно к Тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших», – и потом ектенья: «помилуй нас, Боже, в которой произносится моление о Государе, Св. Синоде, христолюбивом воинстве, и о милости, жизни, мире, здравии того лица, от кого или за кого поется молебен. По 6-й песни то же молитвенное обращение, как и после 3-й песни, и ектенья малая: паки и паки... После ектеньи произносятся: вонмем... прокимен, и читается Евангелие, положенное тому лицу, в честь которого служится молебен. После Евангелия поются песни: 7-я, 8-я и 9-я; а после 9-й песни: «Достойно есть»... а в дни великих праздников и во дни попразднства сих праздников ирмос 9-й песни праздничного канона; далее – трисвятое, Отче наш, тропарь и ектенья: «помилуй нас, Боже», как и после 3-й песни, – затем (если есть) читается молитва в честь того лица, кому поется молебен, – отпуст.

Иногда молебны соединяются с акафистом и освящением воды. Акафист в сем случае читается после 6-й песни канона, прежде малой ектении и Евангелия; а освящение воды совершается после 6-й же песни, но по прочтении Евангелия.

* * *

119

Напр., есть требы: а) во еже блаюсловити сыр и яйца в Пасху, как разрешение от поста, и гроздия 6-го августа, б) молитва на основание дому, чтобы ни ветр, ни вода, ни другое что не могли повредить постройке, в) о копании кладезя, чтобы Господь дал воду довольну к потребе и невредительну к приятию, г) молитва об освящении сосудов и разных брашен, оскверняемых чрез впадение в них нечистых гадов, д) благословение межей и о рыбарях, вкушающих рыбу, да сохранить их Господь во здравии душевном и телесном, е) чин благословения пчел, да обильнее плоды своя приносить, ж) благословенье роев пчелиных, чтобы Господь преисполнил пчельник сотами тучного меда и сохранил его от всякого коварства волшебного. Орудием всякого освящения служит окропление святою водою.

120

Брак не совершается а) от 14-го ноября до 6-го января включительно; б) от недели мясопустной до Фоминой; в) в пост – от недели всех святых до 29-го июня; г) от 1-го до 15-го августа; д) на дни постные – на среду и пяток и на дни воскресные, на дванадесятые праздники и на 1-е окт., 22-е окт., 26-е сент. И 9-е мая, также на храмовые местные праздники. На дни Воздвижения Креста Господня (14-го сентября) и Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29-го августа); на высокоторжественные дни коронования и восшествия на престол Государя императора. А также на родительские субботы – пред неделею мясопустною и пред 50-ницею.

121

См. о непорочных выше в словаре.

122

Когда это поминовение совершается ежедневно в течение 40 дней но смерти, тогда оно называется сорокоустом.


Источник: Изъяснение богослужения с церковным уставом : Определением Святейшего синода введено в духовных училищах в учеб. руководство / [Соч.] Свящ. Александра Свирелина. - Москва : тип. Т. Рис, 1872. - XII, 146 с.

Комментарии для сайта Cackle