архимандрит Захария Захару

Слово к общине монастыря Вэратек

28 сентября 2011 г.

Слово Апостола о том, что мы должны принести все лучшее, что имеем в себе, когда собираемся с братьями вместе, остается истинным и в наши дни (1Кор. 14, 26). Но как бы мы могли его исполнить? По моему скромному пониманию, я считаю, что следующим образом: если до прихода на Литургию мы готовимся в своих кельях, значит, мы подготавливаем небольшой дар для Божественной службы, и этот наш небольшой и незначительный дар дает нам возможность соединиться с Телом Христовым. Нет необходимости приносить пророчество, псалом или поучение, но мы должны прийти с сердцем, исполненным смиренных, духовных чувств. Так, мы создаем внутри себя духовное, таинственное место, откуда душа может предстать перед Господом свободным и благобриятным Ему образом. Мы можем стоять на Литургии, не проявляя внешне своего благоговения, но в смирении мы свободны предстать перед Богом в том тайном месте, которое находится внутри нас и, таким образом, мы исполняем слово Святого Апостола Павла, который говорит, что «духи пророческие послушны пророкам» (1Кор. 14, 32). Тогда Литургия становится местом, где происходит обмен жизнями: нашей маленькой жизни и бесконечной жизни Бога.

Мы приносим Богу кусок хлеба и немного вина, вещи, которые внешне кажутся незначительными; но совершая это из послушания к заповеди Христовой, в Его воспоминание (Лк. 22, 19), мы вкладываем в эти Дары всю нашу жизнь, всю нашу веру, все наше смирение и покаяние, все то, чего ожидаем от Него, и говорим Богу: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». И Бог делает то же самое. Вкладывает и Он Свою жизнь в эти Дары – благодать Святого Духа – и отвечает нашему приношению словами: «Святая – святым!» (Святые Дары даются святым).

Итак, во время Божественной Литургии у нас есть возможность поменять нашу маленькую и ограниченную жизнь на большую и бесконечную жизнь Бога и, таким образом, в конце Литургии петь песнь победы: «Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную.» Таким образом, на Литургии, мы становимся причастниками даров всех святых Божьих, тех, кто явно присутствует при совершении Литургии, и тех, кто присутствует незримо.

Я рассказал все это только для того, чтобы подчеркнуть, что когда мы находимся в большой общине, такой как эта, то можем приобрести большую духовную пользу, если каждый из нас благодарит Бога за дары всех остальных. Тогда, дары всех создают общение даров, причастниками которого мы становимся, и, становясь причастниками, каждый из нас обогащается. Мы делаем это для того, чтоб в сердце каждого из нас присутствовали все остальные, чтобы, когда мы стоим перед Богом, Он видел 50, 100, 500 или то число насельников, которые находятся в этой общине. Ни один не должен отсутствовать в нашем сердце. Таким образом, монашеская жизнь становится упражнением для достижения универсальности Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Свою жизнь за всех. Итак, нашей ежедневной целью в общине является, чтобы во все, что мы делаем, во все, что говорим, во все, что думаем, добавить каплю любви во имя Христа. А в результате этого труда мы, в конечном счете, унаследуем великую любовь Самого Христа.

Господь, любя нас, возлюбил до конца (Ин. 13,1), потому что отдал Свою жизнь для искупления всех нас (1Тим. 2, 6). А мы, чтобы стать подобными Ему, должны полюбить Его настолько, чтобы отречься от нашей маленькой жизни. Мера нашей любви проявляется в том, что мы всегда отдаем предпочтение ближнему: «Другой важен, а не я!»; а «другой» – это в первую очередь, Господь, но и наш брат или сестра в Господе. И мы можем достичь совершенства во Христе, если всегда во все, что мы делаем, во все, что говорим, во все, что думаем, вкладываем частичку любви Христовой. Так же обстоят дела и в монашеском послушании. Когда мы предпочитаем волю настоятеля или нашего брата, наше сердце расширяется и мы освобождаем место в нас самих, чтобы принять жизнь другого. И это есть истинное смирение, которое любит благодать Божия.

Когда мы гордимся, мы полны себя, и не остается в нас места для воли или слова ближнего. Но когда мы смиренны – отдаем все место другому. И, как я уже сказал выше, «другим» является во-первых Господь, но также и наши братья. Когда мы имеем эту цель в нашей жизни, мы живем с надеждой и с упованием не на себя, но на другого, то есть на Господа, и на наших братьев. И Бог дарует всем нам единство и мир, чтобы жить вместе, чтобы воздавать ещё большую славу Богу.

Простите меня, я рассказал вам об общих вещах, но если у вас есть какие-либо вопросы, мы можем поговорить более конкретно о тех вещах, которые связаны с жизнью ваших святостей.

Комментарии для сайта Cackle