Глава 15. Почитание икон и иконоборчество. Преподобный Иоанн Дамаскин

Великое переселение народов и арабские завоевания. К VII в. политическое положение Римской Империи сильно изменилось. Последнее явилось результатом исторического явления, получившего название «Великое переселение народов». К этому времени западная часть Империи в течение трех веков испытывала нашествия варваров (от варварос – непонятно болтающий), как греки называли все чужие народы. В последней четверти IV в. это были гунны – кочевой народ из Центральной Азии. Завоевав сначала государство остготов (восточных готов) в низовьях Дуная и пройдя с разрушениями по западным провинциям Римской Империи, они затем вернулись назад. Им на смену пришли вандалы – германское племя из Центральной Европы, которое в 406 г., двинувшись на запад, прошло всю Галлию и достигло в 409 г. Испании. Слово «вандал» стало нарицательным в связи с разрушением ими Рима. Однако спустя два десятилетия одна их часть двинулось в Северную Африку, где было основано их королевство, а другая была разгромлена захватившими Испанию вестготами (западными готами). Их вождь Одоакр низложил в 476 г. последнего императора Западной Империи Юлия Непота, отослав знаки императорского отличия в Константинополь императору Византии Зенону. Но в 493 г. вестготы были в Италии разбиты остготами под водительством Теодориха, который основал там свое королевство. Впрочем, Византии в VI–VII вв. временами удавалось восстанавливать свой контроль над Италией. Однако на западе у греков затем появились мощные соперники в лице племени франков, на берегах Рейна. Сначала они находились в зависимости от Константинополя. Их король Хлодвиг, завоевавший в 80-е гг. V в. Галлию, принял христианство и крестил свой народ. Но высшего могущества франки достигли к концу VIII в., когда их король Карл Великий (742–814), провозгласивший курс на возрождение Римской (Западной) Империи, был коронован в Риме Папой Львом III в 800 г. как император, в чем Константинополь уже усмотрел прямой вызов себе, поскольку именно его до тех пор продолжали считать единственным центром Империи ромеев (то есть римлян).

В 632 г. начали свои завоевания арабы-мусульмане. В течение нескольких лет ими были завоеваны Иерусалим, Антиохия, Дамаск и Александрия. Таким образом, Византия навсегда лишилась своих восточных провинций. Затем была покорена вся Северная Африка, завоеваны Испания и часть Галлии. Также были захвачены острова Кипр и Родос. Несколько раз военная угроза нависала над Константинополем.

Арабы исповедовали ислам (что значит преданность Богу). Основателем этой новой религии был Мухаммад (570–632), уроженец аравийского города Мекки, объявивший в 612 г., что он получил через архангела Гавриила откровение от Бога восстановить истинную религию. В основу этой религии Мухаммад взял иудейскую веру в единственного Бога, в бессмертие души, в Страшный Суд, рай и ад. Сам Мухаммад требовал только борьбы с отрицателями Бога, но его преемники начали завоевание мира и священную войну со всеми, кто не считался мусульманином (правоверным), то есть последователем Мухаммада, ими почитавшегося как последнего из Пророков, в ряду которых они также признавали Моисея и Иисуса Христа. При этом мусульмане считали, что нельзя изображать ничего святого – ни Бога, ни прославленных святых, и строго держались этого правила. Следует сказать, что и в Византии, постоянно испытывавшей исламскую угрозу, в VIII в. императорами стала проводиться политика, получившая название иконоборчества.

Краткая история иконоборчества выглядит так. Первый закон против почитания святых икон в 726 г. издал император Лев Исавр (царствовал в 717–741 гг.), его политику с еще большей ревностью продолжил его сын Константин Копроним (царствовал в 741–770 гг.), а его внук Лев Хазар (царствовал в 775–780 гг.) также не стал ее отменять. Но вдова последнего императрица Ирина (правила в 780–790 гг.) была почитательницей святых изображений, и при ней в Никее в 787 г. был проведен Седьмой Вселенский Собор, догматически утвердивший иконопочитание как учение Церкви.

Однако гонение на святые иконы и их почитателей вновь воздвиг император Лев Армянин (царствовал в 813–820 гг.) и продолжили его преемники Михаил II (царствовал в 820–829 гг.) и Феофил (царствовал в 829– 842 гг.). И лишь вдова последнего императрица Феодора (правила в 842–855 гг.) окончательно утвердила иконопочитание в 843 году. Это событие получило название Торжества православия и ежегодно празднуется Церковью в первое воскресенье Великого Поста.

Значение святых икон. Почему иконы так много значили для православных христиан? С ранних времен истории Церкви христиане создавали разные символические изображения в местах своих молитвенных собраний. На стенах римских катакомб видны изображения Пастуха, несущего овечку, и виноградных лоз, символически обозначающих Христа, пророка Даниила во рве со львами и др.

Когда Церковь вышла из подполья, стали появляться исторические изображения, повествующие о событиях священной истории, а также изображения Христа, Божьей Матери и чтимых святых. И хотя в IV в. среди церковных деятелей находились противники таких изображений, говорившие, что Бога описать и изобразить невозможно, тем не менее почитание святых икон прочно вошло в церковную традицию.

Следует сказать, что священные изображения в храмах имели также и просветительское значение, зримо напоминая молящимся о том, что читается и поется за богослужением. Мы не можем видеть Бога, не можем описать Его, изобразить Его, но в Иисусе Христе Бог вочеловечился, стал человеком, одним из нас, и об этом, как и о событиях Его земной жизни и служения, свидетельствуют священные изображения в росписи стен, мозаике и живописи на досках. Один православный церковный автор VII в. в связи с этим писал: «Я изображаю лик Христов и Его страдания и в храмах, и в домах. Я пишу на дереве, на холсте, на разных предметах, чтобы, видя эти изображения, я помнил то, что они изображают. Когда мы почитаем книги Священного Писания, мы не бумагу, не чернила, не обложку почитаем, а слово Божье. Почитая иконы, мы не дерево, не краски почитаем, а Господа Иисуса Христа, изображенного на них».

Сопротивление иконоборчеству. Когда в 726 г. византийский император Лев Исаврянин издал закон, запрещающий почитание икон, был дан приказ убрать все иконы из храмов и других помещений. И хотя среди проводников данной политики были и некоторые епископы, это вызвало народные волнения. Начались беспорядки, и при их усмирении было немало убитых.

В 754 г. император Константин Копроним созвал Собор, пригласив на него только тех епископов, которые были согласны с политикой иконоборчества. Собор высказался против почитания икон. Это определение проводилось в жизнь «огнем и мечом», так что много новых мучеников пострадало за это время.

Иконоборцы не признавали ни нахождения икон в храмах и в частных домах, ни молитвы перед иконами. Они стали уничтожать и сжигать иконы. При этом целью правительства было также получение драгоценных металлов и камней, которыми украшались иконы, почитавшиеся народом как великие святыни. По мнению сторонников иконопочитания, движение иконоборцев было опасно, потому что, отрицая священные изображения, оно таким образом отрицало и то, что между нашей земной жизнью и небесным, духовным миром есть связь, что, вочеловечившись, став человеком, Сын Божий – Господь Иисус Христос освятил весь мир и дал возможность земному миру общаться с небесным. В этом было глубокое значение христианства. Иконоборчество, по воззрению иконопочитателей, разрывало связь между Церковью земной и Церковью небесной.

Главными защитниками икон были монахи. Монастыри и скиты служили крепкими бастионами в борьбе за иконопочитание. Борьба с иконами, иконоборчество, превратилась в борьбу с монастырями. Без поддержки монастырей трудно было бы мирянам отстоять свою религиозную традицию.

Однако жестокость преследований почитателей икон понемногу стала утихать. Наконец в 787 г. благочестивая императрица Ирина добилась смещения с Константинопольского Патриаршего Престола иконоборца Павла и возведения иконопочитателя святого Тарасия (ум. 806). Затем она созвала в Никее Собор, получивший название Седьмого Вселенского, который ясно изложил учение Церкви об иконах: «Мы почитаем святые иконы и служим Единому Богу». В честь заслуг в деле защиты святых икон в этом Соборе приняли участие не только епископы, но и представители монастырей, проявивших особую стойкость в деле иконопочитания в продолжение долгого времени разгула иконоборчества.

Торжество православия. Однако иконоборчество на этом не прекратилось. Наследовавший Ирине император Лев Армянин издал новый закон: иконы в храмах должны были быть размещены очень высоко, так, чтобы к ним нельзя было бы прикладываться. Все понимали, что это первый шаг в новой борьбе с иконами. Но теперь Церковь была готова, Вселенский Собор от имени всей Церкви ясно высказался за почитание икон, и Константинопольский Патриарх святой Никифор (ум. 828) обратился с воззванием ко всем верующим. Император приказал арестовать Патриарха, низложить с престола и выслать, но его слова успели дойти до народа. В Вербное Воскресенье 815 г. множество монахов из Студийского монастыря в Константинополе во главе со своим игуменом преподобным Феодором (ум. 826), торжественным крестным ходом со святыми иконами прошли через весь город.

Сразу же началось жестокое гонение на монахов и на других почитателей икон. Много епископов было сослано, сотни монахов арестовано, некоторые из них были замучены.

Только двадцать восемь лет спустя, в 843 г., при императрице Феодоре кончилась власть иконоборцев. Константинопольским Патриархом стал исповедник иконопочитания, особенно пострадавший во время преследований, монах святой Мефодий (ум. 847). в первое воскресенье великого поста 843 г. почитание икон вновь было торжественно провозглашено в храме святой Софии в Константинополе. День этот был назван днем Торжества православия, и с тех пор Церковь отмечает его каждый год.

Преподобный Иоанн Дамаскин – защитник почитания икон и богослов

Преподобный Иоанн Дамаскин жил в Сирии, в первой половине VIII века. Сирия тогда находилась под властью арабского халифа Абдель-Малека. Родился он в состоятельной и уважаемой христианской семье и был окружен любовью и заботой. Учителем его был ученый монах, которого отец Иоанна нашел и купил на рынке, где арабы продавали в рабство своих пленных.

Иоанн, будучи знатного происхождения, прекрасно образованным, внешне привлекательным, умным и одаренным музыкально, был призван ко двору халифа и очень быстро занял там высокий пост на государственной службе. Занимаясь государственными делами, он в то же время заинтересовался спорами о почитании икон. Он написал несколько писем-посланий, ставших потом знаменитыми, объясняя глубокое богословское значение иконопочитания.

Чтобы подорвать доверие халифа к Иоанну, император Лев распорядился написать письмо, подделывая почерк Иоанна, в котором тот якобы предлагает императору сдать грекам город Дамаск. Письмо это было передано халифу.

Гнев халифа был страшен. Он велел отрубить Иоанну правую руку и сослать его. Есть предание, что Иоанн, приложив к руке отрубленную ее часть, провел ночь в молитве к Божией Матери и рука чудесно срослась. В память этого чуда икона Божией Матери, перед которой молился Иоанн (она получила название «Троеручицы»), была украшена серебряным изображением его руки. Узнав о чудесном исцелении Иоанна, халиф хотел вернуть его во дворец, но тот не хотел больше ни славы, ни почета. Он ушел в Палестину, чтобы там поступить в монастырь преп. Саввы Освященного.

Сначала монахи не хотели принимать в свой монастырь столь знатного человека, но в конце концов один из старцев согласился взять его под свое руководство. Чтобы достичь смирения, которое необходимо монаху, Иоанн должен был отказаться от своего любимого призвания – церковного песнетворчества – и во всем слушаться старца.

Долго исполнял это послушание Иоанн, но однажды, когда старец был в отсутствии, к нему пришел монах с горячей просьбой. Умер его любимый брат и он просит Иоанна написать слова и напевы надгробных молитв, которые помогут ему пережить горе. Иоанн долго колебался, но просьба была так искренна и горяча, что во имя Христово он согласился. Проработав всю ночь, он к утру принес те молитвенные песнопения, которые мы до сих пор слышим на погребении.

Кая житейская слава пребывает печали непричастна...

Когда старец вернулся и узнал, что Иоанн нарушил его послушание, то решил, что это было сделано из гордости, и хотел изгнать Иоанна из монастыря. С трудом согласился он его простить и, чтобы смирить его гордость, назначил на самые грязные работы. Смиренно и радостно взялся за них Иоанн, но старцу во сне явилась Божия Матерь и сказала:

– Зачем ты заградил источник, из которого истекала чистая вода, утоляющая жажду страждущих?

Тогда старец в раскаянии поспешил к Иоанну и просил его продолжать служить Богу данным ему талантом. (Русский поэт прошлого века Алексей Константинович Толстой в связи с этим написал замечательную поэму «Иоанн Дамаскин».)

Преподобный Иоанн Дамаскин был творцом многих молитв и песнопений, в том числе на праздники Рождества Христова и Пасхи. Он первый ввел пение на восемь гласов – восемь напевов для тропарей, кондаков, канонов и других церковных песнопений.

Особое значение для Церкви имеет и богословское наследие преп. Иоанна Дамаскина. В его обширном религиозно-философском трактате «Источник знания» имеется большой раздел под названием «Точное изложение православной веры», содержащий 100 глав. В нем систематически изложено все, что касается православного вероучения, как оно в течение веков раскрывалось Отцами Церкви.

Дополнительные занятия для самоподготовки:

1. Организуйте в классе выставку репродукций известных икон, фресок и мозаики со священными изображениями.

2. Обсудите в классе следующие вопросы:

– В чем разница между раннехристианскими символическими изображениями и иконами?

– В чем вы видите разницу между иконографией и живописью или графикой на библейские или церковно-исторические сюжеты?

– Что означает термин «иконоборчество»?

– Какое событие мы отмечаем в первое воскресенье Великого Поста?

3. Прочтите в классе поэму А. К. Толстого «Иоанн Дамаскин» и обсудите прочитанное.

Комментарии для сайта Cackle