составитель Терещенко Т. Н.

Источник

БЛАГОДУШИЕ

И видим, что еще вас Всепремилосердый Господь посещает, и Себе в любовь призывает, и хочет вас одарить драгоценными дарованиями, но только просим и молим вашу любовь благодушествовать и с Божией помощь да положим, сколько возможно, потерпеть и Премилосердого Господа просить с благодарением и благохвалением. Просить Всемогущего Господа, дабы Своей всесильной десницей даровал вам терпение и мужественно переносить все неприятности. – А кроме этих средств избавиться невозможно ни от мысленного врага, ни от искушений попустительных для искусу убогим душам (прп. Лев, 20).

* * *

Продолжай свое безропотное терпение находящих неприятностей с благодарением, и когда с помощью Божией будешь стараться благодушно переносить находящее искушение и будешь приписывать все это своим грехам, а при получении в сердце скорбей молитесь по заповеди Господней за творящих вам напасть, тогда явственно ощутишь в сердце своем радость и утешение неизреченное, и мир помыслов, и любовь к Богу и ко всем, не только живущим с тобой, но и прочим (прп. Лев, 20).

* * *

Вы упоминаете об отце Аароне, что он нездоров и имеет род лихорадки, – мы ему желаем быть здоровым и благодушным. Это мы, как человеки, по человечеству и рассуждаем, но Премилосердый Господь, как истинный наш Отец и Попечитель, видно, лучшее устрояет, попуская все для нашего назидания; а потому мы должны все приключения принимать со всяким терпением и благодарением (прп. Лев, 30).

* * *

Все мы на оселке14, показывающем нашу веру и все сокровища сердца. Все встречи, касающиеся оного, дают ведение о нас другим и нам самим о себе. Без случаев находящих мы точно не знали бы самих себя и без скорбных обстоятельств не могли бы обрести спасения души, указанного в терпении. Терпи, любезный, все с благодушием в чувстве любви Бога и ближнего, и все послужит к твоей пользе (прп. Моисей, 20).

* * *

Да помилует тебя всеблагой Господь и всех живущих с тобою и да поможет тебе вперед не принимать так горячо к сердцу встречающиеся скорби и неприятности, которые едва тебя не приближают к смерти, тогда как ты нужна еще для духовной пользы сестер N. общины или обители. Не буду тебя убеждать к благодушию и великодушию словами Писания, которые я многократно тебе повторял, а только приведу теперь пословицу или поговорку одного веселого и благодушного человека, который имел обычай в подобных случаях повторять: «Сидор да Kарп в Коломне проживает, а грех да беда с кем не бывает». И этот человек, как помню, при многих переменах и переворотах его жизни оставался всегда благодушен и весел, и он был мирской, а мы – монахи, обрекшие себя на всякую скорбь. Знаю, что тебя оскорбляют не скорби, а те случаи, о которых и святой апостол Павел пишет так: то соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? (2Кор. 11, 29). Но возверзем печаль свою на Господа, и Он силен утвердить и успокоить нас и устроить полезное и спасительное о всех сущих с нами. Если бы и случились такие обстоятельства, о которых пишет апостол: Аще ли неверный отлучается, да разлучится (1Кор. 7, 15)15, предадим все и всех таковых воле Божией и собственной их воле (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

* * *

Пишешь, что доселе у тебя в руках нет еще ничего верного. Но не беспокойся о сем и не сомневайся, а возлагай надежду на всеблагой Промысел Божий, веруя, что силен Господь привести все к благому и полезному концу только понуждайся во время настоящей зимы переносить благодушно имеющие быть неудобства и неприятности, в подкрепление свое всегда вспоминая евангельское слово: тесен и прискорбен путь, вводящий в жизнь вечную (см. Мф. 7, 14). Если будешь разумно рассуждать и терпеть, то настоящая зима мало-помалу, как бы незаметно, и пройдет. Когда пройдут неприятное время и неприятные неудобства, человек не помнит этих неприятностей. Впрочем, вся жизнь человека, где бы он ни жил, есть не что иное, как искушение. Посмотри на твои обстоятельства и на обстоятельства окружающих тебя, и тогда это тебе ясно откроется. Всем желающим спастись коротко сказано: терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19). А мало ли скорбей переносят и те, которые не ищут спасения, и едва ли не более первых? Умудряйся во спасение! (прп. Амвросий, 1).

* * *

Приими это посещение Божие благодушно, с покорностью воле Божией… Господь, кого любит, того наказывает (Евр. 12, 6), да вразумит, и наставит, и научит терпению, ибо в терпении нашем стяжеваются16 души наши (см. Лк. 21, 19) (прп. Амвросий, 14).

* * *

Помоги, Господи, благодушно тебе терпеть находящие на тебя скорби. Таков путь друзей Божиих – в тесноте и скорбях иждивать17 дни маловременной сей жизни, чтобы унаследовать блаженную вечность со всеми святыми. Много скорбей у праведных (Пс. 33, 20), много наказаний грешному, – глаголет псалмопевец, – а уповающего на Господа милость (Его) окружит (Пс. 31, 10). Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19), и толькопретерпевший до конца спасется (Мф. 10, 22) (прп. Анатолий, 18).

* * *

Терпение есть непрерывающееся благодушие (прп. Никон, 21).

* * *

14

Оселок – точильный камень в виде бруска.

15

В синодальном переводе: Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится.

16

Стяжевать, стяжать – наживать, приобретать, достигать чего-либо.

17

Иждивать – расходовать, изживать, проживать.


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 1. А-О. 640 с. ISBN 978-5-485-00259-6

Комментарии для сайта Cackle