Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Египет

(Egypt)

С самого начала библейского рассказа Египет предстает мощной, производящей сильное впечатление страной изобилия. Взаимоотношения между Божьим народом и Египтом часто бывали достаточно двусмысленными, но в основном контакты израильтян с этой древней империей и подражание ей считались вредными и саморазрушительными.

Вскоре после своего призвания Аврам отправился в Египет, чтобы пережить там период голода. Аврам достиг в Египте благословенного материального положения, но обманул фараона, опасаясь за свою жизнь, и был вынужден покинуть Египет в немилости (Быт.12:10–20). Благодаря своему плодородию египетская земля ассоциировалась с Едемом, но в то же время сравнивалась с Содомом и Гоморрой (Быт.13:10). То есть она символизировала место искушения, в котором можно добиться материального благополучия и одновременно потерпеть крах.

В рассказе об Иосифе эта двусмысленность выражается более тонко. Иосиф был продан братьями в рабство и попал в Египет, где Потифар поставил его своим домоправителем. Искушение проявилось в форме сексуального соблазнения, но Иосиф проявил верность своему хозяину и своему Богу. Тем не менее его несправедливо бросили в темницу, но он с Божьей помощью истолковал сны фараона, был освобожден и возведен в ранг визиря (Быт.39–41). Египет еще раз стал местом спасения от голода, когда сыны Иакова вместе со своими семьями пришли в этот щедрый край для пропитания и самосохранения (Быт.42–47). Но по иронии судьбы, несмотря на экономическую политику Иосифа, направленную на поддержание абсолютной власти (Быт.47:20–26), новый фараон, который не помнил о нем, использовал свою власть для жестокого подавления Божьего народа (Исх.1–5).

После исхода Египет стал негативным символом в двух отношениях. С одной стороны, Египет служил образом рабства и угнетения. О рабстве Израиля напоминается во многих случаях как о примере злоупотребления, о котором не следует забывать. Божий народ не должен относиться к чужакам и неудачникам так, как к нему относились надсмотрщики в Египте. Израиль должен быть совершенно иным местом: местом прибежища, благодати и социальной опеки (Исх.23:9; Лев. 19:34; Втор.5:12–15; 15:12–15; 16:9–12; 24:17–22). Много лет спустя, резко осуждая социальную несправедливость, Амос риторически обращается к Египту как к свидетелю угнетения Израиля: Божий народ стал таким же несправедливым, как и его бывшие мучители (Ам.3:1–2, 9–10; 8:8). В Новом Завете Иерусалим сравнивается с Египтом (и с Содомом; ср. Быт.13:10) из-за насилия, совершенного над Мессией и двумя свидетелями (Откр.11:3–8).

Со времени установления монархии Египет стал символом и в другом смысле. Он символизировал политический и военный соблазн в периоды острого национального кризиса обращаться за помощью к идолопоклонническим сверхдержавам, а не к Яхве. Такое отсутствие веры изобличается в нескольких пророческих текстах. Исаия пишет, что тень Египта может принести не защиту, а только бесчестье и поражение (Ис.30:1–5; ср. Ис.20:1–6; 31:1–7). Иезекииль сравнивает Израиль и Иудею с двумя неразборчивыми сестрами, блудившими в разных империях, в том числе в Египте (Иез.23). Осия высмеивает Израиль как глупую птицу, порхающую из одной страны в другую в поисках помощи (Ос.7:11–12). Ассирийский посланник насмешливо сравнивает неэффективную помощь египтян с надломленной тростью, которая проколет опирающуюся на нее руку (4Цар.18:19–25; ср. Ис.36:4–10). Иеремия порицает тех, кто после разрушения Иерусалима не доверился защите и попечению Яхве, а бежал в Египет, и провозглашает суд над ними (Иер.42–43). Наконец, поражение морского Чудовища Раава (отголосок ближневосточного мифа о борьбе между Ваалом и Йамму) становится метафорой победы Яхве над Египтом (Ис.51:9; Иез.29:3–5 {«крокодила»}; Пс.73:13–14 {«левиафана»}; 86:4 [Евр.11]). Но в будущем тот же самый Раав признает Яхве Господом (Пс.86:4 [Евр.5]). Эта эсхатологическая надежда находит отклик в Ис.19:18–25.

См. также: ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА; ИОСИФ, ПАТРИАРХ; ИСХОД, ВТОРОЙ ИСХОД; МОИСЕЙ; ФАРАОН.

Библиография:

N.Frye, The Great Code: The Bible and Literature (Boston: Routledge and Kegan Paul, 1983).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle