под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

В. VIСУС И НОВЫЙ ЗАКОН

1. Отношение Иисуса к древнему 3. определенно, но не узко. Он решительно противится *преданию старцев, к-рого придерживаются книжники и *фа- рисеи, но к самому 3. Он относится иначе. Предание Он отклоняет именно потому, что оно приводит людей к нарушению 3. и забвению *Слова Божия (Мк 12, 28–34 п). В царстве же Божием 3. должен быть не упразднен, но исполнен до последней йоты (Мф 5, 17 слл), и Христос Сам соблюдает его (ср 8, 4). В той мере, в какой книжники верны Моисею, их авторитет должен признаваться, если даже не следует подражать их поведению (23, 2 сл.). И все же, возвещая Евангелие Царства, Христос кладет начало в корне новому религиозному строю; период З. и Пророков завершается Иоанном Крестителем (Лк 16, 16 п); евангельское вино нельзя вливать в старые мехи строя, основанного на синайском 3. (Мк 2, 21 сл.). В чем же заключается исполнение 3., к-рое Иисус приносит на землю? Прежде всего – в приведении различных предписаний в правильный порядок. Последний сильно отличается от той иерархии ценностей, к-рую установили книжники, пренебрегая главным (справедливостью, милосердием, искренностью), чтобы сберечь второстепенное (Мф 23, 16–26). Кроме того, несовершенства, еще имевшиеся в древнем 3. «по жестокосердию» ч-скому (19, 8), должны исчезнуть в Царстве: правило поведения, к-рого в нем будут придерживаться, это – 3. Совершенства, в подражание совершенству Божию (5, 21–48). Идеал этот невыполним при теперешнем состоянии ч‑ка (ср 19, 10). Оттого Христос и дает, одновременно с этим Законом, *пример, способный увлечь за собой, и внутреннюю Силу для его соблюдения – силу Духа (Деян 1, 8; Ин 16, 13). Наконец итог 3. Царства дан в двойной заповеди, изреченной уже раньше и повелевавшей ч-ку *любить Бога и любить своего *ближнего, как самого себя (Мк 12, 28–34 п); все располагается вокруг этого, все из этого вытекает. В отношениях людей между собою это золотое правило положительной любви содержит в себе и 3. и Пророков (Мф 7, 12).

2. Принятием этих установок Иисус уже проявляет Себя в образе законодателя. Отнюдь не противореча *Моисею, Он объясняет и продолжает его, совершенствует его учение, напр., говоря о превосходстве ч‑ка над субботой (Мк 2, 23–27 п; ср Ин 5, 18; 7, 21 слл). Иногда же, идя дальше буквы текстов, Он противопоставляет ей новые нормы; так, напр., Он ставит в обратном порядке требования свода правил о чистоте (Мк 7, 15–23 п). Выступления такого рода удивляют Его слушателей, ибо находятся в резком противоречии с установками книжников и указывают на наличие у Него сознания необычайной власти (1, 22 п). Люди должны слушать Его слово и применять его на деле (Мф 7, 24 слл), ибо этим они будут творить *волю Отца (7, 21 слл). Моисей же как бы отходит на задний план; в Царстве есть уже только один Учитель (23, 10). И как верные Иудеи, по выражению раввинов, принимали на себя иго 3., так теперь надо принять на себя иго Христово и научиться от Него (11, 29). Более того – как вечная судьба людей определялась до тех пор их поведением в отношении 3., так отныне она определяется их поведением в отношении *Иисуса (10, 32 сл.). Нет сомнения: здесь – больше Моисея; новый 3., предвозвещенный пророками, теперь провозглашен.

1. Иисус не осуждал соблюдение иудейского 3.; Он Сам соблюдал его в основном, как напр., в отношении налога в пользу Храма (Мф 17, 24–27) или 3. о Пасхе (Мк 14, 12 слл). Таким же было сначала и отношение апостольской общины, усердно посещавшей Храм (Деян 2, 46), за что ее и «прославлял народ» (5, 13). Хотя в ней и не всегда строго придерживались правил, по примеру Иисуса (9, 43), предписания 3. в ней соблюдались, иногда даже с сверхдолжными проявлениями благочестия (18, 18; 21, 23 сл.), и среди верных не было недостатка в ревностных приверженцах 3. (21, 20).

2. Но возникла новая проблема, когда необрезанные язычники начали принимать веру, не проходя через иудаизм. Сам ап. Петр крестил сотника Корнилия, после того, как видение от Бога повелело ему считать *чистыми тех, кого Бог очистил верою и даром Духа (Деян 10). Сопротивление ревнителей 3. (11, 2 сл.) пало перед очевидностью Божия веления (11, 4–18). Но распря снова разгорелась в связи с массовым обращением Эллинов в Антиохии (11, 20), получившим утверждение от Варнавы и Павла (11, 22–26). Блюстители 3., прибывшие из Иерусалима, точнее из окружения ап. Иакова (Гал 2, 12), хотели и этих новообращенных принудить к исполнению всех предписаний Торы (Деян 15, 1 сл, 5). Петр при посещении Антиохийской Церкви держал себя довольно неопределенно (Гал 2, 11 сл.). Один Павел выступил с утверждением *свободы обращенных язычников от налагаемых З. обязательств (Гал 2, 14–21). На общем собрании, состоявшемся в Иерусалиме, Петр и Иаков в конце концов признали его правоту (Деян 15, 7–19): состоявшего при Павле Тита не принуждали даже к *обрезанию и единственным условием, поставленным новой христианской общине, была *милостыня в пользу Церкви–Матери (Гал 2, 1–10). К этому было добавлено практическое правило, долженствовавшее облегчить пользование общим столом в Церквах Сирии (Деян 15, 20 сл.; 21, 25). Это решение, освобождающее хр-н из язычников от соблюдения еврейских обычаев, оставило, однако, у ревнителей 3. глухое недовольство по отношению к Павлу (ср 21, 21).

В своей апостольской деятельности в языч. землях Павел вскоре опять встретился со своими иудео- христианскими противниками, в частности в Галатии, где они, по его словам, организовали некое контр–миссионерство (Гал 1, 6 сл.; 4, 17 сл.). Это дало ему повод изложить свои мысли относительно 3.

1. Павел – проповедник единого Евангелия, согласно к-рому ч-к оправдан не *делами 3., а только *верою в Иисуса Христа (Гал 2, 16; Рим 3, 28). Значение этого принципа двойное. С одной стороны, Павел обличает бесполезность свойственных иудейству культовых обычаев – обрезания (Гал 6, 12) и «соблюдения времен» (4, 10); 3., так понимаемый, сводится к установлениям ВЗ. С другой стороны, Павел выступает против представления о домостроительстве спасения, согласно к-рому ч-к заслуживает *оправдание своим соблюдением Божия 3., тогда как в действительности он оправдан даром *жертвою Христа (Рим 3, 21–26; 4, 4 сл.); здесь это касается даже и заповедей нравственного порядка.

2. Установив это, можно задать себе вопрос, в чем же заключается смысл существования этого 3. в *замысле спасения? Неоспоримо, что он исходил от Бога, хотя и был дан людям через посредство ангелов, – что является признаком его подчиненного значения (Гал 3, 19), – что он свят и духовен (Рим 7, 12, 14) и составляет одно из преимуществ Израиля (9, 4). Но сам по себе он не может спасти плотского ч‑ка, к-рый предан греху (7, 14), ибо он дает лишь знание добра, но не силу делать добро (7, 16 слл), знание греха (3, 20; 7, 7; 1Тим 1–8), но не силу уклониться от греха. Иудеи, обладавшие 3. и искавшие в нем *праведности (Рим 9, 31), – такие же грешники, как и язычники (2, 17–24; 3, 1–20). Вместо того, чтобы освобождать людей от зла, он, можно сказать, еще больше их во зло погружает; он обрекает их на *проклятие, избавить от к-рого их может только Христос, тем, что принимает это проклятие на Себя (Гал 3, 10–14). Как детоводитель и опекун народа Божия во время его младенчества (3, 23 сл.; 4, 1 слл), он вызывал в нем желание невозможной праведности, с тем, чтобы дать ему лучше понять абсолютную для него необходимость в единственном Спасителе.

3. Когда же Спаситель пришел, народ Божий перестал быть в подчинении детоводителю (Гал 3, 25). Освобождая ч‑ка от греха (Рим 6, 1–19), Христос освобождает его от опеки 3. (7, 1–6). Он снимает внутреннее противоречие, превращавшее ч-скую совесть в пленницу зла (7, 14–25); тем самым Он прекращает временно существовавший порядок: Он – «конец Закона» (10, 4), так как Он дает верующим доступ к праведности от *веры (10, 5–13). Означает ли это, что для верующих во Христа отныне не существует никакого конкретного правила поведения? Отнюдь нет. Верно, что юридические и культовые правила, относившиеся к установлениям в Израиле, устарели, но нравственный идеал заповедей остается; его итог дан в заповеди любви, являющейся свершением и полнотой 3. (13, 8 слл). Но сам этот идеал перестает быть связанным с ветхим домостроительством. Он преображен присутствием Христа, осуществившего его в Своей жизни. Став «Законом Христовым» (Гал 6, 2; ср 1Кор 9, 21), он уже не является внешним по отношению к ч-ку: *Дух Божий запечатлевает его в наших сердцах, изливая в них любовь (Рим 5, 5; ср 8, 14 слл). Его осуществление в жизни – естественный плод Духа (Гал 5, 16–23). В этой перспективе Павел и намечает нравственный идеал, обязательный для хр–на. Затем он перечисляет определенные правила поведения, требования к-рых столь строги, потому что их цель – хр–ская *святость (Фес 4, 3); иногда он пользуется казуистикой, обращаясь за разъяснением к словам Иисуса (1Кор 7, 10). Новый 3. отличен от древнего. Он осуществляет обетования Завета, написанного в сердцах (2Кор 3, 3).

1. В Послании к Евреям 3., т. е. древнее домостроительство, рассматривается под углом зрения *культа. Автор Послания знает, какие обряды совершаются согласно предписаниям 3. (Евр 7, 5 сл.; 8, 4; 9, 19, 22; 10, 8). Но он знает также, что этот 3.

не мог достигнуть поставленной ему цели, т. е. освящения людей: 3. «ничего не довел до совершенства» (7, 19). Действительно, в нем была только тень будущих благ (10, 1), был только несовершенный *образ жертвы Христа; новое же домостроительство содержит реальность этих благ, ставшую нам доступной в образе (10, 1), передающем их в ощутимом выражении. Вот почему при замене временного *священства священством Христа произошла и перемена 3. (7, 12). Так осуществилось пророческое обетование 3., начертанного в сердцах (8, 10; 10, 16).

2. В Послании ап. Иакова говорится о 3. только под углом зрения его нравственных предписаний, закрепленных учением Христа. Закон, так понимаемый, перестает быть составной частью древнего домостроительства, теперь упраздненного. Ныне это совершенный 3. *свободы, к-рому мы остаемся подчиненными (Иак 1, 25). Его вершина – царственный закон *любви (2, 8); но ни одно из его прочих предписаний не должно быть предано забвению, иначе мы станем его нарушителями и нас будут судить по нему (2, 10–13; ср 4, 11). По отношению к ч-ку новый 3. не менее требователен, чем древний.

3. В словоупотреблении ап. Иоанна «Закон» означает всегда 3. Моисеев (Ин 1, 17, 45; 7, 19, 23), еврейский 3. (7, 49, 51; 12, 34; 18, 31; 19, 7), «ваш Закон», как говорит Христос (8, 17; 10, 34). Этому слову, употребленному в неодобрительном смысле, противопоставляется слово «заповедь». Сам Иисус получил от Отца заповеди и соблюл их, ибо они – жизнь вечная (12, 49 сл.). Он получил заповедь отдать Свою жизнь, и это – самая большая любовь (15, 13); вместе с тем эта заповедь и есть знак любви к Нему Отца (10, 17 сл.). Подобно этому, хр–не должны в свою очередь соблюдать заповеди Божии (1Ин 3, 22). Заключаются эти заповеди в том, чтобы веровать во Христа (3, 23) и жить в истине (2Ин 4). Они не отличаются от заповедей Самого Христа, учение К-рого исходит от Отца (Ин 7, 16 сл.): *послушание заповедям Божиим и соблюдение *свидетельства Христа – одно и то же (Откр 12, 17; 14, 12).

Оттого Иоанн и напоминает старательно о заповедях Самого Иисуса. Их надо соблюдать, чтобы познать Его во свете истинном (1Ин 2, 3 сл.), чтобы иметь Его любовь в нас (2, 5), чтобы *пребывать в Его *любви (Ин 14, 15; 2Ин 5), как Он соблюдает заповеди Отца Своего и пребывает в Его любви (Ин 15, 10). Соблюдать заповеди – вот признак истинной любви (14, 21; 1Ин 5, 2 сл.; 2Ин 6). Среди этих заповедей есть одна, являющаяся основной, одновременно и древней, и новой: это заповедь *братской любви (Ин 13, 34; 15, 12; 1Ин 2, 7 сл.), проистекающей из любви к Богу (1Ин 4, 21). Этим свидетельство Иоанна сходится со свидетельством Павла и других евангелистов. С упразднением 3., потерявшего обязательную силу, когда Иисус был осужден на основании его предписаний (Ин 18, 31; 19, 7), вошел в силу Новый 3.; он иной природы, исходит от Слова Иисуса и остается навеки правилом хр–ской жизни.

PG

– > благодать/милость 0 – вера НЗ III 1 – власть ВЗ I 2 – воля Божия 0, ВЗ I 1 – воспитание 0, I 2 а, III 1 – дела НЗ II 1 – добро и зло III 1 – Иудей 11 – исполнить ВЗ 1, НЗ 2 – книга II – Моисей 0, 3 – мудрость ВЗ I 3 – обетование II 2 – оправдание II 1 – освобождение II 2 в – ответственность 2 – Откровение ВЗ II 1 а – Писание V – плоть II 2 а – послушание II 3, IV – правда – право ВЗ 1, НЗ – пророк ВЗ III 1 – путь I 2 – раб – свет и тьма ВЗ II 2, 3 – свидетельство ВЗ II 2, 3 – священство ВЗ II 2, НЗ I 1 – Слово Божие ВЗ II 1 а – смерть НЗ I 2 – совершенство ВЗ 3, НЗ 1 – совесть/сознание – Союз–Завет ВЗ I 2, НЗ II 1 – узничество II – учить – фарисеи – чистый ВЗ I, НЗ I 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle