Марк Мангано (протестант)

Источник

Книга пророка Аввакума. Гари Холл

Исторический и культурный фон

Одна из конкретных исторических ссылок книги Аввакума – упоминание в тексте о возвышении Халдеев (ивр., хасдим,1:6). Это указывает на время возвышения Ассирийской Империи. Вавилон получил независимость от Ассирии в 626 году до н.э. Мощь Ассирии под натиском мидян и вавилонян продолжала ослабевать в течение следующего десятилетия. В 612 году Ассирия пала под их объединенными ударами и великая ассирийская гегемония на территории древнего Ближнего Востока закончилась навсегда. Ослабление ведущей державы Месопотамии позволило Иосии заняться религиозными и политическими реформами, которые он начал в 632 году. Грядущее господство Вавилона над древним миром было подтверждено поражением Египта в сражении при Кархемисе в 605 году. Эти изменения несли Иудее только беды, и из-за недальновидного и неумелого руководства вскоре она была завоевана Вавилоном, сначала в 597, а затем повторно в 587 году до н.э. Второе вторжение завершилось полным разгромом страны, полной депортацией народа Иудеи и завершением существования страны, как политической единицы.

Поскольку Аввакум видел только приближение опасности со стороны вавилонян, его служение лучше всего ограничить временем с 626 по 597 годы. Ряд ученых предложили считать наиболее вероятным отрезком времени 609‒605 годы. Ссылка на разрушение и насилие, недостаток справедливости и бессилие закона в Иудее, о чем написано у Аввакума 1:3‒4, кажется, наилучшим образом очерчивает период между смертью Иосии и сражением при Кархемисе. Реформы Иосии завершились с его смертью, а его сын Иоаким вернулся к практике синкретизма, которая процветала во времена Манассии (4Цар.23:36‒37). Пять проклятий, о которых написано в книге Аввакума 2:6‒19, также означают, что Вавилон должен был уже заработать свою репутацию губителя народов.1054

Текст и автор

Об Аввакуме нам толком ничего не известно. Заголовок этой книги не содержит ни указания на время создания, ни ссылки на наследие, о котором часто пишут другие пророки. И даже имя Наума мало помогает делу. Одни говорят, что оно происходит от еврейского корня, означающего «обнимать», но это доподлинно неизвестно.1055 Во второй половине XX века многие ученые стали придерживаться мнения, что имя Аввакума происходит от ассирийского слова, означающего садовое растение, хаббакуку или хамбакуку и указывает на ассирийское культурное влияние на Иудею VII века до н.э. Ахтмайср считает, что это – прозвище.1056

Возможно, именно этот недостаток информации породил иудейскую легенду об Аввакуме. В апокрифической книге «Бел и дракон» (II век до н.э.), которая считается одной из поздних добавок к канонической книге Даниила, Аввакум переносится ангелом из Иерусалима в Вавилон, чтобы кормить Даниила, сидящего в это время в клетке со львами. В I веке н.э. в псевдоэпиграфической книге «Жизнеописания пророков» он отнесен к племени Симеона.1057

Некоторые ученые попытались доказать, что Аввакум был культовым пророком. Псалом в главе 3 и музыкальный термин (ивр., шигъёнот) единственные свидетельства сторонников этого взгляда. Можно сказать только то, что пророк пользовался культовым языком (как и другими формами) для достижения своих больших целей (об этом см. раздел о жанре книги).

Структура

Книга Аввакума, кажется, связана единой темой и многократным повторением ключевых слов. Развитие диалога с Богом ведет к выводу в 2:34. Следующие за этим проклятия (2:6‒20) строятся на этом выводе и еще больше раскрывают характер вавилонян. Псалом 3 главы прославляет Создателя и помогает смотреть в будущее с надеждой, на основании обещания, данного в 2:3‒4.

Но, при всем этом, единство книги Аввакума подвергалось сомнению. Новый заголовок в 3:1 наводит на мысль об отдельном составлении и позднейшей добавке к главам 1 и 2. Более того, в Кумранских пещерах были найдены комментарии только к 1 и 2 главам книги Аввакума, что заставило многих считать главу 3 позднейшей добавкой. Однако, у Кумранской секты были свои взгляды на Писание и материал главы 3 мог им не соответствовать. Кстати, рукописи из пещеры Мурраба эт, относящиеся к тому же периоду, что и Кумранские свитки, включают третью главу.

Структура книги кажется вполне понятной. После заголовка в 1:1, первая часть книги раскрывается в двухчастном диалоге между Аввакумом и Богом. А) 1:2‒11 – первая жалоба и божественный ответ; В) 1:12‒2:5 – вторая жалоба и божественный ответ; С) 2:6‒20 – пять проклятий притеснителя; D) 3:1‒19 – псалом хвалы и надежды на будущее. Глава 3 – неотъемлемая часть книги, ибо она показывает, что Аввакум услышал и понял важность второго ответа Бога. Даже в грядущие темные дни Аввакум знал, что жизнь, наполненная верой в верного Бога, даст надежду на будущее.

Жанр

Аввакум предстает перед нами мастером нескольких литературных жанров, способным легко менять их для достижения своей цели. Главы 1:2‒2:5 написаны в форме диалога между пророком и Богом, в котором Аввакум использует знакомые формы жалоб из псалмов («Доколе, Господи...», Пс.12). Но, похоже, что в диалоге также присутствуют некоторые идеи и темы из книг мудрости, например озабоченность справедливостью и контраст между праведными и нечестивыми (глава 1). Глава 2:6‒20 написана в виде проклятий «Горе тому...», чтобы показать непреложность суда над угнетателем. Глава 3 имеет типичные элементы гимна сотворению, который превозносит величие Бога через отражение Его создания. Она завершается выражением доверия.

Богословские темы

На первый взгляд эта книга – о теодицее. Как праведный Бог отвечает на великое зло?1058 Так же, кажется, что книга рассказывает о человеческих сомнениях, ибо Аввакум не боится спросить Бога о причине его поступков.1059 Тем не менее, более вдумчивый взгляд позволяет понять, что это второстепенные темы книги. Основная же тема книги отвечает на вопрос: как Бог награждает праведных и наказывает злых. Аввакума также нельзя считать сомневающимся, ибо у него глубокая вера в Бога.1060 Книга скорее заинтересована в провидении Божьем. Как Бог исполнит обещания, данные Израилю и всему миру?1061

Первый вопрос Аввакума продиктован отсутствием справедливости и озабоченностью царящим беззаконием среди народа Завета (1:4). Везде он видит только насилие. Поскольку ему знакома природа Бога Завета, он знает, что Бог не позволит этому продолжаться. Но его удивляет то, что Бог до сих пор еще никак не отреагировал на это («Доколе Господи...», 1:2). Он полностью уверен, что Бог должен и предпримет что-то. Аввакум уже устал от происходящего и надеется, что дождется установления Божьего порядка.1062

Ответ Бога одновременно радует и смущает Аввакума (1:5‒11). Он убеждается, что Бог уже трудится, но Аввакум совсем не так представлял себе труд Божий. На это дается старый ответ, уже озвученный Исайей в 10 главе. Бог использует могущественные месопотамские народы, чтобы исполнить Свою волю и поступить справедливо с Иудеей. Бог воспользуется их понятием о справедливости (1:7), чтобы установить справедливость в Иудее. Божий ответ – это свидетельство того, что хаос, зло и жестокость существуют не потому, что Бога нет, а как раз потому, что Он присутствует и трудится в этом мире. Это – тревожное заявление, которое, похоже, не соответствует ожиданиям Божьего народа.1063 Но это же заявление делали и современники Аввакума: Иеремия (глава 12) и Иезекииль (глава 5). С помощью Вавилона Бог будет судить и наказывать Свой народ.

Так, второй вопрос заключается в длительности этого наказания: сколько все это будет продолжаться (1:17)? Аввакум приготовился получить еще один ответ (2:1). Пришедший ответ стал основой глубокого богословского размышления, который длился веками, став даже основным текстом Нового Завета (см. ниже): «Праведный верою/верностью жив будет» (2:4). Бог будет действовать в свое время, но пока это время не наступило, Его народ должен доверять Ему.1064

Окончание книги выражает эту основополагающую надежду. Пять проклятий 2 главы отражают уверенность в том, что Бог поступит с неправедным Вавилоном по справедливости. Полагающиеся на себя, а не на Бога, не устоят.1065

Псалом из 3 главы показывает, что почерпнул Аввакум из видения в 2:1. Бог доказал свою верность в прошлом через мастерское создание неба и земли и через управление народами мира. Однажды Он уже упорядочил хаос, и Он сделает это снова. Бог выйдет победителем, а зло будет наказано. Поэтому, даже если настоящее кажется суровым (3:17), Аввакум будет доверять Господу (3:18‒19). Провидение Божье по отношению к вселенной призывает Божий народ к верности при любых обстоятельствах.

Связь с Новым Заветом

Цитата из книги Аввакума (2:4) встречается в писаниях Павла дважды в обсуждении важности веры (Рим.1:17; Галл.3:11). В Послании к Римлянам цитата является частью более широкого аргумента Павла, который он раскрывает в главах 1‒5 и который касается греховности человека и верности Бога. В этом то и заключается гениальность Евангельской вести – в том, что праведные могут жить верой (1:17). В Послании к Галатам цитата появляется как часть аргумента Павла о том, что Закон не в состоянии оправдать человека. Оправдание приходит только через веру. Цитата, которую Павел приводит в Послании к Римлянам, сильно отличается от цитируемого места и по греческому переводу Ветхого Завета и по еврейскому тексту.1066 Таким образом, цитата становится двусмысленной. Говорит ли он о верности верующих или же о Божьей верности, которая проявилась в Иисусе Христе? Многие ученые считают, что «праведный» в Послании Павла – это верующий, который живет верой во Христа. С другой стороны, среди ученых есть и такие, кто считает, что Павел толкует Аввакума мессиански, то есть, что «праведный» – это Христос, а христиане спасаются благодаря верности Иисуса Христа.1067

Подобно Аввакуму, христиане, живущие по вере в трудные времена, будут однажды вознаграждены. Бог вернется, чтобы с триумфом избавить Свой народ от зла (Откр.19:11‒16).

* * *

1054

Некоторые ученые считают, что «нечестивые», о которых говорится в 1:4 это не иудеи, а те же, о ком сказано в стихе 13. Но это не похоже на правду, потому что нечестивые в 1:4 – это те, кто не исполняет закон и судят несправедливо. Более подробный материал об этом и о датировке книги см у Bailey, Micah, Nahum, Habakkuk, Zephaniah, pp. 257–260.

1055

На основе этой этимологии иудейская традиция считает Аввакума сыном сунамитянина, который поддерживала служение Елисея (4Цар. 4:16 использует слово «обнимать»). Однако Елисей жил в середине IX века до н.э.

1056

Achtemeier, Nahum-Malachi, p. 34.

1057

Marvin A. Sweeney, «Hbakkuk, Book of,» ABD, 3:1.

1058

М.А. Sweeney, «IIabakkuk,"//5C, ed. by J.L. Mays el a). (San Francisco: Harper Collins, 1988), p. 739.

1059

D.W. Baker, Nahum, Habakkuk, Zephaniah (Downers Grove, IL: InterVarsity, 1988).

1060

Achtemeicr, Nahum-Malachi, p. 31.

1061

Там же, p. 32.

1062

Там же, р. 36.

1063

Там же, р. 38.

1064

Иудейские раввины признавали важность этого заявления. Талмудический трактат Маккот (23Ь-24а) заявляет, что Бог явил Моисею 613 заповедей, которые Давид сократил до одиннадцати, Исайя – до шести, Михей – до трех (6:8), а Амос и Аввакум – до одной («Взыщи Меня и живи» и «Праведный верой жив будет»).

1065

Achtemeier, Nahum-Malachi, p. 48.

1066

В еврейском тексте читаем: «Праведный будет жить своей верой». В греческом переводе написано: «Праведный будет жтъмоей верностью». Еврейский текст подразумевает верность праведного, а греческий – верность Божью. Павел вообще не использует местоимение.

1067

См. Walter D. Zorn, «The Messianic Use of Habakkuk 2:4a in Romans,» 567 1 (Fall 1998): 213–230.


Источник: Введение в Ветхий Завет. С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии / [Раднал Бэйли и др.] ; под ред. Марка Мангано ; [пер. с англ. и ред. К. Назаров]. - Москва : Духовная акад. Апостола Павла, 2007. - 520 с.

Комментарии для сайта Cackle