Источник

XVII. Наставления иеросхимонаха Агапита Задонского15

1. О взаимном содействии тщеславия и гордости.

«Видел некто из прозорливцев тайное некое зрелище и поведал мне» (писал о. Агапит). Седящу де некогда мне, говорил он, в братском собрании, подошли ко мне два злые духа – тщеславие и гордость, и первый из них, подстрекая меня под бок перстом тщеславия, принуждал, дабы я при братии сказал что либо о каком-нибудь мне видении или подвиге. Когда же я его от себя отринул, сказав ему: «да возвратятся вспять и постыдятся мыслящий мне (хотящия ми) злая», – то вдруг седящий по левую сторону дух гордости шепнул мне на ухо: «прекрасно, прекрасно ты поступил, что победил моего отца, духа тщеславия». Я же, в нему оборотившись, изрек те слова, кои после реченного мною стиха следуют: да приимут абие студ свой (да возвратятся абие стыдящеся) глаголющии ми: благоже, благоже (Псал. 39:15, 16).

2. О имени Господа Иисуса Христа.

«Иисус – пресвятое сие имя – о, коль есть сладко сердцу, любящему Его – Христа Иисуса! Иисус бо прилепляющемуся к Нему есть просвещение ума, красота души, здравие тела, сердцу веселие, помощник в скорбях, радость в печалях, врачевание в болезни, во всех бедах отрада, спасения надежда, и Сам той любителю своему мзды и воздаяние. (Приписка:) Отврати очи мои, еже не видети суеты».

3. Наставление о предсмертном напутствии, назидательное для священников и для мирян, умирающих в отсутствие священника.

«В самом исходе души от тела, тогда всем предстоящим, преклонше колена, опасно (внимательно) молитве прилежати достоит. Иерей, или ин кто от предстоящих, влагает свещу возжженую в руку умирающего и, дóндеже жив есть, придержит своею рукою; аще сам немощный не может держати, то ин кто от предстоящих да держит. Посему умираяй да глаголет трижды: «Иисусе, Иисусе, Иисусе Сыне Божий, помилуй мя!» Аще сам не может, то ин кто сие да глаголет. Таже: «В руце Твои, Господи Иисусе, предаю дух мой! Господи Иисусе, приими дух мой с миром! Госпоже моя пресвятая Владычице Богородице, помощнице всему роду христианскому, избави мя воздушных мытарств, и умоли Сына Твоего, Христа Бога нашего, да примет дух мой с миром». И водою святою да кропит умирающего, глаголя: «благодать Святого Духа, освятившая воду сию, да избавит душу твою от всякого зла»; также: окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся; во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь.

* * *

15

Из жизнеописания в „Страннике» за 1863 г.


Источник: Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX вв. Часть 2. – М.: Издательский отдел Московского Патриархата; Издательство «Посад», 1994. – 252 с.

Комментарии для сайта Cackle