-
Дата создания: 1855
-
Техника: гравюра
-
Материал: дерево, бумага
-
Размер: ?
-
В Библии: Быт. 32:22-32
-
Оригинал: Коллекция Харбина-Табабора, Париж
Сюжет
Гравюра Густава Доре «Борьба Иакова с Ангелом» повествует о событии, представленном в Священном Писании Ветхого Завета. Иаков был младшим из сыновей-близнецов Исаака и Ревекки. Во время ночного бдения при возвращении из дома Лавана (куда он сбежал от своего брата Исава, опасаясь мести с его стороны за обман отца Исаака (в результате чего тот благословил Иакова вместо Исава)), возле потока Иавок, на месте, которое впоследствии было названо Пенуэл, ему явился «Некто», и Иаков боролся с Ним вплоть до появления зари. Иаков не желал отпускать таинственного «Борца», пока Тот не благословит его. Тогда «Борец» произнес: «…отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:28). Когда же Иаков просил Его назвать Свое имя, услышал в ответ: «На что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.]» (Быт. 32:29). После этого Бог благословил Иакова.
Описание
Действие происходит на возвышении горы, с которого открывается вид на израильскую пустыню с ее каменистыми холмами. Вдали мы видим озеро, вокруг которого раскинулись высокие пальмы. Рядом мы видим палатки – это лагерь, где расположились люди Иакова.
В центре картины на фоне неба, покрытого легкими бегущими облаками, мы видим две борющиеся фигуры: Иакова и Ангела, изображенных в профиль. Слева в темном одеянии представлен Иаков, который, напрягая все свои силы и мускулы, пытается не уступить в этой схватке. Ангел крепко держит его руки, не давая продвинуться вперед, он исполнен выдержки и спокойствия. Ангел подобен нерушимой стене, которую нельзя сдвинуть с места.
Гравюра исполнена мастерски: художник передает динамику движения в противопоставлении двух фигур. Безмятежный пейзаж на заднем плане гармонирует с движением Ангела, на первом плане колючие кактусы и каменистая почва характеризуют действия борющегося Иакова.
Доре здесь следует традиции романтизма, построенного на антитезе. Для библейских сцен Гюстава Доре характерна иллюзия не только объема, но и пространственной глубины. Он часто вводит широкие пейзажные планы в сценах Ветхого Завета. Здесь мы видим, как художник блестяще подчеркивает глубину пространства, применяя свето-воздушную перспективу, используя прием чередования освещенных и затемненных участков.
История
Гюстав Доре, будучи художником-самоучкой, создал удивительные иллюстрации к Священному Писанию, которое было издано на разных языках в Европе и в Америке. Основная работа над иллюстрацией Библии Гюставом Доре продолжалась 2 года – с 1864 по 1866 гг. За это время было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету.
В России издание Библии с иллюстрациями Гюстава Доре в трех томах было выпущено в 1876 г. издательством Маврикия Осиповича Вольфа.
Рекомендуемая литература
- Ангел Азбука веры
- Толкования на Бытие 32:22
- Ветхозаветный патриарх Иа́ков (Израи́ль), сын Исаа́ка
- Иаков Библейская энциклопедия
- Толкование на книгу Бытия проф. А.П. Лопухин
- Беседа 58 на книгу Бытия свт. Иоанн Златоуст
- Поединок Иакова. Ф.Н. Козырев
- Семейная жизнь ветхозаветных патриархов: Авраам, Исаак, Иаков прот. Олег Стеняев
- История Иакова
Комментировать