Ангел

Аудио-версия статьи

***

А́нгелы (ἄγγελος — греч. “вест­ник”) — бес­плот­ные духи, обла­да­ю­щие разу­мом и сво­бод­ной волей, осо­знанно избрав­шие путь послу­ша­ния и слу­же­ния Богу, актив­ные участ­ники Боже­ствен­ного Про­мысла.

angel - Ангел

***

Когда был создан ангель­ский мир?

Ангель­ский мир был сотво­рен прежде устро­е­ния види­мого мира (Быт.1:1). Изна­чально все они были созданы доб­рыми. Впо­след­ствии часть из них зло­упо­тре­били сво­бо­дой про­из­во­ле­ния и отпали от Бога. Другие же ангелы оста­лись вер­ными своему Созда­телю и своему изна­чаль­ному пред­на­зна­че­нию.

После этого падшие ангелы были низ­вер­жены с Небес, а свет­лые утвер­ди­лись в добре и любви к Богу.

Чем раз­ли­ча­ются и чем зани­ма­ются свет­лые ангелы?

Если гово­рить в общих чертах, жизнь свет­лых анге­лов состоит в совер­шен­ство­ва­нии, про­слав­ле­нии Бога (Ис.6:3) и слу­же­нии Ему.

Ангель­ские силы под­раз­де­ля­ются на иерар­хи­че­ские сте­пени. Свя­щен­ное Писа­ние обо­зна­чает девять таких сте­пе­ней или чинов: Сера­фимы (Ис.6:2), Херу­вимы (Иез.10:1), Пре­столы (Кол.1:16); Гос­под­ства (Кол.1:16), Силы (Рим.8:38), Власти (Кол.1:16); Начала (Рим.8:38), Архан­гелы (Иуд.1:9), Ангелы (Рим.8:38). Поскольку име­но­ва­ние “Ангел” озна­чает “Вест­ник”, постольку оно при­ло­жимо к пред­ста­ви­те­лям не только низших иерар­хи­че­ских сте­пе­ней, но и вообще любых, даже высших.

Помимо того, что ангелы отли­ча­ются друг от друга сте­пе­нью власти и совер­шен­ства, их раз­ность усмат­ри­ва­ется в направ­ле­ниях дея­тель­но­сти, свя­зан­ных с зонами личной ответ­ствен­но­сти. Так, Писа­ние сооб­щает об Ангеле вод: “И услы­шал я Ангела вод” (Откр.16:5), Ангеле огня: “Ангел, име­ю­щий власть над огнем” (Откр.14:18), анге­лах, покро­ви­тель­ству­ю­щих цар­ствам, наро­дам, церк­вам. Нако­нец, при Кре­ще­нии каж­дому хри­сти­а­нину уде­ля­ется особый ангел-хра­ни­тель. Слу­же­ние Богу они осу­ществ­ляют не меха­ни­че­ски, а осмыс­ленно, твор­че­ски (см.: Спо­собны ли Ангелы к твор­че­ской дея­тель­но­сти?).

Обу­слов­лен­ность анге­лов про­стран­ством и вре­ме­нем отли­ча­ется от той обу­слов­лен­но­сти, что харак­терна для пред­ста­ви­те­лей види­мого мира. В силу этого все они могут мол­ние­носно пере­ме­щаться из одной обла­сти все­лен­ной в другую. Между тем, они всё же зави­сят от вре­мени и не могут еди­но­вре­менно при­сут­ство­вать в двух разных местах. Счи­та­ется, что по при­чине того, что ангелы суть бес­плот­ные духи, они не под­ле­жат тро­я­кому изме­ре­нию.

Ангелы — бес­те­лесны. Однако их бес­те­лес­ность не абсо­лютна, ибо такая осо­бен­ность харак­терна лишь для Бога, Чистей­шего, Выс­шего Духа. Явля­ясь же перед людьми види­мым обра­зом, ангелы обна­ру­жи­вают не свои личные тела, а резуль­тат спе­ци­аль­ного дей­ствия, в силу кото­рого чело­век видит их, словно бы они были веще­ствен­ными.

Будучи созданы бес­смерт­ными, ангелы нико­гда не умрут. Кроме того, одна­жды сделав свой нрав­ствен­ный выбор и под­дер­жи­ва­е­мые в своей дея­тель­но­сти Божьей бла­го­да­тью, они нико­гда не согре­шат.

***

  • Ангел есть дух (хотя и не столь совер­шен­ный, как Бог);
  • опи­сать Анге­лов невоз­можно, т.к. они при­над­ле­жат к миру духов­ному; явля­ясь людям, они пре­об­ра­зу­ются для нашего миро­вос­при­я­тия (могут являться и в виде обыч­ных людей, одетых в совре­мен­ную людям одежду);
  • Ангелы бес­те­лесны, но не вез­де­сущи (как Бог), а про­стран­ственно огра­ни­чены (когда нахо­дятся на небе их нет на земле);
  • Ангелы стре­ми­тельно пере­дви­га­ются в про­стран­стве и сво­бодно про­хо­дят сквозь мате­ри­аль­ные объ­екты;
  • Ангелы не имеют пола и воз­раста, не пре­тер­пе­вают изме­не­ния;
  • охра­няя людей, Ангелы в то же время не оста­ются на земле все время, но посе­щают Небеса и видят «лице Отца Небес­ного» (Мф. 18:10);
  • число Анге­лов не изме­ня­ется, поскольку они не раз­мно­жа­ются (Мф.22:30), сколько Гос­подь их сотво­рил при начале мира, столько их и оста­нется до конца исто­рии;
  • хотя Анге­лам неиз­ве­стен день Суда Божьего, они будут его испол­ни­те­лями: когда исто­рия мира сего подой­дет к концу, они про­явятся в види­мом образе «и отде­лят злых из среды пра­вед­ных» (Мф.13:49);
  • Ангелы ‒ не рав­но­душ­ные испол­ни­тели воли Божией; они «раду­ются о каждом каю­щемся греш­нике» Лк.15:10, то есть они искренне заин­те­ре­со­ваны, чтобы воля Божия осу­ществ­ля­лась;
  • Ангель­ские суще­ства живут в нашем вре­мени (они не могут загля­ды­вать в буду­щее или отсюда пере­но­ситься в про­шлое) и огра­ни­чены нашим про­стран­ством;
  • Ангелы могут пере­но­ситься в любую точку миро­зда­ния, могут посе­щать те сферы бытия, кото­рые недо­ступны нам (мир, в кото­ром нахо­дятся души усоп­ших), однако они не вез­де­сущи. Они не могут одно­вре­менно нахо­диться и здесь, и там;
  • Ангелы чрез­вы­чайно могу­ще­ственны. Васи­лий Вели­кий писал, что «один Ангел рав­ня­ется целому воин­ству и мно­го­чис­лен­ному опол­че­нию». Это под­твер­жда­ется и сви­де­тель­ством Свя­щен­ного Писа­ния, хотя бы теми титу­лами, кото­рые Библия усва­и­вает Анге­лам и кото­рые гово­рят сами за себя: Гос­под­ства, Силы, Власти, Начала и др.;
  • Ангелы сопро­вож­дают нас в мир иной и там также нас не поки­дают. 

***

АНГЕЛЫ

архи­манд­рит Иоанн (Кре­стьян­кин)

Слово ангел озна­чает вест­ник. Такое наиме­но­ва­ние имеют бес­плот­ные духи потому, что они воз­ве­щают людям волю Божию. Ангел – это тот, кого Гос­подь может послать с пору­че­нием и кото­рый в точ­но­сти испол­нит то пору­че­ние.

Ангелы оби­тают везде. Но пре­иму­ще­ственно на небе, вокруг Пре­стола Божия. Там, где Бог наи­бо­лее откры­вает им Свою славу, а через них и Свою волю в отно­ше­нии людей.

Святые отцы Церкви назы­вают их вто­рыми све­тами, как бы отблес­ком Боже­ствен­ного света.

Они – светы вторые! Как это нам понять?! С чем срав­нить, чтобы было доступно нашему уму?..

Нахо­дясь в непо­сред­ствен­ной близи к Богу, Ангелы напол­ня­ются вос­хи­ще­нием, Божиим вели­чием, Его свя­то­стью, муд­ро­стью и вели­чай­шей любо­вью Творца все­лен­ной к своему тво­ре­нию.

Некий Боже­ствен­ный свет широ­кой рекой сво­бодно льётся через них.

В этом образ под­лин­ной свя­то­сти. Небес­ные Силы вос­при­няли в себя свет Божий. Пре­ло­мили его в себе и, отра­зив и раз­дро­бив на мно­же­ство пре­крас­ных лучей, рас­про­стра­нили вокруг себя, отдав людям, спо­соб­ным к его вос­при­я­тию. И вот в этом отра­жён­ном сиянии Боже­ствен­ного света, сиянии неумень­шен­ном, непо­тем­нён­ном, но сиянии при­умно­жен­ном и радост­но­твор­ном, при­но­ся­щем жизнь, мы познаём Бога!

Если бы не Ангелы, мы нико­гда даже в малой, доступ­ной чело­веку сте­пени не могли бы ощу­щать и вос­при­ни­мать Боже­ствен­ный свет.

Сами мы не спо­собны видеть и ощу­щать славу Божию – нам нужны посред­ники, кото­рые так пре­об­ра­зуют её, что она ста­но­вится доступ­ной и нам.

И вот Ангелы явля­ются для нас этими посред­ни­ками.

Ангелы отли­ча­ются друг от друга как про­све­щён­но­стью, так и раз­лич­ной сте­пе­нью бла­го­дати.

Высшую иерар­хию непо­сред­ственно близко сто­я­щих к Богу состав­ляют Ангелы, нося­щие имена: Сера­фимы, Херу­вимы и Пре­столы. Сера­фимы соот­вет­ственно своему имени имеют сердца, пла­ме­не­ю­щие любо­вью к Богу, и воз­буж­дают и других пла­менно любить своего Созда­теля. Сера­фим – значит пла­мен­ный.

Херу­вимы имеют пол­ноту знания и обилие пре­муд­ро­сти. Они оза­рены обиль­ными лучами света Божия. Им дано знать всё в той сте­пени, в какой могут позна­вать создан­ные суще­ства.

Пре­столы – эти Ангелы столь воз­вы­шены и столь оза­рены бла­го­да­тию, что Гос­подь оби­тает в них и через них про­яв­ляет Своё пра­во­су­дие.

Вторая, сред­няя иерар­хия состоит из Анге­лов, нося­щих имена: Гос­под­ства, Силы и Власти. Ангелы Гос­под­ства учат людей гос­под­ство­вать над своей волей, быть выше вся­кого иску­ше­ния, а также про­ти­во­сто­ять тем злым духам, кото­рые покля­лись погу­бить чело­века. Силы – это Ангелы, испол­нен­ные боже­ствен­ной кре­по­сти. Это те духи, через кото­рых Гос­подь совер­шает свои чудеса. Им даро­вана Богом спо­соб­ность нис­по­сы­лать бла­го­дать чудо­тво­ре­ния угод­ни­кам Божиим, кото­рые при жизни на земле творят чудеса. Власти – Ангелы, име­ю­щие власть укро­щать силу бесов­скую, отра­жать вражии иску­ше­ния. Кроме того, они укреп­ляют добрых подвиж­ни­ков в их духов­ных и телес­ных трудах.

Третья, низшая иерар­хия вклю­чает в себя тоже три чина: Начала, Архан­гелы и Ангелы.

Начала – чин Анге­лов, кото­рым пору­чено управ­лять все­лен­ной, охра­нять отдель­ные страны и народы и управ­лять ими. Это Ангелы Наро­до­пра­ви­тели. Их досто­ин­ство выше, чем Анге­лов Хра­ни­те­лей отдель­ных людей. Из книги про­рока Дани­ила мы узнаём, что попе­че­ние о иудей­ском народе было вве­рено Архи­стра­тигу Миха­илу (см. Дан.10:21). Архан­гелы – вели­кие бла­го­вест­ники тайн Божиих, всего вели­кого и пре­слав­ного. Они укреп­ляют в людях святую веру, про­све­щая их умы к позна­нию и разу­ме­нию воли Божией.

Ангелы (послед­ний, девя­тый чин иерар­хии) – свет­лые духов­ные суще­ства, ближе всех сто­я­щие к нам и име­ю­щие о нас особое попе­че­ние. Более подробно я скажу о них несколько позже. А сейчас кратко об Архан­ге­лах.

Из Свя­щен­ного Писа­ния нам известно, что Архан­ге­лов, то есть стар­ших Анге­лов, началь­ству­ю­щих над всеми осталь­ными, – семь.

В книге Товита (Тов.12:15) мы читаем, что Ангел, бесе­до­вав­ший с ним, сказал: «Я – Рафаил, один из семи Анге­лов». И в Откро­ве­нии Иоанна Бого­слова гово­рится о семи духах, кото­рые пред пре­сто­лом Божиим (см. Откр.1:4). К ним Святая Цер­ковь отно­сит: Миха­ила, Гав­ри­ила, Рафа­ила, Уриила, Села­фи­ила, Иегу­ди­ила и Вара­хи­ила. Пре­да­ние к ним при­чис­ляет и Иере­ми­ила.

  1. Архан­гел Михаил – первый из вер­хов­ных Анге­лов, побор­ник славы Божией. Он часто изоб­ра­жа­ется в воин­ском обла­че­нии с дру­гими вер­ными Богу Анге­лами. Или изоб­ра­жа­ется один в одежде воина с мечом или копием в руке, попи­ра­ю­щий ногами дра­кона или древ­него змия – диа­вола.
    Так он изоб­ра­жа­ется в память о том, что неко­гда на небе­сах было вели­кое про­ти­во­сто­я­ние между Анге­лами – слу­жи­те­лями Божи­ими и злыми духами – анге­лами, отпав­шими от Бога и став­шими слу­жи­те­лями сатаны.
    Иногда он изоб­ра­жа­ется с копием, верх кото­рого укра­шает белая хоругвь с кре­стом. Это осо­бен­ное отли­чие Архан­гела Миха­ила и его воин­ства, озна­ча­ю­щее нрав­ствен­ную чистоту и непо­ко­ле­би­мую вер­ность Небес­ному Царю.
  2. Архан­гел Гав­риил – про­воз­вест­ник судеб Божиих и слу­жи­тель Его все­мо­гу­ще­ства. Изоб­ра­жа­ется иногда с рай­ской ветвью или с фона­рём, внутри кото­рого горит свеча, в одной руке и с зер­ка­лом в другой. Свеча, закры­тая в фонаре, озна­чает, что часто судьбы Божии бывают сокрыты до вре­мени их испол­не­ния, но и по испол­не­нии их пости­га­ются только теми, кто вни­ма­тельно смот­рит в зер­кало своей сове­сти и слова Божия.
  3. Рафаил изоб­ра­жа­ется с ала­васт­ро­вым сосу­дом, напол­нен­ным цели­тель­ным маслом. Имя Рафаил озна­чает мило­сер­дие, помощь всем страж­ду­щим.
  4. Уриил – Архан­гел света и огня Божия – изоб­ра­жа­ется с опу­щен­ной вниз мол­нией. Он оза­ряет огнём пла­мен­ной любви, про­све­щает умы людей откро­ве­нием полез­ных истин. О нём можно ска­зать, что он явля­ется осо­бен­ным покро­ви­те­лем людей, посвя­тив­ших себя наукам.
  5. Села­фиил – Архан­гел молитвы. Изоб­ра­жа­ется или с чёт­ками в руках, или в молит­вен­ной позе с при­ло­жен­ными в бла­го­го­ве­нии к груди руками.
  6. Иегу­диил – хвала Божия. Изоб­ра­жа­ется с золо­тым венцом в одной руке и с бичом из трёх шнуров в другой. Венец – для поощ­ре­ния людей, под­ви­за­ю­щихся во славу Божию, а бич для защиты их именем Святой Троицы от врагов.
  7. Вара­хиил – Архан­гел Божиих бла­го­сло­ве­ний, во время земной жизни посы­ла­е­мых тем, кто тру­дится для полу­че­ния небес­ных, вечных благословений.Таковы Архан­гелы.

Таковы Архан­гелы.

А теперь об Анге­лах.

Среди сонма Анге­лов нахо­дится и Ангел Хра­ни­тель каж­дого из нас. И вот все мы, доро­гие мои, должны стре­миться к тому, чтобы как можно лучше познать своего Ангела Хра­ни­теля, познать настолько, чтобы чув­ство­вать его при­сут­ствие близ себя. А для этого необ­хо­димо знать нам о нём как можно больше.

Цер­ковь наша учит, что Анге­лов Бог создал по Своему образу. Это бес­плот­ные, разум­ные, чистей­шие суще­ства, подоб­ные духу. Они щедро наде­лены Богом есте­ствен­ными даро­ва­ни­ями: умом, спо­соб­но­стью позна­вать и любить как своего Творца, так и людей, и быть живым образ­цом Божиих совер­шенств. Они верные слу­жи­тели Божии, испол­ни­тели Его воли. Они не только спо­собны пони­мать и бесе­до­вать друг с другом, но они также пони­мают и язык наших душ, и поэтому мы можем обра­щаться к ним в наших молит­вах. И в этом залог доступ­ного для каж­дого из нас тес­ного непо­сред­ствен­ного обще­ния со своим Анге­лом Хра­ни­те­лем.

Как гово­рится в Святом Еван­ге­лии, Сын Божий пришёл на землю, чтобы послу­жить людям, спасти их. И Ангелы посы­ла­ются на землю с той же целью – слу­же­ния людям.

По мнению учи­те­лей Церкви, чело­век создан для того, чтобы вос­пол­нить число отпав­ших анге­лов. Сле­до­ва­тельно, мы должны войти в Собор Анге­лов. А для этого, поду­майте, доро­гие мои, как чиста и свята должна быть наша жизнь. Как ещё здесь, на земле, мы должны забла­го­вре­менно под­го­тав­ли­вать себя к сожи­тию с Анге­лами, к вхож­де­нию в их свет­лое и святое собра­ние. В тот их собор, кото­рый мы с вами ныне так тор­же­ственно празд­нуем!

Но для этого мы должны при­об­ре­сти и мысли, и чув­ства ангель­ские. От нас тре­бу­ется очи­стить место для любви, при­го­то­вить своё сердце для при­ня­тия в себя любви сверхъ­есте­ствен­ной, той любви, кото­рой от нас ждёт Бог.

И это несложно! Живи по еван­гель­ским запо­ве­дям – и достиг­нешь необ­хо­ди­мого. А они не явля­ются невы­пол­ни­мыми. И в этом деле опять помо­гают нам Ангелы, про­све­щая наш ум позна­нием Свя­того Еван­ге­лия. Созна­вая важ­ность нашего тес­ного союза с Анге­лами, поста­вим себе, други мои, цель, чтобы каждый про­жи­тый день не разъ­еди­нял нас, а сбли­жал с Анге­лами, осо­бенно с нашим Анге­лом-Хра­ни­те­лем.

Из книги «Ангел молитвы»

***

См. АНГЕЛ-ХРА­НИ­ТЕЛЬ, ДЕНЬ АНГЕЛА
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки