Ангел

Литература по теме

А́нгелы (ἄγγελος — греч. “вестник”) — бесплотные духи, обладающие разумом и свободной волей, осознанно избравшие путь послушания и служения Богу, активные участники Божественного Промысла.

angel - Ангел

Когда был создан ангельский мир?

Ангельский мир был сотворен прежде устроения видимого мира (Быт.1:1). Изначально все они были созданы добрыми. Впоследствии часть из них злоупотребили свободой произволения и отпали от Бога. Другие же ангелы остались верными своему Создателю и своему изначальному предназначению.

После этого падшие ангелы были низвержены с Небес, а светлые утвердились в добре и любви к Богу.

Чем различаются и чем занимаются светлые ангелы?

Если говорить в общих чертах, жизнь светлых ангелов состоит в совершенствовании, прославлении Бога (Ис.6:3) и служении Ему.

Ангельские силы подразделяются на иерархические степени. Священное Писание обозначает девять таких степеней или чинов: Серафимы (Ис.6:2), Херувимы (Иез.10:1), Престолы (Кол.1:16); Господства (Кол.1:16), Силы (Рим.8:38), Власти (Кол.1:16); Начала (Рим.8:38), Архангелы (Иуд.1:9), Ангелы (Рим.8:38). Поскольку именование “Ангел” означает “Вестник”, постольку оно приложимо к представителям не только низших иерархических степеней, но и вообще любых, даже высших.

Помимо того, что ангелы отличаются друг от друга степенью власти и совершенства, их разность усматривается в направлениях деятельности, связанных с зонами личной ответственности. Так, Писание сообщает об Ангеле вод: “И услышал я Ангела вод” (Откр.16:5), Ангеле огня: “Ангел, имеющий власть над огнем” (Откр.14:18), ангелах, покровительствующих царствам, народам, церквам. Наконец, при Крещении каждому христианину уделяется особый ангел-хранитель. Служение Богу они осуществляют не механически, а осмысленно, творчески (см.: Способны ли Ангелы к творческой деятельности?).

Обусловленность ангелов пространством и временем отличается от той обусловленности, что характерна для представителей видимого мира. В силу этого все они могут молниеносно перемещаться из одной области вселенной в другую. Между тем, они всё же зависят от времени и не могут единовременно присутствовать в двух разных местах. Считается, что по причине того, что ангелы суть бесплотные духи, они не подлежат троякому измерению.

Ангелы — бестелесны. Однако их бестелесность не абсолютна, ибо такая особенность характерна лишь для Бога, Чистейшего, Высшего Духа. Являясь же перед людьми видимым образом, ангелы обнаруживают не свои личные тела, а результат специального действия, в силу которого человек видит их, словно бы они были вещественными.

Будучи созданы бессмертными, ангелы никогда не умрут. Кроме того, однажды сделав свой нравственный выбор и поддерживаемые в своей деятельности Божьей благодатью, они никогда не согрешат.

azsaints 62 - Ангел

***

  • Ангел есть дух (хотя и не столь совершенный, как Бог);
  • описать Ангелов невозможно, т.к. они принадлежат к миру духовному; являясь людям, они преобразуются для нашего мировосприятия (могут являться и в виде обычных людей, одетых в современную людям одежду);
  • Ангелы бестелесны, но не вездесущи (как Бог), а пространственно ограничены (когда находятся на небе, их нет на земле);
  • Ангелы стремительно передвигаются в пространстве и свободно проходят сквозь материальные объекты;
  • Ангелы не имеют пола и возраста, не претерпевают изменения;
  • охраняя людей, Ангелы в то же время не остаются на земле все время, но посещают Небеса и видят «лице Отца Небесного» (Мф. 18:10);
  • число Ангелов не изменяется, поскольку они не размножаются (Мф.22:30), сколько Господь их сотворил при начале мира, столько их и останется до конца истории;
  • хотя Ангелам неизвестен день Суда Божьего, они будут его исполнителями: когда история мира сего подойдет к концу, они проявятся в видимом образе «и отделят злых из среды праведных» (Мф.13:49);
  • Ангелы ‒ не равнодушные исполнители воли Божией; они «радуются о каждом кающемся грешнике» Лк.15:10, то есть они искренне заинтересованы, чтобы воля Божия осуществлялась;
  • Ангельские существа живут в нашем времени (они не могут заглядывать в будущее или отсюда переноситься в прошлое) и ограничены нашим пространством;
  • Ангелы могут переноситься в любую точку мироздания, могут посещать те сферы бытия, которые недоступны нам (мир, в котором находятся души усопших), однако они не вездесущи. Они не могут одновременно находиться и здесь, и там;
  • Ангелы чрезвычайно могущественны. Василий Великий писал, что «один Ангел равняется целому воинству и многочисленному ополчению». Это подтверждается и свидетельством Священного Писания, хотя бы теми титулами, которые Библия усваивает Ангелам и которые говорят сами за себя: Господства, Силы, Власти, Начала и др.;
  • Ангелы сопровождают нас в мир иной и там также нас не покидают.

Какие чувства испытывает человек, которому является Ангел?

В Священном Писании мы видим, что явление Ангелов вызывает прежде всего страх.
Как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле” (Дан.10:9).
Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим (Лк.2:9).
Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мёртвые” (Мф.28:2-4).
Ангелы даже успокаивают людей: “Не бойтесь…” (Лк.1:13; Лк.1:30; Лк.2:10; Мф.28:5 и др.).

Если Ангелы — бесплотные духи, то для чего им крылья?

Ангелы – бесплотные духи, не имеющие вещественных тел. Соответственно, они не имеют и таких телесных элементов, как крылья, подобные птичьим.
Несмотря на это, Ангелы могут представать перед людьми в телесных образах, например, в образе человека или в образе крылатых животных,

Формы образов, в которых Ангелы являются людям, соответствуют целям Божественного Домостроительства, а также условиям и обстоятельствам, при которых осуществляются эти явления. Особенности образных форм символически отражают те или иные особенности ангелов.

Крылья символизируют способность Ангелов к быстрому – мгновенному, молниеносному – перемещению. В символике ангельских крыльев можно также видеть принадлежность их Горнему, невидимому, “Небесному” миру. В некоторых случаях крылья могут указывать на иные особенности. Так в видении пророка Исаии серафимы прикрывали крыльями лица – символ смирения (перед Богом) (Ис.6:2). На православных иконах положение крыльев Ангелов (распахнуты, сложены, одно опущено – другое поднято вверх, и т. д.) может указывать на готовность Ангела к совершению или не совершению того или иного действия.

На иконе Пресвятой Троицы прп. Андрея Рублева под образами ангелов символически представлен Бог-Троица: Отец и Сын и Святой Дух. В этом случае распростертые крылья «Ангелов» символизируют Божественный благодатный покров.

Откуда известно, что ангелы не могут находиться одновременно в двух местах?

Абсолютная независимость от условий пространства и времени свойственна только Богу. В этом выражаются такие Его сущностные свойства, как вечность и неизмеримость (неизмеримость и вездеприсутствие).

Напомним, что по Своим сущностным свойствам Бог принципиально отличается от всех творений. Сущностные свойства Божьи отражают различные стороны Его беспредельности. Ангелы же не беспредельны, а ограничены, в том числе условиями пространства и времени.

В Священном Писании неоднократно сообщается о том, что ангелы посылаются Богом, перемещаются в пространстве (а, следовательно, и зависят от условий пространства, занимая в тот или иной момент времени определенное место).

О том, что ангелы не могут находиться одновременно в двух местах, свидетельствовали многие святые отцы, в том числе преподобный Иоанн Дамаскин.

Как понимать места Священного Писания, где Ангелы вкушают пищу?

Ангелы, будучи бесплотными духами, не нуждаются в подкреплении своих сил вещественной пищей, подобно тому, как  в этом нуждаются люди, живущие земной жизнью. Между тем, в церковном Предании есть примеры того, как ангелы «трапезничали» с людьми. Существует мнение, что во всех этих случаях они лишь имитировали потребление пищи. В качестве одного из аргументов в пользу данного мнения нередко приводятся слова Ангела Рафаила: «Все дни я был видим вами, но я не ел и не пил – только взорам вашим представлялось это» (Тов.12:19). Однако это мнение не объясняет, куда девается «как бы потребленная» ангелами пища. В этой связи уместно привести рассуждение блж. Феодорита Кирского. Отвечая на вопрос «что ели Ангелы в куще Авраама (Быт.18.8)?», он дал следующий ответ: «…Как сами они и Владыка их, имея бесплотное естество, казались имеющими тела (потому что через это стали видимы); так представлялись ядущими, не в уста и чрево внося пищу (потому что и тел не вмели), но истребляя ее, как им было угодно. Ибо крайнего неразумия дело – любопытствовать, как совершилось неизреченное».

Могут ли ангелы гневаться?

Среди молитв на сон грядущим есть «Молитва св. Иоанна Дамаскина», текст которой содержит слова, располагающие к мысли, что грешник может прогневать ангелов. Вот эти слова:  «Влады́ко Человеколю́бче, не уже́ли мне одр сей гроб бу́дет, или́ еще́ окая́нную мою́ ду́шу просвети́ши днем? Се ми гроб предлежи́т, се ми смерть предстои́т. Суда́ Твоего́, Го́споди, бою́ся и му́ки безконе́чныя, зло́е же творя́ не престаю́: Тебе́ Го́спода Бо́га моего́ всегда́ прогневля́ю, и Пречи́стую Твою́ Ма́терь, и вся Небе́сныя си́лы, и свята́го А́нгела храни́теля моего́». Как следует понимать слова о возможности прогневать ангелов?

В Священном Писании слово «гнев» нередко употребляется в качестве термина, обозначающего реакцию Божию на совершаемые кем-либо беззакония. И хотя Бог абсолютно неизменен и никогда не переходит из одного состояния в другое, в том числе от спокойствия к гневу, тем не менее, грешник вполне может испытать на себе Божественный гнев. Конечно же, и ангелы могут реагировать на беззаконие таким образом, что их реакция подпадает под обозначение: «гнев» (в противном случае текст этой молитвы не был бы воспринят Церковью). Однако понятие «прогневать ангела» следует понимать духовно.

Разговаривают ли ангелы между собой?

Ангелы общаются между собой. Подобно тому, как одним из средств общения между людьми является язык, условно говорится и о существовании ангельского языка (1Кор.13:1).

***

Ангелы

архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Слово ангел означает вестник. Такое наименование имеют бесплотные духи потому, что они возвещают людям волю Божию. Ангел – это тот, кого Господь может послать с поручением и который в точности исполнит то поручение.

Ангелы обитают везде. Но преимущественно на небе, вокруг Престола Божия. Там, где Бог наиболее открывает им Свою славу, а через них и Свою волю в отношении людей.

Святые отцы Церкви называют их вторыми светами, как бы отблеском Божественного света.

Они – светы вторые! Как это нам понять?! С чем сравнить, чтобы было доступно нашему уму?..

Находясь в непосредственной близи к Богу, Ангелы наполняются восхищением, Божиим величием, Его святостью, мудростью и величайшей любовью Творца вселенной к своему творению.

Некий Божественный свет широкой рекой свободно льётся через них.

В этом образ подлинной святости. Небесные Силы восприняли в себя свет Божий. Преломили его в себе и, отразив и раздробив на множество прекрасных лучей, распространили вокруг себя, отдав людям, способным к его восприятию. И вот в этом отражённом сиянии Божественного света, сиянии неуменьшенном, непотемнённом, но сиянии приумноженном и радостнотворном, приносящем жизнь, мы познаём Бога!

Если бы не Ангелы, мы никогда даже в малой, доступной человеку степени не могли бы ощущать и воспринимать Божественный свет.

Сами мы не способны видеть и ощущать славу Божию – нам нужны посредники, которые так преобразуют её, что она становится доступной и нам.

И вот Ангелы являются для нас этими посредниками.

Ангелы отличаются друг от друга как просвещённостью, так и различной степенью благодати.

Высшую иерархию непосредственно близко стоящих к Богу составляют Ангелы, носящие имена: Серафимы, Херувимы и Престолы. Серафимы соответственно своему имени имеют сердца, пламенеющие любовью к Богу, и возбуждают и других пламенно любить своего Создателя. Серафим – значит пламенный.

Херувимы имеют полноту знания и обилие премудрости. Они озарены обильными лучами света Божия. Им дано знать всё в той степени, в какой могут познавать созданные существа.

Престолы – эти Ангелы столь возвышены и столь озарены благодатию, что Господь обитает в них и через них проявляет Своё правосудие.

Вторая, средняя иерархия состоит из Ангелов, носящих имена: Господства, Силы и Власти. Ангелы Господства учат людей господствовать над своей волей, быть выше всякого искушения, а также противостоять тем злым духам, которые поклялись погубить человека. Силы – это Ангелы, исполненные божественной крепости. Это те духи, через которых Господь совершает свои чудеса. Им дарована Богом способность ниспосылать благодать чудотворения угодникам Божиим, которые при жизни на земле творят чудеса. Власти – Ангелы, имеющие власть укрощать силу бесовскую, отражать вражии искушения. Кроме того, они укрепляют добрых подвижников в их духовных и телесных трудах.

Третья, низшая иерархия включает в себя тоже три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала – чин Ангелов, которым поручено управлять вселенной, охранять отдельные страны и народы и управлять ими. Это Ангелы Народоправители. Их достоинство выше, чем Ангелов Хранителей отдельных людей. Из книги пророка Даниила мы узнаём, что попечение о иудейском народе было вверено Архистратигу Михаилу (см. Дан.10:21). Архангелы – великие благовестники тайн Божиих, всего великого и преславного. Они укрепляют в людях святую веру, просвещая их умы к познанию и разумению воли Божией.

Ангелы (последний, девятый чин иерархии) – светлые духовные существа, ближе всех стоящие к нам и имеющие о нас особое попечение. Более подробно я скажу о них несколько позже. А сейчас кратко об Архангелах.

Из Священного Писания нам известно, что Архангелов, то есть старших Ангелов, начальствующих над всеми остальными, – семь.

В книге Товита (Тов.12:15) мы читаем, что Ангел, беседовавший с ним, сказал: «Я – Рафаил, один из семи Ангелов». И в Откровении Иоанна Богослова говорится о семи духах, которые пред престолом Божиим (см. Откр.1:4). К ним Святая Церковь относит: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила. Предание к ним причисляет и Иеремиила.

  1. Архангел Михаил – первый из верховных Ангелов, поборник славы Божией. Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами. Или изображается один в одежде воина с мечом или копием в руке, попирающий ногами дракона или древнего змия – диавола.
    Так он изображается в память о том, что некогда на небесах было великое противостояние между Ангелами – служителями Божиими и злыми духами – ангелами, отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны.
    Иногда он изображается с копием, верх которого украшает белая хоругвь с крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю.
  2. Архангел Гавриил – провозвестник судеб Божиих и служитель Его всемогущества. Изображается иногда с райской ветвью или с фонарём, внутри которого горит свеча, в одной руке и с зеркалом в другой. Свеча, закрытая в фонаре, означает, что часто судьбы Божии бывают сокрыты до времени их исполнения, но и по исполнении их постигаются только теми, кто внимательно смотрит в зеркало своей совести и слова Божия.
  3. Рафаил изображается с алавастровым сосудом, наполненным целительным маслом. Имя Рафаил означает милосердие, помощь всем страждущим.
  4. Уриил – Архангел света и огня Божия – изображается с опущенной вниз молнией. Он озаряет огнём пламенной любви, просвещает умы людей откровением полезных истин. О нём можно сказать, что он является особенным покровителем людей, посвятивших себя наукам.
  5. Селафиил – Архангел молитвы. Изображается или с чётками в руках, или в молитвенной позе с приложенными в благоговении к груди руками.
  6. Иегудиил – хвала Божия. Изображается с золотым венцом в одной руке и с бичом из трёх шнуров в другой. Венец – для поощрения людей, подвизающихся во славу Божию, а бич для защиты их именем Святой Троицы от врагов.
  7. Варахиил – Архангел Божиих благословений, во время земной жизни посылаемых тем, кто трудится для получения небесных, вечных благословений. Таковы Архангелы.

Таковы Архангелы.

А теперь об Ангелах.

Среди сонма Ангелов находится и Ангел Хранитель каждого из нас. И вот все мы, дорогие мои, должны стремиться к тому, чтобы как можно лучше познать своего Ангела Хранителя, познать настолько, чтобы чувствовать его присутствие близ себя. А для этого необходимо знать нам о нём как можно больше.

Церковь наша учит, что Ангелов Бог создал по Своему образу. Это бесплотные, разумные, чистейшие существа, подобные духу. Они щедро наделены Богом естественными дарованиями: умом, способностью познавать и любить как своего Творца, так и людей, и быть живым образцом Божиих совершенств. Они верные служители Божии, исполнители Его воли. Они не только способны понимать и беседовать друг с другом, но они также понимают и язык наших душ, и поэтому мы можем обращаться к ним в наших молитвах. И в этом залог доступного для каждого из нас тесного непосредственного общения со своим Ангелом Хранителем.

Как говорится в Святом Евангелии, Сын Божий пришёл на землю, чтобы послужить людям, спасти их. И Ангелы посылаются на землю с той же целью – служения людям.

По мнению учителей Церкви, человек создан для того, чтобы восполнить число отпавших ангелов. Следовательно, мы должны войти в Собор Ангелов. А для этого, подумайте, дорогие мои, как чиста и свята должна быть наша жизнь. Как ещё здесь, на земле, мы должны заблаговременно подготавливать себя к сожитию с Ангелами, к вхождению в их светлое и святое собрание. В тот их собор, который мы с вами ныне так торжественно празднуем!

Но для этого мы должны приобрести и мысли, и чувства ангельские. От нас требуется очистить место для любви, приготовить своё сердце для принятия в себя любви сверхъестественной, той любви, которой от нас ждёт Бог.

И это несложно! Живи по евангельским заповедям – и достигнешь необходимого. А они не являются невыполнимыми. И в этом деле опять помогают нам Ангелы, просвещая наш ум познанием Святого Евангелия. Сознавая важность нашего тесного союза с Ангелами, поставим себе, други мои, цель, чтобы каждый прожитый день не разъединял нас, а сближал с Ангелами, особенно с нашим Ангелом-Хранителем.

«Ангел молитвы»

Цитаты об ангеле

«Есть Ангелы и Архангелы, Престолы, Господства, Начала и Власти; но не одни эти сонмы существуют на небесах, а бесконечные полчища и неисчислимые племена, которых не может изобразить никакое слово».
свт. Иоанн Златоуст

«Ангелы, в блаженном созерцании Божества сущии, конечно, знают многие из тайн премудрости Божией, но не все, а (лишь те), какие бывают им открываемы. Планы премудрости Божией в мироправлении и искуплении в Боге сокрыты и открываются ангелам, поскольку сие нужно для исполнения даемых им повелений. Многое же из них, особенно сокровенные причины, дальнейшие цели и то, как что будет по приведении планов в исполнение, остается сокровенным от них. Узнают они это уже из самих событий. События открывают им и тайны, лежащие в основе их».
свт. Феофан Затворник

angel 2 - Ангел
Тимофей Андреевич фон Нефф. Ангел. XIX век

Комментировать

*

2 комментария

  • Ludmila_K, 06.01.2022

    А как нужно относиться к тиражируемым изображениям миленький ангелочков или к дивеевской игрушке, например, изображающей Ангела в виде тётеньки в сарафане и с крыльями? Мне вот кажется, что это неправильно… Разъясните, пожалуйста

    Ответить »
    • Кирилл, 11.04.2022

      Добавили ответ выше:

      Какие чувства испытывает человек, которому является Ангел?
      В Священном Писании мы видим, что явление Ангелов вызывает прежде всего страх.
      “Как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле” (Дан.10:9).
      “Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим (Лк.2:9).
      “Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мёртвые” (Мф.28:2–4).
      Ангелы даже успокаивают людей: “Не бойтесь…” (Лк.1:13; Лк.1:30; Лк.2:10; Мф.28:5 и др.).

      Ответить »
Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки