Array ( )

Неделя пятая Великого поста

Великая вечерня
Утреня
Литургия

Церковнославянский Русский

В СУББОТУ ВЕЧЕРА

В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ

Последование подобне, якоже и в прочих Неделях: в нейже поем и Минеи последование случившагося святаго. Инии же последнейшии предаша пети в сию Неделю последование преподобныя матере нашея Марии Египетския.
Во светильничном по предначинательном псалме и обычном стихословии, на Господи воззвах: поставим стихов 10. И поем Осмогласника стихиры воскресны 3, и Анатолиевы 3, и преподобныя стихиры, подобны 3, творяще я на 4. Глас 6. После предначинательного псалма читаем всю первую кафизму. На Господи воззвах стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных три и четыре из Триоди, из последования преп. Марии Египетской:

Подобен: Всю отложивше:

Глас 6

Тебе убо возбраняше честных взирания, / скверн прежде привлеченное сквернение: / твое же чувство, и твоя богомудрая содеянных совесть, / к лучшим тебе обращение содеяша. / На икону бо воззревши благословенныя Богоотроковицы, / всех покаявшися прегрешений своих всехвальная прежних, / в дерзновении честному Древу поклонилася еси. Тебе препятствовало на святыни взирать / от прежних мерзостей идущее осквернение; / но твое чувство и твое, богомудрая, сознание содеянного / обращение к лучшему в тебе произвели. / Ибо, воззрев на икону благословенной Богоотроковицы / и осознав все свои прежние согрешения, всехвальная, / ты с дерзновением священному Древу поклонилась.
Местом поклонившися радостно святым, / добродетели напутное спасительнейшее, / оттуду прияла еси, и зело потекла еси доброе шествие: / и струю прешедши Иорданскую, / в жилище Предтечево усердно вселилася еси, / и страстей свирепство жительством омрачила еси, / истончавающи в дерзновении, приснопамятная мати, / плотская свойства. Святым местам поклонившись радостно, / добродетели напутствие спасительнейшее ты оттуда приняла, / и весело поспешила прекрасным путем, / и струю перейдя иорданскую, / в обиталище Предтечи с усердием вселилась, / и образом жизни своей укротила необузданность страстей, / истончая с дерзновением, вечно памятная матерь, / плоти излишество.
В пустыню вселившися твоих страстей / образы от души отъяла еси, / боговиднейшее изображение в души написавши, / добродетелей виды: / и толико просияла еси, / яко и водами легко преходити блаженная, / и от земли взиматися в твоих к Богу молениих: / и ныне в дерзновении всеславная Марие / Христу предстоящи, / молися о душах наших. В пустыню вселившись, / ты страстей твоих образы из души изгладила, / боговиднейшее изображение в душе начертав / всяким видом добродетели, / и настолько просияла, / что и по водам переходила легко, блаженная, / и от земли поднималась при твоих к Богу молениях; / и ныне с дерзновением, всеславная Мария, Христу предстоя, / молись о душах наших.
Слава, глас 4: Очудотвори Христе Креста Твоего сила, / яко и яже прежде блудница, / постническим подвигом подвизася: / отнюдуже и немощное отвергши, / доблественно сопротивоста на диавола. / Темже и почесть победы носящи, / молится о душах наших. Слава, глас 4: Сотворила чудо, Христе, Креста Твоего сила, / так что и прежде бывшая блудницей, / подвигом аскезы подвизалась; / оттого и немощь отринув, / она доблестно противостала диаволу. / Потому и награду за победу получив, / ходатайствует о душах наших.
И ныне, Богородичен 1‑й гласа. И ныне, Богородичен: догматик рядового гласа.

На стиховне стихиры Осмогласника.

Стихиры на стиховне октоиха

Слава преподобныя, глас 2: Душевная ловления, / и страсти плотския мечем воздержания посекла еси: / помысла прегрешения / молчанием обучения подавила еси, / и струями слез твоих пустыню всю напоила еси, / и прозябла еси нам покаяния плоды. / Темже твою память / преподобная празднуем. Слава, преподобной, глас 2: Душевные западни и страсти плоти / мечем воздержания ты посекла, / мысли преступные, в молчании упражняясь, подавила / и струями слез твоих всю пустыню оросила, / и произрастила нам покаяния плоды. / Потому мы твою память, преподобная, празднуем.
И ныне, Богородичен, в тойже глас: О чудесе новаго всех древних чудес! / Кто бо позна матерь без мужа рождшую, / и на руку носящую, / всю тварь Содержащаго? / Божие есть изволение, Рождшееся. / Егоже яко Младенца, Пречистая, / Твоима рукама носившая, / и Матерне дерзновение к Нему имущая, / не престай молящи о чтущих Тя, / ущедрити и спасти души наша. И ныне, Богородичен: О, чудо новое, высшее всех древних чудес! / Ибо кто знал матерь, без мужа родившую, / и во объятиях носившую все творение Объемлющего? / Божий замысел – это зачатие. / Ты же, Пречистая, Его как младенца руками Своими державшая, / и материнское дерзновение к Нему стяжавшая, / не переставай молиться о почитающих Тебя, / дабы Он умилостивился и спас души наши.

Отпустительный воскресен.
И преподобныя, глас 8:

Тропарь преподобной, глас 8

Втебе мати известно спасеся еже по образу: / приимши бо крест, последовала еси Христу / и деющи учила еси: презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души вещи безсмертней. / Темже и со ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой. Втебе, матерь, точно сохранилось / то, что в нас по Божию образу: / ибо взяв свой крест ты последовала за Христом, / и делом учила пренебрегать плотью, как преходящей, / заботиться же о душе, творении бессмертном. / Потому и радуется с Ангелами, преподобная Мария, дух твой.
И Богородичен: Иже нас ради рождейся от Девы, / и распятие претерпев, Благий, / испровергий смертию смерть и воскресение явлей яко Бог, / не презри, яже создал еси рукою Твоею. / Яви человеколюбие Твое, Милостиве, / приими рождшую Тя Богородицу, молящуюся за ны, / и спаси, Спасе наш, люди отчаянныя. Богородичен: Ради нас рожденный от Девы / и распятие претерпевший, / ниспровергший смертию смерть / и явивший воскресение как Бог, / не презри, Благой, созданных рукою Твоею; / яви человеколюбие Твое, Милостивый, / прими родившую Тебя Богородицу, ходатайствующую за нас, / и спаси, Спаситель наш, людей отчаявшихся.
Тыяжде и на Бог Господь:

И прочее последование яко обычно.

НА УТРЕНИ

На Бог Господь тропарь воскресный, гласа по дважды.

НА УТРЕНИ

После шестопсалмия Бог Господь: на глас Октоиха, и поем тропарь воскресный.

Слава, тропарь преподобныя, глас 8:

Слава, тропарь преподобной, глас 8

Втебе мати известно спасеся еже по образу: / приимши бо крест, последовала еси Христу / и деющи учила еси: презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души вещи безсмертней. / Темже и со ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой. Втебе, матерь, точно сохранилось / то, что в нас по Божию образу: / ибо взяв свой крест ты последовала за Христом, / и делом учила пренебрегать плотью, как преходящей, / заботиться же о душе, творении бессмертном. / Потому и радуется с Ангелами, преподобная Мария, дух твой.
И ныне, Богородичен: Иже нас ради рождейся от Девы, / и распятие претерпев, Благий, / испровергий смертию смерть и воскресение явлей яко Бог, / не презри, яже создал еси рукою Твоею. / Яви человеколюбие Твое, Милостиве, / приими рождшую Тя Богородицу, молящуюся за ны, / и спаси, Спасе наш, люди отчаянныя. И ныне, Богородичен: Ради нас рожденный от Девы / и распятие претерпевший, / ниспровергший смертию смерть / и явивший воскресение как Бог, / не презри, Благой, созданных рукою Твоею; / яви человеколюбие Твое, Милостивый, / прими родившую Тебя Богородицу, ходатайствующую за нас, / и спаси, Спаситель наш, людей отчаявшихся.
Затем обычное стихословие Псалтири. Седальны Октоиха. После Непорочных тропари: Ангельский сонм: Ипакои. Степенны и прокимен гласа. Все, что дышит: Евангелие воскресное рядовое. Воскресение Христа: Псалом 50. Затем Слава, глас 8: Покаяния врата отверзи мне:
По всем обычнем последовании, каноны 3: воскресный с Богородичным на 6: настоящий Триоди на 4: и преподобныя на 4. Канон первый – Воскресный на 4, Богородичен на 2, Триоди на 4 и преподобной на 4:

Канон на богатаго, и на Лазаря.
Глас 8. Песнь 1.

Канон на богатого и Лазаря,
глас 8. Песнь 1

Ирмос: Воду прошед яко сушу, / и египетскаго зла избежав, / израильтянин вопияше: / Избавителю и Богу нашему поим. Ирмос: По воде пройдя, как по суше:
Оставил мя еси богатству сластей, / веселящемуся на всяк день в сладости богатому. / Темже Тя молю Спасе, / огня мя якоже Лазаря избави. Предоставил Ты мне / предаться богатству наслаждений, / подобно веселившемуся на всякий день в роскоши богатому. / Потому молю Тебя, Спаситель, / от огня меня как Лазаря избавь.
Одеяхся Спасе сластьми, / якоже обложивый себе виссон и злато, и златую одежду, / но мя во огнь якоже онаго, да не послеши. Одет я, Спаситель, услаждениями / как облачавшийся в виссон, и золото, / и златотканную одежду; / но не пошли меня в огонь, как его.
Веселяшеся богатством и сладостию богатый, / древле в житии тленнем: / темже на муки осудися, / нищий орошашеся Лазарь. Веселился богатством и роскошью богатый / некогда в жизни тленной, / потому и был на муки осужден, / нищего же Лазаря роса освежала.
Богородичен: Чини Тя ангел и человек, безневестная Мати, / хвалят непрестанно: / Творца бо сих якоже Младенца / во объятиих Твоих носила еси. Богородичен: Полки Ангелов и смертных / Тебя, Матерь, брака не познавшая, восхваляют непрестанно, / ибо Ты их Творца как младенца / во объятиях Твоих носила.

Другий канон преподобныя,
на 4. Глас 6.

Иной канон преподобной,
глас 6. Песнь 1

Ирмос: Волною морскою / Скрывшаго древле / гонителя мучителя – под землею скрыша / спасенных отроцы; / но мы, яко отроковицы, / Господеви поим, / славно бо прославися. Ирмос: Волною морскою:
Любовию светоносную и божественную твою память празднующему, / свет низпосли ми, / предстоящая преподобная свету неприступному Христу, / искушений всяческих мя жития избавляющи. С любовью светоносную и божественную твою память празднующему, / свет ниспошли мне, преподобная, / предстоящая Свету неприступному – Христу, / от всяческих искушений житейских меня избавляя.
К египтяном плотию отшедый, Неописанный и Превечный, / из Египта показует всесветлую тя звезду, / ведый Господь вся прежде бытия. С египтянами по плоти поселившийся Господь, / Беспредельный и Предвечный, / из Египта являет тебя, всесветлую звезду, / всех Знающий прежде рождения.
Божественных заповедей честная не ведущи, / божественный образ Божий окаляла еси: / Божественным же промыслом паки очистила еси всехвальная, / обожившися деяньми божественными преподобная твоими. Божественных заповедей не зная, досточтимая, / прекрасный образ Божий ты запятнала, / но Божественным промыслом снова очистила его, всехвальная, / обожение стяжав деяниями божественными твоими, преподобная.
Богородичен: О Твоего Боже мой многаго благоутробия, / и неизреченнаго Твоего снизхождения! / Како первее блудницу, Матере Твоея мольбами, / яко чистую и непорочную, ангелом уподобил еси. Богородичен: О великое Твое, Боже мой, милосердие / и неизреченное Твое снисхождение! / Как бывшую блудницу, Матери Твоей мольбами, / чистотою и непорочностью Ты Ангелам уподобил!

Песнь 3.

Ирмос: Ты еси утверждение притекающих к Тебе, Господи, / Ты еси свет омраченных, / и поет Тя дух мой.

Песнь 3

Ирмос: Ты – утверждение:

Лазаря якоже спасл еси от пламене Христе, / тако мене от огня избави геенскаго, / недостойнаго раба Твоего. Как Ты спас Лазаря от пламени, Христе, / так меня избавь от огня геенны, / недостойного раба Твоего.
Богатый страстьми, и сластьми есмь, Господи, / Лазарь же убогий лишением добродетелей, / но спаси мя. Богат я страстями и наслаждениями, Господи, / но как Лазарь беден, ибо добродетелей лишен; / но спаси меня!
В червленицу и виссон облачашеся богатый, сластьми и грехами, / сего ради пламенствуется. В багряницу и виссон богатый облачался, / наслаждениями и грехами, / и потому горит в пламени.
Богородичен: Даждь нам помощь, молитвами Твоими Всечистая, / прилоги отражающи лютых обстояний. Богородичен: Дай нам помощь / мольбами Твоими, Всечистая, / отражая нападения страшных бедствий.
Иный. Ирмос: Тебе, на водах / повесившаго / всю землю неодержимо, / тварь, видевши / на лобнем висима, / ужасом многим содрогашеся, / несть свят, / разве Тебе, Господи, взывающи. Канон преподобной.

Ирмос: Тебя, на водах:

Ко вратом погибели приближшуюся деяньми безместными, / врата прежде адова сокрушивый силою Божества, / врата покаяния тебе отверзает всечестная, / дверь сый Сам живота. Тебе, к вратам погибели / приблизившейся делами непристойными, / Тот, Кто прежде врата ада сокрушил силою Божества, / покаяния врата отверзает, досточтимая, / Сам являясь дверью жизни.
Оружие греха Долготерпеливе прежде бывшую, / оружию Креста Божественнаго поклонением показал еси, / оружия бесов вся, и козни всяко побеждающую, Благоутробне. Орудием греха прежде бывшую, Долготерпеливый, / после поклонения оружию божественного Креста / Ты явил всецело побеждающей / все орудия и козни бесов, Милосердный.
Цену за всех, Свою прежде излиявый кровь, / банею слез чистую тя соделовает, / проказою лютою болевшую злейшаго деяния, / всяко еже быти всем давый. Прежде в выкуп за всех / кровь Свою изливший, / чистой слез купелью делает тебя, / болевшую проказой тяжкою порочнейшего деяния, / всем бытие всецело Даровавший.
Богородичен: Слова всякаго есть вышшее, еже на Тебе Дево: / Слово бо Отчее в Тебе боголепно вселися, / разрешение согрешений всем согрешающим, / словом единем подаваяй. Богородичен: Слова всякого выше / на Тебе, Дева, совершившееся: / ибо в Тебя вселилось, как подобает Богу, Слово Отчее, / разрешение согрешений всем согрешающим / одним словом подающее.

Седален, глас 8. Подобен: Премудрость и слово:

Седален, глас 8

Взыграния вся плотская обуздавши труды постническими, / мужественное явила еси души твоея мудрование. / Крест бо Господень видети возжелавши, / самую себе всечестная мирови распяла еси: / отнюдуже и к желанию ангельскаго жительства / любезно управила еси себе всеблаженная. / Моли Христа Бога, оставление согрешений даровати, / чтущим любовию святую память твою. Все восстания плоти обуздав подвижническими трудами, / ты явила мужественное расположение твоей души. / Ибо, Крест Господень увидеть благочестиво возжелав, / саму себя, славная, для мира ты распяла; / оттого и к ревности о жизни ангельской / усердно побудила себя, всеблаженная. / Потому мы с верою память твою, Мария, празднуем, / прося о щедром даровании нам / прощения согрешений ходатайствами твоими.
Слава, и ныне, Богородичен: Небесная врата и ковчег, всесвятую гору, / светозарный облак воспоим, неопалимую купину, / словесный рай, Евино воззвание, / вселенныя всея великое сокровище: / яко спасение в Ней содеяся мирови, / и оставление древних согрешений. / Тем и вопием Ей: / молися Сыну Твоему и Богу, / согрешений оставление даровати, / благочестно покланяющимся всесвятому Рождеству Твоему. Слава, и ныне, Богородичен: Небесные врата и ковчег, всесвятую гору, / светозарное облако воспоем, / несгорающий терновый куст, духовный рай, / Евы ко спасению призвание, / всей вселенной великое сокровище, / ибо в Ней совершилось спасение мира и прощение древних согрешений. / Потому мы и взываем Ей: “Молись Сыну Твоему и Богу, о даровании отпущения согрешений / благоговейно поклоняющимся всесвятому рождению от Тебя Христа!”

Песнь 4.

Ирмос: Услышах, Господи, / смотрения Твоего таинство, / разумех дела Твоя / и прославих Твое Божество.

Песнь 4

Ирмос: Услышал я, Господи:

Наслаждашеся богатый брашном, и одеяньми веселяся: / Лазарь же насытитися желаше сего трапезы крупиц. Роскошествовал богатый, / пищей и одеждами услаждаясь, / Лазарь же желал насытиться / крохами с его стола.
Пси убо облизоваху языком нищаго Лазаря струпы, / сострадательнейшее бывающе, / богатаго разума ко убогому. Псы лизали языком / нищего Лазаря язвы, / оказываясь нравом сострадательнее к бедному, / чем богатый.
Пред враты валяшеся древле богатаго, Спасе, / Лазарь мучимь язвами убожества, / отонудуже ныне прославляется. Пред вратами богатого некогда / был повержен Лазарь, / мучимый язвами нищеты, / потому, Спаситель, он ныне прославляется.
Богородичен: Егоже родила еси Пречистая, / моли спастися воспевающим Тя, от работы льстиваго, / яко едина еси нам Предстательница. Богородичен: Кого во чреве носила Ты, Пречистая, / моли о спасении воспевающих Тебя / от рабства губителю, / ибо Ты одна наша Покровительница.
Иный. Ирмос: На Кресте Твое / Божественное истощание / провидя, Аввакум, / ужасся, вопияше: / Ты сильных пресекл еси / державу, Блаже, / приобщаяся сущим во аде, яко Всесилен. Канон преподобной.

Ирмос: На Кресте Твое божественное умаление:

Яко Содетель человеческаго естества, / яко милости источник, и благоутробия богатство, / ущедрил еси Человеколюбче прибегницу Твою, / и исхитил еси сию губительнаго зверя. Как Создатель человеческого естества, / как милости источник и благосердия богатство, / пожалел Ты, Человеколюбец, прибегшую к Тебе / и исторг ее от пагубного зверя.
Крест видети потщавшися, / крестным просвещением Марие озарилася еси, / Крестом беседовавшаго, / манием Божественным распеншися мирови досточудная. Крест увидеть поспешив, / крестным просвещением озарилась ты, Мария, / мановением божественным Предавшего Себя на Крест / распявшись для мира, досточудная.
Злых вина первее, сласть лукавая, многим бывши, / аки солнце просиявши, / всем наставница преподобная явися согрешающим. Прежде бывшая для многих виновницей зол / посредством порочного услаждения, / словно солнце просияв, ты явилась, преподобная, / наставницей всем согрешающим.
Богородичен: Ум превозшла еси и небесный, / мысленное небо всех Царя: / законов бо естества вне Чистая / Законодателя и Создателя всех родила еси. Богородичен: Ум превзошла Ты и небесный, / мысленное Небо всех Царя: / ибо помимо естественных законов, Чистая, / Законодателя и Творца всего Ты зачала.

Песнь 5.

Ирмос: Вскую мя отринул еси / от лица Твоего, Свете Незаходимый, / и покрыла мя есть чуждая тьма, окаянного, / но обрати мя и к свету заповедей Твоих / пути моя направи, молюся.

Песнь 5

Ирмос: Для чего Ты отверг меня:

На Авраамлих недрех, Лазаря богатый егда узре, / во свете и славе веселящася, / отче, взываше, Аврааме, помилуй мя / во огни осужденнаго, и языком люте пламенуема. Когда Лазаря на лоне Авраамовом / богатый увидел, во свете и славе веселящимся, / он взывал: “Отче Авраам, помилуй меня! / Во огонь я осужден, и язык мой горит ужасно!”
Насладился еси богатством жития веселяся, / Авраам глаголаше богатому, / отнюдуже мучишися зде вечно во огни сый, / нищий же в веселии нескончаемом радуется Лазарь. “Жил ты в роскоши, о богатстве житейском радуясь”, / Авраам богатому говорил, / “оттого здесь вечно терпишь наказание, находясь в огне, / нищий же Лазарь в радости / нескончаемой веселится”.
Жития прелестию богатый бых, / якоже богатый житие все сластьми иждивый, Человеколюбче, / но молю Твоих щедрот, / еже свободити ми ся огня, якоже спасеся Лазарь. Обольщением житейским я стал богат, / как тот богач, всю жизнь растратив в наслаждениях, Человеколюбец! / Но молю о милосердии Твоем, / да избавлен буду от огня, / как спасен был Лазарь.
Богородичен: Матернее дерзновение к Сыну стяжавши Всечистая, / сроднаго промышления о нас не презри, молимся: / яко Тя и едину, христиане ко Владыце, / умилостивление благоприятное предлагаем. Богородичен: Материнское дерзновение имея к Сыну, Всечистая, / родственным попечением о нас не пренебреги, молим, / ибо мы, христиане, Тебя и одну Тебя / умилостивлением благоприятным к Владыке направляем.
Иный. Ирмос: Богоявления Твоего, Христе, / к нам милостивно бывшаго, / Исаия, Свет видев Невечерний, / из нощи утреневав, взываше: / воскреснут мертвии, / и востанут сущии во гробех, / и вси земнороднии возрадуются. Канон преподобной.

Ирмос: Богоявления Твоего к нам, Христе:

Моисей прославися иногда на Синаи, / Божия задняя таинственно видев преславный, / подписуя странное таинство: / манноприемлющия же стамны ныне, / образу пречистому тепле припадши, / Мария ангельское житие носит. Моисей на Синае некогда прославился, / Бога сзади таинственно увидев, славный, / и начертав необычайное это таинство; / ныне же Мария, как к сосуду с манной / к пречистой иконе горячо припав, / ангельскую жизнь проводит.
Храм благолепия Твоего вожделевши псаломски видети, / умное же селение славы Твоея, Твой храм осквернившая: / умными молитвами Христе, Твоего храма неискусомужныя бывшия, / храм мя вседетельнаго сотвори Духа. Благолепие храма Твоего / и невещественную славы Твоей скинию / возжелала, по псалму, увидеть / храм Твой осквернившая / и невидимыми ходатайствами мужа не познавшей / стала храмом Твоим, Христе. / Соделай же и меня / храмом вседейственного Духа.
Удою плоти, очесы многих уловившая, сластию краткою, / снедь же диаволу сих сотворшая, / уловлена бысть всеистинно / Божественною благодатию Креста честнаго / сладчайшая Христови снедь бывши. Удою плоти глазами многих уловившая / и кратким услаждением / пищей диавола соделавшая их / уловлена была всеистинно / Креста священного божественною благодатию, / став сладчайшею снедью для Христа.
Богородичен: Научен лик пророческий таинству еже в Тебе, / таинственными богоглаголаньми Пречистая, / Тебе многообразно предглагола: / манноприемлющия же стамны ныне, / образу пречистому сия припадши, / Мария споручница грешных к Богу. Богородичен: Хор пророков, посвященный в таинство, / совершившееся в Тебе, / таинственными божественными словами, Пречистая, / о Тебе разнообразно предвозвестил. / Сосуд же вместивший манну / есть то, к чему припала Мария ныне / пречистый образ Поручительницы / за грешных пред Богом.

Песнь 6.

Ирмос: Очисти мя, Спасе, / многа бо беззакония моя, / и из глубины зол возведи, молюся: / к Тебе бо возопих и услыши мя, / Боже спасения моего.

Песнь 6

Ирмос: Очисти меня, Спаситель:

Богатый себе пламеню огненному осуди сластным житием: / убогий же Лазарь нищету избрав в сем житии, / сподобися нескончаемыя радости. Богатый самого себя в пламя огненное осудил / своею жизнью в наслаждениях. / Бедный же Лазарь, избрав в этой жизни нищету, / удостоился нескончаемой радости.
В недрех Авраамлих Лазарь сподобися, / вечнаго живота наслаждаяся: / огню же богатый душею и телом осудися мучася. Лазарь на лоне Авраама удостоен пребывать, / вечной жизнью исполняясь, Христе. / Богатый же был осужден в огонь / терпеть и душой и телом наказание.
Осужден есть во огнь богатый Лазаря ради: / не осуди мене окаяннаго, молюся человеколюбче Господи, / но яко Лазаря, света мя Твоего сподоби. Осужден в огонь богатый из-за Лазаря. / Не осуди же меня, несчастного, / Человеколюбивый Господи, молю, / но удостой меня как Лазаря Твоего света.
Богородичен: Да избавимся лютых прегрешений / молитвами Твоими Богомати Чистая, / и да получим Божественное просвещение, / из Тебе несказанно воплощшагося Сына Божия. Богородичен: Да избавимся от тяжких согрешений / мольбами Твоими, Божия Родительница чистая, / и да получим, Всенепорочная, божественное озарение / от Тебя несказанно воплотившегося Сына Божия.
Иный. Ирмос: Бездна последняя грехов обыде мя, / и, волнения не ктому терпя, / яко Иона, Владыце, вопию Ти: /от тли мя возведи. Канон преподобной.

Ирмос: Крайняя бездна грехов окружила меня:

Радуются, Марие, ангельская воинства, / равное преподобная житие сим в тебе зряще, / и славу Господеви зовут. Радуются, Мария, ангельские воинства, / равное им житие в тебе видя, преподобная, / и славу Господу возглашают.
Ужасаются бесов мрачных состояния, / терпеливаго твоея крепости, / яко жена преславно, и нагая, / и единая сим возмогла еси. Трепещут бесов мрачных сонмища / от силы твоего терпения, / ибо ты, жена одинокая и нагая, / посрамила их предивно.
Просияла еси аки солнце Марие всехвальная, / и пустыню чудесы всю просветила еси. / Темже и мене светом уясни. Просияла ты словно солнце, Мария всехвальная, / и светочами всю пустыню озарила. / Потому и меня твоим светом просвети.
Богородичен: Ангели, просветившеся славою Рождества Твоего, / на земли мир всем нам, / и благоволение человеком, Дево, возопиша. Богородичен: Ангелы, озаренные славою / рождения от Тебя Христа, / на земле мир всем нам / и благоволение людям, Дева, громко возвестили.

Кондак, глас 3. Подобен: Дева днесь:

Кондак, глас 3

Блудами первее преисполнена всяческими, / Христова невеста днесь покаянием явися, / ангельское жительство подражающи, / демоны Креста оружием погубляет. / Сего ради Царствия невеста явилася еси Марие преславная. Прежде различными блудодеяниями исполненная, / ныне через покаяние ты наречена невестою Христовой, / ангельского образа жизни возжелавшая, / демонов оружием Креста поправшая. / Потому явилась ты Царства невестой, / Мария досточтимая!
Икос: Агницу Христову и дщерь песньми восхвалим ныне, / Марию приснопамятную, явльшуюся Египетское овча: / и прелести сих всея избеже, / и едина принесеся Церкви совершенное возращение, / воздержанием и молитвою подвизающися паче меры человеческаго естества. / Темже и возвыси ея и житие и деяние, един Вседержитель, / Марии преславныя. Икос: Агницу Христову и дочь / ныне песнями восхвалим, Марию достославную, / по происхождению – отпрыск египтян, / но всего их заблуждения избежавшую, / и прекрасно принесенную Церкви, как отрасль драгоценная, / в воздержании и молитве подвизавшаяся / выше меры человеческого естества. / Потому и возвысилась ты во Христе жизнью и деянием, / явившись Царства Небесного невестой, / Мария досточтимая!

Синаксарь в неделю пятую Великого поста.

Стихи:

Дух отошёл, плоть же давно удалилась;
Мертвые кости Марии ныне, земля, сокрывай.

Cия, будучи двенадцати лет, оставила своих родителей и, удалившись в Александрию, жила блудной жизнью семнадцать лет. Затем, движимая любопытством, отправилась со многими другими паломниками в Иерусалим, чтобы попасть на праздник Воздвижения Честного Креста.

Там она предалась всякому виду бесчинства и непристойностям и многих увлекла в глубину погибели. Но, желая войти в церковь в день, когда воздвигали Крест, ощутила три и четыре раза некую невидимую силу, возбранявшую ей войти, тогда как бывшее с ней множество народа беспрепятственно входило. Пораженная от этого сердцем, она обещала, что изменит жизнь и умилостивит Бога покаянием. И так, направившись снова в церковь, беспрепятственно вошла в неё. Поклонившись же Честному Древу, в тот же день удалилась из Иерусалима, перешла Иордан, вошла в самую глубину пустыни и прожила в ней сорок семь лет жизнью самой суровой и превышающей возможности человека, наедине молясь Единому Богу. И уже к концу жизни, встретившись с неким отшельником, по имени Зосима, и рассказав ему свою жизнь от начала, попросила его, чтобы он принес ей Пречистые Тайны для причащения, – что тот и сделал на следующий год, в Великий Четверг. Годом же позже, придя снова, Зосима нашел её мертвой, простертой на земле и надпись близ неё, гласящую следующее: “Авва Зосима! Погреби здесь тело убогой Марии. Она умерла в тот день, в который причастилась Пречистых Таин. Молись за меня”. Относится же смерть её к 308 году.

Память этой преподобной совершается 1 апреля, но установлена она и сегодня, так как приближается уже конец Великой Четыредесятницы, чтобы побудить к покаянию легкомысленных и грешных, примером для которых является празднуемая святая.

Песнь 7.

Ирмос: От Иудеи дошедше отроцы / в Вавилоне иногда, / верою троическою пламень пещный попраша, поюще: / отцев Боже, благословен еси.

Песнь 7

Ирмос: Из Иудеи пришедшие юноши:

Иов якоже древле во гноищи червей и кале лежаше, / такоже и пред враты богатаго Лазарь седяше, вопия: / отец Боже благословен еси. Как в древности Иов в гнили, червями полной / и на куче навоза пребывал, / так же и Лазарь пред вратами богатого сидел, взывая: / “Боже отцов, благословен Ты!”
Валяяся пред враты немилосердаго богатаго древле Лазарь, / крупиц желаше его трапезы, но никтоже даяше ему: / и вместо сих обрете Авраамля недра. Брошенный пред вратами богача немилосердного, / Лазарь некогда желал крошек с его стола, / и никто не давал ему; но вот, / вместо них обрел он недра Авраама.
Немилосердаго богатаго части, Христе мой избави мя, молюся, / и убогому Лазарю счинив мя, вопити Тебе благодарно сподоби: / отец наших Боже благословен еси. От участи немилосердного богатого / избавь меня, Христе мой, молю, / и к нищему Лазарю присоединив меня, / удостой благодарно взывать Тебе: / “Отцов наших Боже, благословен Ты!”
Богородичен: Из утробы девственныя Воплотивыйся, явился еси на спасение наше. / Темже Твою Матерь ведуще Богородицу, благодарно зовем: / отец наших Боже благословен еси. Богородичен: Из чрева девственного воплотившись, / Ты явился для спасения нашего. / Потому, зная Матерь Твою, как Богородицу, / мы благодарно восклицаем: / “Отцов наших Боже, благословен Ты!”
Иный. Ирмос: Отроцы в Вавилоне / пещнаго пламене не убояшася, / но, посреде пламене ввержени, / орошаемы пояху: / благословен еси Господи / Боже отец наших. Канон преподобной.

Ирмос: Отроки в Вавилоне:

Превеликий во отцех, обхожда пустыню, Зосима мудрый, / преподобную видети сподобися: / благословен еси, зовет же, Боже отец наших. Величайший среди отцов, Зосима мудрый, / по пустыне странствуя, удостоился / преподобную увидеть и взывает: / “Благословен Ты, Боже отцов наших!”
Что отче, странное всякия добродетели детельныя, / видети пришел еси женище? / преподобная вопияше старцу: / благословен еси, зовет же, Боже отец наших. “Что ты, отче, пришел увидеть немощную жену, / чуждую всякой действенной добродетели?” / преподобная возглашала старцу; но он взывал: / “Благословен Ты, Боже отцов наших!”
Умертвивши блаженная страстей твоих взыграния, / к безстрастия ныне устремилася еси пристанищу, зовущи: / благословен еси Господи Боже отец наших. Умертвив, блаженная, восстания твоих страстей, / к пристани бесстрастия ты ныне причалила, взывая: / “Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших!”
Богородичен: Зачала еси неизреченно, Дева пребывши Пречистая, / и родила еси мирови спасение, Христа Бога нашего: / темже Тя вси песньми вернии величаем. Богородичен: Зачала Ты неизреченно, / оставшись Девою, Пречистая, / и во чреве носила миру спасение Христа Бога нашего; / потому все мы, верные, / Тебя песнопениями величаем.

Песнь 8.

Ирмос: Седмерицею пещь / халдейский мучитель / Богочестивым неистовно разжже, / силою же лучшею спасены, сия видев, / Творцу и Избавителю вопияше: / отроцы, благословите, / священницы, воспойте, / людие, превозносите во вся веки.

Песнь 8

Ирмос: Семикратно печь:

Во одежду багряную и виссон, и порфиру / богатый древле облачашеся светло окаянный: / убогий же Лазарь во вратех сего люте лежаше, / крупиц падающих трапезы хотя насытитися, / и никтоже подаяше ему: / темже в славе Христу сцарствует. В одежду багряную и виссон с порфирой / богач жалкий некогда пышно облачался; / нищий же Лазарь во вратах его / тяжко бедствуя лежал, / крупицами, падающими со стола насытиться желая, / и никто ему не подавал. / Потому он во славе со Христом царствует.
Во вратех лежаше богатаго Лазарь, согнив телом ранами, / и хотяше насыщатися снеди, и никтоже даяше ему, / но и пси сострадательно языком облизоваху гной и струпы его. / Темже в раи сладости сподобися. Во вратах богатого лежал Лазарь, / телом от ран согнивший, / и пищею желал насытиться, / и никто не давал ему; / и только псы сострадательно облизывали языком / язвы его и струпья. / Потому наслаждения в раю он удостоился.
В сластех обогатех, якоже древле богатый, / облачаяся на всяк день в багряницу: и аз Многомилостиве, / в сладости жития сего себе осуждаю, сластьми и прелестьми. / Темже молюся Тебе, / от огня избавитися Христе вечнаго, во вся веки. Наслаждениями я обогатился, / как в древности богач, / облачавшийся ежедневно в багряницу. / И я, Многомилостивый, в роскоши жизни сей / самого себя осуждаю / удовольствиями и развлечениями. / Потому молю Тебя, Христе, об избавлении / от огня вечного на все века.
Троичен: Трисветлое Божество, единственную сияющую зарю, / от единаго триипостаснаго Естества, / Родителя безначальна, / единоестественна же Слова Отцу, / и сцарствующа единосущна Духа, / дети благословите, священницы воспойте, / людие превозносите во вся веки. Троичен: Трисветлое Божество, единое Сияние, / блистающее от одного Естества в трех Ипостасях: / Родителя безначального, / и единое с Ним естеством Слово Отчее, / и вместе с Ними царствующего единосущного Духа, / отроки, благословляйте, священники, воспевайте, / люди, превозносите во все века.
Иный. Ирмос: Ужаснися, бояйся, Небо, / и да подвижатся / основания земли: / се бо в мертвецех вменяется / в Вышних Живый / и во Гроб мал / странноприемлется. / Егоже, отроцы, благословите, / священницы, воспойте, / людие, превозносите во вся веки. Канон преподобной.

Ирмос: Изумись в трепете небо:

Глубины сердца испытуяй, / прежде бытия предведый вся наша, / нужнаго жития исхитил еси прибегшую к Тебе Спасе, / нуждно Твоему человеколюбию вопиющую немолчно: / священницы благословите, / людие превозносите во вся веки. Испытывающий глубины сердца, / прежде бытия Знающий все наши дела / от бурной жизни Ты похитил прибегшую к Тебе, Спаситель, / твердо Твоему человеколюбию взывавшую не умолкая: / “Священники, благословляйте, / люди превозносите во все века!”
О изменения честнаго, к лучшему преложения твоего честная! / О любве Божественныя, возненавидевшия плотския сласти! / О веры горящия и Божественныя, всехвальная Марие! / Юже верно хвалим, и превозносим во веки. О изменение священное, / переход твой к лучшему, досточтимая! / О любовь божественная, возненавидевшая плотские наслаждения! / О вера, горящая и божественная Марии всехвальной, / которую мы с верою восхваляем / и превозноси во все века.
Обрела еси болезней возмездие, / и трудов твоих воздаяние честная Марие, / имиже низложила еси убийцу врага: / и ныне со ангелы зовеши, песнь немолчно вопиющи, / и превозносящи Христа во веки. Обрела ты за труды награду, / и за муки твои воздаяние, досточтимая Мария: / ими низложила ты убийцу-врага / и ныне с Ангелами возглашаешь песнь, взывая не умолкая / и превознося Христа вовеки.
Богородичен: Всего обнови мя благости ради, во утробе Твоей Чистая, / не растлив обоего естества свойств, / яко всех веков Владыка: / отнюдуже Тя, яко вину нашего спасения, / песньми поем во вся веки. Богородичен: Всего меня обновил во чреве Твоем, Чистая, / по Своей благости Владыка всех веков, / не нарушив свойств каждого из естеств. / Потому Тебя, как виновницу нашего спасения, / мы славим песнопениями во все века.

Песнь 9.

Ирмос: Тя Неискусобрачную Матерь Бога Вышняго: / Тя паче ума рождшую словом воистинну Бога, / вышшую пречистых сил, / немолчными славословлении величаем.

Песнь 9

Ирмос: Истинно Богородицей Тебя исповедуем:

Убогаго мя Лазаря Христе, молюся, соделай, / сластей возжеления моя потребляя, яко естеством Бог: / добродетельми же мя богата сотвори, / да верою в песнопениих величаю Тя. Бедного Лазаря сотвори из меня, Христе, прошу, / стремления к наслаждениям во мне истребляя, / как Бог естеством: / добродетелями же богатым меня соделай, / чтобы я с верою в песнопениях величал Тебя.
Богатый и немилосердый, ум мой презрех, / верою Твоих заповедей Человеколюбче, / пред враты повержен люте, / но яко сострадателен и любощедр возстави, / якоже древле четверодневнаго друга Лазаря. Богатый и немилосердный, я ум свой презрел, / не веруя заповедям Твоим, Человеколюбец, / и пред вратами повержен бедственно; / но как сострадательный и любящий милосердие, меня воздвигни / как некогда воскресил из сострадания на четвертый день / друга Своего Лазаря.
Вси извыкохом притче Владычней, / вси убо вернии возненавидим богатаго немилосердное, да муки избегнем, / и в недрех Авраамлих присно ликуим. Все мы поняли Владыки притчу. / Итак, возненавидим, все верные, немилосердие богатого, / чтобы вечного наказания избегнуть / и на лоне Авраама непрестанно ликовать.
Богородичен: Тя невидимаго Бога носившую объятии, / на небесех певаемаго от всякия твари, / и Тобою нам дарующаго всегда спасение, / в вере величаем. Богородичен: Тебя, носившую во объятиях невидимого Бога, / на небесах воспеваемого всем творением, / и через Тебя нам дарующего спасение всегда, / мы с верою величаем.
Иный. Ирмос: Не рыдай Мене, Мати, / зрящи во Гробе, / Егоже во чреве без семене зачала еси, Сына: / востану бо, / и прославлюся, / и вознесу со славою / непрестанно яко Бог / верою и любовию Тя величающия. Канон преподобной.

Ирмос: Не рыдай надо Мною, Матерь:

Удобь претерпела еси, мати, пустынный труд, / укрепляема державною силою Христовою: / скверная бо помышления находящая, / струями божественных слез угасила еси чистая, / постников высото, преподобных похвало. Легко перенесла ты, матерь, труд в пустыне, / наставляемая могущественною силою Христа: / ибо находящие скверные помышления / струями божественных слез угасила ты, священная, / подвижников совершенство, преподобных похвала.
Пресветлейшими лучами, / просвещает тя едина свет рождшая Христа, Дева и Чистая: / страшную врагом тя поставляет честная: / явственную же всем Марие являет тя, / страдалец красото, преподобных утверждение. Светлейшими лучами просвещает тебя Дева и чистая, / одна родившая Свет Христа, / делая тебя страшной для врагов, священная, / и известной всем, Мария, тебя являет, / подвижников красота, преподобных утверждение.
Оставивши мудренно земная вся, / жилище честное Духа явилася еси: / мирских убо лютых свободитися, / моли единаго Христа свободителя, / верно совершающим Божественную память твою. Оставив благоразумно все земное, / священным жилищем Духа явилась ты; / итак, моли Христа, единого Освободителя, / от страшных бед мирских освободить / с верою совершающих божественную память твою.
Богородичен: Законов естества Дево, паче естества утаившися, / новое Отроча на земли родила еси Чистая, / Законодавца суща и Ветха деньми, / мысленное небо всех Творца: / тем верою и любовию Тя ублажаем. Богородичен: От законов естества, Отроковица, / утаившись сверхъестственно, / Дитя юное Ты, Чистая, носила во чреве на земле, / Законодателя истинного и Древнего Днями. / Потому Тебя, Мысленное Небо всех Творца, / мы с верою и любовию восхваляем.

Светилен воскресный.
Таже преподобныя. Подобен: Небо звездами:

Ексапостиларий воскресный и затем
из Триоди преподобной:

Образ покаяния тебе имуще всепреподобная Марие, Христа моли, / во времени Поста, сему нам дароватися, / яко да в вере и любви, тя песньми восхвалим. Слава: Примером покаяния имеем мы тебя, / преподобнейшая Мария! / Моли Христа во время поста и нам его даровать, / чтобы мы с верою и любвью / тебя в песнях восхваляли.
Богородичен: Сладосте ангелов, скорбящих радосте, христиан предстательнице, / Дево Мати Господня, / заступи нас, и избави вечных мук. И ныне, Богородичен: Услада Ангелов, скорбящих радость, / христиан Заступница, Дева Матерь Господня, / защити нас и избавь от вечных мук.

На хвалитех стихиры
воскресны, Осмогласника 4, и Анатолиевы 4.

На “хвалите” стихиры
воскресные Октоиха 4, восточные 4 и Триоди 1:

Таже глаголем стих: Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца. Стих: Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, / не забудь бедных Твоих до конца. Пс 9:33
И поем самогласен, глас 1: Несть Царство Божие пища и питие, / но правда и воздержание со святостию. / Темже не богатии внидут в не, / но елицы сокровища своя в руки нищих влагают. / Сия и Давид пророк учит глаголя: / праведен муж милуяй весь день, / наслаждаяйся Господеви, / и во свете ходяй не поткнется. / Сия же вся к наказанию нашему писашася, / яко да постящеся благостыню творим, / и даст нам Господь вместо земных небесная. Глас 1: Царство Божие не пища и питие / но праведность и воздержание с освящением. / Потому не богатые войдут в него, / но те, кто в руки бедных отдают свои сокровища. / Этому и Давид пророк учит, говоря: / “Праведен муж, милующий весь день, / наслаждающийся Господом / и во свете ходящий, который не преткнется”. / Все же это к вразумлению нашему написано, / чтобы мы, постясь, творили добрые дела, / и даст нам Господь вместо благ земных небесные.
Слава, паки тойже. Слава: повторяем то же.
И ныне: Преблагословенна еси: Славословие великое. И отпуст. Слава, и ныне, стихира евангельская, и час 1‑й. И ныне, глас 2: Преблагословенна Ты, Богородица Дева: Славословие великое и отпуст.

НА ЛИТУРГИИ

НА ЛИТУРГИИ

Блаженна гласа. Блаженны гласа.

Тропарь преподобныя, глас 8:

Тропарь преподобной, глас 8

Втебе мати известно спасеся еже по образу: / приимши бо крест, последовала еси Христу / и деющи учила еси: презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души вещи безсмертней. / Темже и со ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой. Втебе, матерь, точно сохранилось / то, что в нас по Божию образу: / ибо взяв свой крест ты последовала за Христом, / и делом учила пренебрегать плотью, как преходящей, / заботиться же о душе, творении бессмертном. / Потому и радуется с Ангелами, преподобная Мария, дух твой.

Слава, кондак, глас 3. Подобен: Дева днесь:

Слава, кондак, глас 3

Блудами первее преисполнена всяческими, / Христова невеста днесь покаянием явися, / ангельское жительство подражающи, / демоны Креста оружием погубляет. / Сего ради Царствия невеста явилася еси Марие преславная. Прежде различными блудодеяниями исполненная, / ныне через покаяние ты наречена невестою Христовой, / ангельского образа жизни возжелавшая, / демонов оружием Креста поправшая. / Потому явилась ты Царства невестой, / Мария досточтимая!
И ныне: кондак воскресный гласа. И ныне: кондак воскресный гласа.
Прокимен по гласу Апостола. Прокимен гласа.

И преподобныя, прокимен, глас 4:

И преподобной, прокимен, глас 4:

Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев. Дивен Бог во святых Своих; Бог Израилев.

Апостол
ко Евреем, зачало 321 от полу:

Апостол
Послание к Евреям, зачало 321Б

Братие, Христос пришед Архиерей грядущих благ, большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, сиречь, не сея твари, ни кровию козлею, ни тельчею, но Своею Кровию, вниде eдиною во святая, вечное искупление обретый. Аще бо кровь козлия и тельчая, и пепел юнчий кропящий осквернeныя, освящает к плотней чистоте, кольми паче Кровь Христова, Иже Духом Святым Себе принесе непорочна Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, во eже служити нам Богу живу и истинну. Братья, Христос, придя как Первосвященник будущих благ, чрез большую и совершеннейшую скинию, нерукотворенную, то есть не этого творения, и не чрез кровь козлов и тельцов, но чрез собственную кровь, – вошел раз навсегда во святилище, приобретя вечное искупление. Ибо, если кровь козлов и быков и пепел телицы окроплением оскверненных освящает к чистоте плоти, – тем более кровь Христа, Который Духом вечным принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мёртвых дел для служения Богу Живому и Истинному. Евр 9:11–14

И преподобныя,
к Галатом, зачало 208:

Апостол преподобной
Послание к Галатам, зачало 208А

Братие, прежде пришествия веры, под законом стрегоми бехом, затворени в хотящую веру открытися. Темже закон пестун нам бысть во Христа, да от веры оправдимся. Пришедши же вере, уже не под пестуном eсмы. Вси бо вы сынове Божии eсте верою о Христе Иисусе: eлицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Несть Иудей, ни eллин; несть раб, ни свободь; несть мужеский пол, ни женский; вси бо вы eдино eсте о Христе Иисусе. Аще ли вы Христовы, убо Авраамле семя eсте, и по обетованию наследницы. Братья, прежде, чем придти вере, мы были заключены под стражей Закона в ожидании будущего откровения веры, так что Закон стал для нас детоводителем ко Христу, чтобы нам быть оправданными верою; а когда пришла вера, мы уже не под властью детоводителя. Ибо все вы чрез веру – сыны Божии во Христе Иисусе. Ибо вы, которые были крещены во Христа, все вы облеклись во Христа. Нет Иудея, ни Эллина, нет раба, ни свободного, нет мужчины и женщины; ибо все вы – одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, значит вы – семя Авраамово, по обещанию наследники. Гал 3:23–29
Аллилуиа гласа. Аллилуия гласа.

Евангелие от Марка,
зачало 47:

Евангелие от Марка,
зачало 47

Во время оно, поят Иисус oбанадесять, начат им глаголати, яже хотяху Eму быти, яко, се, восходим во Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет архиереом и книжником, и осудят Eго на смерть, и предадят Eго языком. И поругаются Eму, и уязвят Eго, и оплюют Eго, и убиют Eго, и в третий день воскреснет. И пред Ним приидоста Иаков и Иоанн, сына Зеведеeва, глаголюща: Учителю, хощева, да eже аще просива, сотвориши нама. Oн же рече има: что хощета, да сотворю вама? Она же реста Eму: даждь нам, да eдин одесную Тебe, и eдин ошуюю Тебe сядева во славе Твоей. Иисус же рече има: не вестася, чесо просита. Можета ли пити чашу, юже Аз пию, и крещением, имже Аз крещаюся, креститися? Она же реста Eму: можева. Иисус же рече има: чашу убо, юже Аз пию, испиета, и крещением, имже Аз крещаюся, креститася. А eже сести одесную Менe и ошуюю, несть Мне дати, но имже уготовано eсть. И слышавше десять, начаша негодовати о Иакове и Иоанне. Иисус же призвав их, глагола им: весте, яко мнящиися владети языки, соодолевают им, и велицыи их обладают ими. Не тако же будет в вас, но иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга. И иже аще хощет в вас быти старей, да будет всем раб. Ибо Сын Человечь не прииде, да послужат Eму, но да послужит, и дати душу Свою избавление за многи. В то время, отозвав Двенадцать, Иисус начал говорить им о том, что предстоит Ему: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и приговорят Его к смерти, и предадут Его язычникам; и надругаются над Ним, и оплюют Его, и будут бичевать Его, и убьют, и через три дня Он воскреснет. И подходят к Нему Иаков и Иоанн, два сына Зеведеева, и говорят Ему: Учитель, хотим, чтобы Ты сделал нам то, о чем мы Тебя попросим. Он сказал им: что вы хотите, чтобы Я сделал вам? Они же сказали Ему: дай нам сесть одному по правую Твою сторону, а другому по левую, во славе Твоей. Иисус же сказал им: не знаете, чего просите; можете ли пить чашу, которую Я пью, или крещением, которым Я крещусь, креститься? Они сказали Ему: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а сесть по правую Мою сторону или по левую – не Я даю, но кому уготовано. И услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. И призвав их, Иисус говорит им: вы знаете, что те, которые считаются начальниками над народами, господствуют над ними, и вельможи их показывают над ними свою власть; но не так между вами. Но, кто хочет стать великим между вами, пусть будет вам слугой; и кто хочет между вами быть первым, пусть всем будет рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить и дать душу Свою как выкуп за многих. Мк 10:32Б-45

И преподобныя, от Луки,
зачало 33:

Преподобной Евангелие
от Луки, зачало 33

Во время оно, моляше Иисуса некий от фарисeй, да бы ял с ним: и вшед в дом фарисеов, возлеже. И се жена во граде, яже бе грешница, и уведевши, яко возлежит во храмине фарисеове, принесши алавастр мира. И ставши при ногу Eго созади, плачущися, начат умывати нозе Eго слезами, и власы главы своея отираше, и облобызаше нозе Eго, и мазаше миром. Видев же фарисей возвавый Eго, рече в себе, глаголя: Сей аще бы был пророк, ведел бы кто и какова жена прикасается Eму, яко грешница eсть. И отвещав Иисус рече к нему: Симоне, имам ти нечто рещи. Oн же рече: Учителю, рцы. Иисус же рече: два должника беста заимодавцу некоему, eдин бе должен пятиюсот динарий, другий же пятиюдесят. Не имущема же има воздати, oбема отда. Который убо eю, рцы, паче возлюбит eго? Отвещав же Симон рече: мню, яко eмуже вящше отда. Oн же рече eму: право судил eси. И обращься к жене, Симонови рече: видиши ли сию жену? Внидох в дом твой, воды на нозе Мои не даде, сия же слезами облия Ми нозе, и власы главы своея отре. Лобзания Ми не даде, сия же, отнелиже внидох, не преста облобызающи Ми нозе. Маслом главы Моея не помаза: сия же миром помаза Ми нозе. Егоже ради, глаголю ти: отпущаются греси eя мнози, яко возлюби много, а eмуже мало оставляется, меньше любит. Рече же eй: отпущаются тебе греси. И начаша возлежащии с Ним глаголати в себе: кто Сей eсть, иже и грехи отпущает? Рече же к жене: вера твоя спасе тя, иди в мире. В то время просил Иисуса некто из фарисеев вкусить с ним. И войдя в дом фарисея, Он возлег. И вот, женщина, которая была известна в городе, как грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алебастровый сосуд с миром и, став сзади у ног Его, начала, плача, обливать ноги Его слезами и волосами головы своей отирала, и целовала ноги Его, и мазала миром. Увидев это, фарисей, пригласивший Его, сказал самому себе: Этот, если бы Он был пророк, знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, потому что она грешница. И Иисус ему ответил: Симон, Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. У некоего заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят. Так как им нечем было заплатить, он простил обоим. Кто же из них больше возлюбит его? Симон ответил: полагаю, что тот, кому он больше простил. Он же сказал ему: ты правильно рассудил. И обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я вошел к тебе в дом: ты воды Мне на ноги не дал, она же слезами облила Мне ноги и отерла волосами своими; ты целования Мне не дал, она же, с тех пор, как Я вошел, не переставала целовать Мне ноги; ты елеем головы Моей не помазал, она же миром помазала ноги Мои. Поэтому говорю тебе: прощены грехи ее многие за то, что она возлюбила много. А кому мало прощается, тот мало любит. И Он сказал ей: прощены твои грехи. И начали возлежащие с ним говорить самим себе: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром. Лк 7:36–50

Причастен:

Хвалите Господа с Небес, хвалите Его в Вышних. Другий: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится.

Причастен:

Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Иной: В вечной памяти будет праведник, от злой молвы не убоится. Пс 148:1; 111:6Б–7А

На трапезе учреждаемся, якоже и в прежних Неделях.