Розы без шипов не бывает, и долгожданные каникулы – не только радость, восторг, вольница и отдохновение. Каникулы тоже несут с собой трудности и переживания для всей семьи. Иные, чем во время учебного года, но несомненные. И, к счастью, преодолимые.
Когда младший школьник впервые в жизни отправляется в летний лагерь – это замечательно. Но не так уж просто для ребенка. Какие «узкие места» могут подстеречь его на новом и таком интересном этапе жизненного пути? Как помочь ему включиться в новую обстановку? Как подготовить к поездке, чтобы она не обернулась отчаянными звонками домой: заберите меня скорей отсюда!
Трудности адаптации
Любая смена условий жизни и знакомого окружения создает новую ситуацию, требующую адаптации. Летний лагерь не исключение. Кандидат психологических наук Елена Соловцова провела специальное исследование, посвященное самочувствию ребенка в летнем лагере, по результатам которого родителям могут быть предложены немаловажные советы и предупреждения.
Младшие школьники, как и дошкольники, нелегко переживают разлуку с домом, особенно в первый раз. Однако, младшеклассники уже приобрели навыки самостоятельности и способны на время оторваться от семьи. Но чтобы ребенок не чувствовал себя в лагере несчастным и брошенным, надо заранее все обдумать. И, прежде всего, взглянуть на него как бы со стороны. Он какой – уверенный, самостоятельный или несамостоятельный, робкий? Заводила или тихоня? Чего боится, не переносит, остерегается, избегает? Умеет ли постоять за себя и как именно? Не драчун ли? Легко ли сходится со сверстниками? Нежный, ранимый или устойчивый, «толстокожий»?
Если ребенок бойкий, энергичный и самостоятельный, он и в семь лет легко адаптируется в незнакомом месте. А тихий, робкий, домашний и в девять лет будет постоянно «сжиматься» в непривычной обстановке.
Новичок, который никак не может приспособиться к новым обстоятельствам и новому окружению, может стать агрессивным и упрямым, чрезмерно возбудимым, неспособным сосредоточиться. Испытывая болезненное чувство своего отличия от других детей, ребенок стремится спрятаться, уединиться, у него возникают частые перепады настроения, внезапные слезы. Могут даже появиться давно забытые «малышовские» беды: обгрызание ногтей, сосание пальца, энурез. Несчастный в лагере ребенок способен предпринять попытку сбежать домой.
А хочет ли он ехать?
Симптомы тревожности могут проявляться у младшего школьника и до прибытия в оздоровительный лагерь. Подчас это связано с опасениями самих родителей. Первый раз всегда все сложно, неизвестность пугает практически во всех начинаниях, так как одна из базовых потребностей человека – потребность в безопасности.
Поэтому мамы и папы должны поговорить с ребенком, выяснить, что его волнует, есть ли вообще желание ехать в лагерь, поскольку личный мотив – принципиальный момент в психологической подготовке к новым условиям. Если ребенок уже слышал от других детей, что такое лагерь и что там много интересного, то у него, возможно, уже создана позитивная мотивация. Тогда родителям надо только поддержать в ребенке этот положительный заряд. Если же ребенок не знает, что его ждет, и чувствует родительскую тревогу, ему будет труднее адаптироваться в новых условиях. Тревогой родителей заражаются практически все младшеклассники. Поэтому чем спокойнее взрослые будут реагировать на его отъезд, тем легче ребенок воспримет разлуку и новые условия.
Хорошим выходом будет решение семьи отправить ребенка в лагерь не в одиночку, а с другом или подругой, братом или сестрой – родными или двоюродными. Знакомый, близкий человек рядом – это огромное облегчение.
«Тихий час» и дисциплина
Родителям необходимо собрать как можно больше информации о лагере: где находится, какие условия, кто будет воспитателем, какие развлечения ожидают маленьких отдыхающих, когда можно приезжать к ребенку, можно ли на время забирать его домой. Заранее узнайте, чем будет занят ребенок в поездке, будет ли рядом кто-нибудь из знакомых взрослых.
Обдумайте, в каких ситуациях малышу придется оказаться впервые: например, умеет ли он сам разложить вещи из рюкзака и вновь сложить их? Предусмотрите, обсудите с сыном или дочерью или прямо прорепетируйте эти ситуации. Соберите вещи вместе с ребенком, чтобы он сам мог решить, что хотел бы надевать и как выглядеть.
Поговорите с вожатым, с воспитателем, расскажите об особенностях вашего ребенка. Если он застенчивый, пугливый, медлительный, «мелкий» или «длинный» – это тоже может послужить основанием для трудностей адаптации, но вожатые и воспитатели в силах сгладить возможные неприятности. Предупредите о пищевых предпочтениях ребенка. Конечно, для него не будут организовывать какое-то особенное меню и готовить отдельно, но если, например, ребенок не переносит цитрусовых, потому что они вызывают у него аллергическую реакцию, об этом обязательно должны знать воспитатели.
Отдельный и непростой вопрос – «тихий час». Надо заранее выяснить, как организован в лагере дневной отдых. И сегодня, увы, есть такие лагеря, где детей после обеда укладывают в постель под страхом наказания. Для младшего школьника, который дома уже давно отвык днем спать, это будет тяжкой нагрузкой. Да и вообще: какая в лагере ожидается дисциплина – дружеская к ребенку или «казарменная»? Вожатый – кто он будет: старший товарищ или «надзиратель»? Безопасность, разумеется, прежде всего, но разве она создается окриками и угрозами?
Один из самых важных вопросов накануне отъезда – здоровье. Даже самые коммуникабельные дети могут побояться или постесняться подойти к взрослому с какой-то неприятностью. Поэтому младшим школьникам нужно подробно рассказать, как действовать. Посоветовать немедленно обращаться, если что-то нехорошее почувствовал, к медсестре или воспитателю. Напомните малышу похожие ситуации из прошлого опыта: «Помнишь, был случай, как у тебя голова заболела… затошнило… в горле царапало…» Такие примеры нагляднее, чем общее «если у тебя что-то заболит».
Еще немаловажным при адаптации детей к новым условиям является то, что многие воспитатели приезжают в лагерь со своими детьми. Другие дети обычно с завистью смотрят на детей воспитателей, порой ненавидя их только за то, что они при маме. Это проблема и для мам-воспитателей, и для их детей (они либо изгои, либо перед ними заискивают), и для других в отряде (ведь дети скучают по родителям). Конечно, если есть возможность поехать со своим ребенком в лагерь, используйте ее, но тогда лучше, если ребенок будет в другом отряде. А в родительский день уделите ему максимум внимания.
На оптимистический лад
Обычно ребенок осваивается на новом месте и включается в новую компанию через неделю после прибытия в оздоровительный лагерь. На этот период приходится самое большое количество звонков с просьбами «забрать домой». Психологи рекомендуют родителям не поддаваться унынию ребенка, постараться настроить его на оптимистичный лад, убедить в том, что он уже взрослый и родители гордятся его самостоятельностью. Позавидуйте его поездке. Скажите, что мы, взрослые, слишком заняты, чтобы позволить себе такой отдых. Попросите ребенка привезти для вас побольше фотографий. Порекомендуйте вести маленький дневничок, чтобы и самому потом вспомнить о ребятах, о вожатых, о походах и с мамой и папой поделиться.
Как правило, со второй недели пребывания в лагере, когда ребенок обзаводится друзьями, начинает активно участвовать в лагерной жизни, звонки домой вообще прекращаются. Этот момент тоже необходимо обсудить заранее. Отправляя ребенка в поездку, необходимо доступно, но подробно объяснить, сколько денег на его мобильном счету, сколько стоят входящий и исходящий звонки, как часто он должен выходить на связь. С мобильными вызовами бывает связано и неправильное поведение родителей, которые постоянным трезвоном мешают детям войти в самостоятельную жизнь. Неспокойно и неуютно будет чувствовать себя ребенок, которому мама каждый час звонит с вопросами: что и как он ел, что на нем надето, что делает сейчас и что собирается делать? Не нужно теребить ребенка попусту.
Еще одна трудность адаптации сегодняшних наших «технических» детей – то, что они слишком привязаны к телевизору и компьютеру. В лагере у них не будет возможности часами сидеть перед экраном или монитором. Это, разумеется, очень хорошо. Дети скоро втянутся в общение, но сначала без любимых стрелялок будут чувствовать, что им чего-то недостает.
Собираем вещи
Что дать ребенку с собой? На родительских сборах перед отправкой в лагерь воспитатели обязательно объяснят все особенности необходимого багажа, но общие требования неизменны. Ребенку понадобятся джинсы, шорты, футболки, платья, сарафаны; нижнее белье – майки, трусы, носки, колготки; спортивный костюм, купальник или плавки, сланцы; бейсболка, панамка; предметы личной гигиены: зубная паста и щетка, мыло в мыльнице или жидкое мыло, шампунь, расческа, туалетная бумага, детская косметика; обувь: сменная для помещений, на каждый день, выходная, спортивная. Не забудьте средство от комаров. И конечно, пригодятся ручка, блокнот, заветная книжка, мелкие сувениры, значки, открытки. А если ребенок достаточно самостоятельный, аккуратный и технически грамотный, то и любимая аудиокассета, плейер, фотоаппарат. Надо ли давать ребенку в лагерь деньги? Если в семье есть такая возможность, то конечно. В разумных пределах. Деньги могут понадобиться для индивидуального и коллективного фотографирования, во время экскурсионных поездок за пределы лагеря, на покупку сладостей и сувениров.
В общем, все будет хорошо. В условиях летнего лагеря дети учатся самостоятельности, избавляются от страхов и комплексов, приобретают навыки группового взаимодействия, приучаются к разумной дисциплине. И конечно, веселятся. …Ну а если все-таки идут дни за днями, а ребенок тоскует, плачет и чувствует себя несчастным, то… как это ни печально, но лучше откликнуться на его неотступную просьбу «забрать домой».
Сергей Каменский
Источник: газета «Первое сентября», №11-2010
Комментировать