Что означает термин "Богочеловек"?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Православный христианин
Ещё добавлю.

Человек может в падшем состоянии делать простое природное добро. Например: любить жену, детей, сродников, одноплеменников и тп.

Но человек не может без Бога уподобиться в делании добра сверх своей природы человека. Например: любить врагов.
 
Православный христианин
И вот самое удивительное о падшей природе, которая была у Богородицы.

....    Ведь если Она прежде общего примирения, прежде, чем прийти на землю Миротворцу, Сама силами Своей собственной природы разрушила вражду, отверзла Небо, привлекла благодать и восприняла силу против греха, — то это чудо, превышающее всяческое разумение. Что же Она принесла столь сверхъестественное, что это оказалось равносильным великой жертве? И если, когда [наше] естество было [Богу] враждебно, такой образ жизни оказался возможен, и, когда преграда еще существовала, Она соединилась с Богом; и если стена, отделявшая вселенную от Бога, не устояла перед усердием одной души, -что может быть удивительнее того? Ведь и не сочетал Ее Бог как-то специально с этим любомудрием, и не удостоил большими по сравнению с прочими вспомоществованиями Ту, Которая принесла [столь много] другим, но руководствуясь только Своим рассуждением и воспользовавшись только в равной мере всем дарованными средствами для [стяжания] добродетели, Она одержала эту новую и преславную победу.
(Свт. Николай Кавасила. На Рождество Богородицы).
http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_K...-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy/#1_7
 
Православный христианин
Глава IX
   Значит, Пречистая Дева из Своих праведных дел Сама сплела Себе венок. Получив от Бога то же самое, что и остальные, Она тем, что добавила от Себя, настолько превзошла других, что не только победила там, где другие уступали, но так преславно победила, что послужила и ко Своей славе и к пользе других людей, как если бы все потрудились для этой победы. Ведь через Свое превосходство Она не показала худшим человеческий род, но украсила его; дала возможность не вниз смотреть как побеждаемому, но показала имеющим большую славу; Своей исключительной красотой Она не изобличила безобразие сродников, но уделила им красоту. Защитив Саму Себя в достаточной мере в том, что касается Ее собственного естества, и ничего не добавив к общей для всех вине греха, Она не сотворила для них еще более тяжких наказаний, но, отличившись неким новым образом, так уличила и победила грех, что послужила освобождению от всякого зла обличенных и побежденных. Таким вот образом не только в Себе Самой, но насколько это было возможно, и во всех людях данную им красоту Она сохранила чистой от того, что противно естеству.
 
Православный христианин
То, что природа человека, которую мы наследуем через плотское рождение, не может быть греховной свидетельствует следующее:

Глава Х
   Всякий, кто примется исследовать [данный предмет], может найти [вышесказанному] многочисленные и явные доказательства. Во-первых, когда Бог пожелал на Нее снизойти, ничто не препятствовало Его нисхождению, а Он не мог бы снизойти, если бы между [Ним и Девой] была воздвигнута возбраняющая преграда. А это бы произошло, если бы что-нибудь близкое греху усвоилось Блаженной Деве. .....
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
И если, когда [наше] естество было [Богу] враждебно,
По другому -греховно.Греховное естество,куда уж точнее.

Она одержала эту новую и преславную победу.
А вот это уже личный подвиг Девы Марии,что имея такую удобопреклонную ко греху природу,она смогла достичь победу над ней,своей кротостью.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
Как оказалось, Вячеслав прав и пишет в точном соответствии с православным вероучением. Только уж очень сложно излагает, пока допетришь мозги раз ..надцать вскипят. И все обвинения его в пелагианстве бред сивой кобылы, тогда надо прежде в этом Св. отцов обвинить, а они писали - ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА БЕЗГРЕШНА.

Да да помнится мне Ваша безгрешная природа,намедни меня здесь козлищем обзывала,причем конченым если не ошибаюсь.Хорошо правда ведь иметь такую природу,такую безгрешную природу.Здорово просто.Тут и бред сивой кобылы,как способ выражения безгрешных мыслей в самый раз.

А мне вот грешному,такая природа вот досталась,что только Божие Откровение и может ее излечить.Сам ну никак,ну не повезло,не в раю родился как некоторые.Грешу и каюсь,каюсь и грешу,и не знаю где окажусь после Страшного Суда,смогу ли дух свой логосный,первозданный восстановить с помощью Божией,в беззакониих бо зачат есмь.

И когда обращаюсь к Богу,знаю что мне не нужно кем-то казаться.Мои мысли и дела,перед Ним как открытая книга.
-"Прости Господи прегрешения моя вольная и не вольная"-только и остаётся произносить в молитвенной просьбе.
-"Помоги Господи моей грешной природе давать отпор дьявольской агресси"(ныне и присно).
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 02.02.2022
Православный христианин
Прп Симеон Новый Богослов.

1. Поелику естество человеческое потеряло свое благобытие чрез преступление Адамово, то необходимо узнать нам, что такое был Адам прежде потери благобытия, и в чем состояло это благобытие, или то доброе и божественное состояние, какое имел человек прежде преступления. Святые отцы говорят нам, что Бог соделался человеком для того, чтобы чрез вочеловечение Свое опять возвесть естество человеческое в благобытие. Почему надобно нам узнать, каким это образом чрез воплощенное домостроительство Христово человек опять приходит в благобытие.....

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/slovo/2

Поелику естество человеческое потеряло свое благобытие чрез преступление Адамово,
Наверное нравится несколько раз повторять уже разобранное,наверно надежда на лень,что не будут листать тему,где это уже было.

Дело в том,что мистики а уж им точно был Симеон Новый Богослов,напрочь разрушают любые философские подтасовки.Никита Стифат был как раз его учеником,и уж как Гуго Гумберт от него натерпелся философствуя о Воскресении Христовом.На разрыв пошел не медля с Православием,и это не удивляет.Потому что дух еретичествующих подталкивает их к истерикам.Не мирный это дух.

Не зря ведь в заповеди,в первой заповеди сначала говорится "Возлюби сердцем Бога."Что это значит?Да ни что иное как устремления волевые,волевые действия должны быть направлены к Нему.Волеизьявление в своей основе духовно.Выше,ранее по ветке это было подробно разобрано.

Далее "душой своей" Душа то и именуется разумной,так как в ней обитает Дух Святой.Через сердечную любовь,разумные радостные чувства к Богу.И уж когда уже совершено по жизни первое и второе,только тогда разумение достойно отворяет двери,для верного умозрительного размышления.
И это напоминаю-Заповедь Бога.Вот в этой последоваательности,Сердце-душа-разум.
В жизни это-Евангелие,покаяние,добротолюбие.

Сбой,неверный порядок,может принести не пользу,а вред.Господь таких именовал- книжниками."Знают и не разумеют""слепые вожди слепых" такие эпитеты можно прочесть в Евангелиях о таком сознании.
Почему?
Потому что не из дольнего в горнее воспаряется дух и душа,а наоборот дольнее по своим правилам преобразует горнее.Это именуется схоластикой.До чего довело схоластическое восприятие Евхаристии католиков,можно отследить обратившись к последствиям Второго Ватиканского собора.

Имено схоластическое перетолковывание Откровения,внедряет в сознание посторонние,интеллектуальные размышления со всеми своими ложными схемами и законами вытекающих из них,которые уже в своей основе -ложные.
Собственно Бог там присутсвиет уже не как Жизнь,а как аргумент.Вот такое чувство что человек отложил в сторонку томик марксистко-ленинской философии,и взял ТИПВ И.Дамаскниа.

Тот же дух,тот же стиль,тот же подход.Холодный ум как скальпель рубит все Божественное в философское.Это же надо дожить до такого состояния сердца,что слово Богочеловек-коробило.Чтобы тянуло это слово умственно препарировать,а не воспринимать с любовью,с горячей сердечной любовью как Господа нашего Иисуса Христа.

Только насковзь схоластическое сознание,может и будет пытаться загнать сердечное чувство,во внутрь ТИПВ,и там пытаться преобразовать его,в неестественные для него,философские термины и понятия.И это очень опасно,так как в этом случае под видом богословия,говорится о силе падшего сознания,могущего самому строить свои личные,не полученные путем Откровения,размышления о Боге.Это опора на свои ощущения.И конечно в таком состоянии трудно признать свою природу грешной.Это влечет фундаментально другое отношение к себе и Богу.

Посему проще не стремится к Богочеловеку,а зазубрив то,что нужно постоянно сердцем проживать,называя или считая зубрежку религиозным опытом,направо и налево через схоластику,невыразимое выражать в словах.А слова в таких случаях,не могут дать ничего,потому что не несут той Божественной "информации"того благодатного внутреннего откровения,той радости причастия не философскому,не мирскому а потустороненму горнему миру.И их невозможно расположить через доказательства в любой совершенной философской системе.

Появляются некие сплавы,где авторитетом Отцов,прикрываются собственные умопостроения.
И что удивительно,большинство еретиков искренно считали свое вероучение верным.Вели аскетический,достойный всякого уважения образ жизни.
Арий к примеру боролся с савелианством."Родив" Сына он тем самым разрушил безликий модус,рождающий Ипостаси по нужде.
Маркелл Анкирский,опровергая арианство,ввел гностическое понятие филиокве.
Тот же Максим Исповедник боролся с модернистами своего времени,которые ради политических пристрастий манипулировали с природами Христа.
И среди них были и патриархи и другие высокого духовного звания люди.
Опыт Церкви учит о том,что любая самопальная умственная экстрополяция метафизики,может быть непоправимо опасной,для самого экстрополятора.

И здесь мистики,как непревзойденное лекарство,как непобедимое торжество багодати,своими трудами исцеляют всех заблудших,запутавшихся в философских терниях личного субьективного.
Схоластика просто всегда капитулирует перед деяниями Святого Духа.Так было,так есть, и так будет.
Всем Вам благ.
 
Украина
Православный христианин
Если вернуться к теме " Богочеловек" то вот что о Богочеловеке пишет преподобный Иустин (Попович):"

Исключительное совершенство, красота и чистота Личности Христа делает Ее абсолютным и незаменимым идеалом для каждой личности вообще. Только Он — воплотившаяся Абсолютная Чистота; смысл Его пришествия сосредоточивается «вокруг чистоты»383, «ибо все люди — и евреи, и эллины — любят чистоту, но не могут очиститься»384. Бесконечное, идеальное совершенство личности как душевная и телесная реальность дана в Богочеловеке Христе385. До Христа Бог воздействовал на душевную часть личности; начиная с Христа Он постепенно соединяется со всем человеком: и с душевной, и с телесной частью его личности386. Для того чтобы обожить и телесное содержание человеческой личности, Христос «собственный образ неизреченного света Божества Своего положил в теле ее»387, во плоти, «воспринятой от Девы»388. Ипостасное единство Бога и человека в Лице Иисуса Христа и есть «единственное новое под солнцем»389. Личность Христова воплощает в Себе абсолютное равновесие между Божиим и человеческим, между естеством Божиим и естеством человеческим, ибо Христос единственное Лицо, единосущное с Богом Отцом и Богом Духом Святым и единосущное с человеком, т. е. Он — истинный Бог и истинный Человек, совершенный Бог и совершенный Человек, Он — Богочеловек. В Богочеловеке вся полнота Божества телесно390 — и вся полнота человечества; в Нем человек стал Человеком и достиг конечной широты, долготы, глубины и высоты своей (до того времени) полностью разрушенной личности и стал Личностью. В Лице Богочеловека открыто Божие устроение и порядок личности, согласно которому вся жизнь личности протекает от Бога к человеку, но никак не наоборот, никак не «по человеку». До явления Богочеловека идея личности могла быть предугадываема как некая возможность; начиная с Него она — определенно данная реальность, бесконечная реальность и реальная бесконечность."
 
Православный христианин
Если вернуться к теме " Богочеловек" то вот что о Богочеловеке пишет преподобный Иустин (Попович):"

Исключительное совершенство, красота и чистота Личности Христа делает Ее абсолютным и незаменимым идеалом для каждой личности вообще. Только Он — воплотившаяся Абсолютная Чистота; смысл Его пришествия сосредоточивается «вокруг чистоты»383, «ибо все люди — и евреи, и эллины — любят чистоту, но не могут очиститься»384. Бесконечное, идеальное совершенство личности как душевная и телесная реальность дана в Богочеловеке Христе385. До Христа Бог воздействовал на душевную часть личности; начиная с Христа Он постепенно соединяется со всем человеком: и с душевной, и с телесной частью его личности386. Для того чтобы обожить и телесное содержание человеческой личности, Христос «собственный образ неизреченного света Божества Своего положил в теле ее»387, во плоти, «воспринятой от Девы»388. Ипостасное единство Бога и человека в Лице Иисуса Христа и есть «единственное новое под солнцем»389. Личность Христова воплощает в Себе абсолютное равновесие между Божиим и человеческим, между естеством Божиим и естеством человеческим, ибо Христос единственное Лицо, единосущное с Богом Отцом и Богом Духом Святым и единосущное с человеком, т. е. Он — истинный Бог и истинный Человек, совершенный Бог и совершенный Человек, Он — Богочеловек. В Богочеловеке вся полнота Божества телесно390 — и вся полнота человечества; в Нем человек стал Человеком и достиг конечной широты, долготы, глубины и высоты своей (до того времени) полностью разрушенной личности и стал Личностью. В Лице Богочеловека открыто Божие устроение и порядок личности, согласно которому вся жизнь личности протекает от Бога к человеку, но никак не наоборот, никак не «по человеку». До явления Богочеловека идея личности могла быть предугадываема как некая возможность; начиная с Него она — определенно данная реальность, бесконечная реальность и реальная бесконечность."
Отец Михаил, как Вы понимаете данную фразу "Он - истинный Бог и истинный человек, совершенный Бог и совершенный человек, Он - Богочеловек."?
В данном контексте как надо понимать термин Богочеловек?
 
Православный христианин
Интересно, если природа человека греховная, то какую природу воспринял Бог Слово - греховную или нет?

Кто как ответит?
 
Украина
Православный христианин
Интересно, если природа человека греховная, то какую природу воспринял Бог Слово - греховную или нет?

Кто как ответит?
Из той же книги преподобного Иустина:"Именно безгрешное тело ( телесность) Христа преподобный Макарий Египетский исключительно выделяет в качестве христологического центра и выводит из него все прочие категории. Из него он выводит и всю сотериологию, которая для него — не что иное, как личное и опытное усвоение и переживание безгрешной сущности Христовой Личности.
   Безгрешное тело есть Христово непобедимое спасительное оружие, которым Он побеждает сатану399. Всю спасительную мощь и все аргументы в борьбе с сатаной Христос выводит из факта Своей безгрешности, безгрешности Своего распятого тела, ибо в Нем — «жизнь, искупление, святость»400. Мертвый змей, которого воздвиг в пустыне Моисей и который победил живых, — это прообраз тела Господня. Ибо тело, воспринятое Господом от Девы Марии, пригвожденное ко кресту и воздвигнутое, умершее на кресте — победило змия, живущего и гнездящегося в сердце человечества401."

Сейчас читаю, а то вообще что то недоучился...)))
 
Православный христианин
Из той же книги преподобного Иустина:"Именно безгрешное тело ( телесность) Христа преподобный Макарий Египетский исключительно выделяет в качестве христологического центра и выводит из него все прочие категории. Из него он выводит и всю сотериологию, которая для него — не что иное, как личное и опытное усвоение и переживание безгрешной сущности Христовой Личности.
   Безгрешное тело есть Христово непобедимое спасительное оружие, которым Он побеждает сатану399. Всю спасительную мощь и все аргументы в борьбе с сатаной Христос выводит из факта Своей безгрешности, безгрешности Своего распятого тела, ибо в Нем — «жизнь, искупление, святость»400. Мертвый змей, которого воздвиг в пустыне Моисей и который победил живых, — это прообраз тела Господня. Ибо тело, воспринятое Господом от Девы Марии, пригвожденное ко кресту и воздвигнутое, умершее на кресте — победило змия, живущего и гнездящегося в сердце человечества401.
Если Господь воспринимает безгрешную природу человека, то откуда Он взял безгрешную природу человека? И куда делась грешная природа человека?
 
Украина
Православный христианин
Если Господь воспринимает безгрешную природу человека, то откуда Он взял безгрешную природу человека? И куда делась грешная природа человека?

Из того же источника:"
 Безгрешность Личности Христа доказывают три свидетельства: Божие412, человеческое413 и сатаны414. В отравленной грехом атмосфере человечества Богочеловек сохраняет Свою безгрешность Божественностью, ибо Он «бесстрастен и все содержит»415, ибо Он — Абсолютное Добро (Благо), «а Благо не оскверняется и не помрачается»416, так как тьма не может объять Бога, ибо Бог вездесущ, и зло не может осквернить Богочеловеческой Чистоты417"

"«Слово было послано и воплотилось; и, сокрыв Божество Свое, чтобы подобным спасти подобное, положило душу Свою на кресте»423. Слово воплощается, чтобы Своим богообразием спасти от греха богообразную душу человека, чтобы отделить ее от греха, ибо «один Бог может отъять от нас грех»424, чтобы ее очистить, чтобы соделать безгрешной. Только безгрешная душа велика пред Богом425. Но освободить душу от греха, «искоренить грех и присущее ему зло — может быть совершено только Божиего силою. Ибо не дано (οὐκ ἔξεστι “не в состоянии”) и невозможно человеку искоренить грех собственною своею силою. Бороться с ним, противиться, наносить и принимать язвы — в твоих это силах; а искоренить — Божие дело»426.
 
Православный христианин
Из того же источника:"
 Безгрешность Личности Христа доказывают три свидетельства: Божие412, человеческое413 и сатаны414. В отравленной грехом атмосфере человечества Богочеловек сохраняет Свою безгрешность Божественностью, ибо Он «бесстрастен и все содержит»415, ибо Он — Абсолютное Добро (Благо), «а Благо не оскверняется и не помрачается»416, так как тьма не может объять Бога, ибо Бог вездесущ, и зло не может осквернить Богочеловеческой Чистоты417"

"«Слово было послано и воплотилось; и, сокрыв Божество Свое, чтобы подобным спасти подобное, положило душу Свою на кресте»423. Слово воплощается, чтобы Своим богообразием спасти от греха богообразную душу человека, чтобы отделить ее от греха, ибо «один Бог может отъять от нас грех»424, чтобы ее очистить, чтобы соделать безгрешной. Только безгрешная душа велика пред Богом425. Но освободить душу от греха, «искоренить грех и присущее ему зло — может быть совершено только Божиего силою. Ибо не дано (οὐκ ἔξεστι “не в состоянии”) и невозможно человеку искоренить грех собственною своею силою. Бороться с ним, противиться, наносить и принимать язвы — в твоих это силах; а искоренить — Божие дело»426.
Отец Михаил, так грешную душу Господь воспринимает? Где Он ее взял?
 
Интересующийся
Отец Михаил, как Вы понимаете данную фразу "Он - истинный Бог и истинный человек, совершенный Бог и совершенный человек, Он - Богочеловек."?
В данном контексте как надо понимать термин Богочеловек?
Вячеслав, а чем непонятно данное в том же тексте дальнейшее пояснение?
В Богочеловеке вся полнота Божества телесно — и вся полнота человечества; в Нем человек стал Человеком и достиг конечной широты, долготы, глубины и высоты своей (до того времени) полностью разрушенной личности и стал Личностью. В Лице Богочеловека открыто Божие устроение и порядок личности, согласно которому вся жизнь личности протекает от Бога к человеку, но никак не наоборот, никак не «по человеку».
Взял греховную (падшую) природу и возвратил её в то состояние, в каком она должна быть по замыслу Творца.

PS Мне нравится:
Ибо тело, воспринятое Господом от Девы Марии, пригвожденное ко кресту и воздвигнутое, умершее на кресте — победило змия, живущего и гнездящегося в сердце человечества"
Наверное это лучшее из всех встреченных мною на сегодня изложение реального смысла подвига Христа.
 
Православный христианин
Вячеслав, а чем непонятно данное в том же тексте дальнейшее пояснение?

Взял греховную (падшую) природу и возвратил её в то состояние, в каком она должна быть по замыслу Творца.

PS Мне нравится:

Наверное это лучшее из всех встреченных мною на сегодня изложение реального смысла подвига Христа.
Греховну природу от Богородицы взял? Падшая природа тождественна греховной природе?
 
Православный христианин
Вячеслав, а чем непонятно данное в том же тексте дальнейшее пояснение?

Взял греховную (падшую) природу и возвратил её в то состояние, в каком она должна быть по замыслу Творца.

PS Мне нравится:

Наверное это лучшее из всех встреченных мною на сегодня изложение реального смысла подвига Христа.
Прп Максим Исповедник утверждает, что природа была чистая от всякого прародительского греха.
Диспут в Визи http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/disput-v-vizii/
   Максим: «Явило оно единение, что неложно стал воплотным бесплотный — Того, Кто по природе есть Бог и Творец всяческих, ясно представило ставшим по природе человеком не переменою природы или уменьшением чего-либо из принадлежащего природе, но истинным восприятием умственно одушевленной плоти, то есть не имеющего недостатков человечества, чистого по природе от всякой прародительской вины, и ....
 
Православный христианин
Вячеслав, а чем непонятно данное в том же тексте дальнейшее пояснение?

Взял греховную (падшую) природу и возвратил её в то состояние, в каком она должна быть по замыслу Творца.

PS Мне нравится:

Наверное это лучшее из всех встреченных мною на сегодня изложение реального смысла подвига Христа.
Ещё. Прп Максим Исповедник учит, что взята природа от первого происхождения Адама, то есть воспринял природу безгрешную. А через рождение добровольно взял только странность без греха.
21 вопросоответ:
"..... Стало быть. Единородный Сын Божий и Слово, став по человеколюбию [Своему] совершенным Человеком, чтобы избавить естество человеческое от этой лукавой безысходности, воспринял безгрешность по происхождению от первого устроения Адама и имел ее без нетления; а от рождения, введенного впоследствии грехом в естество, воспринял одну только страстность, без греха".
http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/Voprosootvety_k_falassiyu/#1_23

Согласны?
 
Интересующийся
Не согласна.
Вы выдергиваете цитату из общего контекста, в силу чего она (читаемая в отрыве) воспринимается несколько иначе по смыслу.
Природа всего человечества в результате падения Адама и Евы стала "падшей", т.е. пораженной первородным грехом (греховной). Именно такой была природа Богородицы - греховной (падшей). И никакие делания людей в принципе не были способны эту природу исправить, т.е. вернуть своей природе "конечную широту, долготу, глубину и высоту полностью разрушенной личности" возвратить "Божие устроение и порядок личности, согласно которому вся жизнь личности протекает от Бога к человеку, но никак не наоборот"
Не существовало более на тот момент природы Адама в первозданном виде, а только лишь в искаженном.
Именно этот принципиально порочный круг и разорвал Бог воплотившись (явив единение) в человеке. Когда "неложно стал воплотным бесплотный" человеческая природа существовала в мире только в падшем (греховном) состоянии. Именно истинное (неложное) воплощение сделало эту самую природу наконец-то способной с Божьей помощью "победить змия, живущего и гнездящегося в сердце человечества"
Именно Богочеловек на своих плечах вытащил нашу природу на тот уровень, где для нас стало возможно обожение. Мы по-прежнему сидим в темной яме, но теперь мы хотя бы видим свет и нам скинута вниз веревка, которую Бог тянет непрестанно вверх, и за которую мы теперь можем уцепиться.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху