Нам может тоже не нужна вода?
Иисус отвечал:
истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 1-5).
Вода и Дух, упомянутые Христом, возвращают нас к первой странице библейского мироздания: "Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою"
(Быт. 1,2). Без воды нет жизни, вода стихия-Освященная, то есть посвященная Творцу и ставшая послушной Духу Божию так же, как это было в первый день творения, может преобразиться уже в чисто жизненную стихию, стать рекой, "скачущей в жизнь вечную" (по выражению водоосвятительной молитвы).
Таким образом, крещение есть возврат к самым истокам бытия, а, значит, начало новой истории. Вслед за Христом – "вторым Адамом", человек подходит к пределу бытия, переживая мистериальную смерть в водах крещения и принимая в них же мистериальное рождение ("Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни... Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что
Христос, воскреснув из мертвых,
уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти" – Римл. 6, 1-9).
Именно в связи с рождением в Царство Божие, в связи с мистериальным рождением в Вечность ,Евангелие именуя "пакибытием", "новым бытием", "новым рождением" не возвращение в мир сей, но, напротив, вхождение в Царство Небесное: "вы, последовавшие за Мной,
в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат, и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними и последние первыми"
(Мф. 19, 28-30). Здесь обещается "жизнь вечная", а не "жизнь лучшая".
"Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по
Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом".
Но все же первичная, преобладающая активность в заключении Завета принадлежит– Богу. Ее острее всего переживает христианство. Евангелие не рассказывает нам притчей об овцах, внезапно нашедших своего Пастыря. Оно говорит о Пастыре, который спустился к овце. Евангелие не говорит, что закатившаяся драхма вдруг решила заблестеть поярче и тем понравиться хозяйке. Оно рассказывает о том, как хозяйка искала свое затерявшееся сокровище. "Не мы искали, но были взысканы. Сам Он приник на землю и нашел образ, и был в тех местах, где блуждала овца, поднял ее и восставил от блужданий, не переместив людей отсюда, но пребывающих на земле соделал небесными, вложил в них небесную жизнь, не возводя на небо, но небо преклонив и низведя к нам", – говорит о таинстве Спасения последний византийский богослов
Николай Кавасила (О жизни во Христе. 1,38-39). Не люди нашли способ примирения с Богом.
Новый Завет возвещает, что "Бог во Христе примирил с Собою мир" (2 Кор. 5.19).
Возможно, поэтому христианство являет пример открытой мистериальности, то есть сочетания мистериального культа с нарочитым использованием обыденной речи в Писании, проповеди и богословии. Бог сам открывает Себя людям – и зачем же Его прятать за искусственно-эзотерическими словами, паролями, символами? Открытость христианской проповеди тесно связана с переживанием спасения как "благодати".
Кураев Андрей диакон