Аскетические подвиги и здоровье

Крещён в Православии
Здравствуйте! С праздником Вас!

Вот цитата из Ефрема Сирина:

Телесные же добродетели, о которых вернее можно сказать, что они ведением по Богу обращаются в орудия добродетелей и, если чужды всякого лицемерия и человекоугодия, возводят человека к преспеянию в смирении и бесстрастии, суть следующие: воздержание, пост, голод, жажда; бдение, всенощное стояние, коленопреклонение, постоянное нехождение в баню, удовлетворение себя одним хитоном, сухоядение, позднее (и то в малом количестве) вкушение пищи, питие одной воды, возлежание на голой земле, нищета, нестяжательность, изможденность, небрежность в одежде, несамолюбивость, уединение, безмолвие, безвыходное пребывание в келье, скудость, довольство малым, молчаливость, собственноручное упражнение в рукоделии, всякое злострадание и всякий телесный подвиг. Все это, когда тело здорово и тревожат его плотские страсти, весьма нужно и полезно, а когда оно немощно и, при помощи Божией, преодолело в себе страсти, не столь необходимо, потому что все восполнят святое смирение и благодарение.

Вот цитата из Серафима Саровского:

К строгому посту святые люди приступали не вдруг, делаясь постепенно и мало-помалу способны довольствоваться самой скудной пищей. Преподобный Дорофей, приучая ученика своего Досифея к посту, постепенно отнимал от стола его по малой части, так что от четырех фунтов меру его ежедневной пищи низвел наконец до восьми лотов хлеба.
При всем том святые постники, к удивлению других, не знали расслабления, но всегда были бодры, сильны и готовы к делу. Болезни между ними были редки, и жизнь их текла чрезвычайно продолжительно.


Мой непросвещенный в этих вопросах взгляд видит здесь два разных направления святоотеческой мысли, относящихся к телесным подвигам. Представители первого направления утверждают, что телесные подвиги делают душу бесстрастной, а тело немощным. Представители второго направления утверждают, что телесные подвиги делают тело сильным и здоровым.

Не могли бы Вы перечислить известных Вам представителей второго направления и прокомментировать эту тему в целом?

Для читателей форума привожу дополнительный факт: основатель монашества Антоний Великий жил 104 года, Макарий Великий - 91 год. Серафим Саровский прожил 79 лет, будучи страшно избит в 50-летнем возрасте.
 
Последнее редактирование:

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго дня!
Видеть в этом два разных направления святоотеческой мысли несколько странно. Приведенные цитаты просто о разных вещах и по контексту это достаточно очевидно.
Когда говорится об "изнурении плоти" имеется в виду ослабление греховных влечений через отказ от пищи, воды и сна сверх необходимого минимума.
Другое дело, что такая аскеза действительно усиливает физические способности тела, которые, будучи, полностью подчинены духу подвижника уже не способствует развитию греховных страстей. Главное условие тут - постепенность и контроль (желательно опытного наставника).

Максимум о чем может идти речь - о двух акцентах в духовном подвиге. Единство духа, души и тела можно добиться и через ослабление самоволия тела (усмиряя его воздержанием) и через усиление контроля духа (через молитвы и духовные упражнения) над всеми прочими составляющими человека.
 
Сверху