Церковь Христова временно без епископа

Москва
Православный христианин
Здравствуйте! Читаю книгу старообрядческого начетчика Ивана Усова "Церковь временно без епископа". Во 2 главе "О Церкви вселенской и частной" начетчик пишет:

"Новообрядец. Что вы мне ни говорите, а я никогда не соглашусь, что вселенская Христова церковь может вдовствовать. Частные или поместные церкви могут вдовствовать - это бесспорно, но вся вселенская церковь вдовствовать никогда не может.

Старообрядец. А где написано, что вся вселенская церковь вдовствовать не может? Укажите.

Новообрядец. Я указать не могу.

Старообрядец. Почему?

Новообрядец. Да потому, что такого выражения нигде не находится, ни в священном писании, ни в учении святых отец.

Старообрядец. Справедливо. Значит ваше учение о том, что вселенская церковь вдовствовать не может, основано не на священном писании и учении св. отец, а на человеческом смышлении, на своих выдумках."

Вопрос: неужели правда, что нигде не написано что Вселенская Церковь не может остаться без православных епископов?

Какие Святые Отцы говорят, что все епископы Кафолической Церкви не могут впасть в ересь или заблуждение?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Добрый день!
Насколько я знаю, это общее мнение канонистов, которое, многократно повторяется в современной литературе.
Утверждать, что вся земная Церковь не может впасть в ересь это предмет нашей надежды, но не тезис веры. Догматом его сделали только католики по вопросу папской непогрешимости.
Единственное
Подобное мнение могло высказываться кем то из толкователей канонов еще Византийской эпохи (Зонарой или Вальсамоном), однако кто то из признанных действительно святых его мог и не произносить.
Поэтому последнее высказывание старообрядца может быть отчасти и верным (подробнее сказать не могу - это к специалистам по каноническому праву).
Однако это не потому, что Церковь может остаться без епископов вообще (многие подобные вещи от нас сокрыты), а потому, что для св. отцов намного важнее были вопросы догматики. Сама мысль, может ли Церковь остаться "вдовствующей" для византийцев была абсолютным нонсенсом, поэтому не было необходимости высказываться на этот счет.
Во всех описаниях последних дней, которые мы знаем по древним текстам не прослеживается мысли, что Церковь будет вынуждена как то изменить свое нормальное устройство. Т.е. гонения будут, но в тайных местах останутся и епископы и священники и до Второго Пришествия будет служиться Литургия.
Единственным залогом этого являются слова Христа: "... и врата ада ее не одолеют", которое, согласитесь, можно и не относить к конкретно вопросу верности епископата. Хотя толкователи делают именно так, например, Ефимий Зигабен пишет:
"Стих 18. И врата адова не одолеют ей, – не будут господствовать над Церковью. Вратами ада называет хулы от язычников и еретиков". Что, в приниципе, и означает, что еретики и язычники не могут господствовать над Церковью (а по мысли старообрядцев произошло именно это).
Аналогичное мнение высказывает и Исидор Пелусиот (из письма к Серину):
"На сказанное Спасителем о Церкви: врата адовы и пр. (Мф.16:18).
Вратами адовыми Слово Божие назвало мучительство безбожников и хулы еретические, так как, всему этому противостав, Божия Церковь первыми не преодолевается, а со вторыми борется".



В любом случае, в приведенном диалоге со стороны старообрядца допущены две ошибки:

1. Чисто логически утверждение чего то не следует через отрицание другого (если только речь не идет о математическом исчисляемом множестве). Т.е. из того, что новообрядец не может показать цитату о невозможности для Церкви остаться вдовствующей не следует, что она обязательно окажется таковой. (Если я доказал, что кролик не может быть серым не значит, что он обязательно будет белым). Соответственно можно предложить найти цитату из святых отцов, что Церковь в будущем обязательно окажется вдовствующей.

2. Святые отцы о многом не писали. Однако это не значит, что это не может быть правдой. Например, я никогда не встречал у древних отцов мысль (если найдете - покажите, будет интересно), что надо носить штаны. Однако это не значит, что я могу не одевать штаны, оправляясь куда то по делам.
 
Сверху