Читая прп. Макария Египетского

днепр
Православный христианин
Здравствуйте!
Читая Макария Египетского(беседа 8) я не могу понять выделенные строчки:"Кто же, хотя на время, приходил в совершенную меру, вкушал и опытно изведывал оный век? Доныне не знаю ни одного человека христианина совершенного или свободного. Напротив того, если и упокоевается кто в благодати, доходит до тайн и до откровений, до ощущения великой благодатной сладости; то и грех сопребывает еще внутри его. Такие люди, по преизобилию в них благодати и света, почитают себя свободными и совершенными; но погрешают в сем, по неопытности вводимые в обман тем самым, что действует в них благодать."
Т.е.: при благодати можно быть ею ослеплённым( вводимые в обман )и не видеть своего несовершенства и несвободы или те,кто "почитают себя свободными и совершенными " отходят от благодати и уже не в ней? Или перевод не точный?
Короче: вводимые в обман ЧЕМ ?
Если грехом,то почему тем самым, что действует в них благодать ?
Заранее Вам благодарен.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго дня!
Думается, что имеется в виду целый спектр ошибок.
Во-первых (это не из самого текста, просто необходимая оговорка) следует помнить, что сам факт откровений еще не гарантирует их истинности. Т.е. возможно прельщение - восприятие кажущейся благодати за истинную. Помнится у Игнатия (Брянчанинова) была довольно хорошая подборка таких случаев в "Приношении современному монашеству"

Во-вторых (уже то, что собственно и говорит Макарий Великий), даже если благодать истинная, она еще не гарантирует человека от новых падений и не дает ему безошибочность. Т.е. ключевая фраза следующая: "Такие люди, по преизобилию в них благодати и света, почитают себя свободными и совершенными" - но таковыми еще не стали, поэтому "погрешают, по неопытности вводимые в обман тем самым, что действует в них благодать".

Если вспомнить систему аскезы пр. Максима Исповедника, разовое действие благодати - вступление в покой Божественной Субботы - еще не дают безупречного ведения, которое еще предстоит:
"Главы о богословии и домостроительстве Воплощения" 1 сотница:
   37. Суббота есть бесстрастие разумной души, совершенно вытравившей, благодаря [духовному] деланию, клейма греха. (это - цель аскезы как очищения от страстей)
    38. Субботы есть свобода разумной души, которая через естественное созерцание в духе подавляет в себе действие, направленное на чувственное. (на этом этапе могут появляться первые видимые проявления благодати)
    39. Субботы Суббот есть духовный покой разумной души, которая уводит ум от всех божественных логосов, [содержащихся] в сущих, целиком соединяет его с единственным Богом в любовном исступлении и через мистическое богословие делает его совершенно неподвижным в Боге. (и вот только тут происходит уже полное единение с Богом, гарантирующее от ошибок).
 
днепр
Православный христианин
Спасибо Вам за ответ!
Ага я понял,что Макарий имеет ввиду,что действие самой благодати не лишает человека свободы,а сам человек если он склонен ко греху,то он может по нерадению(если не имеет достаточно опыта)падать.И естественно,сама благодать не является гарантом спасения ,так?
 
Сверху