Грехи совершаемые языком.

Православный христианин
Здравствуйте, дорогой отец Сергий! Какие грехи человек совершает языком и в чём они заключаются? Если со злословием всё более менее понятно, то с многоглаголанием, пустословием, празднословием и некоторыми другими не совсем. Какие разговоры вообще можно назвать пустыми, ведь понятие пустоты очень растяжимое? Вот если я начну обсуждать просмотренную кинокартину, или простая вежливость, которая может делать речь довольно витиеватой, да и просто о погоде поговорить, где же тут рамки допустимого? Или вот сквернословие, тоже ведь можно растянуть это понятие, как и многоглаголание. А желание поинтересоваться как у человека дела или здоровье очень напоминает любопытство. Спаси вас Господи за ответ.
 
Слово - это величайшая драгоценность. Это особый дар Бога человеку, чётко излагать свои мысли, желания, чувства. Если первоначальное явление Бога в сотворении мира названо Словом, то и наше слово производит творческое действие – доброе или злое. К сожалению многие даже не догадываются, какой силой обладают слова. А матерные, ругательные, негативные слова – это ведь проклятья, которые произносят люди друг на друга, сами того не замечая, казалось бы просто для связки слов. Если задуматься над истинным смыслом этих выражений и обратить внимание, в какие моменты они произносятся, то можно увидеть, что люди произносят их в основном когда злятся. Другими словами, человек сеет зло на других людей даже не думая, что он делает в данный момент времени и какими злыми духами он водим, не говоря уже о последствиях такой свободы уст. И своей «антимолитвой» - бездумными скверными словами, которые мы произносим в гневе, злобе, зависти, ненависти, раздражении, болтливости, хулении, мы изобильно засеваем мир разрушительной инфернальной знергией демонов.. Потому и стоит «злоречие» в одном ряду с такими грехами, которые ведут к смерти: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ... ни пьяницы, ни ЗЛОРЕЧИВЫЕ , ни хищники — Царства Божия не наследуют». (1 Кор.6:9)

Как чаще всего начинаются ссоры? Если в обсуждении проблемы кончаются весомые аргументы, то начинается словесная война, когда словесное зло так и рвётся наружу, и даже самый выдержанный человек может потерять контроль. В Писании об этом сказано так : «Язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны». (Иак. 3:5-6) Люди ошибочно отдают собственное “я” маленькому зловредному органу и становятся его заложником – и если если это будет естественным состоянием, то себя невозможно контролировать. Тогда и рождаются словесная агрессия, когда гнев изливается в словах, но опять Библия даёт совет: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем(Еф. 4:26) Уже одно это говорит о том, как грамотно наставляет нас слово Божье и как важно научиться пользоваться им хотя бы для своего блага. Такое агрессивное злословие неудержимо и физически ощутимо, что, кажется, даже воздух настолько уплотнён ядовитыми миазмами, что даже, как говорится, «топор повесить можно».

А праздное слово иное - не злое, не лживое, не оскорбительное, не непристойное, а такое, которое мы не собираемся исполнить, но говорим с определённой целью. Это могут быть обещания, лесть, лицемерие, лукавство, подобострастие. На первый взгляд, кажется, что оно безвредно, поскольку не несёт никакой агрессии, но и такое слово много может натворить. В ком-то посеет напрасную надежду, кто то лестью возгордится, кто-то утратит трезвую самооценку, а года обман откроется оставить после себя уныние, раздражение, злые мысли. Поэтому и сказано «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда». (Мф.12:36)

И даже, казалось бы, невинная болтовня многоглаголания способна испустить дурно пахнущее словесное облако: «При многословии не миновать греха». (Пр.10:19). Когда язык так и старается выглянуть наружу, то слова начинают вылетать пулеметной очередью, остановить их уже невозможно - и вдруг оказывается, что все знают уже то, что доверено только тебе, а посеянные сплетни начинают самостоятельную жизнь по всему многоквартирному дому…

В нашем потребительском мире, кажется, вне лжи и обмана уже и жить скоро будет невозможно. Порой говорить правду считается уже просто неприличным, а рекламное мошенничество, умение обманом продать негодный товар считается высшим достижением маркетинга. Клевета же вообще стала легализованным оружием психотехнологов, политиков и депутатов. Сколько разрушено в мире отношений между людьми, родственниками, друзьями, сослуживцами, даже государствами, потому что одни люди не могут воспринять правду, другие правде предпочитают лесть.

Потому такое большое значение Священное Писание придаёт словам: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией.» (Иак.3:19-20) Очень важно, выходя из дома быть готовым ко всякой неожиданной ситуации. Наши чувства должны быть приучены к контролю, чтобы приготовить душу к встрече с “миром”, быть готовым дружелюбием погасить чьё-то зло или боль, излитые на нас. Быть готовым не осудить человека, потерявшее облик высшего творения Божия, а обогреть его добрым словом. В таких ситуациях и проявляется то, чем наполнено наше сердце,- «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления». (Мф.15:19) И что удивительно, Бог допускает трудные ситуации, в которых мы должны увидеть, кто мы есть на самом деле. Потому сказано: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные» (Иак.1:13-16)
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Слово - это величайшая драгоценность. Это особый дар Бога человеку, чётко излагать свои мысли, желания, чувства. Если первоначальное явление Бога в сотворении мира названо Словом, то и наше слово производит творческое действие – доброе или злое. К сожалению многие даже не догадываются, какой силой обладают слова. А матерные, ругательные, негативные слова – это ведь проклятья, которые произносят люди друг на друга, сами того не замечая, казалось бы просто для связки слов. Если задуматься над истинным смыслом этих выражений и обратить внимание, в какие моменты они произносятся, то можно увидеть, что люди произносят их в основном когда злятся. Другими словами, человек сеет зло на других людей даже не думая, что он делает в данный момент времени и какими злыми духами он водим, не говоря уже о последствиях такой свободы уст. И своей «антимолитвой» - бездумными скверными словами, которые мы произносим в гневе, злобе, зависти, ненависти, раздражении, болтливости, хулении, мы изобильно засеваем мир разрушительной инфернальной знергией демонов.. Потому и стоит «злоречие» в одном ряду с такими грехами, которые ведут к смерти: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ... ни пьяницы, ни ЗЛОРЕЧИВЫЕ , ни хищники — Царства Божия не наследуют». (1 Кор.6:9)

Как чаще всего начинаются ссоры? Если в обсуждении проблемы кончаются весомые аргументы, то начинается словесная война, когда словесное зло так и рвётся наружу, и даже самый выдержанный человек может потерять контроль. В Писании об этом сказано так : «Язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны». (Иак. 3:5-6) Люди ошибочно отдают собственное “я” маленькому зловредному органу и становятся его заложником – и если если это будет естественным состоянием, то себя невозможно контролировать. Тогда и рождаются словесная агрессия, когда гнев изливается в словах, но опять Библия даёт совет: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем.» (Еф. 4:26) Уже одно это говорит о том, как грамотно наставляет нас слово Божье и как важно научиться пользоваться им хотя бы для своего блага. Такое агрессивное злословие неудержимо и физически ощутимо, что, кажется, даже воздух настолько уплотнён ядовитыми миазмами, что даже, как говорится, «топор повесить можно».

А праздное слово иное - не злое, не лживое, не оскорбительное, не непристойное, а такое, которое мы не собираемся исполнить, но говорим с определённой целью. Это могут быть обещания, лесть, лицемерие, лукавство, подобострастие. На первый взгляд, кажется, что оно безвредно, поскольку не несёт никакой агрессии, но и такое слово много может натворить. В ком-то посеет напрасную надежду, кто то лестью возгордится, кто-то утратит трезвую самооценку, а года обман откроется оставить после себя уныние, раздражение, злые мысли. Поэтому и сказано «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда». (Мф.12:36)

И даже, казалось бы, невинная болтовня многоглаголания способна испустить дурно пахнущее словесное облако: «При многословии не миновать греха». (Пр.10:19). Когда язык так и старается выглянуть наружу, то слова начинают вылетать пулеметной очередью, остановить их уже невозможно - и вдруг оказывается, что все знают уже то, что доверено только тебе, а посеянные сплетни начинают самостоятельную жизнь по всему многоквартирному дому…

В нашем потребительском мире, кажется, вне лжи и обмана уже и жить скоро будет невозможно. Порой говорить правду считается уже просто неприличным, а рекламное мошенничество, умение обманом продать негодный товар считается высшим достижением маркетинга. Клевета же вообще стала легализованным оружием психотехнологов, политиков и депутатов. Сколько разрушено в мире отношений между людьми, родственниками, друзьями, сослуживцами, даже государствами, потому что одни люди не могут воспринять правду, другие правде предпочитают лесть.

Потому такое большое значение Священное Писание придаёт словам: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией.» (Иак.3:19-20) Очень важно, выходя из дома быть готовым ко всякой неожиданной ситуации. Наши чувства должны быть приучены к контролю, чтобы приготовить душу к встрече с “миром”, быть готовым дружелюбием погасить чьё-то зло или боль, излитые на нас. Быть готовым не осудить человека, потерявшее облик высшего творения Божия, а обогреть его добрым словом. В таких ситуациях и проявляется то, чем наполнено наше сердце,- «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления». (Мф.15:19) И что удивительно, Бог допускает трудные ситуации, в которых мы должны увидеть, кто мы есть на самом деле. Потому сказано: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные» (Иак.1:13-16)
Отец Сергий, прошу прощения, что возвращаюсь к вопросу через некоторое время, но всё же просто поговорить, без зла, осуждения и т.п. это пустой разговор? Ведь в нём может не быть никакой пользы и т.д., просто разговор ради разговора, но он может приносить радость мне и собеседнику? И где тогда эта грань греха? Если с разговорами в которых осуждение, ложь, клевета, сплетни и другие злые и гнилые слова всё понятно, то с другими разговорами, которые вроде и не злые, но не о чем не понятно. Не многоглаголание ли это?
 
Чтобы не скатиться в неуправляемое празднословие, нужно во-первых, чаще молитвенно повторять: «Положи, Господи, хранение устам моим!» (Пс. 140:3)
А во-вторых не бояться тех пусть и несодержательных, но эмоционально теплых слов, которые должны быть сказаны или в поддержку истины, или для ободрения и утешения скорбящих, или просто для выражения симпатии и установления доброжелательной атмосферы общения - чтобы слово наше «было всегда с благодатию… дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол. 4:6).
 
Последнее редактирование:
Сверху