Является ли экуменизм ересью?

Москва
Православный христианин
В наше время можно встретить много борцов за чистоту веры, они себя называют антимодернистами. Они постоянно критикуют любые свободомыслия, любые мнения священников и иерархов, которые не соответствуют Св. Отцам и Св. Канонам... Постоянно пугают всеобщим экуменизмом, оставлением веры отцов и пр. Обоснованы ли их аргументы на Ваш взгляд? Правильно ли делает о. Рафаил Карелин критикуя всех и вся? Действительно ли наша Церковь заражена экуменизмом или это раздуто попусту? Действительно ли нужно держаться строго Святоотеческой веры и любое мнение сравнивать с ними или элементы свободы во мнениях все же есть, если они не противоречат догматике? Большое спасибо за ответ!
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Роман!

Прежде всего замечу, что в современном словоупотреблении понятие "экуменизм" может иметь различные значения, и среди них то, согласно которому, экуменизм есть движение на сближение "христианских церквей" не на основе принятия всеми инославными по отношению к Православию церквями единственно истинного вероучения (каким, по нашему глубочайшему убеждению, является Православное вероучение), а на основе нового учения, одним из направлений которого является так называемое крещальное богословие. Сообразно этому учению, должно быть признано с богословской позиции, что в границы Истинной Церкви Христовой входят те церкви, крещение в лоне которых признаётся и православными, и виднейшими инославными общинами. Более того, по рассуждению многих экуменистов в эти границы следует втиснуть и иные "христианские" общины, и даже все "христианские" общины вообще, и даже нехристианские. Это учение не соответствует православному учению о Церкви и вполне подпадает под критерии ереси.

Что касается вопроса о критике "любых свободомыслий, любых мнений священников и иерархов, которые не соответствуют Св. Отцам и Св. Канонам...", здесь тоже есть что сказать. Свободомыслие свободомыслию рознь. В Православии довольно простора для свободы благочестивой творческой мысли, и не нужно утрировать оценку ситуации с ортодоксальной критикой. Относительно же тех вольнодумцев, которые, не зная берегов и границ, грубо и дерзко противоречат святым отцам и церковным канонам по принципиальным вопросам вероучения и нравоучения, следует заметить: их есть за что критиковать.

См. подробнее: Нужен ли православному экуменизм?

Благодарю за вопрос!
 
Последнее редактирование:
Сверху