Благодарю вас, Владимир, за замечательный вопрос!
Критичное отношение к окружающему миру заложено в нас с допотопных времен – наши лохматые пещерные предки просто бы не выжили без постоянной ситуационной оценки враждебного и опасного окружения. Однако, критиковать всегда легко, а вот оценить - трудно. Поэтому ключ в другом - как критиковать? Критика может быть конструктивной, оценочно-обличительной, действенной, направленной на исправление человека или ситуации – доброжелательной, а значит полезной. Но может быть и недоброжелательной, осуждающе-критиканствующей. Нужно заметить, эти противоположные по сути формы поведения, могут трансформироваться друг в друга: так критически-осудительная внешняя форма речевого поведения может смягчаться и становиться менее травмирующей, если в интонации присутствуют теплые нотки. И, напротив, в обличительном по форме и конструкции речевом поведении появление раздражительности, озлобленности, нетерпимости меняет обличение в сторону осудительного критиканства. Таким образом, в жизни мы имеем многочисленные промежуточные формы, точная характеристика которых весьма затруднительна. Вот, например, великий критик Белинский так маниакально любил всех и всё критиковать, что своей беспощадной критикой на долгие годы отбил охоту писать стихи поэту Бенедиктову. Суть критиканства в нетерпимости чужого мнения, с которым человек не согласен. Отличие критика от критикана в том, что первый смотрит на предмет с «разных» сторон, а второй только с одной единственно правильной стороны – своей. Поэтому конструктивный критик владеет критическим (научно-познавательным) подходом, критикан – критической «теорией» собственного производства, критикой ради критики. Фактически в христианских категориях критика и критиканство тождественны обличению и осуждению. Сам Господь запрещает осуждать:
"Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф. 7:1-2). Но в тоже время обличение, сделанное с добрым рассуждением не является грехом:
"Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте" (Еф. 5: 10-11). А путаем мы обличение с осуждением из-за того, что не имеем добродетели духовного рассуждения. При обличении происходит характеристика поступка в свете Христовой Истины.
Обличение без любви к человеку невозможно! Попытка решить задачу исправления человека через осуждение приводит к тому, что личность, какая бы она ни была, начинает защищаться, обороняться от нас по причине свойственного ей чувства самосохранения. Наше словесное воздействие она расценивает как явно недружественное, что приводит к тому, что люди начинают конфликтовать друг с другом: между ними вырастает стена непонимания и нежелания вообще продолжать общение, ибо оно носит травмирующий характер.
«Никого не суди, не обличай, не поноси, даже и крайне худых по жизни своей. Распростри одежду твою над падающим и покрой его».. (преп.
Исаак Сирин). Для того, чтобы увидеть по-настоящему чужие греховные тенденции, необходимо прежде
заглянуть в себя самого и освободиться от собственной порочности, потому что лишь при этом условии можно с любовью видеть греховное горе другого человека. Недопустимость нравственного осуждения - одна из основных евангельских заповедей. При этом она регулярно нарушается практически всеми. И очень часто это не осознается как преступление, как грех гордыни. Даже наоборот, распространено лицемерное понимание, что будто бы своим осуждением можно принести пользу тому человеку, которого осуждаешь –
«вырвать сучок, из глаза ближнего своего». Грязными руками хвататься за глаза ближнего, даже, когда ты видишь в них сучки - запрещено Богом!
Но честно спросим себя: "Для того ли мы критикуем человека, чтобы помочь ему избавиться от его греха?" Так за счёт чужих грехов происходит самоутверждение в своей мнимой праведности. А ведь на самом деле критиканство – всего лишь иллюзия действия, бутафорское прикрытие собственной духовной импотенции, невозможности самореализации во внешнем мире, самообман не нашедшего жизненной почвы пустоцвета. Вызывающее поведение критиканов на самом деле говорит о недостатке внимания, о внутреннем одиночестве и даже застенчивости. А мотивы могут быть разными, сознательными и бессознательными – например, стремление «выпустить пар», чтобы снять с себя отрицательные эмоции, или принизить собеседника, чтобы самоутвердиться. Но застенчивый кукловод, прячущийся за темной ширмой нашего подсознания, хочет одного -
значимости и любви, внимания и дружбы. Этот «тайный режиссер» слишком самостоятелен, чтобы мы сумели остановить спектакль привлечения внимания зрителей силой собственной воли. Хотите изменить сценарий? С Божьей помощью все возможно - работайте над собой, помня, что главное –
любовь к Богу и людям. Только через Любовь можно обрести позитивный интерес людей, которого так вам не хватает. А для этого нужно полностью
сменить настрой души, свое отношение к жизни, расстаться с удобной ролью беспомощной жертвы, найдя себе достойную самореализацию, смело и решительно взвалив на свои плечи груз ответственности за все поступки. Да и вообще - питайте себя
положительными мыслями и идеями, почаще
улыбайтесь, транслируя окружающим людям радость от приятных мелочей. А начните с малого - немедленно
молитесь о тех, кого критикуете, и пытайтесь
найти им оправдание:
«Вытесняй дурной помысел добрым» (прп.
Паисий Святогорец). Но чтобы не солгать перед Богом и собой, сооружая бутафорское оправдание, надо стараться
сочувствовать людям, пытаясь понять их: что движет ими и мной в той или иной ситуации.
И в напутсвие вам, дорогой Владимир, - опасайтесь иной крайности: конформизм ничуть не лучше критиканства – само по себе созерцательное пассивное рассуждение скорее свидетельствует о скрытом равнодушии к грешащему человеку, комфортном невмешательстве постороннего наблюдателя - мол "моя хата с краю". Неосуждение ближнего, должно основываться
на любви и смирении, и только тогда оно открывает путь к успокаивающей душу непрестанной молитве, которая есть содержание духовной жизни христианина.