Как стать чтецом?

Суаида
Православный христианин
Дорогие братья!
Расскажите,пожалуйста,для желающего принять хиротесию во чтеца:
1.Каков порядок ходатайства?
2.С какого возраста дается хиротесия?
3.Каков порядок хиротесии?
4.Каковы обязанности чтеца (вне- и богослужебные)?
5.Каковы его облачения(Вне-богослужебные:Подрясник?)?

Спасибо!
Спаси вас Господи!
 
Москва
Крещён в Православии

Хиротесия (греч. χειροθεσία, от от χει̃ρ [хейр, позднегреч. хир] – рука и τίθημι [титхеми]– полагать, класть)​
- возложение рук с молитвой для посвящения в чин низшего клира, в церковнослужители.

Читать полностью...
 
Последнее редактирование модератором:
Дорогие братья!
Расскажите,пожалуйста,для желающего принять хиротесию во чтеца:
1.Каков порядок ходатайства?
2.С какого возраста дается хиротесия?
3.Каков порядок хиротесии?
4.Каковы обязанности чтеца (вне- и богослужебные)?
5.Каковы его облачения(Вне-богослужебные:Подрясник?)?

Спасибо!
Спаси вас Господи!


Мир вам! Низших клириков называют еще церковнослужителями. Их степени устанавливаются самой Церковью. Она может вводить новые степени и должности церковнослужителей, равно как и упразднять уже существующие.
На свои должности церковнослужители назначаются, а в степени поставляются чином хиротесии — руковозложения, которое, в отличие от рукоположения, хиротонии, совершается вне алтаря, в храме. Право поставлять младших клириков на церковнослужительские степени принадлежит епископу, а в монастырях хиротесию могут совершать и их настоятели — архимандриты и игумены.
14 правило VII Вселенского Собора гласит: "Рукоположение же чтеца творити позволяется каждому игумену в своем, и токмо в своем монастыре, аще сам игумен получил рукоположение от епископа в начальство игуменское, без сомнения, уже будучи пресвитером".
Слово "иподиакон" впервые на Востоке встречается у Евсевия Кесарийского. Он упоминает о неком иподиаконе Диосполийской общины. В "Церковной истории" (около 325 г.) Евсевий говорит также об анагностах (чтецах) и экзорцистах (заклинателях) . Степени иподиаконов, равно как и чтецов, певцов, заклинателей, упоминаются в Апостольских правилах, в канонах Антиохийского и Лаодикийского Соборов.
Отделение певцов от чтецов в качестве особой степени за*фиксировано в 15-м каноне Лаодикийского Собора: «Кроме певцов, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым пети в Церкви». Оче*видно, до издания этого правила на амвоне, кроме посвящен*ных певцов-клириков, могли петь и миряне. В 24-м правиле Лаодикийского Собора упоминаются певцы наряду с чтецами, а 23-е правило того же Собора гласит: «Не должно чтецам и певцам орарь носити и тако читати и пети».
Чтецы в Русской Православной Церкви

О чтецах в Русской Церкви известно, что издревле их именовали «дьяками» (в уменьшительной форме – «дьячок»). Это были церковнослужители, которые исполняли обязанности, соответствующие обязанностям греческих чтецов и певцов. Само слово «дьяк» пришло от греческого слова «диакон». Произошло это по той причине, что диаконское облачение (стихарь) не отличалось от облачения чтецов и певцов. От этого всех троих называли «диаками»; причем, чтобы отличить прочих от подлинных диаконов, последних называли «урарный».
На Руси дьяки, которые по своей церковной должности уже обязаны были быть грамотными, обязывались также быть и приходскими писарями, что делало их людьми важными и, до какой-то степени, влиятельными. Позднее, во времена императорской России они, как церковнослужители, пользовались правами почетных граждан. Долгое время дьяки на Руси были не только церковными причетниками, но и своего рода чиновниками светскими, хотя это запрещают правила церковные (постановление Пaтpиapxa Михаила III, 1169-77 гг.).
Возраст для постановления в дьяки назначался 18-летний, как то было определено греческими гражданскими законами (Юстин. нов. 123). На самом же деле их поставляли и гораздо ранее, – «как только дитя будет в состоянии читать и петь» (Е. Голубинский).

Чин посвящения во чтеца
О чине посвящения чтецов упоминается уже в «Апостольских постановлениях» (IV век). Вот что здесь приписывается епископу:
«Избери чтеца, возложив на него руку и молясь Богу, произнеси: Боже вечный, богатый в милости и щедротах..., призри на раба Твоего, рукополагаемаго для чтения святых Твоих писаний народу Твоему, и дай ему Духа Святаго, Духа пророческаго. Умудривший Ездру раба Твоего для чтения законов Твоих народу Твоему и ныне призываемый нами, умудри раба Твоего и даруй ему, чтобы он, возложенное на него дело совершая неукоризненно, соделался достойным высшей степени чрез Христа» (книга VIII, глава 22).
Выше apxиepeю указано возлагать на чтеца руку, от чего чин и берет свое название – хиротесия (чейс – рука и иеуйт – положение), т.е. руковозложение или поставление. О таком поставлении чтецов принято говорить, что оно отличается от поставления на высшие степени иepapxии (хиротонии) именно тем, что в первой отсутствует произношение «таинственных слов призывания благодати Святого Духа» (прот. К.Никольский). В наши времена так оно и есть. Однако вышеприведенные слова молитвы IV-го столетия явно свидетельствуют, что дары Святого Духа испрашивались и на чтецов, в частности, дар пророческий. Это еще раз напоминает нам о том, насколько выше и ответственнее было в древней Церкви служение чтеца.
В 8-м правиле Карфагенского собора читаем: «При поставлении чтеца, епископ должен возвестить народу о его поведении, способностях и верности. После того епископ пред народом дает ставленнику священную книгу для чтения, произнося: прими ее, имей звание читать слово Божие и знай, что за исполнение своей должности с усердием и пользою будешь иметь участие с благовестниками Слова Божия» (около 398 г.).

В наше время, по давно уже установленному чину, хиротесия чтеца бывает вне алтаря, на середине храма, причем не обязательно за Божественной Литургией; об этом писал святитель Симеон Солунский (XIV-XV вв.). В Чиновнике архиерейского служения Русской Церкви хиротесия эта называется «чином на поставление чтеца и певца». Вот как она происходит:
1. «Имеяй быти свещеносец» приводится двумя иподиаконами к apxиepeю на середину храма и сотворяет три поклона Господу Богу, затем трижды поклоняется apxиepeю, после чего последний знаменует его голову трижды.
2. Возложив руку на голову кандидата во чтецы, apxиepeй произносит 1-ю молитву, в которой испрашивает у Господа «...раба Твоего, предходити свещеносца святым Твоим Таинством изволившаго, украси нескверными Твоими и непорочными одеждами; да просвещен, и в будущем сретив веце, приимет жизни нетленный венец, со избранными Твоими веселяся во присносущном блаженстве». Молитва эта свидетельствует о том, что чтец и певец посвящается также и в свещеносца.
3. Далее поются тропари Апостолам, святителю, составившему литургию, и Богородице.
4. Затем apxиepeй крестовидно постригает голову ставленника во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, надевая на него малый фелонь – символ начатка священства – и опять трижды знаменуя его главу.
5. Потом снова кладет руку на него и произносит 2-ю молитву: «Господи Боже Вседержителю, избери раба Твоего сего и освяти его; и даждь ему со всякою мудростью и разумом Божественных Твоих словес поучение и прочитание творити, сохраняя его в непорочном жительстве».
6. После сей молитвы епископ разгибает над главой чтеца книгу Апостол и дает ему для прочтения ее лицом к востоку (в знак того, что главное назначение постригаемаго есть именно чтение Священного Писания). Прочитав несколько из Апостола, он поворачивается и трижды кланяется apxиepeю, а иподиаконы снимают с него фелонь.
7. Знаменуя трижды поставляемаго, apxиepeй благословляет ему стихарь, а тот, крестясь, целует крест на стихаре и руку епископа.
8. Облаченный в стихарь, чтец выслушивает следующее наставление архиерея: «Чадо, первый степень Священства, чтеца есть. Подобает убо тебе на всяк день Божественная писания прочитовати, да слушающии, зряще тя, пользу приимут, и тебе самому вящший степень притвориши, никакоже постыждая о тебе избрание. Целомудренно бо и Свято, и праведно жительствуя, и Человеколюбца Бога милостива воз-имаши, и вящшаго сподобишися служения, во Христе Иисусе Господе нашем, емуже слава во веки веков, аминь».
9. Под конец apxиepeй глаголет: «Благословен Господь, се бысть раб Божий (имя), чтец Святейшия Церкве (название храма) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». И получив от епископа лампаду (т.е. подсвечник со свечей), чтец стоит с нею всю службу на установленном месте перед архиереем.
Как пишет протоиерей К.Никольский, «в день посвящения чтеца в стихарь, чтец, обыкновенно, причащается» (Пособие к изучению устава богослужения). Он также приводить слова Г.Розанова который говорит, что чтец в этот день причащается в алтаре около престола с левой стороны, – однако называет это местным обычаем, не имеющим твердых оснований. Такой обычай мог прийти к нам из древней Церкви, где чтецы, возможно, имели право причащаться у престола, как высокопочетные клирики и явные кандидаты в священство.

Обязанности чтеца как носителя первой степени священства
Первая степень священства, на которую поставляется чтец, требует от него исполнения определенных обязанностей. Эти обязанности указываются уже в самом чине хиротесии. Первая из них – это чтение за богослужением, которое тесно связано с церковным пением (из-за чего хиротесия называется «чином на поставление чтеца и певца»). Во многих Византийских храмах певчие имели постриг чтецов и пели в стихарях. Вторая обязанность есть ношение свещей, ибо постриженный становится также «свещеносцем». Вообще, чтец – это служитель алтаря и, следовательно, исполняет не только свещеношение, но и прочие пономарские обязанности (как указывалось выше, по свидетельству святителя Симеона Солунского): подаваше иepeю просфор и теплоты, хранение в чистоте принадлежностей алтаря и т.д.

Касательно внешнего облика чтеца, необходимо учесть то, что гласит 27-е правило VI-го Вселенского Собора: «Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути: но всякий из них да употребляет одежды, уже определенные для состоящих в клире». Другое правило (VII Всел. пр. 14), гласящее о поставлении чтецов, так толкуется Вальсамоном: «Кто облекся в черную одежду с целью вступить в клир, не может сложить с себя это одеяние, ибо изъявил намерение посвятить себя Богу». В Русской Православной Церкви такой черной одеждой для чтеца является подрясник, который, в идеале, требуется носить «непрестанно». Духовный смысл, который являет собою это непрестанное ношение подрясника, есть тот, что человек, ставший чтецом, пребывает таковым не только внутри храма, но и за его оградой. Будучи начатком священства, сан чтеца есть не профессия, которую при нужде можно с себя сложить и уйти на покой. Это есть служба, служба Богу, на которую человек приходит добровольно, но уже никогда ее не оставляет, подвизаясь в ней до скончания своих дней.

Кроме исполнения практических обязанностей за богослужением, от чтеца также требуется «непорочное жительство», «целомудренное, святое и праведное» житие, ежедневное поучение в Божественных писаниях и вообще нравственная чистота (как это указывается в вышеприведенных молитвах чина на поставление чтеца и певца), ибо он был посвящен Богу, принял начаток священства и получил доступ к алтарю, в который еще со времен Ветхого Завета не позволялось вносить ничего оскверненного. Сам стихарь, надеваемый на чтеца во время посвящения и носимый им при чтении и пении в храме, является символом чистоты души.

Чтецу, как, впрочем, и всякому рядовому православному христианину, не позволяется нарушать посты (Ап. 69), предаваться азартной «игре и пьянству» (Ап. 43), посещать зрелища (24 Трул.), участвовать в празднествах с языческими обрядами и в маскарадах (62 Трул.), устраивать пиршества (55 Лаод.), мыться в бане вместе с женщинами (77 Трул.).
Как церковному клирику, чтецу не позволяется поднимать руку на человека (Ап. 27), посещать корчемницы (Ап. 54), «брати себе в жену иноверную» (IV Всел. 14), занимать общественные, государственные и военные должности (Ап. 6, 8; Двукр. 11), заниматься ростовщичеством (4 Лаод.) и торговлей (8 Карф.), иметь дело с пролитием крови, даже животной (например, заниматься врачебной практикой, хирургией или охотой на животных) (Ном. стр. 132). Чтецов, соблудивших или нарушивших супружескую верность, равно как и женившихся второй раз, – правила лишают сана, хотя не отлучают от общения (3 Трул.; 69 Вас. Вел.). Если же жена клирика окажется неверной, то ему предписывается развестись с нею или перестать служить (8 Неокес).
 
Суаида
Православный христианин
Спасибо вам огромное,отец Виктор!
А в обычной повседневной практике?Ведь уже и настоятели поставляют чтецов.Во всем ли они совпадают,так сказать,с рукоположенным чтецом?
 
Москва
Православный христианин
Тема эта старая ,но полностью нераскрытая.
Итак,согласно канонам :
1.Для того чтобы человек стал чтецом он должен получить рукоположение от епископа(в монастыре рукополагает игумен-настоятель).
2.Возраст с которого рукополагать можно в чтеца -15 лет,согласно Кормчей.
3.Перед тем как стать чтецом, человека епископ должен обязательно рукоположить в свещеносца,возраст последнего не оговаривается.
4.Свещеносец носит после рукоположения короткий стихарь.
5.Чтец после рукоположения носит обычный стихарь.
6.Без рукоположения ни один человек не имеет права носить стихарь и прислуживать в алтаре,если такое имеется -человек мирянин ,без рукоположения,носит стихарь и прислуживает в алтаре(изображает из себя чтеца или даже еще и иподиакона),то такое называется действие грехом или преступлением,в котором участвуют : священник и мирянин,беззаконно одевающий на себя стихарь.
 
Волгоград
Православный христианин
Видела не однажды на службах, что мальчики лет 10 выносят свечу, подают кадило и т.д. То есть, они являются алтарниками. Чтецами их назвать нельзя, потому что они Слово Божие не службах не читают...
Однако возникает вопрос - а женщины могут быть чтецами? Покаянный псалом во время исповеди читают женщины - певчие. Или я что-то путаю?
 
Москва
Православный христианин
Видела не однажды на службах, что мальчики лет 10 выносят свечу, подают кадило и т.д. То есть, они являются алтарниками. Чтецами их назвать нельзя, потому что они Слово Божие не службах не читают...
Однако возникает вопрос - а женщины могут быть чтецами? Покаянный псалом во время исповеди читают женщины - певчие. Или я что-то путаю?
Женщины чтецами быть не могут,потому как любой женщине(монахине ,игуменье,схимнице )категорически запрещено входить в алтарь.
Алтарник-такого звания в Церкви не существует.
Есть: свещеносец,чтец,иподиакон,диакон,иерей,архиерей.
То,что мы видим ежедневно:семи,десятилетний дети в стихарях на службах это преступление и грех.
Еще большое преступление можно видеть на архиерейских службах:дети в стихарях и препоясанные орарями-фальшивые иподиаконы бегают вокруг архиерея и ему прислуживают.
На фото слева- чтец в длинном стихаре,справа-свещеносец в коротком стихаре,типа накидки.
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху