Крест преподобного Серафима Саровского

Здравствуйте, помогите мне разобраться и правильно все понять!
В житии преподобного сказано, что Серафим Саровский до конца жизни носил медный Крест на груди, поверх одежды, которым его благословила мать (кажется это был изначально киотный Крест).
Но вот прочитала статью про наперсные кресты http://drevo-info.ru/articles/12006.html и в ней говорится, что носить их дозволялось в те времена только архимандритам и священникам, которые были им награждены, однако в начале статьи говорится, что нательные или наперсные кресты стали носиться среди христиан с давних пор и носить их могли все - от мирян до царей и митрополитов - получается какое-то противоречие... Может быть когда пишут, что могли носить все, то имеют в виду нательный крест, а не наперсный?
Я абсолютно уверена, что батюшка Серафим не мог нарушить постановления о ношении наперсных крестов! Может я статью не правильно поняла? Надо ли понимать, что крест, который он носил хоть и был по способу ношения наперсным, но т.к. по виду явно отличался от наперсных крестов, которые носили архимандриты и награжденное духовенство, то и под запрет ношения не попадал. Я правильно понимаю? Возможно святой брал благословение на ношение киотного креста как наперсного в память о благословении матушки?
На сколько было распространено в те времена (18 век и ранее), что благочестивые люди носили большие кресты (явно отличающиеся от крестов, которые разрешалось носить духовенству) поверх одежды и это им не возбранялось? Или наоборот это можно сказать единичный случай, а в основном кресты поверх одежды не носили, а носили нательные?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго дня!
Дело в том, что четкого разграничения разного типа крестов а то время не было, а в некотором смысле нет и сейчас. Так среди современных нательных крестов есть такие внушительные, что практически не отличаются по размеру от священнических. Не существует и не существовало во время преп. Серафима четких запретов и регламентации типов крестов для ношения мирянами. Поэтому святой не мог нарушать правил, которых просто не существовало.

Скорее всего, преп. Серафим носил медный литой крест вроде литых старообрядческих. Если присмотреться, к его изображениям, то вполне можно заметить еще некоторые элементы, традиционные именно для старообрядцев, например употребление лестовки. Это может объясняться его происхождением из купеческой семьи, где были довольно сильны традиции старинного благочестия.
Довольно большой медный крест с ушками для ношения на груди не являлся и не является элементов священнического облачения и может быть носим всеми. Он может быть довольно массивным и практика его ношения типологически близка к веригам.
 
Спасибо за ответ!
Преп. Серафим Саровский был иеродиаконом, а потом иеромонахом, значит ли это, что на время совершения им богослужения, он снимал свой медный крест, т.к. он не является элементом священнического облачения, а уже после службы надевал его снова на подрясник? Или возможно было оставлять большой медный крест поверх облачения, хоть он и не являлся священническим (до 1896 года священники в России совершали богослужения без наперсных крестов, с крестом только, если был наградной)?

Батюшка, спрошу в этой теме, хотя вопрос уже не касается преп. Серафима. Вы сами подтверждаете, что сейчас можно купить нательный крест внушительных размеров, практически не отличающийся от священнического по размеру. Вопросы:
1)Такой крест можно носить именно только как нательный, т.е. под одеждой, и мирянину и монаху?
2)Можно ли носить такой большой крест поверх одежды мирянину (тут наверное нет никаких правил и все зависит только от желания самого человека), а как священники (Вы лично) относятся к этому - как к проявлению благочестия или наоборот не поощряют ношение больших крестов поверх одежды мирянами?
3)Монахам (не священникам) нельзя носить поверх одежды большие нательные кресты (вроде бы никогда не видела)? Только наградные наперсные, если они есть у них?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Татьяна!
На вопрос первого абзаца ответ простой: "а я откуда знаю?". Ведь на многие вопросы вообще не может быть ответа. Ну не отмечено это в житийных историях и, как бы не хотелось, это уже не узнать. Может быть вообще не следует заострять внимание на таких вопросах?

1,2,3 - все зависит от личного желания, элементов хорошего тона и простой воспитанности. Равно как и всегда надо быть готовым ответить на вопрос "а зачем?". В затруднительной ситуации можно спросить духовника, который даст совет применительно к Вашей ситуации.
 
Сверху