Молитва Господня

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Православный христианин
Уважаемые батюшки, некоторые тексты молитвы Господни заканчиваются словами яко твоя есть сила и слава отца и сына и святого Духа ныне и присно и во веки веков Аминь, но в некоторых текстах этой молитвы слова яко твоя есть сила и слава Отца и сына и Святаго духа ныне и присно и во веки веков отсутствуют, то есть слова о трех лицах Святой троицы отсутствуют Как можно понять такое расхождение в тексте молитвы и как правильно читать эту молитву?. Заглянул в Евангелие от Матфея гл.6:9,13 и там так же не нашел слов о трех лицах святой Троицы. Я нахожусь в некотором замешательстве, тем более, что эту молитву нам дал сам Спаситель Иисус Христос. Вразумите пожалуйста Храни Господь!
 

Вложения

  • HIVIBg8WPGQ.jpg
    HIVIBg8WPGQ.jpg
    48,6 KB · Просмотры: 394
Санкт Петербург
Православный христианин
Священник Константин Пархоменко в статье «Молитва, заповеданная Господом» пишет: - «Уже во втором веке во время богослужения верующие после слов Молитвы Господней произносили «Ибо Тебе подобает сила и слава во веки» (Дидахи 8:2), Апостольские постановления III–IV веков предписывают заключать Молитву Господню формой: «Яко Твое есть Царство и сила, и слава во веки. Аминь». Эти слова и входят в Евангелие от Матфея как заключительные слова Молитвы Господней[8]. В четвертом столетии, комментируя Евангелие от Матфея, св. Иоанн Златоуст уже не сомневается, что эти слова принадлежат Самому Спасителю, хотя за сто лет до него Ориген, в своих комментариях на Молитву Господню, об этих словах даже не упоминает.
Сегодня в Православной Церкви после слова слава добавляется ‒ Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Часто возникает вопрос: если во время богослужения эти слова произносит священник, то можем ли и мы их читать, когда священника рядом нет? Разъяснение по этому поводу нам дает церковный документ «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной святителя Петра (Могилы)»: «Дабы придать большую важность сей (Господней) Молитве, во время молитвословий общественных произносит слова сии священник. В случае же отсутствия священника, непогрешимо и мирянам, если во время честнаго молитвословия произнесет оныя. Посему никогда не должно отделять сих слов от Молитвы Господней
».
Я нахожусь в некотором замешательстве, тем более, что эту молитву нам дал сам Спаситель Иисус Христос. Вразумите пожалуйста Храни Господь!
P.S. Я также нахожусь в некотором замешательстве от того, что Вы пишите одни и те же слова (Отец, Сын, Святой Дух, Святая Троица) поочередно то с большой буквы, то с маленькой. Надо писать эти имена каждый раз с большой буквы.
 
Последнее редактирование:
Украина
Православный христианин
Уважаемые батюшки, некоторые тексты молитвы Господни заканчиваются словами яко твоя есть сила и слава отца и сына и святого Духа ныне и присно и во веки веков Аминь, но в некоторых текстах этой молитвы слова яко твоя есть сила и слава Отца и сына и Святаго духа ныне и присно и во веки веков отсутствуют, то есть слова о трех лицах Святой троицы отсутствуют Как можно понять такое расхождение в тексте молитвы и как правильно читать эту молитву?. Заглянул в Евангелие от Матфея гл.6:9,13 и там так же не нашел слов о трех лицах святой Троицы. Я нахожусь в некотором замешательстве, тем более, что эту молитву нам дал сам Спаситель Иисус Христос. Вразумите пожалуйста Храни Господь!
Как для меня так важно послушание. Как в молитвослове написано так и молитесь. В молитве белее ценю если сердце согрелось и почувствовал свою греховность, если ещё и слёзы о грехах то молитва наверное удалась. Фарисеи тоже любили буквоедство, но это плохая закваска. Советовал бы почитать толкование на молитву Отче наш святителя Иоанна Златоустого и преподобного Максима исповедника, там Вы найдёте ответы на все Ваши вопросы.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Как для меня так важно послушание. Как в молитвослове написано так и молитесь. В молитве белее ценю если сердце согрелось и почувствовал свою греховность, если ещё и слёзы о грехах то молитва наверное удалась. Фарисеи тоже любили буквоедство, но это плохая закваска. Советовал бы почитать толкование на молитву Отче наш святителя Иоанна Златоустого и преподобного Максима исповедника, там Вы найдёте ответы на все Ваши вопросы.
Дело, батюшка Михаил, наверное, не в послушании. Вы же сами пишите, что мы не фарисеи, чтобы молиться слово в слово, соблюдая букву молитвы, как закон. Творя молитву чистым сердцем, мы можем кое-что потребное и добавить к ней.

Первоначально, размышляя о добавлении слов «Яко Твое есть Царство…», я думал, что в личной молитве мирянина к Отцу не следует прибавлять эти слова, так как, если сын обращается к Отцу и разговаривает с Ним, как с Отцом, а не как с Царем, то прибавление слов «Яко Твое есть Царство…» может нарушить интимность личного общения двоих.

Но потом понял, что мы же в этой молитве молимся не только за себя, но и за всех христиан, причастных Плоти и Крови Христа и любви Его к нам всем. «Отче наш…», «хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь; и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим; и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго». Поэтому надо подчеркнуть, что мы просим быть с Отцом в Царстве Его не в одиночестве, а всем вместе, пребывая едиными с Ним, а значит и друг с другом. А Он не только Отец наш, заботящий о благе всех чад, но и Царь, знающий все, что потребно нам во благо, устанавливающий законы и управляющий Царством Своим.

То есть в заключение этой молитвы мы можем усилить ее, признавая Отца Царем нашим и признавая не только Его Премудрость и заботу о благополучии всех членов Царства, но и могущество и силу Его исполнить все, о чем мы просим в этой молитве. Признавая славу Его, мы признаем также, что верим в то, что все просим во благо наше и это исполнится так, как Отец, Сын и Святой Дух задумали прежде начала века.

Примерно об этом пишет также священномученик Владимир (Богоявленский) «Отче наш. Беседы на молитву Господню»: - «Яко Твое есть царство и сила, и слава во веки веков. Аминь.»
Дорогие! Слов, которые мы слышим сейчас и которыми заканчивается молитва "Отче наш", Господь Иисус, кажется, Сам не говорил, когда учил молиться учеников Своих. Их нет и в Евангелии от Луки, в том месте, где Господь, по просьбе учеников: «научи нас молиться», преподал им молитву "Отче наш". Но несомненно, однако, то, что Церковь с самых древних времен употребляла эти слова как заключение молитвы, и церковный хор пел их всякий раз, когда священнослужитель заканчивал чтение молитвы "Отче наш". Обычай отвечать священнику на произносимые им молитвы или поучения словами одобрения и словом "аминь" существовал уже и в Ветхом Завете; сохранила его и новозаветная Церковь. К тому же слова эти по своему содержанию вполне отвечают и духу Священного Писания, приличны и для торжественного заключения этой чудной молитвы.
Но эти слова не суть только слова похвалы и одобрения, но в них молящийся в то же время выражает свою надежду, свою уверенность в том, что эта молитва не тщетна, но будет услышана. Произнося слова: «яко Твое есть царство, и сила, и слава; аминь», он ободряет себя, внушает себе мужество и благую уверенность в успехе молитвы и заграждает ими уста всем сомнениям и пререканиям, если бы таковые возникли
».
Спасибо за вразумление Храни Господь.
Здесь поясню относительно моего замечания (#2) о написании имен Божиих. Я написал Вам о правописании вовсе не для того, чтобы исправить грамматические ошибки. Беда в том, что если Вы делаете ошибки по небрежности или по невнимательности, относясь к написанию имен Отца, Сына и Святого Духа без должного благоволения, то возможно, что и молитесь также рассеянно и без страха Божия к словам молитвы.

Преподобный Симеон Новый Богослов (Слова) пишет: - «Нет греха больше, как молиться без страха Божия, без внимания и благоговения… Лучше такому совсем не молиться, чем так молиться, то есть устами только… Кто совсем не молится, тот не исполняет своего долга и остается должником Богу, но когда-нибудь он опомнится и может испросить себе отпущение долга у Бога, Коему должен. Тот же, кто молится кое-как, с небрежностию, подвигает на гнев Самого долгов решителя Бога, Коему молится, ибо таковый устами Богу молится, а ум с бесами ведет беседу. От кого же после сего ожидать ему милости?...
Кто не имеет страха и благоговения, пусть испрашивает прежде всего света страха Божия, да ведает, пред сколь страшным Богом предстоит он и молится, чтоб удостоиться за то получить просимое. Ибо кто познает, коль страшен есть Бог, тот преисполнится и страхом Божиим, и страх Божий научит его достодолжной молитве. Кто ж не познал сего, тот во тьме и не умеет молиться как должно
».

Поэтому не так важно, будем ли мы включать слова «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки веков. Аминь» в текст молитвы, но более важно, как мы молимся.
 
Последнее редактирование:
Киев
Православный христианин
Слова "яко Твое есть Царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго духа и ныне и присно и во веки веков аминь" произносит священик во время храмовой молитвы. Меня в свое время интересовал этот же вопрос - я прямо задал вопрос иеромонаху, которому обычно исповедуюсь: нужно ли мне во время домашней келейной молитве читать этот текст священника. Получил ответ: "Не нужно". С тех пор эту часть текста не читаю.
 
Украина
Православный христианин
Дело, батюшка Михаил, наверное, не в послушании. но более важно, как мы молимся.
Ваши рассуждения уместны, но иногда послушание важнее. Поскольку в молитвословах написано как молится верный, а как клирик, то нам при молитве надо иметь послушание, а рассуждение надо иметь для познания. Как мирянин лично я не произносил последних слов молитвы и считаю что делал правильно.
 
Православный христианин
Молитва Отче наш, заканчивается словами: «…и не введи нас в искушение, но избавь нас от зла. Ибо Твое есть Царство и сила, и слава во веки. Аминь» (Мф.6:13). Однако, в самых древних манускриптах она заканчивается словами «..избави нас от зла». Заключительное славословие было добавлено позже. Скорее всего, его добавили переписчики для того, чтобы придать молитве законченный вид согласно более позднего канона молитв.
А молитву эту надо читать не буквально. Нет в ней никакого хлеба насущного в привычном понимании,а трезвление духа и борьба в режиме реального времени. Нет конечно- же и никакого пресловутого "лукавого". Все намного глубже в духовном плане.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
...молитву эту надо читать не буквально. Нет в ней никакого хлеба насущного в привычном понимании, а трезвление духа и борьба в режиме реального времени. Нет конечно-же и никакого пресловутого "лукавого". Все намного глубже в духовном плане.
Странно, а святые отцы считали, что ее следует понимать и в буквальном, и в историческом, и в мистическом смыслах: https://azbyka.ru/sear/?text=толкование+на+молитву+господню&searchid=1639178&l10n=ru&web=0#1205
 
Православный христианин
Странно, а святые отцы считали, что ее следует понимать и в буквальном, и в историческом, и в мистическом смыслах
Все что касается молитв или любого духовного критерия, тем более молитвы " Отче наш" можно понимать по разному, по своему разумению. Но самый правильный подход это духовное, глубинное понимание. Ведь эта молитва, как и любая, - не праздное слово нашему собеседнику. То что касается Божественного, конечно же там не может быть "обычной пищи на каждый день" или чего нибудь материального.Таким пониманием мы облекаем Божественный смысл, в материальные структуры и по сути становимся идолопоклонниками.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Христос воскресе, братья и сестры.
В цитате выделение цветом мое (Е.А.)
Все, что касается молитв или любого духовного критерия, тем более молитвы " Отче наш", можно понимать по-разному, по своему разумению. Но самый правильный подход - это духовное, глубинное понимание. Ведь эта молитва, как и любая, - не праздное слово нашему собеседнику. То что касается Божественного, конечно же, там не может быть "обычной пищи на каждый день" или чего нибудь материального. Таким пониманием мы облекаем Божественный смысл, в материальные структуры и по сути становимся идолопоклонниками.
Дорогой, у Вас в роду не было блокадников. Пишете в канун Дня Победы...
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху