Как для меня так важно послушание. Как в молитвослове написано так и молитесь. В молитве белее ценю если сердце согрелось и почувствовал свою греховность, если ещё и слёзы о грехах то молитва наверное удалась. Фарисеи тоже любили буквоедство, но это плохая закваска. Советовал бы почитать толкование на молитву Отче наш святителя
Иоанна Златоустого и
преподобного Максима исповедника, там Вы найдёте ответы на все Ваши вопросы.
Дело, батюшка Михаил, наверное, не в послушании. Вы же сами пишите, что мы не фарисеи, чтобы молиться слово в слово, соблюдая букву молитвы, как закон. Творя молитву чистым сердцем, мы можем кое-что потребное и добавить к ней.
Первоначально, размышляя о добавлении слов «
Яко Твое есть Царство…», я думал, что в личной молитве мирянина к Отцу не следует прибавлять эти слова, так как, если сын обращается к Отцу и разговаривает с Ним, как с Отцом, а не как с Царем, то прибавление слов «
Яко Твое есть Царство…» может нарушить интимность личного общения двоих.
Но потом понял, что мы же в этой молитве молимся не только за себя, но и за всех христиан, причастных Плоти и Крови Христа и любви Его к нам всем.
«Отче наш…», «хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь; и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим; и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго». Поэтому надо подчеркнуть, что мы просим быть с Отцом в Царстве Его не в одиночестве, а всем вместе, пребывая едиными с Ним, а значит и друг с другом. А Он не только Отец наш, заботящий о благе всех чад, но и Царь, знающий все, что потребно нам во благо, устанавливающий законы и управляющий Царством Своим.
То есть в заключение этой молитвы мы можем усилить ее, признавая Отца Царем нашим и признавая не только Его Премудрость и заботу о благополучии всех членов Царства, но и могущество и силу Его исполнить все, о чем мы просим в этой молитве. Признавая славу Его, мы признаем также, что верим в то, что все просим во благо наше и это исполнится так, как Отец, Сын и Святой Дух задумали прежде начала века.
Примерно об этом пишет также
священномученик Владимир (Богоявленский) «
Отче наш. Беседы на молитву Господню»: -
«Яко Твое есть царство и сила, и слава во веки веков. Аминь.»
Дорогие! Слов, которые мы слышим сейчас и которыми заканчивается молитва "Отче наш", Господь Иисус, кажется, Сам не говорил, когда учил молиться учеников Своих. Их нет и в Евангелии от Луки, в том месте, где Господь, по просьбе учеников: «научи нас молиться», преподал им молитву "Отче наш". Но несомненно, однако, то, что Церковь с самых древних времен употребляла эти слова как заключение молитвы, и церковный хор пел их всякий раз, когда священнослужитель заканчивал чтение молитвы "Отче наш". Обычай отвечать священнику на произносимые им молитвы или поучения словами одобрения и словом "аминь" существовал уже и в Ветхом Завете; сохранила его и новозаветная Церковь. К тому же слова эти по своему содержанию вполне отвечают и духу Священного Писания, приличны и для торжественного заключения этой чудной молитвы.
Но эти слова не суть только слова похвалы и одобрения, но в них молящийся в то же время выражает свою надежду, свою уверенность в том, что эта молитва не тщетна, но будет услышана. Произнося слова: «яко Твое есть царство, и сила, и слава; аминь», он ободряет себя, внушает себе мужество и благую уверенность в успехе молитвы и заграждает ими уста всем сомнениям и пререканиям, если бы таковые возникли».
Спасибо за вразумление Храни Господь.
Здесь поясню относительно моего замечания (
#2) о написании имен Божиих. Я написал Вам о правописании вовсе не для того, чтобы исправить грамматические ошибки. Беда в том, что если Вы делаете ошибки по небрежности или по невнимательности, относясь к написанию имен Отца, Сына и Святого Духа без должного благоволения, то возможно, что и молитесь также рассеянно и без страха Божия к словам молитвы.
Преподобный
Симеон Новый Богослов (
Слова) пишет: - «
Нет греха больше, как молиться без страха Божия, без внимания и благоговения… Лучше такому совсем не молиться, чем так молиться, то есть устами только… Кто совсем не молится, тот не исполняет своего долга и остается должником Богу, но когда-нибудь он опомнится и может испросить себе отпущение долга у Бога, Коему должен. Тот же, кто молится кое-как, с небрежностию, подвигает на гнев Самого долгов решителя Бога, Коему молится, ибо таковый устами Богу молится, а ум с бесами ведет беседу. От кого же после сего ожидать ему милости?...
Кто не имеет страха и благоговения, пусть испрашивает прежде всего света страха Божия, да ведает, пред сколь страшным Богом предстоит он и молится, чтоб удостоиться за то получить просимое. Ибо кто познает, коль страшен есть Бог, тот преисполнится и страхом Божиим, и страх Божий научит его достодолжной молитве. Кто ж не познал сего, тот во тьме и не умеет молиться как должно».
Поэтому не так важно, будем ли мы включать слова «
Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки веков. Аминь» в текст молитвы, но более важно, как мы молимся.