Кто-то сказал, что "молиться Богу по молитвослову, все равно, что разговаривать по разговоринику". Действительно, пока человек не обучился языку молитвы, ему нужен такой "разговорник", в котором собраны лучшие образцы прошений великих молитвенников -религиозных поэтов древности. Но бывает такое дивное состояние, что человеку уже не нужны никакие молитвенные слова. Святые Отцы считали это безмолвное состояние, которое они назвали “исихия”, венцом молитвенной жизни. Подобное молитвенное безмолвие – это состояние, когда все силы души и тела пребывают в полном мире, спокойствии, собранности, в состоянии совершенной бдительности и в то же время свободы от всякой суеты и движения. Совершенное безмолвие – это идеальная молитва, но при одном условии - что это подлинное безмолвие, а не мечтательность. Нужно стараться по-возможности хранить полное безмолвие, но никогда не следует допускать, чтобы оно перерождалось в чувство простого удовлетворения. Чтобы уберечься от этого искушения, Святые Отцы Церкви учат никогда не оставлять совсем обычных форм молитвы, потому что даже те подвижники, кто достиг вершины этого созерцательного безмолвия, признали необходимым, чувствуя опасность духовного расслабления, вновь употреблять слова, пока словесная молитва не восстановит в душе безмолвие. Очень легко можно попасть в состояние горделивой прелести, когда вдруг у человека "пошла" бессловесная молитва, и ему начинает казаться, что он взлетил к самой вершине богообщения, то есть стал "святым". истинной же святости присуще непрестанное сокрушение о своей загрязненной душе. Поэтому самое время - сдернуть себя за ноги с небес, вернувшись к обычной словесной молитве...