Вопрос злободневный и очень сложный - трудно судить сразу, однозначно и издалека, когда вокруг тебя царит мир, любовь, тишь и благодать. В какой-то мере непоминающих священников можно понять, если на их глазах в адском хаосе междоусобной брани льётся кровь множества невинных страдальцев, и так хочется услышать свыше апостольский отклик сострадательной любви:
«Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
(Рим.12,15). Можно ли считать их раскольниками? Святая Церковь всех людей призывает ко спасению, независимо от их национальности и социального положения, поэтому в Символе Веры она именуется как «соборная». Церковь одинакова для всех –
«во Христе нет ни эллина, ни иудея,… варвара, скифа, раба, свободного» (Кол.3:11), добавлю - ни русского, ни украинца. Истинной Христовой Церкви искони чуждо выступать с позиций национальной исключительности, а подчинение Церкви национально-политическим идеологиям и программам (этнофилетизм) справедливо осуждёно, как ересь, ещё на Поместном Константинопольском Соборе 1872 года. Этнофилетизм рождается из ослабленного сознания соборности Церкви, являясь предпосылкой для разделений и расколов. Но поскольку эта тенденция соборным решением Церкви официально не осуждена, то считается, что УПЦ МП по-прежнему находится в евхаристическом единстве с Поместными Церквями. Весь вопрос заключается в одном - верим ли мы, что наша Церковь благодатна в своих Таинствах, что через её иерархию действует благодать Святого Духа. Мы собираемся в храме вокруг Святой Чаши для соединения со Христом, а поминовение предстоятеля Поместной Церкви за литургией – важный, но всё же вторичный акт. И в молитвенном поминовении на Богослужениях, важна не столько конкретная личность, а именно титул «Патриарх Московский и всея Руси» - как символ нашего церковного единства. В то же время 15-е правило Двукратного Константинопольского Собора допускает непоминовение епископов-еретиков, но не обязывает прерывать с ними общение, По мнению консультанта СПбДА по церковному праву в настоящее время применять это правило преждевременно и ошибочно, потому, что, во-первых, какие-либо свидетельства отступления Патриарха от Символа Веры и допущенные догматические искажения в настоящее время неизвестны. А во-вторых, нужно исходить из того, угодно ли это Богу и идет ли на благо Церкви. При всех существующих сегодня политических сложностях, немощах, противоречиях и проблемах на самом высоком церковном уровне не поминать сейчас Патриарха – значит разрушать соборность Церкви. В то же время согласно тому же 15-му Правилу непоминовение Патриарха может считаться обоснованным (например, при угрозе физической расправы), и тогда священник с благословения правящего архиерея сохраняет право продолжать священнослужение. Возможно именно поэтому, когда в автономной УПЦ МП немалое число клириков перестало поминать патриарха Кирилла, они по причине опасности политических преследований не подвергаются каноническим прещениям со стороны правящего владыки Онуфрия.
Так что юридически канонических запретов для причастия в храмах «непоминающих» пока нет. Искушение, мне кажется, сокрыто в ином – будет ли такое причастие достойным? Не возникнет ли некий духовный диссонанс, определяющий неспособность принять Божью благодать от возможно допустимого действия – непоминовения и осуждения патриарха? Отношение к ближнему (в том числе и к Патриарху!) есть отражение состояния души. И не встретим ли мы в таком храме вместо сугубой молитвы о «мире всего мира» всеобщее раздражение и злословие, даже не думая, какими злыми духами мы водимы, не говоря уже о последствиях такой развязности уст. Такой «антимолитвой» - бездумными словами гнева и злости, ненависти и раздражения мы изобильно засеваем мир вокруг себя разрушительной знергией демонов. Поэтому жёстким, но бесплодным брызгам осуждающего возмущения нужно противопоставить мягкие волны добросердечия и Божьей правды, чтобы пробудить в людях покаянные чувства, сопротивление мерзости зла и вязкой паутине лжи. Польза от причастия в храме «непоминающих» зависит от устроения сердец молящихся. Нужно носить в себе не гнев на русских и патриарха, а Духа Святого, через Которого по словам преподобного Серафима «спасутся тысячи». Мы молимся:
«Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». То есть во Святом Причастии мы принимаем от Бога не некую регламентированную «дозу» благодати, а просим непосредственного общения со Святым Духом, чтобы затем отдать себя всецело под покров милосердного и всемогущего Искупителя нашего Иисуса Христа. Если же нет мира в душе, и нет видения бесчисленных грехов своих, то и Святой Дух не войдёт в неё – то есть факт причащения сам по себе вовсе не гарантирует достойности причащающегося. В итоге может случиться так, что причащающиеся недостойно - с озлоблением на патриарха, в итоге дойдут до отрицания благодатности всей Русской Православной Церкви, до греха хулы на Святого Духа. Увы, и такое возможно - причащаясь, оставаться Иудой.
«Никто пусть не приступает коварным, никто — исполненным злобы, никто — имеющим яд в мыслях, чтобы не причащаться во осуждение», -говорит свт.
Иоанн Златоуст. Дай же Бог, чтобы в украинских храмах звучали такие слова, чтобы за литургией агрессия сгорела в нас - тогда сгорит и её олицетворение:
«Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбию судите у ворот ваших».(Зах.8:16)