Новый Завет, Мидраш и Мишна

Крещён в Православии
Здравствуйте!

В 2014 году протоиерей Олег Стеняев написал на этом форуме:

"Сам Христос в полемике с фарисеями цитирует авторитетных для них лиц: в одном случае Шаммая (Мф.5:32), в другом - Гиллеля (Мф.7:12), цитаты мишнианского происхождения. Ап. Павел ссылается на мидраш, никак не отраженный в Писании (2Тим.3:8)".


Однако, согласно Википедии, Мидра́ш - это раздел Устной Торы, первое письменное представление Устной Торы - это Мишна, а Мишна была собрана и отредактирована в конце II — начале III века н. э.

Мидраш — Википедия (wikipedia.org)

Устный Закон — Википедия (wikipedia.org)

Мишна — Википедия (wikipedia.org)

Правильно ли я понимаю, что о. Олег ошибся? Шаммай и Гиллель родились до нашей эры, умерли в нашей эре, но при них соответствующие источники были только устными, и что там было - мы ведь не знаем.

Шаммай — Википедия (wikipedia.org)

Гиллель — Википедия (wikipedia.org)

Спасибо!
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
P.S. Или, может быть, есть более ранние письменные источники с цитатами Шаммая и Гиллеля?
 
Крещён в Православии
P.P.S. По поводу Гиллеля (Мф.7:12), я сейчас нашел.
Содержание стиха или выражаемая в нем мысль были известны еще в древности. Гиббон, по-видимому, с целью унизить правило, предложенное Христом, указывал, что оно встречается у Сократа за четыреста лет до Р.X. в таком виде: «чем прогневляют тебя другие, того не делай им». Диоген Лаэрций говорит, что Аристотель, когда его спросили, как нам следует вести себя по отношению к друзьям, ответил: так, как нам желательно, чтобы они вели себя по отношению к нам. Конфуций, когда его спросили, существует ли слово, в котором выражалось бы все, как мы должны вести себя, ответил: не есть ли такое слово взаимность? Чего ты не делаешь себе, того не делай другим. Подобные же выражения приписываются Будде, Сенеке, Филону и раввинам. В Ветхом Завете такого же выражения не встречается. Но древние, жившие до Христа, никогда не выражали с такой силой идеала, как Он. У Аристотеля – о друзьях, в словах Иисуса Христа – о всех людях. У других лиц, высказавших такую же мысль (между прочим у еврейского раввина Гиллеля), правило выражено в отрицательной форме, у Христа – положительно. Далее, справедливо замечают, что Христос, высказав заповедь и положив ею основание естественного права, не выставляет того, что Он хотел выступить с каким-либо новым открытием и указывает, что «в этом закон и пророки» (ср. Мф. 22:40). Однако пророки доходили до этого правила только «едва», как Мих. 6:8. В этой заповеди выражается скорее дух и сущность ветхозаветного закона и чаяние пророков, чем сами их слова.


И про ссылку на мидраш (2Тим.3:8):
Имена волхвов, противившихся Моисею, апостол конечно узнает из иудейского предания. Без сомнения, эти имена часто упоминались и в Ефесской христианской общине действовавшими там лжеучителями.
 
Москва
Православный христианин
Мишнианские тексты были, только, письменно зафиксированы в конце II — начале III века н. э. (раввином Иехудой ха Наси), но сама эта традиция в устном виде существовала со времен Второго Храма.
Шаммай (также Шамай‏‎; 50 до н. э. - 30);
Гиллель (Хиллел Вавилонянин или Хиллел ха-Закен‏‎; 75 до н. э., Вавилония — около 5—10 гг.).
Иудеи до сих пор считают, что истина открывается в дискусе между этими двумя школами.

Христос попеременно в споре с этими школами, цитировал Шаммая или Гиллеля.
 
Последнее редактирование:
Сверху